По конкурсу Служение
http://stihi.ru/2023/04/08/2565 - Итоги конкурса
Конкурсное задание в этот раз формулировалось очень просто:"Служение. Раскрыть смысл этого слова сюжетом своих стихов". Конкурс намечался ко Дню Защитника Отечества, но потом быстро вышел за рамки этой темы и получился очень интересным с точки зрения содержания стихов. Стихи рассказывали о множестве разных видов служения, и почти каждое стихотворение пробирало до слез - как же много среди нас неравнодушных и преданных долгу людей, оказывается! Заявок поступило много - я рассмотрела 43 произведения, не считая внеконкурсных, и почти о каждом мне хочется сейчас сказать что-то доброе. Поэтому прошу прощения у пятерых членов Жюри, представивших свои стихи вне конкурса: в этот раз я не буду публиковать их произведения, зато все внимание, весь объем статьи отдам тем, кто в этом гораздо больше нуждается - участникам конкурса, многие из которых пока еще не достигли своих личных высот мастерства стихосложения.
По предыдущим разборам мне показалось, что мои публикации текстов и комментарии к ним нашим участникам нужны: они вдохновляют их на новое участие в творческом соревновании и помогают увидеть свои тексты со стороны. По своему опыту знаю, как замыливается глаз на собственное творение, где порой не замечаешь очевидного! И я подумала, что в случаях, когда тема конкурса вызвала интерес и поступило большое количество заявок, я не стану в обязательном порядке распечатывать в статье все внеконкурсные стихи: наши мастера и сами знают, что они талантливы, иначе бы они не работали в ТМА судьями! А вот в учебных конкурсах ТМА со сложным заданием, когда заявок набирается мало, внеконкурсные варианты моих коллег - это бесценная помощь для меня. И не только для меня - для всех читателей статьи по итогам конкурса! Чем больше материала, тем интереснее и глубже можно написать обзор.
Начинаем читать стихи. В теме «Служение» преобладал жанр рассказа в стихах, отличный от жанра пейзажной поэзии, в стихах конкурсантов на первом месте стоит содержание стихов, а не описательная часть и разные приемы создания образов, поэтому в этом обзоре я буду все внимание уделять именно содержательной части: что автор понимает под словом «служение» и каким способом он это доносит до нас. И еще... Из множества вариантов служения, я старалась отбирать в статью те стихи, где увидела наиболее неэгоистическое служение, где присутствует элемент жертвования себя «за други своя»...
*********************************************
2. СЕГОДНЯ ОНА ЕГО АНГЕЛ. ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА
Она работает медсестрой лет десять
в отделении хирургическом,
а так же санитаркой, сиделкой -
рук не хватает катастрофически.
Больные ласково её зовут сестрёнкой.
- Всё обойдётся, - глядит на них с тревогой,
и в каждом видит маленького ребёнка,
и в каждом Бога.
Это только так говорят, что умирать не страшно -
очень страшно! - она это читает
в глазах умирающих, и в каждом,
будто сама умирает.
001010010001010
10100100010
010010010
10010010
Слушает, спешит - кто-то в бреду смеётся,
поправляет сползшее одеяло,
трогает лоб - дай Бог, обойдётся...
Сегодня она его ангел.
Стихи написаны вольным стихом в тонической системе стихосложения (есть рифмовка строф, но число Иктов свободное - везде разное). Свободные формы - на большого любителя, к которым я себя не отношу, но и звучание, и содержание этих стихов мне нравится: стихи о медсестре, которая « в каждом, будто сама умирает» и «в каждом видит маленького ребёнка, и в каждом - Бога». Сильное произведение!
5. ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ. МАРИНА ШИРМА-ИГНАТОВА
Нацепив массивную разгрузку,
АКМ закинув на плечо,
Уходил на фронт парнишка русский.
На лице не дрогнул даже мускул,
Только взгляд, казалось, обречён.
Был обычным троечником в школе,
Неказист, немного конопат:
Жизнь любил и русское раздолье
И мечтал пахать родное поле,
Но пришлось взять в руки автомат.
Пережил жару, туманы, слякоть
Не один кровавый ближний бой.
Поубавил нечисти он всякой,
А перед решительной атакой
Снился сад с приземистой избой...
Он вернулся под российским флагом,-
Непреклонный воин и герой,-
Но к несчастью не парадным шагом.
Только вечной памятью отвага
В сердце будет жить боец родной!
Пронзительные стихи, написанные пятистрочной строфой о простом русском парне, который «мечтал пахать родное поле, но пришлось взять в руки автомат», о человеке, вернувшимся с войны «под российским флагом» и оставшимся в сердцах соотечественников «непреклонным воином и героем». Стихи о героизме, увы, самого что ни на есть сегодняшнего - нашего времени.
6. РОССИЙСКИМ ВОИНАМ. АННА ШЕР
Братья! Российские воины!
Нам никогда не забыть
Чести, что вы удостоены
Родину нашу хранить.
Вы все герои и знаете
Главный закон бытия,
Вы каждый день полагаете
Душу за други своя.
Глядя на подвиги ратные,
Что за пределами сил,
Солнце взойдёт незакатное,
И расточатся врази.
