Апокриф собственной жизни. 3

                Дар напрасный, дар случайный,
                Жизнь, зачем ты мне дана?
                Иль зачем судьбою тайной
                Ты на казнь осуждена?

                Кто меня враждебной властью
                Из ничтожества воззвал,
                Душу мне наполнил страстью,
                Ум сомненьем взволновал?..

                Цели нет передо мною:
                Сердце пусто, празден ум,
                И томит меня тоскою
                Однозвучный жизни шум.

                Александр Пушкин
                1828 г.
               


         Лимонов был личностью модернистского образца — плоть от плоти XX века. Говорят, в XXI веке таких, конечно, не будет... Но без таких жизнь превращается в труху, что бы она ни делала. Детскую сежесть восприятия трудно сохранить. Взрослость настолько меняет человека, что его невозможно узнать. тем более невозможно узнать, зачем он появился на свет. Говорят, самое страшное произведение Пушкина, «Дар напрасный, дар случайный», датированное его двадцать девятым днём рождения, 26 мая 1828 года и посвящённое проблеме поиска Смысла жизни и исполненное такого пессимизма, которое плавно переходит в отрицание самого Бога, именно оно положило начало стихотворному диспуту с митрополитом Филаретом. Лимонов верил в Создателя всего и вся, но по-своему. Конечно, не в бородатого дедушку, сидящего в кресле за облаками и дирижирующего мировой симфонией жизни.

          Лимонов как и Жириновский умер в самый абсурдный момент Истории, подытожив XX век и всю эпоху таких героев-максималистов, как они. И сегодня все понимают, как не хватает их истинного Слова для прояснения происходящих событий. Их заменить НЕ КЕМ!

          Его огромное наследие воспринимается как один большой Апокриф в русской литературе, которой он пожертвовал всю свою жизнь. Он был человеком, сделанным самим собой, пробовавшим, тыкающимся пальцем в небо, в женщин, в события, создаваемые по большей части самим же собой. Мечтатель, с детских лет сам сочиняющий себя! В «Молодом негодяе», романе о Харькове 60-х годов, подернутый ностальгической дымкой, о юности автора и его друзей, о превращении «молодого негодяя» из представителя «козьего племени» (по его собственному определению) в пылкого богемного юношу, продолжающего прожигать жизнь, но теперь — иначе...  Он рассказывал, как в 19 лет в пьяном отчаянии сбежал из психиатрической лечебницы, где были замучены великие Врубель и Хлебников, и молился дьяволу и богу одновременно, чтобы его жизнь была такая же, как в романах. Так вот, она такой и была, а его книги в первую очередь стали прямым и ясным зеркалом его жизни среди мирового "королевства кривых зеркал", по которой изнывали биографы.

          Этот роман, являясь самостоятельным произведением, примыкает к двум романам Эдуарда Лимонова – «Подросток Савенко», «У нас была великая эпоха» – является своего рода харьковской трилогией автора, и впервые «Молодой негодяй» был выпущен издательством «Синтаксис»(Париж) в 1986 году. Он поддерживал боснийских сербов и красовался с пулеметом, лез на рожон когда только мог, испытывал любые человеческие возможности. Харьковский парень, сын лейтенанта НКВД, он стал поэтом! Перебрался в Москву без копейки денег, "сила желаний творит чудеса!" Моментально влившись в богему, попал в еврейскую эмиграцию, не имея еврейской крови. Пил столько, сколько не под силу десятерым, спал с кем попало, работал уборщиком и носильщиком. Планировал вооруженный захват земель Казахстана, что возможно ещё впереди(!), и хотел баллотироваться в президенты, чтобы сделать из России национал-большевистское государство. Он ездил на войну и, вступившись за сербов, воевал против албанцев. Написал об этом книгу под эмблематичным названием «СМРТ» — сборник репортажей, пожалуй, самых ярких в русской литературе со времени текстов Симонова о Великой Отечественной войне. Лимонов был обольщен войной. Она была необходима ему как кислород — так же, как пацифистам Оруэллу и Хемингуэю, которые мыслили участие в Гражданской войне в Испании против фашизма! И Лимонову, конечно, не повезло, что он не дожил до ЭТОЙ войны, потому что "другие" при нем измельчали, а исторических революций не было. Был только Донбасс, куда его партия «Другая Россия» отправляла «Интербригады», гуманитарную помощь, но тогда всё ещё не развернулось в Исторический свиток, который, как мы видим сегодня, способен изменить весь мир кардинально. Ведь всё познаётся в развитии, а, к сожалению, Лимонову "не позволили" дожить до этого момента. Как, впрочем, и Жириновскому.

