Алладин, не туши лампу!
(Критика стиха Надежды Саломатиной «И солнце катится за горизонт...»)
Современные поэты как-никогда умеют сочетать в одном стихе талантливое и графоманское. Появилась целая плеяда поэтов, которая блестяще это воплощает в своих стихах. Вот пример:
Всё явственней в душе осенний сплин
В предчувствии дождей, слепых туманов
И давят сводки грустные с экрана
И ночью - тушит лампу Аладдин.
После того как написан стих - надо вчитываться в него - есть ли фальшивые слова. Последнее четверостишие звучит фальшиво. "Осенний сплин" - а что есть весенний сплин, летний сплин, зимний сплин. Есть выражение осенний блюз. Оно по смыслу уже сложилось. Попытка аналогии с осенним сплином вносит фальшь.
"В предчувствии дождей".. Как можно предчувствовать дождь, ветер, зиму?.. В каких ощущениях?.. Чем могут "давить сводки", если дождей еще нет, туманов нет. Значит погода еще стоит ясная, и сводки тоже такие, но они давят на героя, рождая его предчувствия?.. И последняя строчка: " И ночью - тушит лампу Аладдин.", - попадает под крылатую фразу Тургенева - Аркадий не говори красиво.
Вы полагаете, стихотворение раскритиковано в пух и прах?… Вовсе нет. Как раз стихотворение хорошее, но испорчено последним четверостишьем. А вот без него оно приобретает завершенный вид и читается хорошо. Вот оно без последнего четверостишья.
И солнце катится за горизонт,
Отдав тепла лимитного остатки.
Играют листья золотые в прятки,
Летя под куст в растрёпанный газон.
Готова стая птиц в далекий путь,
Кружит над крышами , зовёт кого-то...
Всё больше на аллеях - терракота
И с каждым днём всё тяжелей уснуть.
Мы погрузились в осеннею пору, это осенняя лирика, с тревожными нотками. Мы видим русский пейзаж, нам вспоминается Тургеневское. «Утро седое, утро туманное»… И где здесь место Аладдину с его лампой, которую он гасит?.. Сказочный мотив в осеннем пейзаже так же нелеп, как крокодил в водах Волги. Надо уметь жертвовать эффектными образами, чтобы не нарушать стиль стиха. Как только поэт теряет связь с поэтической реальностью и уходит в воображаемые дали, он превращается в графомана.
Поэту, не различающему графоманское и поэтическое, надо найти аналогичное стихотворение классика и провести сравнительный анализ, как написал он сам и как классик.
Свидетельство о публикации №123040802654
Была я знакома с одной русскоговорящей поэтессой из Германии. Её стих вызывали у меня кожную и мозговую аллергию. Одни красивые слова, но смысла нет. Например: « руки арфы перелистывают страницы книги»… Я не выдержала, и написала стих - пародию про неё.
Шоколад без сюжета
Растает шоколад от слов забытых,
Когда летят ромашки из кувшина,
Я наслаждаюсь светом рам открытых,
Как ястреб серых туч несусь к вершинам…
Палитра звезд бродячих музой станет -
Сюжет тогда выдумывать не надо:
Усталый дождь мне рифму отчеканит -
И вот уже готовая баллада.
Но у баллады этой нет сюжета! -
Беда, беда… глумится здесь Эвтерпа,
С небес Петрарка надо мной смеётся,
Но набухает бархатная верба,
И мне на строки звёздный дождь прольётся.
Фиалки облаков забросят невод,
А Терпсихора спляшет водный танец:
Возьму я за сюжет кусочек неба,
И засверкает рифма словно глянец…
Как сладок шоколад в губах у лета,
Тепло полей мне на листок ложится,
Зачем тогда мне повод для сюжета? -
Когда Эвтерпа с сёстрами стучится.
© Любовь Лаура Де Валуа
09 Сентября 2022
В стихе должна быть главная тема, побочная, разработка, и возвращение к главной теме, когда у поэтов этого нет: « Беда…»
С теплом, Любовь 🌺
Любовь Де Валуа 20.04.2023 07:35 Заявить о нарушении
Елена Маркушева 20.04.2023 14:45 Заявить о нарушении
Любовь Де Валуа 21.04.2023 01:43 Заявить о нарушении