Сердце за каждого молится,
Духом исполнена плоть.
Вас сохрани Богородица,
Благослови вас Господь!
Стихи монолог, написанные в эпистолярном жанре, как обращение наших современников к тем, кто встал на защиту страны. В данном случае мне нравится прием включения в текст старославянских форм русского языка - практически цитат из Псалтири: «Вы каждый день полагаете душу за други своя» и «Солнце взойдёт незакатное и расточатся врази». Совмещение двух стилей языка - современного и древнего, здесь как нельзя лучше передает настроение и мысли автора. «Сердце за каждого молится!»
7. ВСТАВАЙ, СТРАНА! АЛЯ ВОРОНКОВА
«Вставай, страна!» - поются эти строки
НАРОДОМ, как и много лет назад перенос (в народе)
В России! Да, мы в мире одиноки,
Но поднимает голову Солдат,
Берёт рюкзак, бельё и пару ФОТОК,
Иконку, что висела на стене,
Ведь только он сегодня, а не кто-то,
Поможет нашей Родине В ВОЙНЕ.
Пусть не узнают слёз его ресницы,
И станет лёгким самый тяжкий груз…
Помогут Бог ему,
природа,
птицы,
И беззаветно любящая Русь!
Он не один – все павшие когда-то
За право русским быть, по-русски петь,
Сегодня с ним!
...Я провожу Солдата
В осеннюю лихую круговерть
И помолюсь за тех, кто встанет рядом
С его плечом и с ним разделит бой,
Во имя жизни бой!
Не за награды
Сегодня он прощается со мной -
Не за блага, не за краюшку хлеба,
А потому, что кровь едина в нас,
Идёт мой сын туда, где плачет небо
И люди с местом жительства «Донбасс».
Концовка стихотворения много лучше его начала. В начале и фраза «поются народом», где еще и перенос внутри строки коряв, не идеальна, и слово «фотки» - совсем не для поэзии такого жанра, и выражение «поможет В ВОЙНЕ» - не самое удачное. А вот концовка стихов - вся последняя строфа - просто замечательная!
8. О ДУШЕ. УЛЯ ПОЛИКАРПОВА
Задумавшись, работу отложу,
ладони на колени праздно брошу...
Исправно я душе своей служу,
и каждый день не понапрасну прожит.
Казалось бы - ну что мне взять с неё,
наукой не доказанного дива?
А вот поди ж ты - Бог в душе живёт,
и совесть зреет яблочным наливом.
И не предать её, не обмануть,
не потерять средь суетности вечной.
Душа стучится острым клювом в грудь -
живой и тёплый воробьиный птенчик.
Когда вокруг ненастье и хандра,
и кажется - не выдюжить до мая,
поблекшую от горестных утрат,
её дыханьем жарким согреваю,
кормлю надежды крошками с руки,
пою водой из дедова колодца.
И зажигаю в темень маяки -
авось, созвучный кто-то отзовётся.
...Закончив путь, труды свои верша,
я выльюсь через край туманом сивым.
Тогда склонится надо мной душа
и, может, скажет мне за всё спасибо.
Мне очень нравится легкость чтения и мелодичность этих стихов, хорошо подобранные рифмы, грамотная речь. Стихи не столько о служении, сколько об умении слушать голос совести («Исправно я душе своей служу, и каждый день не понапрасну прожит»), что в общем-то неотделимо от любого служения. А какие здесь замечательные образы: «Бог в душе живёт, и совесть зреет яблочным наливом», «Душа стучится острым клювом в грудь - живой и тёплый воробьиный птенчик», «кормлю надежды крошками с руки, пою водой из дедова колодца. И зажигаю в темень маяки - авось, созвучный кто-то отзовётся». На мой вкус, это лучшее стихотворение в пакете!
11. СУЗДАЛЬСКИЙ ТВОРЕЦ. СЕНЯ ПРОТУБЕРАНЦЕВ
Юнец-послушник
рисует солнце.
Сусальный Суздаль
рассвету рад.
Летают тучки,
как веретёнца,
Готовят дождик
на древний град.
Монаший отрок
рисует дождик -
Как жаждал Суздаль
гостинца туч!
И кистью сверху,
почти художник
Дал знать, что ветер
Вовсю летуч!
Муж-живописец
рисует ветер,
Что сдул на Суздаль
дождинки вниз.
Колоколами
встречает вечер
Ультрамарины
небесных риз.
Иконописец
рисует звоны,
Что просят Бога:
"Скорей явись!"
На Божьем лике
глаза бездонны,
Из храма миро
струится ввысь.
Свят стенописец -
преклонный инок,
Взглянув на полночь,
закрыл глаза...
Дремотный Суздаль
до камня вымок:
Перед рассветом
прошла гроза.
А этот автор меня приятно удивил - каждый раз я негодую на неряшливость и разговорность его поэтической речи, а здесь даже почерка не узнала - прекрасная поэзия! Почему бы ему всегда таким языком не писать? Очень светлые и чистые стихи получились о монахе - художнике, расписавшем храм Суздаля. Как будто сам видишь, как он «рисует звоны», и «из храма миро струится ввысь». Это метафоры, конечно, но какие выразительные! А эта чудная фраза: «дремотный Суздаль до камня вымок»!! Вот так и дальше держать, Сеня!
