Роман Карцев и Владимир Высоцкий

    Роман Андреевич Карцев (наст. имя Роман Аншелевич Кац, 1939–2018) – юморист, артист эстрады, театра и кино, Народный артист России (1999).
    Работал наладчиком на одесской швейной фабрике «Авангард», в ленинградском, одесском и московском Театрах миниатюр, а также в Театре миниатюр под руководством Михаила Жванецкого.
    Зрители помнят множество диалогов и монологов Карцева, ставших шлягерами: «Авас», «Экзамен», «Дедушка», «Города», «Полотенце», «Специалист», «Футбол», «Алло, Гриша!», «Кассир и клиент», «Склад», «В гостинице», «Настроение», «Ставь псису!», «Собрание на ликеро-водочном заводе»… Ну и конечно же рассказ про «раков больших, но по пять и маленьких, но по три». Они смешат нас до сих пор, хотя времена и обстоятельства ныне иные, да и таких цен уже не найти.
    Знают его и как киноактера: Роман Андреевич снялся в полутора десятках картин. Самые известные его роли – председатель домкома Швондер в фильме режиссера Владимира Бортко «Собачье сердце» (1988) и скрипач Соломон, живущий на свалке, из трагикомедии Эльдара Рязанова «Небеса обетованные» (1991).
    О своем знакомстве с поэтом и актером юморист вспоминал так:
    «Р. К.: С Высоцким мы были знакомы давно, мы часто выступали на Таганке. После премьерных спектаклей у них бывали посиделки, куда нас приглашали. Я у них как-то играл свой моноспектакль. В других театрах его запретили, а Любимов сказал: «Будешь играть». Володя этот спектакль видел, и потом мне говорили, что он очень хорошо отзывался.
    (Вот как о затее с моноспектаклем рассказывал артист чуть ранее: «Я по своей инициативе предложил трем театрам Москвы после их спектаклей для актеров, друзей сыграть «Шута». Это были Ленком, Театр на Малой Бронной и Таганка. Они с радостью согласились и назначили дни. Но, видимо, кто-то капнул, и два театра отказались – Ленком и Малая Бронная. Я ждал отказа от Юрия Любимова, но он сказал:
    – Не валяй дурака, люди приглашены, будешь играть.
    Я очень волновался: на Таганку ходил весь бомонд, вся театральная Москва… Играл сумбурно… крикливо, жутко потел, но принимали меня благосклонно… И совсем недавно мне кто-то сказал, что Володя Высоцкий сидел в зале, цокал языком и меня хвалил. Его оценка – высшая похвала». (Р. Карцев, «Малой, Сухой и Писатель» (2001), глава «Московская одиссея».))
    М. Ц.: А когда Вы познакомились с Высоцким?
    Р. К.: Очень давно. Сейчас подумаю… Мы начали в Москве бывать где-то с 1962-63 года. Кажется, Высоцкий на Таганке появился не с самого начала, там тогда буйствовал Губенко, был главный на всех ролях. Потом появился Высоцкий, начал играть Хлопушу, другие роли…
    М. Ц.: Высоцкий в Театр на Таганке пришел в сентябре 1964 года…
    Р. К.: Ну я не помню точно по годам… Думаю, что мы познакомились, примерно, году в 1965-м». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Роман Андреевич Карцев» (2008), интервью брал М. Цыбульский.)
    22 ноября 1962 года молодой артист эстрады Рома Кац был принят в ленинградский Театр миниатюр Аркадия Райкина. Вот как много лет спустя он вспоминал о своих первых столичных гастролях с театром: «Играли программу «Избранное» в Театре эстрады. Москва бурлила.
    Какое счастье! Гостиница! Суточные два-шестьдесят. Итого сто пятьдесят рублей в месяц. Богач! Таганка, «Современник» на площади Маяковского, Эфрос, Дом актера… Капустники!.. Харитонов, с которым мы жили в гостинице «Центральной» на Горького, водил меня в ресторан ВТО. Мы гуляли рубля на три. Но зато!.. Оглянулся по сторонам – Стриженов, Гриценко, Ролан Быков, Козаков, Высоцкий, Гердт, и все молодые, а я еще моложе. Крики: «Ты не актер, ты дерьмо!» – «А ты кто? Посмотри на себя, импотент эстрады!» Я слушал, разглядывал, жадно впитывал. Съедал по одиннадцать порций салата из капусты. Все для меня было ново, интересно». (Р.  Карцев, «Малой, Сухой и Писатель» (2001), глава «Ленинград».)
    За два года до описываемых событий, в 60-м, Роман познакомился с Виктором Ильченко и Михаилом Жванецким. Их творческий и дружеский союз продолжался до конца жизни. На протяжении трех десятилетий Карцев выступал в дуэте с Ильченко.
