Эсхатология Апокалипсиса и космология науки
Лица не увидать.
Большое видится на расстояньи.
Сергей Есенин
Откроем книгу Откровения (по-гречески — Апокалипсис). Повествует в ней Иоанн, который был на греческом острове, называемом Патмос, «в день воскресный». Не просто был, а
«был в духе и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, первый и последний;
То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам...» (Откр. 1:10–11).
Видения Иоанна были предметом самого пристального изучения отцов церкви, учёных и простых верующих на протяжении почти двух тысячелетий. Интерпретаций было множество. Особенно относительно конца света и Антихриста. Вычисляли «точные» даты конца света — 1000-й, 1037-й (опять 37-й!), 1049-й, 1666-й... — готовились к нему морально и физически, раздавали имущество или, наоборот, укрывались под землёй в убежищах, полных воды и припасов. Психоза было более чем достаточно. Чем больше лишений в какой-то период времени — тем сильнее вера, что конец света не за горами. А его как не было, так и нет. Так же, как нет никакого Антихриста в самой книге Откровения, а есть «зверь, число которого 666». И число это человеческое.
За время, прошедшее с написания Откровения, — почти 2 тысячелетия — представления о мире успели в корне поменяться. Вместо представлений о Земле как «пупе мира», пришла гелиоцентрическая система, согласно которой в центре мира находится не Земля, а Солнце. Потом выяснили, что звёздных светил, подобных Солнцу, во Вселенной насчитывается миллиарды миллиардов. Солнце ничем особенным не выделяется. Разве что наличием планетной системы. А планета Земля выделяется наличием жизни. Вот это уже крайне редкое сочетание, невзирая на неисчислимое количество звёзд. Однако, как бы много их ни было, Космос всё же конечен в пространстве и во времени. Этот факт стал открытием совсем недавнего по историческим меркам прошлого.
Космос рождён во времени и пространстве, и когда-то ему суждено погибнуть. Всего сто лет назад представления о рождении и гибели Космоса, Вселенной вызывали яростное неприятие учёного мира. Теперь же они не вызывают у учёных ни малейших сомнений. Рождение мира в науке с середины прошлого века носит хорошо знакомое название «Большой взрыв» (англ. — “Big Bang”). Сама Вселенная из стационарной и бесконечной стала расширяющейся и конечной во времени и пространстве. «Конец света» и Вселенной стал неизбежен не только в религиозной, но и в научной эсхатологии. Параллельные прямые веры и разума пересеклись на излёте второго тысячелетия нашей эры.
Правда, науке пока не ясно, по какому именно сценарию погибнет вся материальная Вселенная: по сценарию ли бесконечного расширения и тепловой смерти остывшей до абсолютного нуля (по Кельвину) и распавшейся на элементарные частицы Вселенной или же по сценарию огненного пекла Большого сжатия («Большого хлопка» — англ. “Big Crunch”).
А по сценарию Апокалипсиса вывод напрашивается сам собой:
«И увидел я великий белый престол и сидящего на нём; от лица которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим,
И смерть, и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая.
И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 20:11–15; 21:1).
В мифологии всех народов мира «небо» и «земля» являются основными структурными подразделениями единого Космоса. Сам же Космос (от греч. — «порядок», «упорядоченность»; «строение», «устройство»; «государственный строй», «правовое устройство», «надлежащая мера»; «мировой порядок», «мироздание», «мир»; «наряд»; «украшение», «краса») в мифологической картине мира понимается не как привычный человеку XX–XXI веков открытый космос, безбрежные просторы которого бороздят космические корабли, а также отважные космонавты, астронавты и тайконавты, а как «мироздание, понимаемое как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определённым законом (принципом) вселенная». Эти слова принадлежат действительному члену Академии наук СССР и Российской академии наук Владимиру Николаевичу Топорову. Они написаны в статье «Космос» из прекрасной советской энциклопедии «Мифы народов мира», в которой далее отмечается:
«Космос характеризуется “временностью” не только в своём начале (поскольку он возник), но нередко и в конце, когда он должен погибнуть в результате некоего катаклизма (вселенского потопа, пожара) или постепенного снашивания, “срабатывания” космического начала в хаосе. Иногда эта катастрофа Космоса мыслится как окончательная, в других случаях считается, что за ней должно последовать становление нового Космоса (напр., в эддическом “Прорицании вёльвы”)».
