Боговоплощение - нисхождение или восхождение?

          Я и Отец — одно.

          Евангелие от Иоанна 10:30



Термин «Богочеловек» впервые изобрёл Ориген, живший в конце II – первой половине III века от Рождества Христова, то есть много лет спустя после появления евангелий и книги Откровения, в которых этот термин напрочь отсутствует. В Богочеловеке, согласно догматам веры, соединены неслитно и нераздельно (прямо квантовая механика!), неизменно и неразлучно 2 природы: Божественная и человеческая.

Догмат о Богочеловеке, под которым понимался предвечно рождённый Бог-Сын, воплотившийся в Сыне Человеческом, утверждался постепенно, на протяжении многих десятилетий и в борьбе с многочисленными ересями.

Так, еретиком внезапно оказался сам Ориген, который и изобрёл этот термин. По учению Оригена, Бог-Сын находится ниже в Божественной вертикали власти. По церковному же канону они равны между собой.

А Александрийский священник Арий и вовсе имел наглость утверждать, что Бог-Сын был только подобием Отца Небесного. Якобы Сын не был наделён Божественными качествами при рождении от Святого Духа, но получил их от Бога-Отца при Крещении тем же Святым Духом, когда глас с небес молвил:

       «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17).

Надо же: небезызвестный сэр Исаак Ньютон придерживался точно таких же еретических взглядов!

Живший 2 столетия спустя после Оригена архиепископ Константинополя Несторий настаивал на двойственной природе Иисуса, который, по его мнению, был полностью Богом и полностью человеком. Такое своеобразное «бракосочетание душ», хотя «к тому времени ортодоксальные христиане уже давно считали, что Христос был единой личностью» [1]. Враги Нестория заявили, что такая двойственность нарушала единство Христа и таким образом превращала его из Богочеловека в простого человека.

К тому же несторианская  ересь утверждала, что женщина не могла родить Бога, а могла родить только человека, в котором воплотилось Слово, Божественный Логос. Аргументы Нестория звучат вполне логично и убедительно:

«От плоти может родиться только плоть, и Бог, как чистый Дух, не мог быть рождён женщиной; создание не могло родить Создателя.

Мария родила только человека, в котором воплотилось Слово; она родила человеческое орудие нашего спасения. Слово приняло плоть в смертном человеке, но само оно не умирало, а, напротив, воскресило и того, в ком воплотилось» [2].

А вот монофизиты (от др.-греч. монос — «один, единственный» + физикс — «природа, естество»), в противовес Несторию, утверждали, что Иисус обладал только одной, а именно Божественной природой, одним-единственным  естеством Бога, но не человека.

Была ещё масса других ересей, с которыми успешно боролась тогда ещё единая христианская церковь. Однако сам факт многочисленных расхождений в вере по вопросу о Богочеловеке и его Боговоплощению, под которым понималось принятие Богом образа человека, говорит о многом. Как-то не укладывается это понятие в обычной человеческой головушке.

Ветхий Завет, из которого вытек Новый Завет, явно не приемлет идею равенства  Бога и человека. Человек — раб Божий, и только!

В устах человека начала нашей эры из Средиземноморья, где зародились древнегреческая мифология, философия и множество религий, идея равенства бога и человека издавна расценивалось как кощунство. Поклонению богу — да, жертвоприношение богам — да, покорность — да. Слиянию бога и человека воедино — нет, равенству бога и человека — категорическое нет.

Есть Бог, есть человек, есть Посредник между Богом и людьми, он же Логос — так учил живший в одно время с Христом богослов и философ Филон Александрийский, бывший апологетом иудаизма и знатоком греческой философии.

В то время в греческой мифологии были широко распространены представления о детях и избранниках богов. Так, небезызвестный Геракл был сыном верховного олимпийского бога Зевса и царской дочери Алкмены — жены фиванского царя Амфитриона. Потому, мол, и совершил свои 12 подвигов. Такова особенность первобытного мифологического сознания, подчёркивающего исключительность человека через акцентирование внимания на его божественном происхождении.

Практически у всех античных полубогов  и героев отцами являлись олимпийские боги. Языческие боги порождали  своих детей в результате обыденного совокупления с земными женщинами и  зачатия последними от их семени.  Подобным образом дело  было и в Египте, где фараоны рождались от семени бога.