12. ТРУД УЧИТЕЛЯ. ЛИНА ЧИРКО
Люди помнят, что во время оно
Был престиж профессии высок.
Нынче утверждают БЕСПАРДОННО,
Что во всём виновен педагог.
Образ монстра с длинною указкой,
С проповедью истин прописных
Стал ХОДЯЧЕЙ ОБИХОДНОЙ СКАЗКОЙ
В силу чьих-то штампов должностных.
Есть и те, кому привычно мненье:
«В школу неудачники идут».
Между тем не служба, а служение
ВАми вЫставленный нА смех трУд.
Творчество иль нудная работа,
Если день за днём, за классом класс?
И урок разыгран, как по нотам, -
Ты артист, ваятель - иль схоласт?
Сколько было выслушано мнений
О судьбе героев лучших книг!
Сколько нестандартных сочинений –
Как талантлив каждый ученик!
…Ты и утешитель, и психолог,
И поверенный в делах ЛЮДСКИХ…
Сколько бед, душевных травм тяжёлых,
Сколько судеб детских непростых -
Всё через себя! Работы - ЛАВА.
Язвы общества, проблем букет.
Каждый обвинить имеет право.
Возразить не можешь – права нет!
Может, где-то и халтурит кто-то -
Всех им уподобить не спеши.
Ведь учитель – вовсе не работа,
Это состояние души!
Совсем другой способ подачи темы - содержание богатое, с ним невозможно не согласиться, а изложение - прозаическое, слегка казенное даже, как заметка в газету. И слово «беспардонно»- не для поэзии, и оборот «ходячая обиходная сказка» - так себе оборот, если не сказать хуже... Строка с многосложным словом «вАми вЫставленный нА смех трУд» прочитывается тяжко и портит мелодию, хочется немного разнести места фонетических ударений простой перестановкой слов:«вАми нА смех вЫставленный трУд». «Работы - ЛАВА» - тоже наспех придуманное взамен прижившегося «работы - море»... А по содержанию интересно - нужная тема!
14. АРКТИКА. В ОБЪЯТЬЯХ МЁРЗЛЫХ ВОД. ОЛЬГА БУРЫГИНА
Арктика. В объятьях мёрзлых вод
Караван военных кораблей,
Завершая доблестный поход,
Достигает новых рубежей.
Разбивая ледяной покров,
Ледокол прокладывает путь,
Чтоб для флота не было оков -
С заданного курса не свернуть.
Тихий ход военных кораблей,
И вокруг дрейфующие льды...
Череда арктический морей перенос
Позади. Край вечной мерзлоты -
Царство ледников, зимою ночь перенос
Беспросветна, солнца не видать,
Неустанно шторм готов толочь перенос
Снег, кружить и к небесам швырять.
Здесь нравится нестандартность примера служения - работа на ледоколе в арктических морях! Стихи почти хорошие, только чуть недоработанные: слишком много в них переносов - начал предложений в середине строки, что допустимо в эпистолах, но портит мелодию и общее впечатление в рассказах в стихах и в лирике. А исправить это легко - немного переставить слова, изменить предложения.
15. МЕДСЕСТРА КОВИДАРИЯ. НИКОЛАЙ МАКСИКОВ
Забыты тушь, помада, бигуди,
а респиратор «породнился» с кожей.
Ей говорят: раз трудно – уходи.
Она в ответ: «Но кто-то же ведь должен!»
Но кто-то должен быть сегодня там,
где враг незримый цепко горло душит,
где смерть коварно ходит по пятам,
и стон людской до боли давит уши.
Где от жары течёт по телу пот,
слезит глаза и хочется забыться…
Но день за днём она идёт вперёд,
неся кому-то жизнь в обычном шприце.
Тому, кто скажет: да какой там долг!
Она за деньги рисковать готова, –
отвечу без раздумий: кто бы смог
идти на риск и раз, и два и снова,
сжимая деньги, словно оберег,
не слыша голос внутреннего зова,
забыв, что ты – такой же человек
и от беды ничем не застрахован?!
Она идёт – без отдыха и сна,
ни почести не требуя, ни льготы:
сестра, подруга, дочка, мать, жена –
идёт вершить привычную работу.
Стихи посвящены служению медиков, работающих в красной зоне, тем, кто «забыв, что ты – такой же человек и от беды ничем не застрахован», «без отдыха и сна, ни почести не требуя, ни льготы» «идёт вершить привычную работу». Хорошо написанный рассказ в стихах по теме конкурса - все замечательно! Разве что неологизм «слезит»...
18. ПИМОКАТ. ГАЛА ГАЛКА
Несёт сорока по округе слухи,
Живёт неподалёку пимокат.
В работе весь, как схоронил старуху.
От Бога руки! Чудеса творят!
И не за деньги, за вина чекушку,
Кому-то за домашнее сальцо,
За «Беломор», за табака осьмушку
И просто так, за доброе словцо.
Не мыслит жизни он без КИСЛОЙ ШЕРСТИ! ????
Проснётся, встретит с рюмочкой восход
И, осенив, себя крестом трёхперстным,
Часов не замечает, спину гнёт.
