Критическая философия Канта и другого субъекта
Доклад на тему
Критическая философия Иммануила Канта
(выдержки размышлений субъект-объекта претендующего)
И чем более я размышляю, тем более две
вещи наполняют душу мою все новым
удивлением и нарастающим благоговением:
звездное небо надо мной и нравственный
закон во мне.
Кант
Иммануил Кант достаточно аккуратно, деликатно, с позиции познающего субъекта провел разграничительную линию между миром природы и разумом субъекта. Кант не ограничивает стремление и осуществление познания, но ограничивает попытки придать познаваемым явлениям характер объективного. Кант, приверженец естествознания, аналитик, логик и практик, задался идеей: возможно ли упорядочить метафизику (философию) как, к примеру, математику? Философ проанализировал рождение своих идей и дал новое определение идее, отличной от определения Платона. (Идея у Канта - несет в себе цель, побуждающую рассудок к действию.) Не отрицая существование чувственного мира, Кант предлагает отказаться оперировать сверхчувственными понятиями, т.к. они подлежат лишь наблюдению, но не доказательству, а попытка доказательства обернется противоречием. Здесь я замкну этот кантовский круг - двойное кольцо из логики и метафизики: то, что в последние годы своей жизни Иммануил говорил не «о философских предметах, а о лучших новейших средствах уничтожения клопов», является подтверждением тому, что реальные, не отвлеченные, существенные проблемы ближе и важнее для их рассмотрения и решения практическим и критически настроенным разумом.
(«Человек по природе зол» - бытовое утверждение Канта - мысль, высказанная на основании собственного недоброго (не чувственного или практического, но стихийного, неотвратимого и, к сожалению, массового) опыта его детства, воспитания, когда из девятерых детей родителя Канта – отца-ремесленника – зрелого возраста достигли три сестры и один брат.
Закон, выявленный Кантом, гласит: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства". С уверенностью выскажу мысль, что государство станет правовым в том случае, когда каждая личность будет стремиться к собственному нравственному совершенству, мотивацией чему послужит четкое видение конечной цели или нескольких - благополучная семья, правовое общество, правовая государственность. Государство начинается не с правителя, а с каждого из нас - тех, кто, управляя своей свободой и волей, совмещают их со свободой и волей всех остальных и каждого в отдельности. О неущемлении и совместимости свобод каждого человека справедливо говорил Кант. (Напомню, свобода - это исключительно нравственная категория бытия, и любое извращенное, болезненное представление о разнузданности не входит в понятие и осуществление свободы.) Человек, бережно носимый матерью в утробе, матерью, которая заботится о своем эмоциональном и ментальном климате, этот человек родившийся, растущий, зреющий в окружении здоровой ласки и здорового внимания, такой индивид (личность) продолжает эстафету любви и доброты, переданную ему обоими родителями. Этот закон прост, и ничего ни нового, ни лишнего, ни замысловатого в нем нет. Все ли знакомы с ним?
Список литературы
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.: Владос, 1995.
Философия: Учебник для высших учебных заведений по ред. д.ф.н. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1995.
Таранов П.С. Анатомия мудрости 106 философов жизнь, судьба, учение в 2-х т.. – Симферополь: «Таврия», 1995.
Курс лекций за 2000 г. под руководством преподавателя философии Ляпунова Е.К., РМАТ Калужский филиал.
Свидетельство о публикации №123041204103