Эдуард Хиль и Владимир Высоцкий
…Детство Эдика, пришедшееся на годы войны, было тяжелым. Хиль вместе с матерью и отчимом жил в родном Смоленске, Осенью 1941 года вместе с другими детьми эвакуировался, попав в детский дом поселка Раевский под Уфой.
С родителями воссоединился в 43-м, когда Смоленск освободили. Мать, отыскав сына, не узнала его: он сильно недоедал, был в состоянии глубокой дистрофии и не мог самостоятельно ходить. Она вылечила его, но позже мальчик пережил послевоенный голод. Будучи подростком, много курил, но бросил в 18 лет, когда начал заниматься вокалом. Кстати, его прадед возглавлял местный церковный хор. А Эдик с раннего детства слышал народные смоленские распевы и запомнил их на всю жизнь.
В 1949 году Эдуард переехал к родственникам в Ленинград и поступил в полиграфический техникум. Параллельно занимался в оперной студии Дворца культуры имени Кирова, работал мастером на фабрике офсетной печати и учился в вечерней школе музыкального образования. В том же 49-м на вечере в полиграфическом Хиль спел песню «Заветный камень» Бориса Мокроусова и получил приз – пачку печенья. Это выступление певец считал первым в своей эстрадной карьере.
(Согласно другой информации, «Хиль родился 4 сентября 1934 года в крупном морском порту Китая, городе Санья. В 46-м его семья вернулась в Советский Союз, и они осели в городе Куйбышеве (ныне Самара). Здесь молодой Эдуард стал проявлять свои музыкальные таланты.
В 1955 году Хиль закончил Свердловскую консерваторию по классу дирижирования хором. Он начал свою профессиональную карьеру в опере и филармонии, но вскоре его заметили в музыкальном театре «Ленинградская комната», где он стал исполнять мужские роли наряду с оперными партиями». (Интернет-сайт «PRO ВСЕ. Первый информативный» pokushaem-vkusno.ru, «Кто исполняет песню «Зачем топтать мою любовь»: артисты и авторы», глава «Эдуард Хиль».))
С 1955 года Эдуард числился в филармоническом отделе Ленконцерта, выступал с народными песнями и старинными романсами. «Я эстраду на дух не переносил. Может, и не было бы эстрадного певца Хиля, если бы я случайно не попал на концерт Клавдии Ивановны Шульженко. Я смотрел на нее из суфлерской будки (помог один из приятелей), даже несколько раз дотронулся до ее платья. Но главное, я был просто ошарашен тем, как не очень молодая женщина с не очень сильным голосом заворожила весь зал», – вспоминал Эдуард Анатольевич.
(Однако, Шульженко, ее песни, голос и эстрадный образ тут, видимо, ни при чем. В одном из последних интервью уже серьезно больной певец, радикально поменявший свои воззрения на жизнь и творчество, в интервью Вере Муравьевой, корреспондентке российской православной газеты «Вечный Зов», буквально заявил: «Я стал певцом благодаря Ксении Блаженной!»)
Окончив в 1960 году Ленинградскую консерваторию (класс пения Е. Ольховского (пел в свое время с Шаляпиным и Собиновым) и З. Лодий), начал выступать как солист Ленконцерта. А два года спустя в ЦДРИ, Центральном Доме работников искусств в Москве, одной из самых престижных концертных площадок того времени, сам «маршал советской эстрады» Леонид Осипович Утесов представил публике недавнего выпускника консерватории со странной фамилией – Хиль.
История умалчивает, с какой песней выступил певец. Но старожилы ЦДРИ вспоминают, что слушатели обрушили на дебютанта лавину оваций. Успех пришел заслуженно и быстро. Год спустя Эдуард Анатольевич записывает на фирме «Мелодия» свою первую пластинку. С той поры редкий концерт, будь то «Голубой огонек» или эстрадный конкурс, обходился без его участия. Среди горячих поклонников песенного творчества Хиля – первый космонавт планеты Юрий Гагарин, ставший его другом (они были земляками и ровесниками). А песни из репертуара молодого исполнителя запела вся страна. Люди старшего поколения наверняка помнят его, как правило, задорные, жизнеутверждающие композиции: «Ходит песенка по кругу», «Зима» («У леса на опушке…»), «Не плачь, девчонка», «Как хорошо быть генералом», «Голубые города», «Как провожают пароходы», «Я шагаю по Москве», «Трус не играет в хоккей», «Березовый сок», «Последняя электричка», «Если бы парни всей Земли», «Люблю», «Сережка ольховая», «Дайте музыку», «Дорожная песня» («Рано-рано утром, спозаранку…») и другие.
Владимир Высоцкий, совсем уж не большой поклонник советской эстрадной песни, на концерте, состоявшемся 30 апреля 1979 года, произнес со сцены: «…Или там нечто глубокомысленное, вроде «Провожают пароходы совсем не так, как поезда…» Я было сначала думал, что за этим что-то есть, нет, действительно, просто не так, пароходы не так, как поезда, а самолеты не так, как пароходы, а автомобили и автобусы не так, как самолеты. Ну и что? Да разве в этом дело?»
Как бы там ни было, имя Эдуарда Хиля более двадцати пяти лет было одним из символов советской эстрады.