Бывает пробурчит: «Давай, работай
Покуда не развяжется пупок».
И растворяется опять в заботах...
Но вдруг в Сочельник разом занемог.
К кровати хворь проклятая прижала.
Не оклемался, помер старичок.
Осиротел домишко обветшалый,
Погас в оконце лампы маячок.
Людской поток сюда несчастьем прерван,
Забыто всем местечко чудака.
Но лишь порхнёт зима снежинкой первой,
Достанут валенки из сундука.
Те валенки, что не сносить и сроду.
Ногам на радость щеголяй село!
И тут воскреснет в памяти народной
Забытый мастер, щедрый на тепло.
Стихи написанные не со стороны, а как будто словами очевидца, человеком, который лично знает своего персонажа и говорит с ним на одном языке - так, по крайней мне, мне показалось. Это живые и добрые стихи. Про «кислую шерсть» только не поняла: терминологии изготовления валенок не знаю, но думаю, что и многие читатели тоже, поэтому я бы чем-то заменила этот оборот. Наблюдение про «проснется, встретит с рюмочкой восход» почему-то не порадовало - не исполнением фразы, а характеристикой персонажа, «щедрого на тепло»...
20. ЕЙ НОЧАМИ БЫВАЕТ НЕ СПИТСЯ. ГАЛЛА ОСТАП
Распрощались давно со школой
забияки, вруны и задиры,
и отличники, и заводилы -
позабылись их лица нескоро
Марьивановной - к ним терпеливой,
неустанной, бессменной, бессонной.
Ей ночами бывает не спится -
и урок нескончаемо длится:
Иванов у Петряевой снова,
что-то списывает, а Евсеев,
липнет к Насте, старосте класса,
но не нравится двоечник Насте.
Ну, хотя, может быть, не совсем так -
Марьивановне ясно без слов.
А теперь те тихони, задиры:
капитаны и командиры,
правят временем, правят миром.
Ей спокойно за учеников.
Здесь, по всем приметам, мне надо бы брюзжать на то, что не везде есть пара для рифмы, а сами рифмы не имеют постоянного рисунка в строфе! Надо бы, но стихи все равно мне понравились. Очень точно и талантливо, одними на поверхностный взгляд «случайными» мазками создан автором образ Марьивановны - одной из множества великих тружениц, чьи воспитанники - «те тихони, задиры: капитаны и командиры, правят временем, правят миром. Ей спокойно за учеников».
21. О, КАК ЖЕ ТЯЖЕЛА ДОРОГА К РАЮ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ
О, как же тяжела дорога к раю:
В себе два мира наших совмещать!
Мне суждено ходить с тобой по краю,
Вытаскивать, спасая, и прощать.
Я не ропщу. Без слёз стезю приемлю,
Любовь свою от разума храня –
Меня к тебе Господь послал на землю.
А, может, ты был послан для меня
Затем, чтобы терпению учиться?
Где вал несчастий – не передохнуть –
Одно спасенье: верить и молиться.
Но кто сказал, что лёгким будет Путь?..
Очень интересное решение темы служения - пример общения с ближними как умения « В себе два мира наших совмещать» и замечательные наблюдения - «Любовь свою от разума храня – меня к тебе Господь послал на землю. А, может, ты был послан для меня». Строить отношения и беречь любовь - труднейшее и нужнейшее из наших служений, где неминуемо ощущение «вал несчастий – не передохнуть». Но кто сказал, что лёгким будет путь? Прекрасные стихи, написанные отличным поэтическим языком - мудрые стихи!
22. ОН ПОЯВИЛСЯ КАК ОБЫЧНЫЙ МАЛЬЧИК. ТАТЬЯНА ЛЕВАШЕВА
Он появился как обычный мальчик
Со светлой и распахнутой душой,
Что зёрна истины от плевел фальши
В подлунном мире разделять пришёл.
С надеждою помочь блуждал по будням,
Средь праздничной терялся чехарды..
Свои познанья предлагал он людям,
Которые страдали от нужды,
От ран телесных или от безделья,
От глупости, ненужности, вражды.
И мальчик горевал от недоверья
В желании избавить от беды.
Из кущ небесных сей невинный отрок,
В жестокой яви мудростью велик,
В терпении своём предельно кроток,
Спустился и, всевидящий, возник.
В тяжёлую годину послан свыше
Был ангел, чтобы сеять доброту.
А кто его хотя бы раз услышал,
Хранил священных звуков чистоту.
Идёт, мечтой о счастии гонимый,
По нашей неприкаянной земле
Походкой лёгкой сей посланник милый...
Когда-нибудь он встретится и мне.
Интересный сюжет - об Ангеле, пришедшем исполнять свое служение на земле -«зёрна истины от плевел фальши в подлунном мире разделять» и «свои познанья предлагать людям, которые страдали от нужды». Стихи - мечта о том, что когда-нибудь «сей посланник милый» «встретится и мне». Хороший язык, не тривиально решенная тема.
24. СТАРЫЙ ХОСПИС. ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ТЮРИН
Деревенская скромность обычных палат –
старый хоспис, упрятанный в зелень деревьев,
пациенты, чей путь под конец горьковат,
но живущие с призрачной, праведной верой.