Напомним, что первые слова Библии посвящены именно сотворению мира, Космоса, в виде двух его важнейших подсистем: «В начале сотворил Бог небо и землю». Соответственно, гибель старого мира, старых «неба» и «земли», и рождение нового мира, новых «неба» и «земли», описанные в Апокалипсисе Иоанна Богослова, означают гибель одной Вселенной и рождение новой.
Это ли не «конец света»? Это ли не рождение нового мира? Это ли не описание пульсаций Космоса, проходящего цикл смерти-нового рождения? Это ли не выражение смысла «пульсирующая Вселенная» не математическими формулами и физическим абстракциями, а религиозно-мифологической символикой? Это ли не гибель старого, изношенного, отработавшего свой срок и свой век Космоса в «озере огненном» Большого сжатия, на смену которому приходит новый Космос, новые «небо» и «земля»?
Гибель, подсмотренная Иоанном в Духе за 2 тысячелетия до того времени, как наука поставила эти вопросы на повестку дня. Гибель всей Вселенской материи, всех земных форм жизни в результате сжатия Вселенной в изначальный микроскопический объём со сверхвысокой температурой и плотностью, в апокалиптическое «озеро огненное». (Во всяком случае, именно так представляет Большое сжатие современная релятивистская космология).
Уже сейчас гипотеза пульсирующей Вселенной имеет своих очень авторитетных сторонников в стане науки:
«Нет никаких параллельных вселенных. Есть последовательные. Они возникают после Больших взрывов. После последнего появилась наша Вселенная. И мы вместе с ней», — авторитетно заявляет сэр Роджер Пенроуз в статье с многозначительным названием «Вселенная не в своем уме».
А вот что пишет уважаемый Ли Смолин в сборнике «Эта идея должна умереть», считая, что ставшая уже мейнстримной идея — Большой взрыв был первым моментом времени — блокирует научный прогресс:
«Сейчас рассматриваются несколько сценариев того, что случилось в эпоху до Большого взрыва и как эта эпоха перешла в нашу расширяющуюся Вселенную. Два из этих сценариев исходят из гипотезы о квантовом отскоке и известны как “космология квантовой петли” и “геометрогенезис”. Два других — один принадлежит Роджеру Пенроузу, а другой — Полу Стейнхардту и Нейлу Туроку — описывают циклические сценарии, в которых вселенные умирают, давая жизнь новым вселенным. Пятый сценарий постулирует, что новые вселенные возникают, когда квантовые эффекты обращают вспять сингулярности чёрных дыр. Эти сценарии предлагают объяснения того, как могли быть выбраны законы природы, управляющие нашей Вселенной. Они также могут объяснить, каким образом изначальное состояние нашей Вселенной эволюционировало из вселенной предыдущей эпохи. Важно, что каждая такая гипотеза делает предсказания, проверяемые с помощью реальных, выполнимых наблюдений, которые смогут проверить ту или иную гипотезу, опровергнуть её и выбрать правильную».
В сценарии Бесконечно Организованной Голодинамики (БОГ) во главу угла вместо движения материи в пространстве и во времени поставлено движение информации в потоке физического времени, которое и порождает как само пространство (вышеупомянутый “геометрогенезис” Фотини Маркопулу), так и все материальные объекты в этом пространстве. По своей сути это напоминает некий космический голографический Hi-Tech кинематограф, зрители которого наблюдают вселенский суперблокбастер бытия.
В этом космическом голографическом кинематографе физическое время, которое является Вечным двигателем Вселенной, прокручивает некую квантово-информационную «плёнку», существующую на ином, глубинном, холистическом уровне реальности. В космическом голографическом кинопроекторе данная холистическая квантово-информационную «плёнка» проецируется на экран из трёх измерений пространства, в результате чего возникает трёхмерная иллюзия движения материи со спецэффектами сознания под названием «квалиа» — цвета, вкуса, запаха и т.д.
Вне сознания, как известно, нет ни цвета, ни звука, а есть лишь длины и частоты световых и звуковых волн, которые именно сознание раскрашивает в цвета и превращает в звуки. Например, длина волны электромагнитного излучения в диапазоне 620–740 нанометров превращается в нашей мудрой головушке в красный цвет, а длина волны в диапазоне 500–560 нанометров — в зелёный. Это и есть «квалиа», то есть некие качества, которыми психика человека и других одушевлённых существ наделяет мир физики. Вне сознания, психики эти качества не существуют. Причины и способы этой трансформации физического количества в психическое качество составляют так называемую «трудную проблему сознания» (англ. — “hard problem of consciousness”), над решением которой бьётся весь учёный мир. Каково? (По-латыни: “Qualia?”)