На заре своей песенной карьеры Эдуард Анатольевич знакомится со своим молодым коллегой. В интервью американскому высоцковеду Марку Цыбульскому (2011) Хидь рассказал о том, как и где это произошло: «Я познакомился с Высоцким на одном таком их совместном (с коллегой, актером и композитором Б. Хмельницким. – А. С.) выступлении. Это было начало 1960-х годов, год уже не помню, в Театре «Эрмитаж» в Каретном Ряду. Там был огромный деревянный на тысячу мест зал. По-моему, там концерты были только летом. И вот объявили, что, дескать, сейчас будут выступать молодые актеры. Пели они в тот раз две песни. Одну – я не помню, на чьи стихи. Может быть даже на стихи Володи, а вторую – на стихи Блока – «Осень поздняя. Небо открытое…»
После концерта мы с Володей встретились. Мне нравилось, что он не улыбался и не сердился, был такой нейтральный ко всем. Он был весь в себе, что-то мурлыкал себе под нос, что-то сочинял». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Эдуард Анатольевич Хиль».)
В другой беседе с журналистами о знакомстве Хиль вспоминал так: «Познакомился с Высоцким я в начале 60-х годов… Был концерт в Москве молодых исполнителей. Я еще тогда был совсем молодым, а Володя выступал вместе с замечательным своим другом, который тоже много песен написал, стихов – Боря Хмельницкий. Боря играл на фортепиано, Володя играл на гитаре. И они вместе выходили и исполняли песни, которые сочинял Высоцкий». (YouTube-канал «saitEdHil», 19 июня 2011 г., «Эдуард Хиль. «Вы возьмите меня в море, моряки» с рассказом о песне», «Перед исполнением песни Эдуард Хиль рассказывает о Владимире Высоцком и истории создания песни на его стихи», расшифровка с видео.)
О «случае с Василием Высоцким» писали неоднократно и высоцковеды, и журналисты, и публично рассказывал сам Эдуард Анатольевич. Приведем несколько описаний веселой истории. Украинский высоцковед Юрий Сушко: «Об анекдотичном (на сегодня) факте поведал популярный в 60-70 годы эстрадный певец Эдуард Хиль. Композитор Вениамин Баснер написал три песни на стихи Высоцкого. С ними Хиль приехал в столицу на худсовет на утверждение концертной программы. В составе худсовета – Пахмутова, Флярковский, Хренников. Мэтры говорят: «Эта песня не пойдет. В ней слова Высоцкого!»
– Так это не тот Высоцкий, – нашелся Хиль. – Это Василий, наш малоизвестный ленинградский поэт.
И песню пропустили на «ура».
Потом даже вышла пластинка с песней «Вы меня возьмите в море, моряки» на фирме «Мелодия» – сл. В. Высоцкого, муз. В. Баснера (исключительно инициалами обошлись, дабы не гневить начальство и себя лишний раз не подставлять). Даже в сборнике «Поет Эдуард Хиль», выпущенном в ленинградском издательстве «Музыка» в 1976 году появился текст песни "Когда я спотыкаюсь на стихах"». (Ю. Сушко, «Мой черный человек в костюме сером…», «Вагант-Москва», № 4-6, 2002 г.)
Эту песню из своего «морского» цикла Владимир Семенович сочинил в 1972 году.
Виктор Леонидов, историк, архивист, исследователь русской эмиграции, поэт, композитор, исполнитель авторской песни, директор Дома русского зарубежья имени А. И. Солженицына в Москве: «Он (Э. Хиль. – А. С.) интересно рассказывал, что какую-то пластинку, – не знаю, может он чего-то перепутал, я вот сейчас не помню, – записывали в Питере, и там он пел песни Высоцкого. И ему сказали, что Высоцкого – нельзя – ни в коем случае. И он сказал, что это не Владимир Высоцкий, который, там, мерзавец, сочиняет блатные песни, а Василий Высоцкий, значит, это, вот, – честный наш комсомолец, там, юный ленинец. «А, тогда – пожалуйста!..» И какие-то вот, там, типа «Скалолазки» или что-то еще… Ну, во всяком случае, была такая история». (YouTube-канал «Русское ТВ в Канаде», 9 марта 2019 г., историк русской эмиграции, поэт и бард В. Леонидов в авторской программе М. Кравчинского «Я Расскажу Вам…», расшифровка с видео.)
Журналистка Юлия Шершакова: «Эдуард Хиль вспомнил интересную историю, связанную с цензурным запретом Высоцкого. В одну из своих пластинок Хиль включил песню авторства опального барда, но когда во «Всесоюзной фирме грампластинок» увидели в списке авторов В. Высоцкого, возмутились. Пришлось Хилю соврать, что это не Владимир, а Василий – молодой ленинградский поэт. Против Василия Высоцкого чиновники ничего не имели, и песню разрешили». (Интернет-сайт «Вокруг.ТВ» vokrug.tv, 20 января 2011 г., Ю. Шершакова, «На Первом вспоминают Высоцкого. В «Останкино» наградили тех, кто идет "своей колеей"», глава «Как Владимир стал Василием».)
«Александр Покровский вспоминает: «После первой автономки заезжали в дом отдыха всем экипажем: офицеры и мичмана в один, личный состав – в другой. Пока ехали, слушали отовсюду (из любой радиоточки) песню Хиля "Вы возьмите меня в море, моряки, моряки, я все вахты отстою на корабле"».