Там уходят от будней, запрятавшись в снах,
а улыбки стираются грустью под утро.
Тонет поздняя осень в поблекших глазах,
зацепившись за взрослую скорбную мудрость.
Оседают года пустотой и тоской.
Безысходность живёт по-хозяйски в кроватях...
Вдруг пришла медсестра, из простых новичков –
голосок зажурчал ручейком по палатам;
здесь – беседой размыла душевную грусть,
добротою прикрыла от ноющей боли.
Старику на себя по-другому взглянуть
удалось, заглянув в тень исхоженной доли.
Пусть рисуется жизнь на затёртом листке,
но мужчина, ВОСПРЯВ, подал руку соседке,
а другой – по-мальчишески срезав букет
с местной клумбы, вручил за столом однолетке...
Стал почти исчезать безысходности след,
растворяя в общеньях свою неизбежность,
так и снег укрывает всю хворь на земле,
чтоб весною прорезался первый подснежник.
Стихи понравились многим судьям. Мне чуть меньше, и только потому, что они однажды уже подавались на какой-то другой конкурс ТМА и, возможно, даже участвовали в моем разборе - уж больно знакомы! Тема серьезная, написано о том, как работник хосписа своим служением способна «беседой размыть душевную грусть, добротою прикрыть от ноющей боли». Красиво сделана концовка: «так и снег укрывает всю хворь на земле, чтоб весною прорезался первый подснежник». Реален ли этот сюжет, и можно ли в хосписе действительно «воспрянуть», как представляется это тем, кто не испытал, - не знаю, не уверена, но даже если это и выдумано, то написано хорошо.
25. Я - ПАТРОН ВИНТОВОЧНОЙ ОБОЙМЫ. КОНСТАНТИН ЕВДОКИМОВ 2
Я - патрон винтовочный в обойме,
Колесо вагонное в пути,
Слово, отвергающее войны,
Вешка, без которой не найти
Тропку среди гибельной трясины.
Светлячок я в темноте ночи,
Колокольчик голубой иль синий,
Огонёк оплавленной свечи,
Зернышко для вспаханного поля,
Капля долгожданного дождя,
Я в земной доставшейся мне доле
Груз держу, в подобие гвоздя.
Не пытайте вы меня про службу,
Про ушедший и грядущий век.
Делаю всегда я, что нам нужно,
Я – обычный русский человек.
Красиво написано, вдохновляющим языком поэзии. И концовка замечательная. Достойные стихи.
27. ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ. АЛЕКСАНДР КУЗНЕЧЕНКОВ
Война. Кольцо. Блокада. И содрогнулся мир -
Концерт из Ленинграда транслируют в эфир!
Но это не услада, ладони не готовь!
От этой "канонады" застынет в жилах кровь!
Висят мешками фраки на немощных плечах,
Но в каждом доходяге горит огонь в очах...
Смычки сжимают руки, как верные штыки -
Идут в атаку звуки, резервные полки'!
И пусть доспехи хлипки - с винтовками в строю,
Стоят альты и скрипки, как равные в бою.
Летят шрапнелью ноты, круша на рубежах
Врага в его окопах и крепких блиндажах.
Да, город не сдаётся, он будет жить в веках,
Он каждой жилой бьётся в зажатых кулаках
...Оркестр Ленинграда ходячих мертвецов
Симфонией из ада стальное рвёт кольцо...
9 августа 2022 года Петербург отметил юбилей культурного события, ставшего блокадным подвигом. 80 лет назад 9 августа 1942 года в Большом зале академической филармонии прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, которая позже получила название «Ленинградская». Я хорошо помню этот юбилейный концерт в моем родном городе, который, видимо, и дал жизнь этим стихам - замечательным строчкам о голодающих ленинградских музыкантах: «Стоят альты и скрипки, как равные в бою. Летят шрапнелью ноты, круша на рубежах врага в его окопах и крепких блиндажах» . Отличные стихи и точно решенная тема.
28. УСТАЛЫЕ ДУШИ ИЗЛЕЧИШЬ ДУШОЮ. МИРА ЛЮБОВА
Усталые души
Излечишь душою,
Улыбкой, приветливым словом.
Преграды разрушишь,
Заветной тропою
К сердцам доберёшься суровым.
Себя не жалея,
Проникнешься болью,
Подставишь плечо иль ладони.
И станет теплее.
Слезою скупою
Прольётся "спасибо" простое.
Крупица участья...
Засветятся лица.
А много ль для радости надо?.
Добро в одночасье
Вернётся сторицей,
Улыбкой - за благость наградой.
Отдашь. Но прибыток
Стократно умножишь,
Размаху крыла удивишься.
Приветишь забытых,
БЕЗДОЛЬНЫМ поможешь,
Коль делать добро не боишься.
010 010
010 010
010 010 010
Интересный шестистрочник разностопным (2-2-3-2-2-3) амфибрахием. Философская поэзия не о конкретном служении, а о его нужности и важности для того, кто служит другим. «Отдашь. Но прибыток стократно умножишь, размаху крыла удивишься» - интересная мысль и ее выражение! На слове «бездольным» я споткнулась - не поняла смысл...
