О синтезе науки и религии

Если честно, меня несколько коробит то представление о науке, которое обычно принято у разнообразных неоиндуистов и прочих буддистов. Даже слово "учёные" бывает произносится как "учённые" и подразумевает абстрактный карикатурный образ злобных упоротых фанатиков-атеистов, погрязших в своих недо-теориях и глупых тенденциозных нигилистических научных принципах. В некоторых популярных неоиндуистских книгах эти самые "учённые" стали просто стандартными мальчиками для битья.

Между тем, наука реально образовалась как одна из христианских конфессий: православие, католичество, протестантизм, наука. Это - законнорожденное дитя западной христианской цивилизации. Сначала изучали священные писания, занимались схоластикой и оттачивали логику, введенную Аристотелем. Потом при помощи этой логики стали читать не писания, а книгу природы - и вот вам результат!

В индуизме наука западного типа не возникла и не могла - эксперименты никто не проводил, хотя и были математические достижения. Область приложения сил была существенно смещена в сторону духовности. Тем интереснее то, что когда западная наука докопалась в материи до духовных начал - это оказалось в каком-то резонансе с картиной мира ведических шастр.

Но, конечно, представления о каком-то "синтезе" некой "науки" и какой-то пресловутой "религии" мне сейчас кажутся редкостным маразмом. Есть просто, как минимум, два пути познания мира: сенсорно-логический и интуитивно-логический. Они не существуют в чистом виде и друг друга обычно дополняют в разной пропорции, и, как оказалось, дают один и тот же результат. Удивительное дело! Ну а как иначе? Все-таки мир един - за какую нитку не потяни, вытянешь все то же самое.

"Синтез науки и религии" сейчас больше похож на усиленно продвигаемый неоиндуистами бренд, но морально устаревший и пахнущий нафталином. Слово "синтез" предполагает уже некое исходное разделение того, что нужно в этом синтезе соединять. Между тем, никакого такого существенного разделения между реальной наукой и реальной религией нет и быть не могло, разве что, в воображении некоторых начинающих мыслителей.


Рецензии