Эссе Служение Амоса
ОДНАЖДЫ в проповеди на одного служителя Бога накричал священник: «Замолчи! Убирайся отсюда!» Как поступил Божий служитель? Испугался ли он или продолжил говорить слово Бога со смелостью? Мы можем это узнать, потому что он записал произошедший с ним случай в книге, носящей его имя,— в библейской книге Амоса. Перед тем как более подробно поговорить об этой встрече со священником, давайте узнаем кое-что о самом Амосе.
Кто такой Амос? Когда и где он жил? Ответы на эти вопросы находятся в Амоса 1:1: «Слова Амоса, одного из пастухов Фекойских... во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского». Амос жил в Иудейском царстве. Его родным городом была Фекоя, расположенная в 16 километрах к югу от Иерусалима. Жил он в конце девятого века до н. э., когда в Иуде правил царь Озия, а царём десятиколенного царства Израиль был Иеровоам II. Амос был пастухом. Кроме того, из 14-го стиха 7-й главы мы узнаём, что Амос не только пас овец, но и «собирал сикоморы». Значит, он также был сезонным рабочим. Он надрезал плоды сикоморовых деревьев. Их надрезали, чтобы ускорить созревание. Это был изнурительный труд.
«ИДИ, ПРОРОЧЕСТВУЙ».
Амос говорит прямо: «Я не пророк и не сын пророка» (Амос 7:14). Отец Амоса не был пророком, да и сам Амос не получал особенного образования. Но из всего иудейского царства для исполнения своего намерения Бог выбрал именно его. В то время Бог избрал не могущественного царя, не начитанного священника и не богатого начальника. В случае с Амосом Бог так поступил, поэтому что, видел кто желает говорить слово Бога со смелостью.
Бог сказал Амосу: «Иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю» (Амос 7:15). Это было трудное задание. В десятиколенном царстве Израиль был мир и безопасность. Люди жили в достатке. У многих были как летние, так и зимние дома, построенные не из обычного глиняного кирпича, а из дорогих «тёсаных камней». Некоторые имели домашнюю утварь, украшенную слоновой костью, и пили вино с «прекрасных виноградников» (Амос 3:15; 5:11). Поэтому многие люди стали равнодушными. Да, ситуация в которой служил Амос, очень похожа на ту, в которой находимся мы. Люди забыли Слово Бога, Библию.
Конечно, в том, что израильтяне жили в достатке, не было ничего плохого. Однако некоторые из них приобретали богатство нечестным путем. Богатые торговцы, судьи и священники сообща «притесняли бедных» и «угнетали нищих» (Амос 4:1). Давайте мысленно перенесёмся в то время и понаблюдаем, чем занимались эти люди.
НАРУШЕНИЕ БОЖЬЕГО ЗАКОНА.
Сначала отправимся на рыночную площадь. Там бессовестные торговцы «уменьшают меру, увеличивают цену сикля» и даже продают «высевки из хлеба» как зерно (Амос 8:5, 6). Да, продавцы обманывают покупателей во многом: они обвешивают, взвинчивают цены и продают плохой товар. Торговцы разоряют малоимущих, и им приходится продавать себя в рабство. Теперь они покупают их «за пару обуви» (Амос 8:6). Такое даже трудно себе представить: эти алчные дельцы считают, что их соотечественник, израильтянин, стоит не больше, чем пара сандалий! Какое возмутительное унижение бедняков и какое вопиющее нарушение Закона Бога! Но в то же время эти торговцы соблюдают заповедь о субботе (Амос 8:5). Они верующие, но их вера показная.
Как же у этих торговцев получается безнаказанно нарушать Закон Бога, который повелевает: «Люби ближнего твоего, как самого себя»? (Левит 19:18). Им это удаётся, потому что те, кто должен следить за исполнением Закона,— судьи — их сообщники. У городских ворот, где рассматриваются судебные дела, судьи «берут взятки и извращают в суде дела бедных». Вместо того чтобы защищать бедных, судьи за взятки нарушают их права (Амос 5:10, 12). Как видим, судьи тоже не исполняют Закон Бога.
А чем в Израиле занимаются священники? Чтобы выяснить это, мы направляемся в другое место. Мы видим, что священники «в доме богов своих» попустительствуют страшным грехам! Через Амоса Бог сказал: «Даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Моё» (Амос 2:7, 8). Подумать только! Израильские отцы и их сыновья совершают блуд с одними и теми же храмовыми проститутками. И нечестивые священники закрывают на такую безнравственность глаза! (Левит 19:29; Второзаконие 5:18; 23:17).
Далее Бог обращает внимание на другие грехи: «На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвинённых, пьют в доме богов своих» (Амос 2:8). Священники — и не только они — нарушают закон из Исхода 22:26, 27, где говорится, что одежду, взятую в залог, нужно вернуть до наступления ночи. Вместо этого они используют эту одежду как подстилку, на которой возлежат во время праздничных пиров в храме лжебогов. И на те деньги, которые они взыскивают с бедных, они покупают вино, которое пьют на пирах в честь лжебогов. Как же далеко они ушли от чистого поклонения Богу!