29. КАНОН. ТАТЬЯНА ШАДУЯ
В храме престольном и в храме домОвом,
В сельской церквушке, в избе деревянной,
В городе древнем и в городе новом
Служба: Великий Канон покаянный.
Был Преподобным написан Андреем,
Христианином, отцом богословия.
Служат монахи и архиереи,
Люди простые читают с любовью.
Что же ты спишь, о душа моя, грешная!
Время проходит. Бороться отчаянно
Ты не готова. Восстань, безутешная.
Бог милосерден. Яви же раскаянье.
В час повечерия черпаем силы
В слове молитвы, в её постижении.
"Боже, помилуй..." – плывёт над Россией.
Самое верное в жизни служение.
Тоже интересный подход к теме - о служении верующих во время Великого Поста, чтении покаянного канона Андрея Критского. Понравилось, как автор умело вписала мотивы и цитаты канона в свои стихи - не прямым цитированием, а скорее аллюзией, слиянием воедино двух стилей русской речи - старославянской и современной - в данной теме и жанре это уместно: «Что же ты спишь, о душа моя, грешная! Время проходит. Бороться отчаянно ты не готова. Восстань, безутешная. Бог милосерден. Яви же раскаянье» - близкий перевод на современный язык строк канона! И очень правильный, но не для всех очевидный вывод в концовке: «Боже, помилуй... – плывёт над Россией. САМОЕ ВЕРНОЕ В ЖИЗНИ СЛУЖЕНИЕ».
30. ДАЧА БЕНУА В ПЕТЕРГОФЕ. ОЛЬГА КОРОЛЕВА
На дороге – асфальт в заплатках.
Справа – древний морской уступ.
Слева – низменность в мелких грядках.
Тьма сараев, теплиц, халуп...
Тонкой ветошью греет землю
Сильно стаявший первый снег.
Ветра нет – и тростинки дремлют,
Вспоминая прошедший век.
По тропинке бредет старуха
В шубе, валенках и платке.
Так ходили в войну, в разруху –
За водой с котелком в руке.
Возле моря, как в детской сказке,
Доживает свой век одна
Сторожихой с собакой хаски
В доме-тереме Бенуа.
Светлый терем в тонах пастели
И аллея прямей струны –
Как библейский куст, не сгорели
В революцию, в две войны.
Нынче дача на ладан дышит.
Отрывается капитель.
Метрономом с дырявой крыши
Счет отстукивает капель.
Отвечает артрозным хрустом
На старушечий шаг паркет.
Но магический свет искусства
Сохранен в передрягах лет.
Рассказ в стихах об очень конкретном служении реального человека - «сторожихи с собакой хаски в доме-тереме Бенуа», которая на протяжении всей своей жизни боролась за сохранение старого дома, где все еще живет «магический свет искусства». Отличные стихи!
33. ТИХАЯ ПРИСТАНЬ НЕВЕСТ. АНЕЛЬ 2
Тихая пристань невест –
Сад, что засажен черницей.
Плачет на куполе крест,
Дрожь в оскверненной землице.
Дымной завесою брешь
В рваном посёлке чернеет.
Там монастырь как манеж:
Двор "лепестками" пестреет.
Схимница Савва, где высь,
В мОльбах, сплетая объятья,
Шлёт параман, чтоб спаслись
Сёстры-подвижницы, братья.
Воля и свет от венца…
Сила Христова незрима:
– Будем стоять до конца!
Так завещал нам Зосима.
Яростный рёв тёмных сил,
Множество ран от бесчинства –
Вот, кто хитро разделил
Русскую церковь в единстве.
Воин Христа – монастырь,
Терпит заказ лицедея.
Пустынь ещё не пустырь:
Зерна его – щит от змея.
Тихая пристань невест
Чёрным прискорбием дышит.
Плачет Успения крест,
Тот, что Сокуром возвышен.
*Параман – монашеское облачение в виде спинного квадратного плата с изображением креста и надписями.
Воспользуюсь авторской выпиской об истории этого места. «Никольское — маленький населённый пункт Волновахского района ДНР, который не отличался бы от остальных, если бы в центре не возвышался православный Свято-Успенский Николо - Васильевский монастырь. Основанный старцем Зосимой (Сокуром) в 1998 году, он стал настоящим украшением края. Сегодня монастырь не радует золотыми куполами. Обшивка слетела, а кое-где снарядами сбиты кресты. Архитектурный ансамбль лишился Васильевского храма, сгорела келья старца Зосимы, повреждены братский и сестринский корпуса, домик Ксении Петербургской (там трудились сёстры), трапезный храм, дом милосердия, богадельня, дом трудолюбия (место послушания братии). В Сампсониевский храм богадельни тоже прилетели осколки, один из них так и остался в напрестольном Евангелии. В монастыре уверены, что особая ожесточённость украинской артиллерии связана именно с тем, что Успенский собор в Никольском – уменьшенная копия Успенского собора в Кремле. Всего с весны 2022 года в обители было разрушено и повреждено большинство богослужебных, жилых и хозяйственных зданий. В результате военных действий погибли семь монашествующих и трудников: Геннадий, Анна, инок Герман, Михаил, Георгий, иеромонах Вонифатий, схимонахиня Савва. Несколько насельников получили ранения разной степени тяжести»
Стихи несут боль автора за судьбу храма, и читатели не могут не разделить ее -«Тихая пристань невест чёрным прискорбием дышит». Это нужные стихи о «яростный рёве тёмных сил, множестве ран от бесчинства». Бороться с этим нашествием любыми путями - это, несомненно, великое служение.