Именно такой неортодоксальный, а то и «еретический» (с точки зрения современной научной парадигмы), информационно-холистический взгляд на мироздание и роль в нём сознания способен решить многие научные загадки, начиная от квантовой нелокальности и кончая происхождением жизни и сознания.
У истоков такой информационно-голографической модели мироздания, с одной стороны, стоит всемирно известный американский физик-теоретик Джон Арчибальд Уилер, автор концепции «всё из бита» (англ. — “It from bit”). Его научная жизнь прошла через 3 периода: от «Всё есть материя» через «Всё есть поля» до «Всё есть информация». Последнее утверждение сводится к тому, что информация первична, а материя вторична и производна. Иллюстрирует это положение британский физик и популяризатор науки, лауреат Темплтоновской премии 1995 года Пол Дэвис:
«Обычно мы думаем о мире, как о составленном из простых, подобных сгусткам, материальных частицах, и под информацией понимаем производную характеристику объекта восприятия, относящуюся к особого рода организованным состояниям вещества. Но возможно, что всё наоборот: похоже, что Вселенная на самом деле — шалость первичной информации, а материальные объекты являются её сложным вторичным проявлением» [1].
Ему вторит ученик Джона Арчибальда Уилера — израильский физик-теоретик, лауреат премии Вольфа по физике 2012 года, член Израильской академии естественных и гуманитарных наук Якоб Бекенштейн:
«Действительно, современная тенденция, начало которой было положено Джоном Уилером из Принстонского Университета, состоит в том, чтобы считать физический мир состоящим из информации, которой случайно сопутствуют энергия и вещество» [2].
И далее он отмечает:
«Голография может быть проводником к лучшей теории. <...> Если это и вправду так, то взгляд на информацию как на строительный материал Вселенной найдёт достойное воплощение» [2].
Как раз голография, наряду с информацией, и служит вторым истоком модели Бесконечно Организованной Голодинамики (БОГ). Так, из голографической парадигмы Бома-Прибрама вытекает, что мироздание состоит из двух уровней порядка: свёрнутого в пространстве — импликативного — и развёрнутого в пространстве — экспликативного. Примерно так же, как и мифологический Космос («мироздание») состоит из двух основных структурных подразделений: «неба» и «земли».
Что такое «небо» в мифе? Это не небо у нас над головой. Это символ, метафора для определения некоего недоступного простому смертному иномира, который ассоциируется с мужским, активным, творческим, животворящим началом, утверждает всё та же энциклопедия «Мифы народов мира»:
«Небо — это прежде всего абсолютное воплощение верха, члена одной из основных семантических оппозиций. Его наблюдаемые свойства — абсолютная удалённость и недоступность, неизменность, огромность — слиты в мифотворческом сознании с его ценностными характеристиками — трансцендентностью и непостижимостью, величием и превосходством неба над всем земным; небо простерто над всем, всё “видит”, отсюда его всеведение; оно внешне по отношению ко всем предметам мира, “поэтому оно — “дом” всего мира. Иногда небо является женским началом, матерью, но чаще всего небо — мужское, плодотворящее начало (дождь). Как податель тепла и влаги небо — активная творческая сила, источник блага и жизни: воздух, облака, туман, наполняющие небо, представляются субстанцией человеческой души-дыхания, и при параллелизме микро- и макрокосма небо оказывается душой универсума, воплощением абсолютной “духовности”.
В космогонии появление неба описывается как расчленение хаоса, выделение верха и низа, то есть неба и земли. Их слитность передаётся в мифах также как священный брак неба-отца и земли-матери» [3].
А что такое импликативный порядок в голографической парадигме Бома? По своей сути, это такое же активное, творящее и животворящее начало голографической Вселенной, содержащее в себе в скрытом, свёрнутом, закодированном и недоступном для простого смертного квантово-информационном виде всё на свете:
«Поскольку импликативный порядок является основой, произведшей на свет все сущее, он должен по крайней мере содержать каждую элементарную частицу, которая была или будет; каждую возможную конфигурацию материи, энергии, жизни и сознания, от квазаров до стихов Шекспира, от двойной спирали ДНК до сил, контролирующих размеры и формы галактик» [4].
