Российский колосс

Российский колосс.

Посвящено гению русской оперы и
камерного пения – Фёдору Ивановичу Шаляпину.

Первая часть.

1873 год

В этом году юбилей будет,
Великому Шаляпину.
150 лет, как родился,
Талантливый этот артист.

Он родился в тот год в Казани.
На жизнь и на карьеру же,
Его там сильно повлияли,
События в родной стране.

(Тектонические изменения в судьбе страны)

Произошёл с семьи крестьянской,
Образованье получил,
В частной школе. Затем учился,
В Четвёртом приходском училище.

(В школе Ведерниковой. Потом в Шестом городском
 Начальном двухклассном училище города Казани)

Май 1885 года

Училище закончил Фёдор,
И получил там высший бал.
А к пению он пристрастился,
В церкви – был певчим в ней.

(Его первичное музыкальное образование)
Отличный профильный опыт)

1889 год

Он в драматическую группу,
Серебрякова поступил.
Правда, на должность лишь… статиста.
Но через год – партию спел.

(Зарецкого в опере Чайковского «Евгений Онегин»)

Через три года переехал,
Фёдор Шаляпин уж в Москву.
А через два года – в столицу,
Перебрался в Санкт – Петербург.

(1894 год)

В группе Лентовского петь начал,
В оперной. Но, а начал петь,
Он распеваться в отчем доме,
Вот как об этом вспоминал:

«Опера меня изумила,
А изумило меня то,
Что существует жизнь, в которой,
Люди там обо всём поют.

«А не разговаривают, как это установлено
на улицах и в домах Казани.
«Господи, - думал я, - вот если бы везде, так
Все бы пели, - на улицах, в банях, мастерских!»

«Например, булочник схватив кого – то,
И басом возглашал бы там:
«Вот я тебя в участок отведу – у!»
А тот там тенором взывал:

«Помилуйте, помилуйте служивый - й!»

Судьбу изменил кардинально,
Ему с карьерой – меценат,
Там Савва Мамонтов, московский,
Купец разглядел в нём талант!

И переманил в свой ансамбль:
«Частная русская опера». В нём,
Шаляпин, как солист раскрылся,
С большим диапазонам был.

В книге «Маска и душа» автор,
Шаляпин – те годы назвал,
«Мамонтовские», где играл он,
Важнейшими в жизни своей:

«Я получил тот репертуар, который дал
Мне возможность разработать все основные
Черты моей артистической натуры, моего
Темперамента»

Позже была уже работа,
В «Большом театре», где он пел,
Уж постоянно. Выездная ж –
В столице, в «Мариинском» там.

Международные гастроли,
Также были. В «Ла Скала» пел.
Пел также в США и в Аргентине,
В 1908 году.

Снялся в кино он, в главной роли,
Ивана Грозного сыграл!
Ещё ж отметим, что Шаляпин,
В Таганской выступил тюрьме.

(Стал первым артистом кто это сделал. В 1906 году)

Позже тюрьму эту снесли там,
Театр выстроят потом,
«Театр на Таганке» встанет,
Высоцкий будет в нём блистать.

Вторая часть.

Теперь про сложные моменты,
То – политические уж,
В жизни артиста. Приведут что,
К жизни его во Франции.

К событиям он был всё ж чуток,
В своей стране. Когда же шли,
Стачки рабочих – давал деньги,
Он этим демонстрантам там.

А в ту «Первую мировую»,
На собственные деньги он,
Открывал тогда лазареты,
Для раненных в войне бойцов.

Но - революция настанет…
Как принял ту Шаляпин наш?
В одном слове и не расскажешь,
В «Мариинском» работал он.

И при Советах стал ХУДРУКОМ.
Ничего он не потерял.,
При кардинальной смены власти,
Плюс ещё ж звание дадут.

(Он стал: «Народным артистом Республики» в 1918 году)

Он так и жил себе не бедно,
Успешно, сыто, как артист.
До 1922 – го,
Пока он не уехал в США.

Отправится в США на гастроли,
Он со своей второй женой.
Важный момент – та не осталась,
Заложницей у власти той.

Артисту, значит доверяли.
А он, вдруг … и – не ПРИЕЗЖАЛ…
Совсем долго не возвращался,
Паспорт советский – не бросал.

(Не отказывался от «дубликата бесценного груза»)

И тогда наш же Маяковский,
Написал про Шаляпина,
Причём, там очень возмущённо,
Такие вот, тогда слова:

«Или жить вам, как живёт Шаляпин,
Раздушенными аплодисментами оляпан?
Вернись теперь такой артист назад, на русские рублики,
Я первый крикну: «обратно катись, народный артист Республики!»

1927 год

Там знаковая вещь случилась,
После которой там уже,
Пути назад уже, по сути,
Артисту уже не было.

Пожертвовал Фёдор Шаляпин,
Сборы с концерта одного,
На нужды детей эмигрантов,
Русских, которых много там.

В России же, нашей советской,
Такую акцию тогда,
Встретили крайне негативно,
В прессе шумиха поднялась.

На разных уровнях призывы,
В стране нашей же поднялись:
«Чтоб звания лишить артиста -
«Народного». И… снимут там.