    «В СССР во время номеров этого забавного дуэта – маленького Романа Карцева и высокого Виктора Ильченко – зал рыдал. Юмористов знал весь Союз, а в 1970-х у них «на разогреве» выступала юная Алла Пугачева. В поклонниках у Карцева «ходил» сам Владимир Высоцкий». (Интернет-сайт «VOICE» thevoicemag.ru, 17 августа 2022 г., «Что такое настоящая любовь к женщине: смешная и мудрая цитата Романа Карцева».)
    В начале 1997 года высоцковед Лев Черняк взял большое интервью у актрисы кино Светланы Светличной (она снималась с Владимиром Высоцким в фильмах «Стряпуха» (1965) и «Место встречи изменить нельзя» (1979)). В беседе Светлана Афанасьевна подтвердила факт общения капитана Анатолия Гарагули с актерской компанией: «У нас был общий друг. Толя Гарагуля, капитан теплохода «Грузия». Снимались «Неуловимые мстители» в Ялте, я снималась в «Бриллиантовой руке», все были в Одессе – Володя, Кеосаян, Кочарян. Я была приглашена, когда у меня закончились съемки… А с Толей мы познакомились и их пароходство все время приглашало Высоцкого с Мариной Влади и Ивашова со Светличной в круиз… Марина и Володя были, они воспользовались… Толя нам рассказывал, что Володя с Мариной были у него. Говорил: «Мы идем, плывем и вдруг Марина говорит: «Я хочу купаться». Он останавливал теплоход и Марина плавала посередине Черного моря. Толя приезжал в Москву один раз в году обязательно, может, это был его день рождения, я знаю, что это было весной. Он останавливался в гостинице «Москва» и приглашал Тарковского, Высоцкого, Ивашова, меня, Карцев был. Там очень много было людей, но я тогда не была еще с ними знакома. Это был люксовый номер, очень много народу, счастливая морда Толи с женой… Я помню, что Володя опоздал. Мы уже чувствовали себя привольно, наевшиеся, напившиеся, Толя очень любил угощать… Володя приехал с толстой кипой листов и сказал, что сегодня ночью он написал три новые вещи. Я не помню какие… Он сказал: «Можно, я буду подглядывать», потому что пять часов назад родилась вот эта вещь. Я помню только, что это что-то было запретное… Что-то плана «Охоты…» Это где-то 68-й, 69-й год. Я была приглашена в венгерскую картину «Держись за облака», она лежит в Белых Столбах… Это было в промежутке между 68-м и 70-м годом». (Интернет-сайт «bards.ru» bards.ru, «Интервью со Светличной С. А. о Владимире Высоцком. 04. 03. 1997 г.», беседовал Л. Черняк.)
    Писатель-сатирик рассказывал:
    «М. Жванецкий: Заезжий сатирик был приглашен в качестве свадебного генерала на открытие парусной регаты, и там, стоя возле губернатора, я встретил директора завода «Промсвязь». Есть такой в Одессе – не знаю, что они выпускают. Чем этот завод прославился? Тем, что лет 20 назад… Когда умер Владимир Семенович?
    Д. Гордон: В 80-м году…
    М. Ж.: Ага, значит, 27-28 лет назад у нас должен был там состояться концерт в обеденный перерыв, а накануне в Одессу пришел пароход «Грузия». У его капитана Гарагули на борту часто гостили известные люди. То ли из Батуми, то ли из Тбилиси прибыли Марина Влади и Владимир Высоцкий. Накануне они дали мне телеграмму, что хотят со мной увидеться, а я был тогда грешен: числился режиссером Московского государственного мюзикл-холла.
    У Высоцкого же была в то время мысль сделать русско-французскую программу «Москва-Париж»: «Миша, я пою и говорю по-русски, Марина по-французски. Мы оба на сцене – ведем концерт. Московский мюзикл-холл часто играет в Москве – ну что может быть лучше?». Прекрасная идея! Он спросил: «Где можно вас послушать?» – «Завтра мы: Карцев, Ильченко и я – выступаем в обеденный перерыв на заводе "Промсвязь"».
    Привез их Олег (Халимонов, одессит, непрофессиональный актер, моряк. Был дружен с В. Высоцким с середины 1960-х гг. до его ухода. – А. С.), друг… Подъезжают «Жигули», Олег за рулем, а рядом голая, как я видел, женщина. Оказалось, Марина Влади… В те дни жара стояла неимоверная, и она была как-то раздета… В рамках, но французские рамки – не наши, и поэтому на заводе «Промсвязь» ей выделили плащ-палатку, чтобы укрылась. Ажиотаж поднялся страшный: Высоцкий с Мариной Влади в зале красного уголка.
    Дирекция завода, обком партии – все вокруг них носились, ну как возле шампуров на гриле. Марина уже сидит, а в зале суета, все ходят, как в Мавзолее, кругами… Движение не прекращалось, пока Володя не попросил: «Дайте же посмотреть, ну пожалуйста, я вас очень прошу». В общем, все расселись и мы сыграли.
    Это была одна из памятных встреч». (Д. Гордон, «Шутки в сторону. Михаил Жванецкий: "Всю жизнь я мечтал ездить на «Мерседесе» и лечь в постель с красивой женщиной. Мечтал, добился и тут же получил по мозгам"»: интервью, «Бульвар Гордона» (г. Киев, Украина), № 47, 21 ноября 2006 г., глава «В «Жигулях» сидела голая женщина. Оказалась Марина Влади».)