37. ПРЕДРАССВЕТНОЕ. ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ 20
Помоги, дорогой, умереть налегке,
О холодной земле и о боли забыв,
Мой серебряный крестик, зажатый в руке,
Потемневший от пота, вражды и молитв.
От пришествия смерти не станешь святей.
Сколько грешных во время конфликтов и войн
Умирали до нас, если не на кресте,
То хотя бы с крестом, согревавшим ладонь.
Когда смерть, погрустив, мол, совсем молодой,
На лицо мне неслышно накинет вуаль,
Послужи, мой родной, путеводной звездой
Для бессмертной души, улетающей вдаль...
Покидает пределы Земли человек,
Не поможет волшебник, зови не зови.
В неразжатой руке — то ли розовый снег,
То ли кровь серебра, то ли крест на крови.
Философская поэзия. Здесь не о конкретном служении, а скорее о миссии человека, о его земном пути, который есть служение, а еще точнее - о времени его завершения, когда придется принять смерть и оплатить по счетам. «Покидает пределы Земли человек, не поможет волшебник, зови не зови». «От пришествия смерти не станешь святей. Сколько грешных во время конфликтов и войн умирали до нас» - размышляет автор стихов, а его персонаж зажимает в руке «серебряный крестик, потемневший от пота, вражды и молитв». Глубокие стихи.
38. БОЛЕЗНЬ ПО ИМЕНИ НЕДО… ВИТА ОСЕННЯЯ
Болезнь по имени «недо...»
змеёй вползает в наши души.
Жизнь на бегу, и как итог
в семейный дом крадётся стужа.
Недолюбить, недоласкать,
недопоняв, что это страшно,
от недомолвок недоспать
и не прощать обид вчерашних.
Недоглядеть, чем дышит сын,
с кем дочь тайком проводит время,
и недодать вниманья им,
потом роптать – иное племя...
И пожинать «недо...» плоды
перед закрытой дверью в Вечность...
Но есть вакцина от беды –
с «до» поутру’ глаголить речи:
«Добро пожаловать к столу,
горячий завтрак ждёт на кухне».
Погладить сына по вихру,
и разом непонятки рухнут.
Прижаться к доченьке щекой,
чтоб дать понять – родные души.
«До скорой встречи, дорогой» –
в дверях шепнуть на ушко мужу.
Желаньем застелить кровать,
зажечь сандаловые свечи...
Друг другу больше доверять,
и в дом заглянет добрый вечер.
Мы часто представляем себе служение как подвиг, видимый всем, но, кто знает, может быть труднейшее из всех служений состоит в ежедневном и терпеливом построении отношений с детьми, с супругом, с родителями, чтобы «в дом заглянул добрый вечер». И этот незаметный подвиг и есть та «вакцина от беды» «жизни на бегу» и как итога - прихода беды, когда «в семейный дом крадётся стужа». Умные и интересные стихи о служении.
40. Я УЛЫБНУСЬ В БЕССИЛЬЕ СЛОВ. ЕЛИСЕЕВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Опять уносит вдаль дорога
В закатный алый горизонт.
Мой взгляд сказал, надеюсь, много,
Ведь провожала, как на фронт.
А жизнь жены бойца спецназа,
Вся в ожидании идёт.
« Прости родная, я обязан» -
Стальная фраза - сердце в лёд.
И вновь слежу за новостями -
Что? Где? Когда? - понять хочу.
Не спится мрачными ночами,
К иконке ставлю я свечу.
С тебя не вытянешь полслова -
Зачем? Куда? Какой приказ?
Привык, что ждать всегда готова.
Подумал генерал за нас.
Вернёшься - рад, что я встречаю,
Сверкает грудь от орденов.
Налив борща и чашку чая,
Я улыбнусь в бессилье слов.
Стихи о трудном служении быть женой бойца спецназа: «Что? Где? Когда? - понять хочу. Не спится мрачными ночами...», «С тебя не вытянешь полслова - зачем? Куда? Какой приказ? Привык, что ждать всегда готова...». Выразительная картинка. Все хорошо, только вот «налив борща и чашку чая» звучит забавно...
41. ПРОКЛЯТАЯ ПРОФЕССИЯ МОЯ. ТАТЬЯНА ПОГРЕБИНСКАЯ
Проклятая профессия моя!
Всю жизнь – как будто пленница в неволе.
Меня ни дом не помнит, ни семья:
Всё – школе!
01 00 01 00 01
01 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01
01 0
Усталости, тревоге и тоске
Я поддаваться права не имею.
«Сударыня, ваш выход!» - и к доске
Опять иду – сородич лицедея…
01 00 01 00 01
00 01 01 01 01 0
01 00 01 01 01
01 01 01 00 01 0
Как в свете рампы – в свете этих глаз:
Внимательных, взыскательных, пристрастных.