         В чем-то Лимонов был беспринципен, и сейчас ненавистники могут вспомнить ему многое в ряду литературных халтур. Трезво оценивая свой дар, и вернувшись в начале 1990-х в Россию, он считал позволительным писать какие-то вещи за деньги или в рамках политической деятельности, но всё имело свой смысл и цель. Но хочется вспомнить другой, более ранний случай его постмодернистской беспринципности, который подарил нам произведение, может даже, более выдающееся, чем «Это я — Эдичка». Ухватившись за дневниковую форму «Опавших листьев» Василия Розанова, который по взглядам был ему однозначно ненавистен, Лимонов написал «Дневник неудачника», великую поэтическую исповедь, полную противоречий и мыслей, хаотично выплеснутых на бумагу. Тоскуя по бывшей жене, автор притворялся то гомосексуалом, то педофилом; он мастурбировал, представляя, как стреляет в американского президента; вспоминал жен и мечтал о проститутках. Никто еще с такой точностью и честностью не передавал набор переживаний, впечатлений и радикальных, подчас экстремистских идей и намерений молодого человека в любовном отчаянии. Вообще как писатель Лимонов похож на Розанова, Солженицына, даже Бунина с их чувственным и в то же время аскетическим слогом, упрямым нарциссическим эмпиризмом и ощущением вписанности в большую Историю — несмотря на то, что Эдуард Вениаминович мечтал о победе пролетариата и мог бы дать любому по физиономии за сравнение с этими авторами, особенно за Солженицына, которого писателем он вообще не считал, за исключением одного произведения.

         Он так часто, честно и бесстрашно ступал в Пустоту и Неизвестность, что мог умереть сотню раз — от пули врага, на обочине, где и когда угодно. Я не знаю, как можно до 77 лет быть таким по-эксгибиционистски честным, столь отчаянно любящим, ненавидящим, надеющимся на то, чего не бывает. Лимонов не боялся смерти, но в 1990-е годы ходил по Москве с охранниками "по требованию своих партиийцев, которые берегли его как могли. Он выстроил Оберег от смерти, написав пять сборников некрологов — «книг мертвых» (последняя вышла в этом году)и как лозунг кричал «Да, смерть!» на собраниях Национал-большевистской партии. Но делал это он Во имя Жизни в самом высоком её значении!
         В своем последнем романе «Будет ласковый вождь» Лимонов, показал себя великодушным, жалеющим тех людей, которые были загублены «алтайским делом». Это малоизвестный факт, но в тяжелые моменты своей в высшей степени эллинской биографии он вообще-то совсем не редко раскаивался и, конечно, жалел: жен, особенно мертвых, бедняков, оставшихся без крыши над головой, своих пацанов-нацболов, безвинно замученных и посаженных. И имел на это право, потому что сам прошёл через всё. Не важно, умер ли он в спокойствии или нет. Бог дал ему всё или почти всё, о чём он просил, дал пройти ему сквозь эту великую жизнь и уйти на тот свет мудрым старцем, когда жизнь — в привычных для него масштабах борьбы — уже закончилась.
         Его смерть это абсурд, потому что он и такие как он были необходимы всегда, а теперь мы лишились необходимого!
         Лимонов умер в абсурдный момент истории, подытожив XX век и всю эпоху таких героев-максималистов, как он. В XXI веке таких, конечно, не будет. Но тогда и века не будет. Поэтому скажу иначе: будет! Как будут цвести Сады несмотря ни на что этой затяжной Весной, никак не насладившейся снегом и поторошащей небесные закрома каждые сумерки, переходящие в ночь. А утренний взгляд в окно — это снова чёрно-белые ветки деревьев, белая трава и чёрная оттаявшая дорога в Завтра!

5 апреля 20923 года

*Роман "Свежесть Лимона."

Последний романтик ХХ века. 1
Предисловие к роману "Свежесть Лимона". /не закончено/
http://stihi.ru/2023/03/31/3618

Аlter ego Лимонного вкуса. 2
http://stihi.ru/2023/04/03/2255

Апокриф собственной жизни. 3
http://stihi.ru/2023/04/05/1853


Или, Или! лама савахфани. Пролог.
http://stihi.ru/2023/03/10/3696

Свежесть Лимона. 1 часть
http://stihi.ru/2023/03/11/3602

Над Ливским заливом. 2 часть
http://stihi.ru/2023/03/11/4827

Дерзновенно, в Реал из Зазеркалья. 3 часть
http://stihi.ru/2023/03/14/3890

Весны победной приближенье. 4 часть
http://stihi.ru/2023/03/21/3561

Он Мартовской Синице обещал! 5 часть
http://stihi.ru/2023/03/31/2589


Рецензии
В высшем смысле этих слов неординарная личность!!!
Вы очень хорошо о нём написали!!! Спасибо, дорогая Светлана!!!

Игорь Тычинин   05.04.2023 19:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь!

Светлана Водолей   06.04.2023 10:56   Заявить о нарушении