    Существует еще минимум два публичных рассказа Михаила Михайловича о присутствии Владимира Семеновича на концертном выступлении артистов.
    «Как-то мы с Ромой Карцевым и Витей должны были выступать на заводе «Прогмаш». Вдруг в зал вошли Володя Высоцкий и Марина Влади. Публика сдурела, ошалела – все встали и стали ходить, как в мавзолее, вокруг них. Пока Володя не встал и не сказал: «Граждане, товарищи, садитесь! Вы же пришли на концерт Жванецкого и Карцева. Пожалуйста, дайте нам возможность их послушать!» Все утихомирились, и только тогда мы могли более или менее начать концерт. Володя и Марина слушали меня, Рому Карцева и Витю Ильченко очень внимательно. Рома с Высоцким потом встречались очень часто в поездках, на гастролях. Володя его обожал». (О. Шаблинская, «Малой, Сухой и Писатель. Чем сражал женщин Роман Карцев», «"Аргументы и факты" в Беларуси», № 22, 21 мая 2019 г., глава «"Нееврейский" псевдоним».)
    «Михаил Жванецкий: "Мы выступали вместе на капустниках в Театре на Таганке. Был какой-то юбилей, там еще Любимов был… Володя очень хотел, чтобы был спектакль, – он тащил меня к Любимову: песни Высоцкого и монологи Жванецкого. Этого он очень хотел. Ведь как у нас с Володей получилось? Когда я еще работал в Московском мюзик-холле, мне сказали: «Вы знаете, есть такая заявка на спектакль – подали Владимир Высоцкий и Марина Влади – «Москва-Париж», где они будут ведущими, Марина – на французском, а Высоцкий – на русском языке, а мюзик-холл как бы совершает поездку из Москвы в Париж». Они с Мариной тогда плавали на теплоходе «Грузия», и я получил телеграмму, мы тогда еще не были знакомы: «Миша, не хотите ли встретиться по поводу спектакля». Я пошел встречать теплоход «Грузия», и увидел Высоцкого. И все остальные увидели Высоцкого – к сожалению. Толпа ринулась к нему, я еле пролез на теплоход. Я не знаю, на кого больше смотрела толпа – на Высоцкого или на Марину Влади… Они где-то переночевали, а на следующий день у нас был концерт с Карцевым и Ильченко. Одесса, жара, дневной концерт, 12 часов. И друг Высоцкого Олег Халимонов их привез на этот концерт – Володю и Марину. А концерт был на заводе «Промсвязь», и когда туда приехали Высоцкий и Влади, то руководство вообще чуть не отменило концерт вообще. Никого не интересовали никакие Карцев и Ильченко – когда тут Высоцкий и Марина Влади! Столпотворение, стали приходить люди с других заводов – и тогда Володя встал и сказал: «Простите, сядьте, пожалуйста, давайте вместе посмотрим концерт». Это было наше первое знакомство…"» (П. Сурков, «Высоцкий: вне времени и пространства. Опыт культурологического исследования» (2021), глава «Мне не смешно, когда фигляр презренный…»)
    «М. Ц.: Вы выступали в концертах вместе с Высоцким?
    М. Ж.: Карцев и Ильченко выступали, Вы Романа спросите об этом». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Михаил Михайлович Жванецкий» (2008), интервью брал М. Цыбульский.)
    Американский высоцковед Марк Цыбульский расспросил Романа Андреевича:
    «М. Ц.: Михаил Жванецкий сказал мне, что Вы и Виктор Ильченко выступали вместе с Высоцким. Где и когда это было?
    Р. К.: Это было в Ташкенте за два месяца до смерти Высоцкого, в мае 1980-го. Была жуткая жара. Мы работали по отделениям, работали по три концерта в день. Потом он улетал на съемки, оттуда летел в Москву на спектакли. Возвращался в Ташкент и снова работал с нами. Так что график был очень напряженный.
    Иногда мы с ним ночами болтали. Мы жили в одной гостинице, Володя ночами плохо спал, так что говорили обо всем на свете.
    М. Ц.: Об этих ваших совместных концертах до сих пор я никогда не слышал. Значит, дату их – май 1980-го года – Вы помните абсолютно точно?
    Р. К.: Да, абсолютно точно.
    М. Ц.: Расскажите, пожалуйста, побольше о тех выступлениях: кто их организовывал, в каких залах выступали?
    Р. К.: Кто организовывал, я не помню. У Володи были свои администраторы. Может быть, они нас с Ильченко пригласили? Не помню… Но это были выступления не от Росконцерта и не от Москонцерта. Наверное, было все организовано частным порядком. Где мы выступали, я тоже не помню.
    М. Ц.: Может быть, во Дворце спорта?
    Р. К.: Нет, были какие-то другие залы. Я вот эти вещи никогда не помню». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Роман Андреевич Карцев» (2008).)