Автором ее является вовсе не Эдуард Хиль, а Владимир Высоцкий.
Трудно было найти на советской эстраде более несхожие манеры исполнения, чем у Высоцкого и Хиля. Разный взгляд на жизнь, непохожие голоса, не присущий Высоцкому радостный оптимизм у Хиля.
Поэтому неудивительно, что Эдуард изменил не только лад песни на мажорный – но и слова в двух куплетах. Даже рюмку водки на весле заменил на кружку рома. И получилась совсем другая песня!
Непросто складывалась судьба песни. В то время пластинок Высоцкого не было и сам он был под запретом. А Хиль очень хотел включить ее в свою пластинку. И пошел на хитрость: сказал, что композитор В. Баснер, а автор слов – начинающий ленинградский поэт В. Высоцкий, но не Владимир, а Василий. Руководство, поначалу встрепенувшееся от знакомой фамилии, успокоилось и дало разрешение. Вот так.
Подумалось: а ведь каждый из них поет о своем. Одному хочется сбежать из этого жестокого, бессердечного мира – в братство суровых мужиков, крепко спаянных морской дружбой. Другой мечтает о морской романтике, соленых брызгах и красивой форме. И оба хотят в море – в серьезной мужской работе поменять одни заботы на другие.
И тут возникает вопрос: что из этого ближе – сдержанное эскайперство Владимира или радужный оптимизм Эдуарда». (Интернет-сайт «КОНТ» cont.ws, 15 августа 2020 г., ilya, «Вы возьмите меня в море, моряки!»)
А вот рассказ самого певца – что называется из первых уст: «Вениамин Баснер очень много работал с Владимиром Высоцким. Он тогда приезжал сюда (в Ленинград. – А. С.) с Мариной Влади. Я думаю, что у Баснера самая большая картотека исполнения Высоцкого, потому что он все ему первому играл. На Рижской студии снимали фильм, и пригласили Высоцкого, чтоб он свои песни записал для фильма. Кто-то узнал, что Высоцкий – и запретили. Тогда пригласили Баснера, и Баснер написал несколько песен на стихи Высоцкого, я их исполнял. И выпустил пластинку, и, вдруг, мне звонят из Москвы: «Эта песня, которая с Владимиром Высоцким «Вы возьмите меня в море, моряки», не пойдет». Как меня осенило? Я говорю: «А это совсем не Владимир Высоцкий, это Василий, наш, ленинградский, потому что инициалы "В"». – «Ну, Василий, тогда это можно». Ну, как-то, так, не очень проверяли. Пластинка вышла. Я потом Высоцкому рассказывал, ему это очень понравилось, он, даже, где-то, в своих концертах про это рассказывал». (Интернет-сайт «Топфотоп» top4top.ru, 4 июня 2012 г., С. Миров, «Музыкальные истории Эдуарда Хиля. Февраль 2005 г.»)
Еще один рассказ Эдуарда Анатольевича: «Где-то в начале 70-х годов я стал записывать свою первую пластинку. И я жаждал, чтобы в эту пластинку вошла песня на стихи Владимира Высоцкого. Но мне сказали, что это – невозможно, он тогда был полностью запрещен, вот. И тогда сделал такую вещь: ну, это об… Как хотите называйте это – обман или находка: я сказал, что у меня есть песня Вениамина Баснера на стихи Высоцкого. Они говорят: «Высоцкого – ни в коем случае! Владимира Высоцкого – нельзя!» А я говорю: «Это – не Владимир, а это Василий Высоцкий, наш молодой начинающий ленинградский поэт». – «А, ну если это – Василий, то тогда – можно». И вот так Владимир Высоцкий стал Василием, иль… И наоборот – Василий Высоцкий стал Владимиром. И вот когда рассматривали эту песню, почему-то пристальное внимание было к ней: «А Баснер… А Высоцкий… Это… А это – нет, это не Владимир, это – Василий…» – "А, ну тогда – можно. Песня хорошая!"» (YouTube-канал «saitEdHil», 19 июня 2011 г., «Эдуард Хиль. «Вы возьмите меня в море, моряки» с рассказом о песне». «Перед исполнением песни Эдуард Хиль рассказывает о Владимире Высоцком и истории создания песни на его стихи», расшифровка с видео.)
Из интервью с Эдуардом Хилем:
«М. Ц.: В середине 1970-х гг. Вы включили в свою очередную пластинку песню Владимира Высоцкого «Вы возьмите меня в море, моряки». Какой в те времена был порядок утверждения текстов?
Э. Х.: В те времена был худсовет в Москве, на студии «Мелодия». Там сидели поэты, композиторы, редакторы радио, редакторы телевидения. Я привез эту песню, а они говорят: «Нет-нет, Высоцкого – ни в коем случае!» А я им говорю: «Дело в том, что это не Владимир Высоцкий. Это наш ленинградский поэт Василий Высоцкий». – «Ах, вот оно что! Ну, тогда можно». Послушали: «Ну да, песня хорошая».