(Сказано – сделано)

24 августа 1927 года

Постановленьем Совнаркома,
Фёдор Шаляпин был лишён,
Званья «Народного артиста»,
И права возвращения.

(В СССР)

То обосновывалось тем там,
Что, мол, «вернуться не желал,
В Россию, тот Шаляпин,
Чтобы обслуживать народ»

«Тот народ, звание артиста которого было ему присвоено»

(В 1956 году «Предложения о восстановлении
Ф. И. Шаляпину ПОСМЕРТНО звания «Народный
артист Республики» рассматривались ЦК КПСС
и Верховным советом РСФСР – но НЕ БЫЛИ ПРИНЯТЫ.
В итоге звание было ВОЗВРАЩЕНО лишь в 1991 году)

Вот так Шаляпин оказался,
Там НЕВЪЕЗДНЫМ в СССР.
Что принесло ему немало,
Печали личные тогда.

Расширило его, однако,
И МИРОВУЮ СЛАВУ там.
На западе же он продолжил,
Кинокарьеру славную.

(В 1932 году снялся в фильме «Приключения
Дон Кихота» озвучивая по – французски)

Третья часть.

Но главное - сцена и голос.
А у Шаляпина же был:
«Высокий бас (или, возможно,
Бас – баритон) и светлый тембр.

И современники его же,
Отметят дикцию певца,
Отменную, полётный голос,
Слышный в самых дальних местах».

(От сцены)

Именно голосом и брал он.
Хотя улыбка, рост и стать,
Молодцеватость, щегольство то,
Работали на образ сей.

(И его песцовая шуба)

Шаляпину повезло также,
Со славой, и её тогда,
Монетизацией. Ведь Запад,
Был полон эмигрантами.

(Русскими. До 2 миллионов. От Северной
И Южной Америк до Европы)

Он стал символом ностальгии,
Как позже Вилли Токарев,
Люба Успенская там также,
На Брайтон – Бич уже потом.

(Правда, уровни совсем разные, справедливости ради)

Воспоминания оставил,
Свои Вертинский о певце.
Причём очные, мощные те,
И чёткие. Вот, что сказал:

«Выступления Шаляпина в Париже
Обставлялись оперной дирекцией
С небывалой роскошью. Чтобы придать
Его гастролям национальный характер,
Была создана «Русская опера». Оркестр
и хор специально выписали из Риги,
декорации писали лучшие русские
художники, что были за границей.
Со всей Европы были собраны лучшие
 Оперные и балетные артисты и дирижёры»

А Александр Бенуа писал:
«Его способность – одним своим присутствием
На сцене потрясать всю аудиторию каким –то
Прямым воздействием, держать тысячи людей
в своей власти, - была НЕВЕРОЯТНОЙ»

Вертинский добавлял там также:
На фоне заката стоял,
Великолепный он, огромный,
Не похожий ни на кого…

На две головы толпы выше,
И улыбаясь, говоря,
С кем – то. Его ж там обступили,
Хотели все руку пожать…

«Меня охватило чувство гордости. Только
Россия может создавать таких колоссов, - подумал я, -
Он – ТОЧНО ПАМЯТНИК САМОМУ СЕБЕ…»

В какой – то момент наши власти,
Всё ж захотят вернуть певца.
Там, как Толстова Алексея,
На писательскую стезю.

Власти воздействовать там стали,
Чрез близкого друга певца,
Максима Горького. Который,
Ему помог книгу писать:

«Страницы из моей жизни»

Фёдор Иванович ответил,
Мягко ему в своём письме,
Категорически, однако,
На главную причину там:

«…Я УБЕДИЛСЯ, ЧТО ЗА ГРАНИЦЕЙ Я МОГУ
 ЖИТЬ БОЛЕЕ СПОКОЙНО, БОЛЕЕ НЕЗАВИСИМО,
НЕ ОТДАВАЯ НИКОМУ НИ В ЧЁМ НИ КАКИХ
ОТЧЁТОВ, НЕ СПРАШИВАЯ, КАК УЧЕНИК
ПРИГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА, МОЖНО ЛИ
ВЫЙТИ ИЛИ НЕЛЬЗЯ…»

А Константин Коровин, близкий,
Певца же друг, оставил там,
Такую запись о парижской,
Жизни Шаляпина тогда:

«Фёдор Иванович же часто,
 Мне говорил, что редко он,
Там вспоминал свою Россию,
Но ночью – видит ту во сне.

«И всегда деревню, где он у меня гостил»

Шаляпин был разносторонним:
Певец, артист, художник же,
Также и скульптор был хороший,
И книги же писал свои.

Умер Шаляпин от лейкоза,
В 1938 – м году…
Гастроли может быть сказались,
Тяжёлые по Азии.

Он дал 57 концертов,
За три месяца до того,
В «37 – м». Нагрузка эта,
И подкосила там его.

Фёдор Иванович Шаляпин похоронен на
парижском кладбище Батиньоль (25 дивизион),
а на могильной плите сделана надпись:
«ЗДЕСЬ ПОКОИТСЯ ФЁДОР ШАЛЯПИН,
ГЕНИАЛЬНЫЙ СЫН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»


Рецензии