    Марк Цыбульский 1 октября 2008 года на интернет-форуме, посвященном жизни и творчеству Владимира Семеновича, поделился своими сомнениями об участии Высоцкого в «ташкентских гастролях»: «Об этих концертах – никто, нигде, никогда, ничего. Сьемок не было, но были отъезды. Правда, с этих отъездов особенно в Ташкент не набегаешься – сперва в Париж на лечение в «Шарантон», потом – в Польшу на гастроли. Я посмотрел график Высоцкого. Реально он мог быть в Ташкенте 9 мая, мог и выступить там, но до и после – невозможно. Карцев абсолютно убежден, что о смерти Высоцкого он услышал через два месяца после тех выступлений. Еще одна интересная загадка для тех, кого интересует биография Высоцкого». (Интернет-форум «Владимир Высоцкий. Творчество и судьба» vysotsky.ws, раздел «Биография Высоцкого», «О Высоцком вспоминает Роман Карцев».)
    Другие воспоминания Романа Аншелевича о совместных с Владимиром Семеновичем выступлениях.
    «– Вам довелось работать на одной сцене с Высоцким за два месяца до его смерти. Каким он запомнился вам именно в то время?
    – За два месяца до смерти Высоцкого мы действительно работали с ним в Ташкенте. Делали по три концерта в день. Володя одно отделение и мы с Витей одно отделение, а потом Высоцкий давал еще два сольника, и у него выходило пять концертов в день. Он сам поставил администраторам такие условия и, конечно, работал на износ. Летал сниматься в Свердловск, летал в Москву играть Гамлета, потом возвращался к нам в Ташкент. При этом выглядел очень хорошо и чувствовал себя нормально, иначе просто не смог бы работать в таком режиме. Он поднимал нас в три часа утра, совершенно трезвый, и мы сидели в номере, разговаривали. Он хотел заработать и построить под Москвой дом для Марины Влади. Я говорил ему: «Володя, как же можно так себя не жалеть?» А он отвечал: «Роман, мне нужно, нужно, нужно…» Через два месяца я уехал в Одессу и там по «Голосу Америки» услышал, что умер Высоцкий». («Живой Журнал» vv-novikov.livejournal.com, 13 марта 2012 г., vv_novikov, «"Мне сложно влезть в сегодняшнюю систему юмора". Народный артист России Роман Карцев о выборах, разговорах с Высоцким и отношениях с Хазановым».)
    Основатель и гитарист вокально-инструментального ансамбля «О чем поют гитары» Константин Шмидт – в беседе (2018) с Марком Цыбульским: «К Высоцкому иногда подключались другие исполнители – Сенчина, Бюльбюль оглы, Карцев с Ильченко. Кажется, один раз был Кобзон». («О Владимире Высоцком вспоминает Константин Августович Шмидт», «В поисках Высоцкого» (Пятигорск-Новосибирск), № 35, январь 2019 г.)
    Контрабасист и бас-гитарист того же ансамбля Владимир Родионов, также бывший с коллективом участником тех сборных концертов, в интервью (2018) все тому же Марку рассказал: «В Ташкенте два концерта в ДК тракторного завода, потом три концерта во Дворце спорта.
    Концерты были часто сборными. Иногда был Полад Бюльбюль оглы, иногда – Карцев и Ильченко. Они работали здорово, не боялись работать с Высоцким. Высоцкий на этих концертах, что называется, пахал, выкладывался по полной». («О Владимире Высоцком вспоминает Владимир Алексеевич Родионов», «В поисках Высоцкого» (Пятигорск-Новосибирск), № 35, январь 2019 г.)
    О мартовских концертах в столице Узбекистана упомянул в интервью высоцковеду Льву Черняку так называемый «администратор Театра на Таганке и Владимира Высоцкого» некто Валерий Янклович:   
    «Л. Ч.: Мартовские концерты в Ташкенте?
    В. Я.: Я не в курсе. Я знаю, что там были какие-то концерты, потому что в Ташкенте были большие программы. Кондаков (Василий Васильевич, концертный администратор, организатор гастролей. – А. С.) брал Дворец спорта, и там работали программы, например, Боярский, Генка Хазанов, Карцев-Ильченко, чуть ли не Пугачева… и ВВ там был сольным номером, тоже отдельно». (Л. Черняк (Брянск), «Валерий Павлович Янклович: "Я достаточно ценю память о Володе"»: интервью, «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 5, август 2012 г.)
    Совместные с Высоцким выступления юмористов случались и ранее. Писатель-сатирик Лион Моисеевич Измайлов (Поляк) вспоминал: «В 70-е годы Рома с Витей много гастролировали и даже не раз участвовали в концертах с В. Высоцким. Я расспросил Рому про Высоцкого, и вот что он мне рассказал.