В голографической Вселенной свёрнутый в пространстве, незримый, недоступный, трансцендентный импликативный порядок по своей сути соответствует мифологическому «небу» мироздания, а экспликативный порядок, развёрнутый в трёх измерениях пространства, напоминает мифологическую «землю» Космоса, не имеющую ни малейшего отношения к планете Земля.
В космологии и космогонии модели БОГ апокалиптический «конец света» можно интерпретировать так: материальная иллюзия, порождённая стремительным потоком физического времени и Жизненной силой Вселенной и имеющая миллиарды миллиардов звёздных и планетарных воплощений, мириады неодушевлённых творений и живых созданий — мимолётных, эфемерных, преходящих «земных» жизней из «Духа животворящего» и «праха земного», обречённых на смерть ещё при рождении — сворачивается в овчинку, сжимается как шагреневая кожа в изначальный мир без пространства и без тока времени, в изначальное суперсимметричное во времени «Божественное яйцо», которое перешло в фазу космического покоя, в очередной космический «Ноев ковчег», внутри которого — все формы жизни в духовном, квантово-информационном, нематериальном состоянии.
Вокруг него — Океан изначального, вечного и бесконечного Хаоса, не структурированного ни пространством, ни временем, ни материей, ни светом жизни. Это «тьма внешняя: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12). Это царство вечной смерти, олицетворяемой Князем Тьмы, который находит там свою бесславную кончину:
«Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны и пойдёт в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится» (Иоанн 17:8).
Переливающееся всеми цветами радуги, массивное, энергичное, видимое лишь изнутри материальное «ничто», существующее лишь в потоке физического времени, находит свой бесславный конец, когда этот поток Времени с большой буквы, физического времени, возникший из асимметрии прошлого и будущего, внезапно останавливается, переходя в изначальное состояние суперсимметрии прошлого и будущего. Это и есть фаза космического покоя, когда «прежнее небо и прежняя земля миновали». Один цикл космического бытия завершается, чтобы впоследствии начался другой.
Состояние «в начале» космического цикла, о котором повествует Евангелие от Иоанна, когда было только животворящее светоносное Слово, воспроизводится в конце этого же цикла:
«Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:3–5).
В этой нулевой фазе космического бытия из мира Вечной Жизни исторгается вовне, «в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк», космический Князь Тьмы — Противник света Жизни — хаос, энтропия, смерть: «и будет мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:10).
Сие узрел Иоанн в Духе, от которого исходят, в частности, «дары пророчеств» (1 Кор. 12:10). В наши дни эти дары называются нелокальным детерминизмом:
«Если теория совершенно точно описывает поведение объектов подобно классической физике (эту особенность теории называли детерминизмом), то она, эта теория, должна допускать мгновенные физические взаимодействия (такую особенность теории назвали нелокальностью).
Это значит, что вся бесконечно большая Вселенная должна иметь размер бесконечно малой точки, и в ней, в духе восточных вероучений, все становится всем и любая часть оказывается равной целому» [5].
Именно таковой голографической матрёшкой, в которой, образно говоря, «бесконечно большая Вселенная» заключается в объёме «бесконечно малой точки», и является голографическая Вселенная в модели Бесконечно Организованной Голодинамики (БОГ). Вся Вселенная на импликативном, внепространственном, квантово-информационном, духовном уровне реальности проецируется в одну бесконечно малую точку, точку элементарного мига между прошлым и будущим.
Эта бесконечно малая точка — квант «размороженного» физического времени, которое является уже не бесправным придатком к пространству, как в теории относительности, а его источником, Творцом и нелокальным Вседержителем Вселенной. Ток Времени порождает поле пространства примерно так же, как электрический ток порождает магнитное поле в окружающем пространстве. Всё сущее в пространстве — экспликативном порядке бытия — берёт начало в потоке физического времени, импликативного порядка бытия, который служит источником как самого пространства, так и любого движения в пространстве и всех видов энергии.
Сам элементарный миг движения из прошлого в будущее, равный планковскому времени, заключает в себе Высшую реальность. Реальность не материальную, но информационную, реальность не «праха земного», но Духа Святого. Именно эта свёрнутая, импликативная нелокальная и нематериальная реальность, насыщенная организацией, или негативной энтропией, служит, как и мифологическое «небо», «воплощением абсолютной “духовности”».