А вообще-то у меня было приготовлено три песни на Володины стихи. Была песня «Два судна» («Всему на свете выходят сроки…»). Она такая – как баллада. Вениамин Баснер сделал ее в медленном ритме. Вторая была пиратская песня – «Был развеселый розовый восход…» Именно она мне больше всего нравилась, но, в итоге, худсовет взял «Вы возьмите меня в море, моряки». Сказали мне: «Три песни молодого начинающего поэта – это слишком, давайте одну».
М. Ц.: Текст Вы исполняете не канонический, сам Высоцкий пел иначе, но конечно, оригинальный текст этой песни на пластинку записан быть не мог. Помните? –
Любая тварь по морю, знай, плывет,
Под винт попасть не каждый норовит,
А здесь на суше встречный пешеход
Наступит, оттолкнет и убежит…
Э. Х.: Да, этого куплета у меня не было. Музыку и стихи писал сам Володя для фильма какого-то Рижской киностудии, я тот фильм не видел. (Фильм режиссера С. Тарасова «Морские ворота», 1974 г. – М. Ц.) Песни Высоцкого в картину не вошли. А Веня Баснер очень любил Высоцкого. Когда Марина Влади приезжала в Союз, они с ней всегда ездили на дачу Баснера в Репино. Баснеру слова не понравились, он для фильма выбрал все, что только было можно, удобоваримое, и написал музыку.
М. Ц.: А Высоцкий знал, что Вы поместили на пластинку его песни?
Э. Х.: Да ему не до этого было. Да и потом, пластинки выходили малыми тиражами. Может быть, как-то и узнал. А в своих концертах я всегда пел все три песни Высоцкого. Молодые люди, моряки, в том числе, прекрасно их воспринимали». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Эдуард Анатольевич Хиль» (2011), интервью брал М. Цыбульский.)
О какой именно пластинке идет речь?
«Песня «Вы возьмите меня в море, моряки» В. Баснера на стихи Высоцкого в исполнении Эдуарда Хиля вышла на гибкой пластинке «Эдуард Хиль» (1975, «Мелодия», Г62-04873-4), одновременно появился и аналогичный «жесткий» миньон (М62-37693-4), и в том же году вышел «гигант» «Поет Эдуард Хиль» с той же песней (С60-06213-4)». (Интернет-сайт «Музыкальная соцсеть "На завалинке"» tunnel.ru, «Прижизненная дискография В. С. Высоцкого (Часть 4, последняя)», раздел «Пластинки других исполнителей, включивших песни Высоцкого в свой репертуар».)
На последней из списка LP-пластинке, выпущенной Ленинградским заводом ВСГ «Мелодия», указано: сторона 2, 3. «Вы возьмите меня в море, моряки» (В. Баснер – В. Высоцкий). Инструментальный квартет «Камертон» п/у Ю. Рейтмана.
Что касается Владимира Семеновича, то на долгое время «гибкая пластинка с песнями из «Вертикали» (выпущена в 1968 году. – А. С.) так и останется единственной. Его голос не устраивал руководство студии (ВСГ «Мелодия». – А. С.). Директор спрашивает Высоцкого: «А почему вы так поете? У вас красивый баритон, а вы поете с хрипом, с надрывом. Это неестественно для певца». Высоцкий сразу нашелся: "А у вас такие замечательные певцы – Магомаев, Хиль, Мулерман. Вы имеете возможность записывать прекрасные голоса. Почему я должен встать в этот ряд? У меня такой голос, я иначе петь не могу. И не буду"». (Интернет-сайт «Дзен» dzen.ru, страница «Что ждать от власти?», 13 мая 2020 г., «Как гибкая пластинка спасла от голода семью Высоцкого».)
Пародия – неизменная спутница славы, популярности и известности. Стать ее героем – почетно, престижно. «За свою карьеру Винокур спародировал таких советских знаменитостей, как Михаил Боярский, Владимир Высоцкий, Вахтанг Кикабидзе, Муслим Магомаев, Андрей Миронов, Эдита Пьеха, Эдуард Хиль и многих других». (Интернет-сайт «homsk» homsk.com, bingo, «Райкин, Карцев и др.: чем запомнились самые знаменитые советские стендаперы времен, когда и слова такого не знали», глава «Владимир Винокур».)
Из беседы Марка Цыбульского с певцом:
«М. Ц.: Вы с Высоцким были лично знакомы?
Э. Х.: Да, был. И на спектакли мы с женой ходили. Даже если я был занят с концертами в Москве, то жена сама шла в театр.
Дело в том, что мы дружили с Борей Хмельницким, а поначалу в концертах Володя и Боря работали вместе. Борис писал музыку и аккомпанировал Володе, который с гитарой как бы полудекламировал.
Потом я еще раз встретился с ними, они уже так более смело выступали, их уже в Москве знали. А потом что-то произошло, и я смотрю – Володя начал один выступать.
Позднее, когда они выступали уже не вместе, Боря начал приглашать нас в театр. Моя жена там чаще меня бывала. А потом Боря рассказывал, что они едут в машине, а Боря говорит: «Володя, это жена Хиля. Спой что-нибудь». И Володя не заставлял себя долго упрашивать, сразу расчехлял гитару и начинал петь. Вот такой он был человек». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Эдуард Анатольевич Хиль» (2011).)