    "После его смерти объявилось жуткое количество друзей Высоцкого, и с каждым годом их становится все больше и больше. Я другом Высоцкого не был. Мы с ним были в хороших отношениях. Встречались на гастролях. Вместе работали. Бывал я и у него дома. Помню, в Саратове мы работали по отделению. Ночью он звонил в два часа, говорил: «Ребята, давайте ко мне». Мы вставали с постелей, одевались, шли к нему. Отказать ему было невозможно. Всю ночь куролесили, дурачились, он пел"». (Л. М. Измайлов, «Эстрада IS MY LOVE. От смешного до серьезного. Записки юмориста» (2003), глава «Роман Карцев».)
    Еще об одном совместном выступлении артистов пишет журналист, писатель, биограф поэта Федор Раззаков: «20 октября 1977 года Высоцкий был в Ташкенте, где вечером дал концерт на самой большой спортивно-концертной площадке города – во Дворце спорта, вмещающем 10 тысяч зрителей. На этом концерте, организованном ЦК КП Узбекистана, присутствовал сам хозяин республики Шараф Рашидов со своей многочисленной свитой. Помимо Высоцкого, в нем были задействованы многие звезды советской эстрады: Муслим Магомаев, Полад Бюльбюль оглы, Роман Карцев и Виктор Ильченко, ансамбль "Березка"». (Ф. Раззаков, «Владимир Высоцкий: козырь в тайной войне» (2009), глава «1977 год».)
    О том же концерте поклонник творчества барда Владимир Фетисов пишет: «Марк Цыбульский, известный исследователь жизни и творчества Высоцкого, в своей книге «Планета Владимир Высоцкий», написанной на основе воспоминаний очевидцев, так описывает один из концертов со слов музыканта Зиновия Шершера (Туманова): "Концерт организовывало узбекское (верно: узбекский. – А. С.) ЦК партии. Какой-то план они там выполнили… Они организовали этот концерт во Дворце спорта, вмещающем десять тысяч человек. Я тогда работал с оркестром Бюльбюль оглы. Мы были на гастролях в Краснодаре и нас сорвали с гастролей и отправили туда. Когда мы приехали, то поражены просто были, потому что туда собрали и ансамбль «Березку», и Муслима Магомаева, и Карцева с Ильченко… В общем, все лучшие силы.
    Пригласили туда и Высоцкого…"» (Интернет-сайт «nuz.uz», nuz.uz, 22 июля 2015 г., В. Фетисов, «Мой Высоцкий».)
    «15 марта (1979 г. – А. С.) Высоцкий играл Свидригайлова в «Преступлении и наказании» на сцене Таганки. А два дня спустя приезжает с гастролями в Ташкент. Он выступает в сборных концертах, где компанию ему составляют Роман Карцев, Виктор Ильченко, Полад Бюльбюль оглы и др.» (Ф. Раззаков, «Владимир Высоцкий: "Я, конечно, вернусь…"» (2005), глава «1979 год».)
    Рассказ об узбекском выступлении Владимира Семеновича, на этот раз сольном. Сохранилась его магнитофонная запись. Во время концерта, в одной из пауз между исполнением песен, Высоцкий упоминает своих друзей…
    «Снова в Узбекистан Высоцкий приехал летом 1979-го.
    Зарафшан, Летний кинотеатр, 23 июля 1979 года.
    Вы можете представить себе, какая жара в Узбекистане в июле, а Высоцкому приходилось давать пять концертов в день, большая часть в открытом кинотеатре и дул ветер, поднимавший тучи пыли. У Высоцкого постоянно пересыхало горло, он отхлебывал воду из бутылочки, но это почти не помогало.
    Силы таяли, и голос очень страдал.
    Свидетель тех выступлений Зульфия Халилова вспоминала, что на сцене Владимир Семенович стоял буквально с иглами. Только это были иглы для акупунктуры. Их вводили сзади в шею – и так певцу было гораздо легче.
    <…>
    Высоцкий упомянул Романа Карцева и Виктора Ильченко, с которыми выступал вместе в одной программе в прошлые приезды в Узбекистан. Относился Высоцкий к ним очень тепло – как и к автору миниатюр, Михаилу Жванецкому.
    А на одном из концертов даже посвятил Ильченко и Карцеву песню «Всем делам моим на суше вопреки», назвав их настоящими моряками.
    <…>
    Конечно, график у Высоцкого был убийственный.
    Но импресарио Владимир Гольдман очень просил его приехать с этими концертами в Узбекистан, да и Высоцкому были нужны деньги». (Интернет-сайт «ARTVIOLIN» artviolin.ru, «Высоцкий в Узбекистане».)
    Вспоминает музыкант Сергей Шалаев, в конце 1970-х участник одного из популярных в СССР вокально-инструментальных оркестров: «Я успел поработать в Северо-Осетинской филармонии в ансамбле «О чем поют гитары».
    Это 1978 год. Я приехал в Ставрополь. И мы начали работать по четыре концерта в день в цирке Ставрополя. В это же время здесь гастролировал Владимир Семенович.