Израильтяне бессовестно нарушали две наиважнейшие заповеди в Законе: любить Бога и любить своего ближнего. Поэтому Бог послал Амоса, чтобы осудить их вероломство. Сегодня весь мир, включая и христианские страны, испорчен так же, как и древний Израиль. Хотя некоторые люди живут в роскоши, многие другие находятся за чертой бедности и эмоционально подавлены безнравственным поведением бесчестных олигархов, политиков и духовенства ложных религий. Но Бог небезразличен к страдающим людям, которые ищут его. По этой причине Бог желает, чтобы люди читали его Слово, Библию, и применяли знания из неё в своей жизни.
В ЧЁМ МЫ МОЖЕМ ПОДРАЖАТЬ АМОСУ.
Нам также надо обращать внимание на Божьи предупреждения, подобно тому как Амос объявлял приговоры Бога. Например, из Амоса 4:6—11 видно, что Бог многократно предупреждал Израиль о своём неодобрении. Он дал этому народу «недостаток хлеба», «удерживал от... [них] дождь», поражал их «ржою и блёклостью хлеба» и посылал на них «моровую язву». Побудило ли всё это израильтян раскаяться? «Но вы не обратились ко Мне»,— сказал Бог. Израильтяне каждый раз отвергали Бога.
Бог наказал упорствующих израильтян. Но только после того, как они услышали пророческое предупреждение. Сам Бог объявил: «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3:7). Как Бог открыл Ною, что намерен навести на землю Потоп, и поручил ему предупредить людей, точно так же и Амосу Бог поручил возвестить последнее предупреждение. К сожалению, Израиль не откликнулся на Божью весть и не предпринял правильных шагов.
Мы, конечно же, согласимся, что наше время очень похоже на то, в которое жил Амос. Иисус Христос предсказал, что во время конца будут происходить многочисленные бедствия. Как и во дни Амоса, сегодня большинство людей не обращают внимания ни на признак времён, ни на библейскую весть. Таких людей ожидают те же самые последствия, которые испытал нераскаивающийся Израиль. Бог предупреждал: «Приготовься встретиться с Богом твоим» (Амос 4:12, СоП). Израильтяне встретились с Богом, когда Он исполнил свой приговор и ассирийская армия захватила их землю. Современный нечестивый мир встретится с Богом в Армагеддоне (Откровение 16:14, 16). А пока Бог ещё терпит, нам следует внимать словам пророка: «Взыщите Господа, и будете живы» (Амос 5:6).
СТАЛКИВАЕМСЯ С ПРОТИВОДЕЙСТВИЕМ, КАК АМОС.
Мы можем подражать Амосу не только в том, что; говорить, но и в том, ка;к говорить. Это видно из 7-й главы, в которой мы встречаемся со священником, упомянутым вначале. Им был «Амасия, священник Вефильский» (Амос 7:10). Город Вефиль был центром израильского вероотступничества — поклонения тельцу. Итак, Амасия был священником государственной религии десятиколенного царства. Как он отреагировал на смелую проповедь Амоса?
Амасия сказал Амосу: «Провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский» (Амос 7:12, 13). Этим Амасия говорил примерно следующее: «Иди домой! У нас своя религия». Израильский священник также подстрекал власти запретить деятельность Амоса. Царю Иеровоаму II он сказал: «Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева» (Амос 7:10). Амасия, таким образом, обвинил пророка в подстрекательстве к мятежу! Он сказал царю: «Так говорит Амос: от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведён будет пленным из земли своей» (Амос 7:11).
Амасия сказал всего лишь несколько слов, но в них было три ложных утверждения. Он сказал: «Так говорит Амос». Но Амос никогда не претендовал на то, что пророчество исходит от него. Напротив, он всегда подчёркивал: «Так говорит Бог» (Амос 1:3). Пророк также был обвинён в том, что он говорил: «От меча умрёт Иеровоам». Однако, согласно Амосу 7:9, пророчество гласило: «[Я, Господь] восстану с мечом против дома Иеровоамова». Бог вынес приговор «дому» Иеровоама, его потомкам. Далее, Амасия утверждал, что Амос сказал: «Израиль непременно отведён будет пленным из земли своей». Но Амос пророчествовал ещё и о том, что каждый израильтянин, который вновь обратится к Богу, будет благословлён. Ясно видно, что Амасия, искажая факты, добивался официального запрета проповеднической деятельности Амоса.
Как же реагировал Амос на противодействие со стороны Амасии? Сначала он напомнил священнику его слова: «Ты говоришь: „не пророчествуй на Израиля“». Затем мужественный пророк Бога безо всяких колебаний сказал то, что явно не понравилось Амасии (Амос 7:16, 17). Амос не поддался на угрозы. Какой замечательный пример для нас! Даже там, где современные амасии разжигают жестокие преследования, мы не перестанем повиноваться Богу и будем следовать Божьему слову. Мы, подобно Амосу, продолжаем провозглашать: «Так говорит Бог».
Да, Амасии следовало бы знать, что его угрозы будут тщетными. Ведь Амос ещё раньше объяснил, почему никто на свете не сможет заставить его молчать. Как мы читаем в Амоса 3:3—8, пророк с помощью ряда вопросов и примеров показал, что у любого следствия есть причина. Затем он добавил: «Лев начал рыкать,— кто не содрогнется? Господь Бог сказал,— кто не будет пророчествовать?» Другими словами, Амос сказал слушающим его: «Так же как вы не можете не бояться рычащего льва, так и я не могу не проповедовать Божье слово, если Бог поручил мне делать это». Амос говорил смело потому, что к этому его побуждал богоугодный страх, или благоговение перед Богом.
Свидетельство о публикации №123040305569