Бродить по Петербургу. V
Бродить по Петербургу. V. «…вошла в Казанский собор…»
При чтении мемуаров я внутренне отметила для себя, что собор, построенный для одной из главных петербургских святынь — списка чудотворной иконы Казанской Божией Матери, являющийся местом упокоения фельдмаршала М.И. Кутузова, переживший революцию, устоявший в блокаду , был ещё и молчаливым свидетелем сердечной привязанности двух молодых людей - Любови Менделеевой и Александра Блока.
Мой специальный визит (Блоковский) выпал на обычный зимний будний день. В соборе было немноголюдно, я купила свечи, огляделась и неожиданно в этом огромном пространстве «увидела» себя, такую маленькую в храмовом объёме, как бы со стороны. Но чувства потерянности не возникло – одушевленные воздух и свет . Странное ощущение - отстраненность от суетности с одной стороны, досада на возведенные и возводимые деревянные городушки (прости им, Воронихин), милые сердцу образы на иконах, и – сейчас пишу и понимаю, что не помню ни одного звука под сводами – сосредоточенность и комфорт. Я и раскрывающийся для меня храм.
Начала обход внутреннего пространство собора от входных дверей против часовой стрелки – по левому нефу, вдоль ряда окон с северной стороны, смотрящих на Невский проспект. Ничего похожего на каменную скамью, о которой упоминается в мемуарах…
За углом налево - внутрихрамовое захоронение. Плита, литое ограждение. Ключи от взятых городов на стене, Андреевский флаг. История побед на расстоянии вытянутой руки. Гробница Кутузова. Она стала источником вдохновения для А.С. Пушкина, написавшего в 1831 году знаменитое стихотворение «Перед гробницею святой…». Александр Сергеевич стоял у этой ограды, на этих плитах. Оторопь, если честно, – ведь никаких реконструкций – под ногами та самая, более чем двухсолетняя, мозаика.
Прочитала потом, что пол внутри здания облицован серым рускеальским мрамором из-под Сортавалы и розовым белогорским мрамором (из-под Кондопоги в Карелии). Полы и ступени алтаря, амвона, царского места облицованы малиновым шокшинским кварцитом (Карелия). Эта же порода вместе с черными шунгитовыми сланцами – в виде вставок в полах собора. И вообще – все материалы, использованные при строительстве, – чисто российские. И архитектор – гений из бывших крепостных, и руки мастеров-стоителей – русские руки.
Импортозамещение с царским размахом, и никаких санкций не понадобилось – захотели и сделали. На века. Есть чем гордиться и на что равняться.
Вдоль центрального нефа собора стоит очередь на поклонение главной храмовой святыне – иконе Казанской Божией Матери. «Я не подошла к богатой и нарядной в бриллиантах, чудотворной иконе, залитой светом». http://kazansky-spb.ru/texts/oikone
Вижу как люди проходят к подсвечнику неподалеку от иконы, минуя очередь, просто поднимаясь по ступеням амвона.
Подхожу. Ставлю свечи. Сосредоточена. Думаю о своём, животрепещущем. Прозрачное окно киота, защищающее лик Богоматери, и отражает язычки пламени, и льёт свет. Показалось?
Отмечаю, что после касания святыни каждым из прикладывающихся, стекло протирает (с дезинфицирующим раствором) стройная миловидная служительница. Постковидная бдительность. Логично.
Продолжение: http://stihi.ru/2023/04/10/6474
Свидетельство о публикации №123040903000