    А когда переехали в КавМинводы, он уехал сниматься в фильме «Место встречи изменить нельзя». Вместо него приехали Карцев и Ильченко, Градский и ансамбль «Здравствуй, песня». Потом Высоцкий вернулся, и мы еще какое-то время с ним работали». (Интернет-форум «Конференции на Куличках» ubb.kulichki.com, «Владимир Высоцкий», раздел «Вспоминая Владимира Высоцкого…»)
    Встречи и пересечения артистов были не только гастрольные…
    Жена одесского приятеля Высоцкого Олега Халимонова Вероника в интервью пятигорскому журналисту вспоминала: «Когда Володя работал в «Опасных гастролях» у <кинорежиссера Г. Юнгвальда->Хилькевича (1968 г. – А. С.), Олег тоже снимался – во «Внимание, цунами!», в Феодосии. Но потом там все развалилось… И однажды мы вместе обедали в маленьком ресторанчике-«глечике» в Одессе: Володя с Мариной, Жванецкий, Карцев, Ильченко и мы с Олегом. Володя был спокоен, а Марина со Жванецким бурно обыгрывали, как можно было бы снять какой-то фильм». (В. Перевозчиков, «Возвращение к Высоцкому» (2008), глава «Вероника Халимонова», интервью 1999 г.)
    «М. Ц.: В каких еще городах Вы встречались с Высоцким?
    Р. К.: Мы встречались в Ростове, там Таганка была на гастролях и мы тоже выступали. Мы жили вместе в одной гостинице. Встречи были всегда очень душевные. Володя очень уважал нас, а мы его. По вечерам после их спектаклей и наших концертов все встречались – и Володя был, и другие актеры. Мы Таганку очень любили тогда, этот театр был близок нам по духу». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Роман Андреевич Карцев» (2008), интервью брал М. Цыбульский.)
    Позднее Роман Андреевич вспоминал: «В Москве мы дружили с Эфросом, с Театром на Таганке, театром «Современник», кукольным театром. Поэтому они нас приглашали на свои премьеры, на банкеты. Высоцкий, мы были с ним тоже хорошо знакомы. С театром Любимова. Мы жили театром». (Интернет-сайт газеты «Комсомольская правда» kp.ru, 12 мая 2009 г., «Роман Карцев в гостях у «КП». Народный артист России ответил на ваши вопросы».)
    «Мы тоже были знакомы и с Эфросом, и с Любимовым, но никогда не лезли в друзья». («Живой Журнал» vv-novikov.livejournal.com, 13 марта 2012 г., vv_novikov, «"Мне сложно влезть в сегодняшнюю систему юмора". Народный артист России Роман Карцев о выборах, разговорах с Высоцким и отношениях с Хазановым».)
    «Р. К.: Часто мы встречались в гостях у капитана Анатолия Гарагули.
    М. Ц.: В Одессе?
    Р. К.: Нет, в Москве. Когда Гарагуля приезжал в Москву, то часто устраивал встречи в гостинице «Москва» в «люксе» на двенадцатом этаже. Приходили туда поэты, писатели, вечера проходили при свечах. И мы там выступали, и Володя приходил. Встречи наши были всегда очень теплые, но нечастые. А вот за два месяца до его смерти мы работали в концертах. Потом я приехал в отпуск в Одессу и по «Голосу Америки» услышал о смерти Высоцкого.
    М. Ц.: Каким Вам запомнился Владимир Высоцкий?
    Р. К.: Мне запомнилось его очень интеллигентное, тактичное поведение. Казалось бы, в его положении можно было бы и выпендриваться, но ничего такого не было. Он больше нас расспрашивал, чем говорил о себе. Особенно много расспрашивал в Ташкенте. Там мы могли общаться спокойно, без спешки, без шума и гама.
    Физически он был очень крепкий человек. Видимо, он все-таки «подкачивался», когда время было». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Роман Андреевич Карцев» (2008), интервью брал М. Цыбульский.)
    Лион Измайлов в своей книге приводит размышления Романа Карцева о творчестве и личности Высоцкого: «Сейчас послушаешь воспоминания – ну просто ангел. Не был он ангелом. Характер трудный, был он раздражителен, иногда груб. Мог отрезать очень резко. Думаю, это от его болезни. Мне его не понять. Когда он выпивал – был общителен, доброжелателен, улыбчив. Когда «в завязке» – резок, сосредоточен до угрюмости. Вот таким я его видел. Трудно с ним было иногда общаться, но, когда брал гитару в руки, – все уходило в сторону. Петь мог часами. никто не просил. Он пел – и все. Вот это значит талант. Все можно ему простить, все понять и пожалеть. Трудно ему было. Он человек, по сути, добрый, справедливый, это и по песням видно. А вот приходилось все время преодолевать последствия своей болезни». (Л. М. Измайлов, «Эстрада IS MY LOVE. От смешного до серьезного. Записки юмориста» (2003), глава «Роман Карцев».)
    Мнение юмориста о работах Владимира Семеновича в театре:
    «М. Ц.: Театральные роли Высоцкого Вам запомнились?
