Критическая философия Канта и другого субъекта

               
                Доклад на тему
                Критическая философия Иммануила Канта
                (выдержки размышлений субъект-объекта претендующего)


                И чем более я размышляю, тем более две
                вещи наполняют душу мою все новым
                удивлением и нарастающим благоговением:
                звездное небо надо мной и нравственный
                закон во мне.
                Кант

               

     Иммануил Кант достаточно аккуратно, деликатно, с позиции познающего субъекта провел разграничительную линию между миром природы и разумом субъекта. Кант не ограничивает стремление  и осуществление познания, но ограничивает попытки придать познаваемым явлениям характер объективного. Кант, приверженец естествознания, аналитик, логик и практик, задался идеей: возможно ли упорядочить метафизику (философию) как, к примеру,  математику? Философ проанализировал рождение своих идей и дал новое определение идее, отличной от определения Платона. (Идея у Канта - несет в себе цель, побуждающую рассудок к действию.) Не отрицая существование чувственного мира, Кант предлагает отказаться оперировать сверхчувственными понятиями, т.к. они подлежат лишь наблюдению, но не доказательству, а попытка доказательства обернется  противоречием. Здесь я замкну этот  кантовский  круг  - двойное кольцо из логики и метафизики: то, что в последние годы своей жизни Иммануил говорил не «о философских предметах, а о лучших новейших средствах уничтожения клопов», является подтверждением тому, что реальные, не отвлеченные, существенные проблемы  ближе и важнее для их рассмотрения и решения практическим и критически настроенным разумом.
    («Человек по  природе зол» - бытовое утверждение Канта - мысль, высказанная на основании собственного  недоброго (не чувственного или практического, но стихийного, неотвратимого и, к сожалению, массового) опыта  его детства, воспитания, когда из девятерых детей родителя Канта – отца-ремесленника – зрелого возраста достигли три сестры и один брат.
 Закон, выявленный Кантом,  гласит: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства". С уверенностью выскажу мысль, что государство станет правовым в том случае, когда каждая личность будет стремиться к собственному нравственному совершенству, мотивацией чему послужит четкое видение конечной цели или нескольких - благополучная семья, правовое общество, правовая государственность. Государство начинается не с правителя, а с каждого из нас - тех, кто, управляя своей свободой и волей, совмещают их со свободой и волей всех остальных и каждого в отдельности. О неущемлении и совместимости свобод каждого человека справедливо говорил Кант. (Напомню, свобода - это исключительно нравственная категория бытия, и любое извращенное, болезненное  представление о разнузданности не входит в понятие и осуществление свободы.) Человек, бережно носимый матерью в утробе, матерью, которая заботится о своем эмоциональном и ментальном климате, этот человек родившийся, растущий, зреющий в окружении здоровой ласки и  здорового внимания, такой индивид  (личность) продолжает эстафету любви и доброты, переданную ему обоими родителями. Этот закон прост, и ничего ни нового, ни лишнего, ни замысловатого в нем нет. Все ли знакомы с ним?


                Список литературы
Радугин А.А.  Философия: Курс лекций. – М.: Владос, 1995.
Философия: Учебник для высших учебных заведений по ред. д.ф.н. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1995.
Таранов П.С. Анатомия мудрости 106 философов жизнь, судьба, учение в 2-х т.. – Симферополь: «Таврия», 1995.
Курс лекций за 2000 г. под руководством преподавателя философии Ляпунова Е.К., РМАТ Калужский филиал.


Рецензии