В последние годы Эдуард Анатольевич не раз принимал участие в концертах и вечерах, посвященных памяти своего коллеги и приятеля, на которых неизменно исполнял одну и ту же песню Высоцкого – «Вы возьмите меня в море, моряки».
У певца интересовались:
«– Почему вас совсем в телевизоре не видно?
– Это не ко мне вопрос, это к руководителям канала. А зачем им, чтобы кто-то мелькал со стороны? У них есть свой набор, и они спят спокойно. Дают установку: провести, допустим, концерт памяти Муслима Магомаева. И опять тот же набор артистов. Потом памяти Высоцкого – и опять те же. И так из года в год, из десятилетия в десятилетие, а некоторые, можно сказать, даже из столетия в столетие! (Смеется.) И вроде бы все хорошо. А зачем им пускать еще кого-то?» (Е. Ливси, «Эдуард Хиль: «В перестройку я чуть умом не тронулся…» Мистер Трололо удивляется своей популярности в Интернете и пока не хочет ехать в мировое турне – деньги для него не главное»: интервью, «Комсомольская правда», 1 апреля 2010 г., глава «Интернет – это как телеграф…»)
Все же изредка, но Эдуард Анатольевич мелькал на экране.
Тот же Виктор Леонидов рассказывал: «Один раз, я помню, совершенно невероятным было ощущение… Был такой председатель Совета директоров Балтийской судостроительной компании Игорь Найвальт. Он был в бригаде у Туманова (Вадим Туманов, старатель, приятель В. Высоцкого. – А. С.) в свое время, работал на Магадане. Потом стал таким миллионером. Вот у него были две страсти: церкви он строил и, вот, он очень любил Высоцкого, вот. И он, значит, в Питере, каждый год, в кинотеатре «Аврора» на Невском, – там, значит, убирались стулья, ставились столы, все сидели, там, выпивали, закусывали, а на столе… А на сцене, значит, выходили люди и (имитирует руками игру на гитаре) пели Высоцкого. Самые разные, кого я там только не видел: и Боярский, и Хиль, и Штиль с БДТ, и, там, Игорь Скляр, там, еще кто-то, еще кто-то… И он меня все время звал, чтоб я спел вот эту песню (посвященную В. Высоцкому, собственного сочинения. – А. С.), туда. Вот. И я помню, значит, я спел эту песню и, по-моему (пауза), – «Был побег на рывок…» (баллада о побеге из лагеря, посвящена В. Высоцким В. Туманову. – А. С.). А там был Эдуард Хиль. Совершенно, я помню, он был весь, он выглядел, вообще, лет, ну, на пятьдесят, минимум – тогда ему было восемьдесят, что ли. (В. Леонидов ошибается: до 80-ти Э. Хиль не дожил – певец скончался в возрасте 77 лет. – А. С.) И он подошел ко мне и говорит: «Как вы хорошо спели Высоцкого, – он говорит. – Да…» Я говорю… А я спел это – «Был побег на рывок…», значит, вот. А он говорит: «Да-а-а… А знаете…, – говорит. – Как вас зовут-то?» Я говорю: «Витя». Он: «Да, Витя, знаете, – говорит, – а мы же… Моего отца в лагере – сожгли…» Я так обалдел, вообще: «Как, кто сожгли?!» – "Ну, кто, кто… Уголовники, – говорит. – Вы сейчас так напомнили этой песней…"» (YouTube-канал «Русское ТВ в Канаде», 9 марта 2019 г., историк русской эмиграции, поэт и бард В. Леонидов в авторской программе М. Кравчинского «Я Расскажу Вам…», расшифровка с видео.)
24 июля 2010 года интернет-сайт информационного агентства «Интерфакс» interfax.ru в размещенной заметке «В память о Владимире Высоцком в Петербурге споют его песни» информировал пользователей: «Вечер памяти Владимира Высоцкого «В Ленинграде-городе» пройдет в Северной столице в воскресенье, сообщает пресс-служба городского комитета по культуре.
Гости вечера услышат популярных петербургских артистов, исполняющих песни Высоцкого в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра Василия Соловьева-Седова (верно – Седого. – А. С.) .
В концерте примут участие Михаил Боярский, Игорь Скляр, «Биллис Бэнд», Игорь Корнелюк, Эдуард Хиль. Также песни В.Высоцкого исполнят Людмила Сенчина, Олег Кваша, Юрий Гальцев и другие артисты».
В октябре того же 2010 года компания «Brel Creative Group» и актер Андрей Ургант при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и компании «Строительный Трест» также организовали концерт «В Ленинграде-городе…», в котором весь вечер звучали песни Высоцкого. Самые популярные петербургские артисты – Л. Сенчина, И. Корнелюк, А. Асадулин, М. Боярский, Н. Ургант, «Терем-квартет» и другие исполнили свои любимые песни Владимира Семеновича в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра имени В. П. Соловьева-Седого. В концерте принял участие и Народный артист РСФСР Эдуард Хиль. Конечно же, исполнив песню «Вы возьмите меня в море, моряки».
Январь 2011 года. Хиль в Москве участвует в концерте, приуроченном к 73-й годовщине со дня рождения Владимира Семеновича и вручению премий имени Высоцкого «Своя Колея». На котором вновь исполнил песню поэта «Вы возьмите меня в море, моряки».