    Р. К.: Я видел его во многих спектаклях. Когда я смотрел «Гамлета», он себя неважно чувствовал. Это он мне сам сказал. Я был потрясен увиденным, зашел к нему после спектакля, он говорит: «Я себя плохо чувствовал сегодня». Я говорю: «Володя, это было не видно!» Вообще, я по себе знаю, что когда актер себя плохо чувствует, он иногда играет лучше, чем когда он в отличной форме. Спектаклем я действительно был потрясен, хотя сначала, когда я узнал, что Володя будет играть Гамлета, то просто не представлял себе, как это возможно. Володя с гитарой и Гамлет – это как-то в моем представлении не вязалось. Оказалось, я был совершенно не прав!» (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Роман Андреевич Карцев» (2008), интервью брал М. Цыбульский.)
    Карцев возмущался: «Репетировал же Золотухин Гамлета, когда заболевал Высоцкий…» (Д. Гордон, «Роман Карцев: "С Советской властью мы не боролись – она развалилась сама"»: интервью, часть II, «Бульвар Гордона» (г. Киев, Украина), № 47, 21 ноября 2018 г., глава «Я никогда никому не завидовал, а если ревновал – то только жену».)
    В январе 2011 года в Москве Роман Андреевич участвовал в вечере, приуроченном к 73-й годовщине со дня рождения Владимира Семеновича и вручению премий имени Высоцкого «Своя Колея».
    «В студии две декорации: кабинет Высоцкого, с книжными полками и кухня – теплое место дружеских посиделок, чаепития, и творчества. Справа, у сцены, стоит синий «Мерседес», точная копия того, на котором ездил Владимир.
    Ведет посиделки друг Высоцкого Валерий Золотухин с женой Ириной Линдт. Сегодня в студии собрались только друзья поэта (пусть даже некоторые знают Высоцкого только по песням и киноработам). Друзья приходят, как в старые добрые времена застоя, посидят на кухне, побалагурят, анекдоты потравят, вспомнят добрым словом каждый «своего Володю», и уходят по своим делам: Станислав Говорухин, Владимир Меньшов, Вениамин Смехов, Виктор Мережко, Лев Прыгунов, Александр Митта, Андрей Дементьев, Эдуард Хиль, Сергей Безруков, Роман Карцев, Стас Намин». (А. Мешков, «На кухне с Высоцким. 20 января в телецентре Останкино состоялся концерт и церемония награждения лауреатов премии имени Владимира Высоцкого "Своя Колея"», «Комсомольская правда», 21 января 2011 г.)
    «– Я расскажу про наши нелегальные гастроли, – сказал Роман Карцев.
    И только Роман Андреевич взялся вспоминать про Высоцкого, как у него из кармана начала доноситься музыка Моцарта – звонил мобильный телефон.
    – Я извиняюсь – должен ответить, – смущенно сказал юморист». (Т. Трушкова. «Высоцкий не хотел играть Жеглова. На прошлой неделе Первый канал вручил очередную (14-ю) премию "Своя Колея"», «Казанские ведомости» (Республика Татарстан), 1 февраля 2011 г., глава «Карцеву позвонил Моцарт».)
    «Ведущий В. Золотухин: Высоцкий был человеком веселым, любил шутить и любил людей, умеющих шутить.
    Ведущая И. Линдт: Дорогие телезрители! К нам присоединился Народный артист России Роман Карцев (аплодисменты в студии).
    В 60-е–70-е годы, а-а-а, основным источником дохода артиста были так называемые «левые» концерты. Ну, сегодня это дело обычное, а вот во времена Высоцкого за организацию этих концертов и участие в них можно было попасть, как говорится, э (усмехается), «далеко и надолго».
    В. Золотухин: Ха, да, да! (Улыбается.)
    И. Линдт: Роман Андреевич, вы ездили с Высоцким на гастроли в Узбекистан.
    Р. Карцев: Да. Мы работали с ним за два месяца до его ухода – в мае-месяце в Ташкенте. Нам разрешали играть отделение. Разрешали играть отделение. И ему разрешали отделение. А два отделения – уже нельзя! Мы работали с ним три концерта в Ташкенте – в жару, жуткую жару. Он еще работал без нас, по-моему, – один или два концерта. И вечером, часа в два, в три ночи, он звонил. И мы с Витей Ильченко заходили, он говорил: «Заходите! Мне не спится». И мы заходили в номер к нему. И сидели, и вспоминали... Он б... Пили чай – а-а-абсолютно! Потому что – такая нагрузка.
    А почему мы работали «левые» концерты? Что ж было делать!? Во-первых, публика в Ташкенте – она ж не приедет в Москву смотреть...
    В. Золотухин (перебивает): Да ты что!? (Удивленно.)
    Р. Карцев: Не, не, не! Она не приедет – далеко. Поэтому, мы ехали к ней (усмехается).
    В. Золотухин: Ха-ха-ха! (Хохочет.)
    Р. Карцев: Ха-ха-ха! (Тоже хохочет.) Вот. И она была очень довольна. Ап... Ап...