Я лицедействую весь долгий школьный час,
И верить хочется: тружусь я не напрасно!
01 01 01 01 01
01 00 01 00 01 0
00 01 00 01 01 01
01 01 00 01 00 01 0
Еще одни стихи про служение учителя. Замечательно написано по содержанию - легко и хорошим языком. А вот по ритмическому рисунку мелодии - более чем странно. В 5 стопный ямб стихотворения врываются то единичные строки одностопного ямба (в 1 строфе), то строки 6-и стопного ямба (в последней строфе). Не думаю, что такая свобода изменения стихотворного размера - в плюс стихам...
45. СЛУЖЕНИЕ МУЗЫКЕ. РИТА КРИХЕЛИ
Он в руки брал гитару. И она
Почувствовав тепло, дрожала тонко,
Сквозь старую охрипшую колонку
Шепча признанья и обертона.
Уверенно сжимая старый гриф,
Он гладил струны, извлекая звуки.
Чередовались джаз и буги-вуги,
Балладу вдруг сменял суровый рифф,
Чтоб через миг в задумчивой тиши
Переродиться в чудо Альбинони.
Казалось, это не гитара стонет,
А каждый нерв его больной души,
Крича о бесконечной пустоте,
О боли, об ушедших и молящих,
Прощался с прошлым, бредил настоящим,
Рисуя ноты на живом листе...
...Служение, не терпящее лжи,
Когда мгновенье вечности длиннее -
Вселенная звучит, и каждый с нею
Вибрирует. Тихонько этажи,
Приникнув к небу, впитывают дождь,
И музыка, смешавшись с небом влажным
Вдруг делает и мелким, и неважным
Всю жизнь. И отдаёшь последний грош,
Чтоб каждой клеткой чувствовать его -
Рукой легко терзающего струны.
А ноты, как магические руны,
Предсказывают всё и ничего,
Маня за край и неба, и земли,
Лишая сна и силы притяженья.
Он в музыке. Он в ауре Служения.
Он тот, кто красоту Вселенной длит.
Стихи о служении музыке - «не терпящем лжи», о том как «музыка, смешавшись с небом влажным, вдруг делает и мелким, и неважным всю жизнь. И отдаёшь последний грош».
48. ТЫ НЕ МОЖЕШЬ РАЗГОВАРИВАТЬ. МАРИНА БЫСТРОВА-ДОКС
Моему спаниелю Бонусу
Ты не можешь разговаривать,
Да зачем тебе оно?
Глаз твоих собачьих марево
Всё поведало давно
О любви большой и преданной,
Редкой среди нас, людей,
Так за что же ты – неведомо,
Вьёшься у ноги моей?
И хозяйке свОей ветреной РУ
Даришь ласку и тепло,
Так, что прочь уходит медленно
Накопившееся зло.
Ты не можешь разговаривать,
Но, не знаю почему,
Будто скрипка страдиварива,
Разгоняешь мрак и тьму.
Если боль ношу на сердце я -
Утоляешь грусть-тоску,
И волнами нежность стелется,
Как барханы по песку.
А взамен, мой друг безропотный,
Что могу тебе вернуть?
Поводок, маршрут истоптанный,
Да сухого корма чуть.
И на ухо, в шерсть лохматую
По-собачьи проскулю:
«Знаешь, как меньшОго брата я,
Девять лет тебя люблю».
Только жаль - уйдёшь безвременно,
Станет комната пуста,
Краткий век, тебе отмеренный,
Меньше рыжего хвоста.
Милые и добрые стихи о вечном служении своему хозяину любимого и преданного пса. Отличные стихи, один только распад ритмического ударения с фонетическим их звучание чуть портит... (а всего-то нужно переставить слова: «И своЕй хозяйке ветреной»!!!).
_____________________________________
На этом все. Спасибо всем участникам за предложенные для конкурс стихи, без которых не состоялся бы ни этот конкурс, ни эта подборка лучших стихов. С уважением, ваша Алкора, 09.04.23.
....Хотелось бы, чтобы прочитавшие нашли в себе силы высказаться...
Свидетельство о публикации №123040902935
можно вопрос задать? Как вы поняли предпоследнюю строчку, что посчитали ее забавной? Я имел ввиду мужу...
Вернёшься - рад, что я встречаю,
Сверкает грудь от орденов.
Налив борща и чашку чая,
Я улыбнусь в бессилье слов.
>Стихи о трудном служении быть женой бойца спецназа: «Что? Где? Когда? - понять хочу. Не спится мрачными ночами...», «С тебя не вытянешь полслова - зачем? Куда? Какой приказ? Привык, что ждать всегда готова...». Выразительная картинка. Все хорошо, только вот «налив борща и чашку чая» звучит забавно...
может так эта строчка понятнее?
Вернёшься - рад, что я встречаю,
Сверкает грудь от орденов.
Налив тебе борща и чаю,
Я улыбнусь в бессилье слов.
Спасибо!
Елисеев Евгений Александрович 19.04.2023 02:37 Заявить о нарушении
Пишите, как считаете нужным - автор всегда прав.
Творческая Мастерская Алкоры 19.04.2023 08:13 Заявить о нарушении