«Трудно сказать, чего на премии было больше – музыки или воспоминаний. Несколько поколений актеров и музыкантов выходили на сцену и исполняли песни Высоцкого. В «Останкино» собрались люди, которые выбиваются из привычного телевизионного поп-формата: Олег Митяев, Эдуард Хиль, Владимир Шахрин, Вячеслав Бутусов и др. Одни вместе с Высоцким начинали свой творческий путь, другие взошли на сцену уже после его смерти, но все в один голос рассказывали о том влиянии, какое оказал опальный поэт на всю советскую, а потом и российскую культуру». (Интернет-сайт «Вокруг.ТВ» vokrug.tv, 20 января 2011 г., Ю. Шершакова, «На Первом вспоминают Высоцкого. В «Останкино» наградили тех, кто идет "своей колеей"», глава «У Высоцкого на кухне».)
«В студии две декорации: кабинет Высоцкого, с книжными полками и кухня – теплое место дружеских посиделок, чаепития, и творчества. Справа, у сцены, стоит синий «Мерседес», точная копия того, на котором ездил Владимир Высоцкий.
Ведет посиделки друг Высоцкого Валерий Золотухин с женой Ириной Линдт. Вообще сегодня в студии собрались только друзья поэта (пусть даже некоторые знают Высоцкого только по песням и киноработам). Друзья приходят, как в старые добрые времена застоя, посидят на кухне, побалагурят, анекдоты потравят, вспомнят добрым словом каждый «своего Володю», и уходят по своим делам: Станислав Говорухин, Владимир Меньшов, Вениамин Смехов, Виктор Мережко, Лев Прыгунов, Александр Митта, Андрей Дементьев, Эдуард Хиль, Сергей Безруков, Роман Карцев, Стас Намин.
Эдуард Хиль спел песню "Возьмите меня в море, моряки"». (А. Мешков, «На кухне с Высоцким. 20 января в телецентре Останкино состоялся концерт и церемония награждения лауреатов премии имени Владимира Высоцкого "Своя Колея"», «Комсомольская правда», 21 января 2011 г.)
«Ведущая И. Линдт: У нас в гостях – Народный артист России Эдуард Хиль.
Э. Хиль: Да, это я. (Аплодисменты в студии.)
И. Линдт: Вы, пожалуй, е-единственный из артистов, кто открыто решался исполнять песни опального Высоцкого. Скажите, вам не-не страшно было рисковать? Все-таки в то время вы уже были известным исполнителем.
Э. Хиль: Ну, вы знаете... Вы знаете... Не открыто, а был такой случай, когда Володя Высоцкий написал музыку для фильма, который снимался в Риге. Вот. Но – не пропустили, потому что в то время это была опальная фамилия. И музыку писал Вениамин Баснер. И он дал мне несколько песен. Три песни – о море. Одну я сегодня собираюсь спеть. Потом – «Пиратская песня» и такая песня – «Два корабля». И я даже рискнул в своей пластинке включить одну из песен Володи Высоцкого. И когда я прислал эти записи в Москву, то мне сказали: «Все можно, кроме Высоцкого». А я говорю: «Это – не Владимир Высоцкий», – я говорю. «А кто?» Я говорю: «Это – наш ленинградский поэт Василий Высоцкий».
И. Линдт: Ха-ха! (Усмехается.)
Э. Хиль: Они говорят: «А! Ну, р... Если – Василий, то можно». (Смех в студии.)
Ведущий В. Золотухин: Ха-ха-ха! (Хохочет.)
Э. Хиль: Вот таким образом опальный поэт Владимир Высоцкий и стал Василием Высоцким (улыбается).
В. Золотухин: А вот о первых шагах, о первых, э-э-э, творческих каких-то поисках...
Э. Хиль: А-а-а, был концерт как раз – недалеко от Каретного. И в этом концерте я принимал участие, молодой лауреат, – это начало 60-х годов. И вдруг пришел дуэт молодых артистов – Борис Хмельницкий и Владимир Высоцкий.
В. Золотухин: Ха-ха-ха! (Хохочет.)
Э. Хиль: Один играл на гитаре (имитирует), второй – на рояле (имитирует). Один – музыку писал, второй писал стихи. И вот впервые тогда я познакомился с этими артистами. И даже две песни они мне подарили – у меня до сих пор лежат стихи и мелодия этих двух песен.
В. Золотухин: Браво! (Аплодирует, аплодисменты в студии.)». (Первый канал, «"Своя Колея". День рождения В. Высоцкого», Останкино, 20 января 2011 г., эфир – 30 января.)
Последние воспоминания Эдуарда Анатольевича о Владимире Высоцком (2011), озвученные певцом в интервью, состоявшемся накануне торжественной церемонии раздачи премий: «Володя не умер, он с нами, потому что артист жив до тех пор, пока исполняются его произведения. Ни на один Володин спектакль невозможно было достать билеты. Я помню, как он нас с женой проводил на спектакль. Он ведь был очень скромный, никогда не петушился. Никогда не отказывал, если его в компании просили что-то исполнить. Но если уж начинал петь, то его нельзя было остановить – он хотел исполнить все, что сочинил. Приезжая в Ленинград, я встречался с Вениамином Баснером, который дружил с Высоцким. Когда Володя с Мариной приезжали в Ленинград, они всегда жили на даче у Баснера. У него такое собрание записей Высоцкого, что даже в Музее Высоцкого такого количества материала нет. Многие сейчас поют песни Высоцкого, и думают, что у них это получается. А потом выходит, что от песни ничего не осталось. Володя был композитор, поэт, исполнитель, аранжировщик, звукорежиссер в одном лице. Он сам знал, где и как петь. Я слышал записи, где он одну и ту же песню несколько раз начинает петь. Не из-за того, что он слова забыл, а потому, что он искал правильный настрой, образ. Вот какой был Володя… Это был артист от Бога…» (А. Филатова, «Человек у микрофона», «ОК!», № 4, 27 января 2011 г.)