    В. Золотухин: Спасибо! (Аплодисменты в студии.)». (Первый канал, «"Своя Колея". День рождения В. Высоцкого», Останкино, 20 января 2011 г., эфир – 40 января.)
    1 декабря 2011 года состоялась всероссийская премьера фильма режиссера Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой». Романа Андреевича спросили о картине…
    «– Вам довелось работать на одной сцене с Высоцким за два месяца до его смерти. Каким он запомнился вам именно в то время? Был ли он так плох, как нам показали в фильме «Спасибо, что живой»?
    – Я не смотрел фильм и не собираюсь его смотреть, я и так знаю, что это такое. И разговаривал с Сережей Безруковым еще до выхода этого фильма. Смотреть не буду». («Живой Журнал» vv-novikov.livejournal.com, 13 марта 2012 г., vv_novikov, «"Мне сложно влезть в сегодняшнюю систему юмора". Народный артист России Роман Карцев о выборах, разговорах с Высоцким и отношениях с Хазановым».)
    20 января 2014 года Карцев присутствовал в Московском губернском театре на церемонии вручения премий имени В. С. Высоцкого «Своя Колея». (Интернет-сайт «Рhotoxpress.ru» photoxpress.ru, «Роман Карцев».)
    Через три года, в январе 2017-го, Роман Аншелевич также участвовал в вечере, посвященном 79-й годовщине со дня рождения поэта и вручению премий его имени.
    «Накануне 25 января – дня рождения Владимира Высоцкого – состоялась церемония вручения премии «Своя Колея». Она прошла в 17-й раз (неверно, премия вручается с 1997 года. – А. С.). Как отмечают организаторы, ее лауреатами становятся те, кто следует в жизни высоким принципам и идеалам, чья жизнь и творчество созвучны темам поэзии Высоцкого – то есть те, кому сегодня захотел бы посвятить свои стихи и песни он сам.
    Церемония сопровождалась праздничным концертом: любимые публикой, а также малоизвестные песни Высоцкого исполнили его друзья и поклонники из молодой плеяды артистов. Михаил Жванецкий, Роман Карцев и Михаил Задорнов погрузили публику в эпоху, когда жил Владимир Высоцкий: все они так или иначе были с ним знакомы или вместе работали». (Интернет-сайт Министерства культуры РФ culture.gov.ru, 9 октября 2017 г., «"Своя Колея" вновь нашла героев».)
    Роман Карцев резюмирует: «Все наши звезды – Пугачева, Высоцкий – для внутреннего употребления, как говорил Жванецкий. Пытались Киркоров, Машков, Крамаров поехать в Америку. Нет, ни у одного из них не получилось покорить мир! Это могут сделать только наши скрипачи, только балет, только Барышников, портрет которого висит в аэропорту Нью-Йорка. Это наша гордость!» (Интернет-сайт журнала «Казань» kazan-journal.ru, 12 марта 2021 г., В. Урецкий, В. Гаранин, «Роман Карцев: "В Казань я всегда приезжал с удовольствием"»: интервью.)
    Артист эстрады Роман Андреевич Карцев скончался в московской больнице в октябре 2018 года, перенеся, находясь в ней, инсульт-привет. А потом вдобавок был инфаркт, и сердце не выдержало.
    «Роман Карцев… был для позднесоветской интеллигенции такой же культовой фигурой, как и Владимир Высоцкий». (М. Трофименков, «Полпред маленьких людей. Умер Михаил Жванецкий», «КоммерсантЪ», 6 ноября 2020 г.)   
    P. S.
    Роман Карцев, из интервью (2001 г.): «Высоцкий, Жванецкий, Карцев и Ильченко, Райкин – да, да!» (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, Ж. Грачева, «О Высоцком, русской пассионарности и генетике альтруизма», «Примечания».)
    «Имя В. Высоцкого включено в широкий мировой культурный контекст (этот ряд имен-параллелей в некоторых случаях может показаться неожиданным), а именно: А. Пушкин, Н. Некрасов, С. Есенин, А. Блок, В. Маяковский, Дж. Байрон, В. Шукшин, А. Солженицын, М. Ростропович, А. Любимов, И. Бродский, А. Нуриев, М. Барышников, Ж. Беко, Р. Оссейн, Э. Пресли, Б. Окуджава, А. Галич, М. Анчаров, Н. Матвеева, Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Городницкий, Ю. Кукин, М. Зощенко, М. Жванецкий, Р. Карцев и В. Ильченко, А. Райкин, музыканты «Битлз», А. Пугачева, Дж. Дассен, Венедикт Ерофеев, Ю. Коваль, Е. Майоров, А. Марченко, Л. Шепитько, Р. Шнайдер и др. Контекстуальные ассоциативные параллели (порой и контрастные) могут возникать на основе разных ассоциативных оснований: линий судьбы, граней таланта, харизматической мощи, влияния на отдельного человека и нацию в целом и т. д.» (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, Ж. Грачева, «О Высоцком, русской пассионарности и генетике альтруизма», «Примечания».)


Рецензии