На этом Духовном уровне реальности действует голографическое правило, согласно которому вечность заключается в элементарном миге времени, а весь мир находится в элементарном кванте пространства. Как сказал Лао-цзы с высоты своего высшего, восьмого контура сознания, «Величайшее заключается в мельчайшем». То есть вся история Вселенной — от Альфы до Омеги, от начала и до конца, от сотворения мира и до светопреставления, эсхатологического «конца света» — запрограммирована на этом уровне реальности. Тот человек, которой обрёл к нему доступ, становит пророком и способен предсказывать будущее. Именно таким человеком и является Иоанн Богослов.
Такая голографическая конструкция мироздания не только позволяет, как сказал поэт, «в одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка» [6], но и с лёгкостью объясняет все чудеса квантовой нелокальности и запутанности. Физики и лирики идут разными путями к единому Высшему Знанию, хотя, в отличие от полагающихся на опыты и математику физиков, лирики черпают своё вдохновение напрямую из импликативного порядка. Один из таких великих лириков, по имени Алишер Навои, узрел в полёте вдохновения магическое зеркало чудес:
Не пиала, а зеркало чудес,
Всевидящее око, дар небес,
Весь мир в многообразии своём,
Все тайны тайн отображались в нём.
События, дела и люди, всё,
И то, что было, и что будет, всё.
С поверхности был виден пуп земной,
Внутри вращались сферы, до одной [7].
Это «зеркало чудес» и есть бесконечно малая точка импликативного порядка бытия, насыщенная бесконечно большим количеством информации, из «шалости» которой, по мнению некоторых учёных мужей, возникает каждая элементарная частицу, которая была, есть или будет, каждая возможная конфигурация материи, энергии, жизни и сознания: от квазаров до стихов Уильяма Шекспира, Уильяма Блейка и Алишера Навои, от двойной спирали ДНК до сил, контролирующих размеры и формы галактик, от начала творения и до конца света.
Именно этот свёрнутый энергоинформационный холистический порядок порождает Вселенную в начале начал («Всё через него начало быть…» Ин. 1:3)), именно в него Вселенная возвращается в конце концов, когда порождающий её ток Времени останавливается. В этот миг всё огромное, но иллюзорное пространство, порождаемое током Времени, сворачивается в бесконечно малую точку, а материя исчезает вместе с органически присущей ей энтропией, хаосом, смертью. Космическое голографическое представление окончено. Это и есть «конец света» и конец очередной серии бесконечного сериала вселенского бытия.
Однако и в «конце света» остаётся светоносный ковчег, равный бесконечно малой точке и исполненный Вечной Жизни. «Всё через него начало быть…»
Он вбирает в себя в свёрнутом состоянии всё истинно сущее, а именно — «свет жизни» — организацию, информацию, негэнтропию, Святой Дух, Дух животворящий:
«Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею;
а последний Адам есть дух животворящий» (1 Кор. 15:45).
Именно из него впоследствии БОГ творит новый мир, новый Большой взрыв, новый Космос, новую Вселенную, новые «небо» и «землю». Философия Вечной Жизни в циклической голографической Вселенной предполагает обретение Вечной Жизнью нового «небесного» — импликативного — и «земного» — экспликативного — ареала обитания в новом Космосе.
В данной картине мира все формы «земной» жизни, начиная от простейших безъядерных одноклеточных организмов — прокариотов — и заканчивая крайне высокоорганизованными многоклеточными живыми существами, наделёнными сознанием и разумом, представляют собой воплощение изначальной «небесной» бестелесной, нематериальной Сверхорганизации, мерой которой, по определению родоначальника кибернетики Норберта Винера, служит информация:
«Как энтропия есть мера дезорганизации,
так и передаваемая рядом сигналов
информация является мерой организации» [8].
Организация-информация-негэнтропия (негативная энтропия) является внутренней сутью Жизни как принципа и любой живой клетки — этой простейшей «фабрики жизни» — и любого многоклеточного организма как воплощения этого принципа. В христианстве она имеет устойчивое наименование — Святой Дух:
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа,
Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19).
Кстати, словосочетание «Святой Дух» имеет грамматический мужской род в русском языке и на латыни (Spiritus Sanctus). Однако на иврите, арамейском и прочих семитских языках слово «Дух» передаётся словом женского рода «Руах», в то время как в греческом (Агио Пневма) «Святой Дух» — среднего рода.
