Пейсах и Пасха. Отрывок из романа
Существуют различные мнения об историчности исхода (выхода) евреев из Египта. Наиболее обоснованно то, что Ветхий Завет в мифологизированной форме передаёт действительные исторические события, которые произошли вероятнее всего при фараоне Рамзесе II.
Согласно Пятикнижию, Моисею в горящем и несгорающем кусте (неопалимая купина) явился Бог и повелел ему вывести евреев из египетского рабства в Землю обетованную.
- А я видел неопалимую купину в монастыре Святой Екатерины, - вставляет тут Игорь, - мы ездили туда из Шарм-эль-Шейха.
Недалеко от горы Сион (Хорив) расположен православный мужской монастырь Святой Екатерины, в котором можно увидеть горящий и несгораемый терновый куст.
- На самом деле это растение не тёрн, а ясенец белый, - разъясняет биолог Александр, - Ясенец выделяет множество эфирных масел, которые могут вспыхивать ярко, но почти без отделения тепла, а значит, не происходит и сгорания.
- Однако мы ушли далеко в сторону от главной темы – Христа и Пасхи.
-Не так уж и далеко, - замечает Сергей, - в православии Неопалимая купина – это ветхозаветный прообраз, символизирующий Богородицу, Непорочное зачатие Христа от Святого Духа.
- Поэтому вернёмся к Торе, к Пятикнижию, к Моисею. Пророк требует от фараона отпустить израильтян, однако египетский владыка отказывается это сделать. Тогда бог Яхве насылает на страну фараона страшные бедствия – десять казней египетских. И только после последней самой страшной из них евреи освобождаются из плена.
Десятой казнью была смерть египетских младенцев по велению Яхве: « А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота». (Исход 12 : 12)
Еврейские младенцы при этом оставались живыми и невредимыми, а чтобы Яхве отличил их от египетских, жилища израильтян помечались кровью: « И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую». ( Исход 12 : 14 )
Далее Пятикнижие гласит: « И созвал Моисей всех старейшин (сынов) Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе по семействам вашим агнцев и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью…» (Исход 12 : 21)
Обряд приношения в жертву агнца (ягнёнка) взят из древнеегипетской религии, где такие жертвоприношения издавна совершались верховному богу Амону. Но в Ветхом Завете эта тема значительно углублена и детализирована: « … в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам… пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испечённое на огне; с пресным хлебом и горькими травами… не оставляйте от него до утра ( и кости его не сокрушайте) … и ешьте его с поспешностью: это Пасха Господня».
Пресный хлеб - опресноки, потому что во время бегства из египетского плена некогда его было заквашивать, а горькие травы, как напоминание о тяготах и горестях векового плена.
Знаменитая Тайная Вечеря, описанная в Евангелиях, не что иное, как иудейская пасхальная трапеза.
Пейсах начинается после захода Солнца 14 дня нисана, нисан - это первый месяц в израильском лунно-солнечном календаре. В год смерти Иисуса Пейсах прошёл за три дня до Воскресения.
- Зачем мы так долго говорим о Пейсах, еврейской Пасхе, ведь христианская Пасха имеет совсем иной смысл и значение? – спрашивает Игорь.
- Значения и понятия разные, - отвечает Сергей, - но одно следует из другого. В Новом Завете Христос провозглашает: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон, или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота не прейдёт из закона, пока не исполнится всё». ( Евангелие от Матфея 5 : 17-18)
Евангелия в точности соответствуют ветхозаветным пророчествам: и тому, что Мессия должен быть из рода царя Давида (отсюда номинальный отец Иосиф); и даже тому, что он въедет в Иерусалим на осле (пророк Захария). Пасхальный ягнёнок (агнец) в Ветхом Завете выступал, как искупительная жертва, а в Новом Завете Иисус Христос – это Агнец Божий. Иоанн Креститель говорит своим ученикам: «Вот Агнец Божий, который берёт на Себя грех мира».
И опять, в Новом Завете соответствие даже в деталях. В Ветхом Завете про жертвенного агнца указывается: «…(и кости его не сокрушайте)…» Так вот, у двух распятых рядом с Христом перебивают голени, а Христу – нет, ему пронзают копьём грудную клетку без перелома костей.
Израильские младенцы были спасены благодаря знакам крови жертвенного агнца на еврейских домах, а в последующем люди спасутся благодаря пролитой за них крови Иисуса Христа.
Христианство в своём начале было одним из направлений в иудаизме, отвергнутым большинством израильтян. Евреи тогда не приняли Христа, не поверили в его Воскресение. Бог освободил евреев от египетского плена, а христиан освобождает от плена совершённых грехов. Христианская Пасха по сравнению с Пейсах приобретает новое, высшее значение, Новый Завет указывает путь спасения для всего человечества.
Свидетельство о публикации №123040506809