Пушкин
Для меня творчество великого поэта — образец гармоничного стихосложения, умения легко и непринуждённо вести поэтическую беседу, быть простым, доступным, но даже в малости, в угоду содержанию или модным тенденциям, не пренебрегать ни рифмой, ни ритмичностью строк. Пушкин тем и уникален, что в его поэзии прекрасно всё — и рифма хороша, и стопы на месте, а, значит, и строка соответствует своему метрическому аналогу. И эта великолепная огранка выгодно подчёркивает другие литературные достоинства поэтического гения Пушкина — богатство языка, точность и образность выражений, сказочно-разговорный слог, в котором каждое слово — к месту и исполнено смысла.
Пушкин, зарифмовав в сказках основные архетипичные сюжеты, умело облачил в бессмертные слова всю мощь, всё величие русского духа, — и в этом ясно угадывается высокое предназначение поэта, ставшего основоположником русского литературного языка. Сказки Афанасьева воспринимаются достаточно сложно, а пушкинский слог понятен и ребёнку, хотя адресован не только детям: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Благодаря Пушкину, с самого раннего детства нам открыты главные духовные ценности нации, вложенные им в сокровищницу русской литературы.
Его язык лёгок, скор, просто запоминается и глубоко ложится в подсознание каждого человека.
Как великий русский поэт создавал стихи?
Как ему удалось к 37 годам написать столько великолепных произведений?
Пушкин обладал ощущением п о т о к а, уж он-то знал, что такое вдохновение, и мог — практически мгновенно — мастерски нарисовать картину в стихах. Поэту помогал не только врождённый талант, но и его тяга к природе, удивительная способность созерцать совершенную красоту, постигая тайны гармонии. А созерцание — первый шаг к безмолвию, вхождению в медитативный поток и считыванию информации…
В безмолвии, в союзе с небесами,
снисходит откровение: мы сами –
источник света и его обитель,
одновременно и актёр, и зритель,
немой свидетель и пассионарий.
Мы создаём судьбы своей сценарий,
направив силу внутреннего слуха
в единство проникающего духа…
А чудо происходит непременно
с тем, кто уверен, что душа нетленна,
и даже если люди с ней жестоки –
она плывёт в мерцающем потоке,
наполненная знанием о счастье…
И никому не разорвать на части
загадочную целостность покоя,
когда в земном таится неземное.
Р.К.
Многие авторы сегодня не придерживаются правил, которыми руководствовался Александр Сергеевич. Самые распространённые ошибки, допускаемые даже поэтами со стажем: пустота текстов, обычно называемая графоманией, несовершенные или банальные рифмы, но для меня имеет не меньшее значение отсутствие музыкальности строк и пренебрежительное отношение к такому важному элементу стихосложения как стопа: вроде бы и слогов в строке столько, столько нужно, а читаешь и спотыкаешься — потому что размер дисгармоничен, ударение не там, где нужно. В итоге, не дочитывая, откладываешь текст в сторону.
Поэтому отсылаю молодёжь к Пушкину. Да и наше поколение поэтов до сих пор «под Пушкиным себя чистит». В ульяновском Дворце книги раньше это можно было сделать в режиме реального времени, потому что над уютным кожаным диваном штаб-квартиры регионального отделения Союза писателей России висел замечательный портрет А.С.Пушкина, подаренный Союзу художником Вячеславом Тарановым. Там же проходили творческие и деловые встречи ульяновских писателей.
Сейчас мы всё реже бываем в нашей штаб-квартире. И портрета Пушкина там больше нет. А жаль.
Всем сердцем хочется верить, что мастера пера и впредь будут держать ориентир на «солнце русской поэзии», даже открывая и создавая новые формы, ведь самое первое, самое яркое впечатление при знакомстве с истинным поэтическим даром мы получаем в момент, когда камертоны наших сердец считывают искренность, чистоту, глубину и ритмичность поэтических фраз.
ПОЭТУ
На алтаре столетья дни
сгорают, озарясь денницей,
скользят незримой вереницей
сквозь нашу жизнь и смерть они.
Не вечен разум. Но светло
витает колесница слова,
и вдохновение готово
познать поэта ремесло.
Неистощим его родник,
щедра небесная криница,
неслышно шелестят страницы
ещё невоплощённых книг.
Пусть канут в Лету имена
и письмена скрижалей древних —
но лире вечность не страшна,
пока народ поэту внемлет.
Р.S.
Не всякий пишущий — поэт.
Не всяк поэт — пророк и гений.
И не витийствовать бы в теме,
да в ней витийствует весь свет.
Нам несказанно повезло
и не пришлось, как встарь, с востока
смиренно ожидать пророка,
чтоб встать на крепкое крыло.
Страна моя, добро и зло
по сказкам пушкинским сверяя,
сильна — от сердца и до края!
Врагам Руси не повезло!
13.02.2023
Раиса Кашкирова
Свидетельство о публикации №123040806340
В самом лучшем и строгом порядке.
Это просто слова...
А иные бегут без оглядки!
Кондратий Солёный 06.06.2023 19:45 Заявить о нарушении