30 января 2011 года Первый канал представил зрителям церемонию вручения премий имени поэта. На самом деле слова Эдуарда Анатольевича, сказанные о Владимире Высоцком, звучали так: «Это – личность, которая, э-э-э, поднимала такие пласты в нашей песенной культуре… И вообще в исполнительстве. Возьмите Высоцкого, как артиста: ни на один спектакль невозможно было достать билетов! Вот… Я помню, как он нас с женой проводил к себе на спектакль и очень скромно так, э-э-э… Он никогда, э-э-э, вы знаете, не петушился, не распрямлялся так… Спокойно! Даже если его где-то в компании просили что-то исполнить – он исполнял. Но уж если он начинал исполнять – он заводился и хотел исполнить все, что он сочинил! Возьмите вы его, да, вот, киноактера: я считаю, что кто еще лучше мог бы эту роль сыграть? А когда он исполнял свои песни, то мне кажется, что вот это величайший вокалист, величайший поэт-горлан – именно как говорили в начале ХХ века. Потому, что каждая фраза, каждое слово, его прилагательные, вообще – его слова невозможно заменить! Если начнешь менять, то вся конструкция рухнет. Именно такие смачные рифмы, смачные слова, яркие краски – вот для меня он был, прежде всего, когда я слушаю его песни, – что это высочайшего класса артист! Я его могу только сравнить с такими артистами, ну, вот когда в н… в конце ХIХ – в начале ХХ века были артисты-МХАТовцы – еще времен Станиславского и Немировича-Данченко. Вот к такой когорте я причисляю для себя Высоцкого. И думаю, что многие, кто начнут слушать его песни, вслушиваться – я думаю, что они придут к этому выводу…»
Что касается Эдуарда Анатольевича…
Недолгое время – в 1977-79 гг. – Хиль преподавал сольное пение в ЛГИТМиКе. А с середины 80-х и распадом СССР ушли в прошлое былая слава и репертуар певца. Иные времена – иные песни… Концертов не стало, в гастрольные поездки не приглашали, на ТВ не звали, по радио не крутили («неформат»), пластинки не выпускали. «В перестройку я чуть умом не тронулся…» – с грустью говорил певец в одном из интервью. Чтобы как-то прокормить семью и выжить самому Эдуард Хиль уехал во Францию на заработки – в течение нескольких лет он пел в парижских ресторанах, в том числе в знаменитом заведении мадам Мартини «Raspoutine», вечерами развлекая подвыпившую эмигрантскую ностальгирующую публику и туристов исполнением под заказ русских народных песен…
Вернувшись в середине 90-х в Россию, Эдуард Анатольевич в поисках ушедшей творческой молодости и былой популярности кинулся в сомнительные проекты: участвовал в музыкальных акциях Сергея Курехина, пел дуэтом с Богданом Титомиром, с 1997 года вместе с сыном принимал участие в совместном проекте с рок-группой «Препинаки»… Помогло не сильно.
В 2010 году Хиль неожиданно для себя все же снова стал героем дня – на этот раз уже во всем мире. Размещенный на YouTube ролик с его песней «Я так рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» на музыку Аркадия Островского, исполненной в 1976 году, внезапно взорвал интернет и стал объектом международного культа. В незамысловатой песенке есть речитатив «тро-ло-ло», из-за которого на Западе певца окрестили «мистером Трололо» и «Трололо-мэном». За год ролик посмотрели более 3 млн. человек, а продюсеры предлагали артисту совершить мировое турне.
Но силы Эдуарда Анатольевича были уже на исходе. В апреле 2012 года он перенес инсульт и скончался 4 июня в петербургской больнице.
Р. S.
«Высоцкий был свой. А Кристалинская и Хиль были все же не свои. Поясню. Все эти сентиментальные песенки о голубых городах и таежной романтике нам были смешны: в этой самой тайге мы жили с самого рождения, лопали там корни саранок по весне, ловили зайцев зимой, хариусов летом, кедровки воровали наши запасы орехов на зиму, и никакой романтики мы во всем этом не ощущали. Какая к черту романтика, когда это обыкновенная жизнь. И вот, пусть даже по радио пели проникновенные (и модные тогда) песни о тайге искренне, мы чувствовали в этом фальшь. То ли дело у Высоцкого: «если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так…» Это было по-нашему. И потом, когда я познакомился со «всем Высоцким», меня это поражало: как городской парень все это понимал? «На реке ль, на озере работал на бульдозере, из грунта выколачивал рубли»…» (А. Бабий, «С Высоцким по жизни», «Сталкер», 24 июля 2000 г., глава «Здесь вам не равнина…»)
Корреспондентка газеты «Комсомольская правда» Наталья Барабаш: «Мне в мои 15, 18, 20 (далее везде) – лет нравились совсем другие исполнители. Высоцкий, Гребенщиков, Битлы. В ком было много надрыва, фронды или веселого эпатажа. А Хиль был такой правильный. Очень оптимистичный – мне тогда это казалось неприличным. Участвовал во всех правительственных концертах. Пел про лесорубов, стройки, День Победы.
