Бродить по Петербургу. V

Начало: http://stihi.ru/2023/04/09/1927


Бродить по Петербургу. V. «…вошла в Казанский собор…»


            При  чтении  мемуаров  я внутренне отметила для себя, что  собор, построенный для    одной из главных  петербургских святынь — списка  чудотворной иконы Казанской Божией Матери, являющийся местом упокоения фельдмаршала М.И. Кутузова, переживший революцию, устоявший в блокаду , был ещё и молчаливым свидетелем   сердечной привязанности двух  молодых людей - Любови Менделеевой и Александра Блока.

            Мой специальный  визит (Блоковский)   выпал на обычный зимний будний день.  В соборе было немноголюдно, я купила свечи, огляделась и  неожиданно в этом  огромном пространстве «увидела» себя, такую маленькую  в    храмовом объёме,  как бы со стороны. Но чувства потерянности не возникло –  одушевленные воздух и свет . Странное ощущение - отстраненность от  суетности с одной стороны, досада на  возведенные и возводимые деревянные городушки (прости им, Воронихин), милые сердцу образы на иконах, и – сейчас пишу и понимаю, что  не помню ни одного звука  под сводами – сосредоточенность и комфорт.  Я и раскрывающийся для меня храм.

            Начала обход внутреннего пространство собора  от  входных дверей  против  часовой стрелки – по левому нефу, вдоль  ряда окон с северной стороны, смотрящих на Невский проспект. Ничего похожего на каменную скамью, о которой упоминается в мемуарах…

            За углом налево -  внутрихрамовое захоронение. Плита, литое ограждение. Ключи от взятых городов на стене, Андреевский флаг. История побед на расстоянии вытянутой руки. Гробница Кутузова. Она стала источником вдохновения для А.С. Пушкина, написавшего в 1831 году знаменитое стихотворение «Перед гробницею святой…». Александр Сергеевич стоял у этой ограды, на этих плитах. Оторопь, если честно, – ведь никаких реконструкций – под ногами та самая, более чем двухсолетняя, мозаика.

            Прочитала потом, что пол внутри здания облицован серым рускеальским мрамором из-под Сортавалы и розовым белогорским мрамором (из-под Кондопоги в Карелии). Полы и ступени алтаря, амвона, царского места облицованы малиновым шокшинским кварцитом (Карелия). Эта же порода вместе с черными шунгитовыми сланцами  –  в виде вставок в полах собора.  И вообще – все материалы, использованные при строительстве,  – чисто российские. И  архитектор –  гений из бывших крепостных, и руки мастеров-стоителей – русские руки.

            Импортозамещение   с царским размахом, и никаких санкций не понадобилось – захотели и сделали. На века. Есть чем гордиться и на что равняться.
 
            Вдоль центрального нефа собора стоит очередь на поклонение главной храмовой святыне – иконе  Казанской Божией Матери.  «Я не подошла к богатой и нарядной в бриллиантах, чудотворной иконе, залитой светом». http://kazansky-spb.ru/texts/oikone
            Вижу как люди проходят к подсвечнику неподалеку от иконы, минуя очередь, просто поднимаясь по ступеням амвона.
            Подхожу. Ставлю свечи. Сосредоточена. Думаю о своём, животрепещущем.  Прозрачное окно киота, защищающее лик Богоматери, и отражает  язычки пламени, и льёт свет. Показалось?

            Отмечаю, что после  касания святыни каждым из прикладывающихся,  стекло протирает (с дезинфицирующим раствором) стройная миловидная служительница. Постковидная бдительность. Логично.


Продолжение: http://stihi.ru/2023/04/10/6474


Рецензии