В свою очередь, Дух Животворящий есть уже не состояние, а некий целенаправленный процесс организации материи, некий энергоинформационный поток, ток организации, негэнтропии, некая неслучайная творящая сила или энергия созидания жизни.
Бестелесная нематериальная Сверхорганизация, сущая на импликативных «небесах», по своей внутренней сути есть именно тот животворящий «небесный» чертёж, который воплощается посредством энергии физического времени и в клеточных «фабриках жизни», этих элементарных биохимических репликаторах, и в многоклеточных организмах. Причём делает это не случайно, а закономерно. Только это пока некая непознанная наукой закономерность.
Организация, исполненная некой «тонкой энергии», — Дух Животворящий — оживляет «прах земной» из атомов и молекул, вырывая их тем самым из царства смерти. Вместо платонических трансцендентных идей-эйдосов появляются идеалистические биты генетической информации, имеющие некое платоническое существование в мире духовного инобытия под названием НеБО (Нелокальный, Нематериальный, Негэнтропийный Бассейн Организации).
В случае существования закона сохранения Организации можно говорить о круговороте Вечной Жизни во Вселенной, которая циркулирует с импликативного «неба» на экспликативную «землю», порождая клеточные формы жизни, и обратно, на «небеса», в «Царствие Небесное». Такой подход с лёгкостью решает как нерешённую по сей день тайну зарождения жизни на планете Земля, так и по-новому ставит вопрос об эволюции жизни и о жизни после смерти.
Так фантасмагорические видения Иоанна удивительным образом находят свои прямые параллели в науке, в которой одним из сценариев «конца света» является гибель Космоса в «озере огненном» Большого сжатия. Правда, будет этот конец, по мнению науки, очень и очень не скоро — через миллиарды лет.
В этот момент сворачивается в точку пространство, и весь материальный звёздный, плотский мир под названием Вселенная, Метагалактика гибнет. В этот момент остаётся лишь внепространственное и нематериальное истинно сущее мироздания под названием Сверхорганизация, либо Святой Дух. В этот критический момент, момент истины, и открываются Высшие суды, узнаётся «Кто есть кто». В этот момент определяется: либо жить дальше и воскреснуть к новой жизни в новом Космосе, либо найти верную и вечную смерть во «тьме кромешной», где будет «плач и скрежет зубов», муки вечной смерти.
Фантасмагории Апокалипсиса относительно «конца света» и всеобщего «воскресения к вечной жизни» в новом космическом «Царстве Небесном» весьма логично вписываются в модель Бесконечно Организованной Голодинамики (БОГ). Как Вселенная — макрокосм — так и человек — микрокосм — проходят циклы жизни, смерти и воскресения к новой жизни. Циклический круговорот организации отдельного человека, именуемый «жизнь», сопряжён с циклическим круговоротом пульсирующей Вселенной. Это закон для всего живого, подверженного циклу бесконечных перерождений.
Можно это назвать волей Всевышнего, дарующего после смерти «вечную жизнь на небесах» как высшее благо, а можно назвать это законом сансары, законом сохранения Вечной Жизни, подверженной бесконечному круговороту превращений, ибо на смену блаженству на «небесах» вновь приходит «грехопадение» с импликативных «небес» на экспликативную «землю», и цикл повторяется вновь и вновь.
Но в философско-религиозных системах Востока сансара как циклический закон существования Вечной Жизни — это уже не высшее благо, а, скорее, страдание и кармическое наказание, которое надо преодолеть. Есть и путь преодоления — уход в нирвану. Есть и человек, который уже преодолел вериги сансары и ушёл в нирвану. Это Будда. Есть, по поверьям, и Будда грядущего — Майтрейя (Любовь).
Как прикажете понимать такие мистические совпадения различных космологических сценариев — религиозного и научного? Случайность? Опять случайность? Но ведь она далеко не одна.
Продолжение следует: http://stihi.ru/2023/04/10/939
Примечания:
1. Пол Дэвис New Scientist, 30 January 1999
2. Якоб Бекенштейн «Информация в голографической Вселенной», Scientific American, August 2003
3. Н.В. Брагинская «Мифы народов мира»
4. Майкл Талбот «Голографическая Вселенная»
5. Вячеслав Жвирблис «Физика как предмет веры»
6. Уильям Блейк «Прорицания невинности»
7. Алишер Навои «Фархад и Ширин»
8. Норберт Винер «Кибернетика и общество»
10 апреля 2023
Свидетельство о публикации №123041000865