Согласно легенде, Будда, как и Христос, родился в результате непорочного зачатия, хотя Богочеловеком он не стал по причине отсутствия в его учении Бога. По преданию, от непорочного зачатия родился 25 декабря и персидский бог Митра:

«Анигита — Мать  Митры — рассказывает:

«Мой сын  Митра  появился на свет ещё тогда, когда о таком боге, как Иисусе Христе, на земле не было и слуха. Я родила  Митру  раньше, чем Майя Будду.  Митра  чудесно  родился  25 декабря в пещере. Рождению моего сына предшествовало появление звезды. Увидев её, три мага пустились на поиски нового рождённого с дарами: золотом, ладаном и миррой, но первыми пришли пастухи, пасшие свои стада около пещеры. Они приветствовали спасителя как бога-страдальца и искупителя грехов, отдавшего жизнь за счастье человеческого рода. Он явился с пылающим факелом в одной руке и с мечом в другой.  Митра  после прощальной вечери умер распятым на дереве и был похоронен в пещере, но вскоре ожил и вышел из пещеры, отвалив тяжелый камень. Он вознёсся на небо, но появился, чтобы судить живых и мертвых» [3].

Вам это ничего не напоминает?

Боги умирали, но гибель богов не означала конца истории. Умирающий бог впоследствии воскресал. Так же, как увядает и воскресает природа в зависимости от времени года. Умирающий и воскресающий бог — это общее культурное наследие древних земледельческих цивилизаций. Практически у всех их он был рождён 25 декабря, в день зимнего солнцестояния.

Христианский канон целиком и полностью заимствовал логику и схему Боговоплощения из более ранних культов близлежащих народов, наделив, однако, христианского Мессию качествами Богочеловека.

Место мудрого человека, пророка Иисуса Христа у иудео-христиан, место Божественного Логоса, не имеющего в себе вообще никакой человеческой природы, согласно учению гностиков, в вероисповедании христиан-ортодоксов занял Богочеловек Иисус Христос, в котором  неведомым образом уживается неслитно и нераздельно Божественная и человеческая природа.

Место бесформенного «Агнца закланного» из книги Апокалипсиса в церковном каноне и Кредо занял евангельский Богочеловек, изначально и необъяснимо сочетающий в себе природу Бога и человека. Место апокалиптического Человека-Победителя, восходящего наверх, к абсолютному совершенству, занял Бог, который был рождён предвечно и  снизошёл с небес в облике простого смертного.

Бога лепит человеческое сознание. Примитивное мифологическое сознание лепит и созидает антропоморфных языческих богов. По мере развития сознания идея Бога всё более абстрагируется, всё больше теряя человеческие черты, всё более отдаляясь от человека. Бог всё больше и больше уносится в небесную высь, в вечность и бесконечность, в неподвластную человеку стихию Духа.

Ограниченному человеческому сознанию гораздо ближе и понятней  имеющая древние корни идея нисхождения Бога и Боговоплощения, чем идея восхождения человека к высотам Духа, слияния человека с Божеством на «седьмом небе» Духовного совершенства. Точно так же,  как ему ближе идея о том, что Солнце вращается вокруг  Земли, а не наоборот.

Поэтому апокалиптический Агнец — Победитель, Сын и наследник Бога — трансформируется в мифологическом сознании в Богочеловека.  Трансформируется благодаря активным усилиям церковных иерархов, сформировавших канон единой государственной христианской церкви.

Так привычней  и доступней народу. Так больше почёта и уважения самому священному сословию. Так проще верить пастве. Верить, но не понимать. Древняя традиция неразвитого, «приземлённого», мифологического, профанного  сознания глушит логику и высшую мудрость Откровения.

Всё, что этому архаическому, младенческому сознанию противоречит — от лукавого, в данном случае от Сатаны и его ученика Антихриста. Так учит канон, опирающийся на власть земную. Но соответствует ли этот канон логике самих священных книг, из которых, собственно, и вылилось христианское  учение?   

Книга Откровения является по времени написания одной из самых ранних, а по значению самой важной книгой Нового Завета. В ней нет никаких указаний, никаких ссылок на личность Агнца закланного, которые так интересуют обывателя, но зато виден ритм, пульсации Космоса. И этот ритм прослеживается спустя 2 тысячи лет в важнейших научных открытиях. В ней нет биографии Христа и нет Богочеловека, зато есть Агнец закланный, зато есть смертный Победитель из рода людского, который «наследует всё». Победитель,  который «достоин принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откр. 5:12). Победитель, удостоенный чести  воссесть на троне Творца, который у христиан почитается как Бог-Отец. Победитель, который призывает простых смертных следовать его дорогой, дорогой Высшей Победы, дорогой восхождения к вершинам Духа и к «небесному престолу»:

           «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём,
           как и Я победил  и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).         

То есть первоначально в Откровении речь идёт не о Боге-Сыне, спустившемся с небес на землю,  а наоборот, о человеке, достойном занять трон Отца! Бог-Сын появляется уже в дальнейшем, уже после смерти Агнца как бы закланного, который по законам Космоса, недоступным людскому пониманию, становится Богом-Сыном. Это может означать только одно: речь идёт именно о восхождении от низшего к высшему, о Человеке, ставшем Богом-Сыном, а не наоборот, как считается в христианском каноне, утверждённом 17 веков назад.