Но еще и – про сбежавшую электричку, потолок ледяной, моряка, вразвалочку сошедшего на берег, и как хорошо быть генералом...» (Н. Барабаш, «Наш давний спор о Хиле выиграла мама», «Комсомольская правда», 4 июня 2012 г.)
Кинокритик Виктор Матизен: «(Этот текст был написан в 1977 году… Писал, что называется, в стол – опубликовать это в те годы было абсолютно невозможно, а когда стало возможно, славить Высоцкого кинулись все, и не хотелось присоединяться к хоровой осанне.)
"…Что в Высоцком бьет в глаза, точнее, в уши – невероятная энергия, рвущаяся из каждой песни, безотказно заряжая слушателей. Энергия – и отчетливо выраженное мужское начало его песен. Советские эстрадные певцы – Хили, Лещенки, Магомаевы и tutti quanti бесполы, авторская песня женственна, у Галича мужское сплавлено с гражданским. Мужское начало Высоцкого выражено хотя бы в том, что он не столько поет, сколько орет, налегая на согласные, тогда как другие тянут гласные. У всех «Йааа кооонеееей нааапооойуууу», а у него – «Йййа ккконннеййй нннапппойййу». Фонвизинским языком говоря, Высоцкого не отнесешь ни к гласным, ни к согласным: несмотря на свою громогласность, он до сих пор полугласен"». (Интернет-сайт «Кинопресса» kinopressa.ru, В. Матизен, «Восхождение Высоцкого» (1977).)
Кинорежиссер, сценарист Александр Митта (Рабинович): «Власть не понимала масштаба его таланта? А зачем ей понимать масштаб его таланта? Ни к чему совершенно. У власти были свои официальные гении: Хиль пел свои песни – вот это был певец, Пахмутова сочиняла песни, вот это было то, что надо, Пьеха пела про снежинки – блестящий образец вокальной лирики, Кобзон пел свои – вот истинная мужественность исполнения… Нет, власти Высоцкого не надо было понимать». (И. Рубинштейн, «Интервью для фильма «Французский сон». Александр Митта», «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 20, сентябрь 2015 г.)
В 2012 году в Санкт-Петербурге вышла книга Михаила Шайкевича «Философские раздумья через призму русского шансона». Владимир Высоцкий и Эдуард Хиль – среди героев монографии, в том числе и об их песенном творчестве раздумывает ее автор.
А спустя три года, в 2015 году, на интернет-портале «Ответы» otvet.mail.ru пользователь Тигр задался вопросом «"Хорошая песня" это какая песня?» Один из ответов авторства bad boy выглядел следующим образом (орфография и пунктуация – авторские): «Та которая нравится и не забывается ее можно слушать и через много лет и она никогда не устареет, например: Высоцкий, Хиль (их уже давно нет в живых, а песни их знают и поют), то есть если песня прошла проверку временем и ее не забыли значит песня хорошая или как сейчас принято говорить хит. Песня должна быть близка людям, тогда она будет популярной».
Трудно не согласиться.
А актеров и певцов продолжают помнить – и поклонники творчества, и коллеги.
«Для нас это легенды и кумиры, а для Владимира Винокура они были друзьями: Леонид Утесов, Андрей Миронов, Клавдия Шульженко, Иосиф Кобзон, Владимир Высоцкий, Людмила Гурченко, Муслим Магомаев, Анна Герман, Эдуард Хиль, Валерий Ободзинский и др.» (Интернет-сайт «Тульские новости» newstula.ru, 17 октября 2021 г., «Владимир Винокур о концерте в Ясной Поляне: Для нас честь выступать для такого зрителя»: интервью.)
***
В 2000 году фирма «Мелодия» выпустила альбом «Команда молодости нашей». В компакт-диск вошли популярные песни о спорте (записи 1958-89 гг.). Из содержания: Владимир Высоцкий – «Утренняя гимнастика», Эдуард Хиль – «Да разве сердце позабудет».
Альбом «23 песни о летчиках и небе» представила в 2016 году рекорд-студия «Moroz Records». Из содержания компакт-диска: Эдуард Хиль – «Авиамарш (Марш авиаторов)», «Обнимая небо крепкими руками», Владимир Высоцкий – «Як – истребитель», «Их восемь нас двое», «Песня о погибшем летчике».
Компакт-диск формата МР-3 «75 песен Победы» выпущен рекорд-студией «Moroz Records» в 2020 году. Из содержания: Эдуард Хиль – «На безымянной высоте», «Как, скажи, тебя, зовут», «Бал Победы», Владимир Высоцкий – «Песня о звездах», «Он не вернулся из боя», «На братских могилах», «Песня о конце войны», «Разведка боем», «Давно смолкли залпы орудий».
Свидетельство о публикации №123040700563