И далее, если следовать логике всё того же Откровения, смертный человек — Агнец закланный, ставший Сыном Божьим, точнее Богом-Сыном, выполняет свою главную спасительную миссию, а именно — Священный брак со «святым городом Иерусалимом» и «первое воскресение к вечной жизни 144 тысяч праведников». Священный брак знаменует начало нового бытия, которое получило в раннем христианстве название Царствие Божие, а в позднем христианстве — Парусия. Именно скорое ожидание этого Божественного Царства было основной движущей силой раннего, первоначального,  коммунистического христианства, в котором богатство считалось греховным, а во главу угла было поставлено полное отречение от мира.

Но на смену первоначальному христианству отверженных пришла государственная католическая (вселенская) церковь. Церковь обрела власть, сравнимую с властью светской, властью Кесаря, императора могущественной Римской империи. Власть государственная и власть церковная объединили свои усилия. В результате объединения и родился канон веры, представленный на суд императору Константину.

В освящённом церковью и государством  христианском каноне двухступенчатая логика движения к Царствию Божию, ясно видимая в книге Откровения,  уже  отсутствует напрочь, о «первом воскресении» церковь вообще не упоминает, а Человек, возвысившийся до уровня Бога, вызывает у  «отцов церкви» чувство священного негодования.

С незапамятных времён канон утверждает под страхом анафемы, что  Иисус Христос, «сущий на небесах», родился чудесным образом от соития Святого Духа с девой Марией. Он — не простой смертный, он — Богочеловек. В нём изначально и предвечно неведомым образом сочетается и природа Бога, и природа человека. Он сошёл с небес, принял человеческий образ, вочеловечился, являясь одновременно  не слитно и нераздельно сущим  с Отцом Небесным.

«Я и Отец — одно», — так  утверждают Библия, церковный канон, а с недавних пор и голографическая парадигма, в которой всё заключается во всём.

Только  смысл этого смелого утверждения в каждом тоннеле реальности свой. Смысл  этого таинства в христианском каноне передаётся как единство уникального и неповторимого предвечно рождённого Богочеловека — Сына Божьего — и самого Бога.

В голографической парадигме это фундаментальное единство части Целого — микрокосма, человека — и самого Целого — макрокосма, Вселенной.

            Я — это Вселенная.
            Я — микрокосм естества.
            Я — искра жизни нетленная
            В пламени Божества.

            Я — это часть Целого.
            Нет Целого — нет меня,
            Голографически зрелого
            Плода неземного огня.

            http://stihi.ru/2020/11/03/861

В восточных же философиях Освобождения  это есть холистическое единство личного Духа — Атмана — и Вселенского Духа — Брахмана.

В разных мировоззрениях есть единство Бога-Сына и Бога-Отца, есть единство Сына Человеческого и Бесконечно Организованной Голодинамики, есть голографическое единство микрокосма и макрокосма, есть единство Атмана и Брахмана. Как гласит Ригведа,

      «Истина одна, мудрецы называют её разными именами».

Однако интерпретации этого единства различны: так, в христианском каноне она исходит из слепой веры во всемогущего и всеблагого Бога, Правителя мира, а не веры в скрытое неизмеримое могущество самого человека. Приход в мир Спасителя, единосущного Отцу Небесному, якобы продиктовано Высшим Промыслом Бога в целях спасения человечества от первородного греха.
 
Согласно канону, Спаситель приходит во славу Отца Небесного, являет миру Высшее Благо, Божественное добро небесного Правителя, воплощённое в человеческом обличье. Бог-Сын якобы зримо олицетворяет собой это Высшее Благо. Далее Бог-Отец якобы приносит в жертву своего Сына, спустившегося с небес на землю и воплотившегося  в смертного человека, который затем принимает крестные муки и гибнет на кресте. Мол, Христос терпел и нам велел. Он воскрес, и мы воскреснем по воле Бога.

Именно этот пример мученической смерти и последующего Воскресения по воле Бога якобы и призван стать спасительным для человечества, направить его по пути Божьему, пути спасения. Такова незатейливая логика ортодоксальной веры.

Если этого догмата нет, то рухнет всё здание веры в искупление от греха и смерти через Бога-Сына, сшедшего с небес и воплотившегося в человека. Но в этом ли нисхождении Бога и его воплощении в Человека заключается истинный смысл Спасения и миссия Спасителя-Мессии?

Может, понять скрытый смысл  этих таинств  нам в какой-то степени  поможет философия неоплатонизма, в которой есть понятия «эманация» и «теургия»?



       Продолжение следует: http://stihi.ru/2023/04/13/791


       Примечания:


1. Эрман Барт Д. «Как Иисус стал богом»
2. А. Тьерри. Ересиархи V века: Несторий и Евтихий, Часть I, гл. 1
3. Цит. по Волгин М.С. «Чудо непорочного зачатия Иисуса Христа» 

       13 апреля 2023 года       


Рецензии