Аlter ego Лимонного вкуса. 2

                Limonov, en junio pasado, en la playa de El Saler (Valencia).
                Фото: ALBERTO DI LOLLI


         Лимонов гениально беллетризировал свою жизнь, сделав из неё собственное ноу-хау, секрет, тайну, которую раскрывал перед читателем с самоотверженным мужеством революционера и поистине христианской честностью Христа, не жалея себя, не приукрашивая, не лукавя и не прячась под бело-пушистое покрывало, пытаясь, как многие это делают, выставить себя лучше, чем есть. Он подарил литературе своё ярчайшее alter ego! Я бы сравнила его с "Исповедью" Руссо, когда-то потрясшего мир своей открытостью и обнажённостью чувств.

         Он писал о своей жизни так, что всем становилось интересно, хотя многое было похоже на тебя самого и ПОТОМУ ЧТО было похоже! Он писал о своем босячном харьковском детстве и юношестве, о распутной, безалаберной молодости в Москве, тем не менее пытаясь там зацепиться и закрепиться, с неизбывным чувством авантюризма "игры в рулетку" на последние деньги, о ностальгической тоске в Нью-Йорке, полностью прочувствовав, что значит жить в чужой и даже чуждой стране, где даже запахи НЕ ТЕ, стране, генетически вражеской Россие с доминирующим чувством зависти к её богатствам априори, о войнах, на которые ездил, чтобы ПОЗНАТЬ то, что нельзя познать, не потрогав руками, не прочувствовав до конца, и на которых, возможно, убивал, и о русской тюрьме, в которой в 60 лет умел находить успокоение в работе и смысл жить, познавая простой русский народ, широте души которой мог бы позавидовать любой другой, понимающий и оценивший масштаб личности заключённого Лимонова и помогавший ему плодотворно работать  там всем, чем мог.

         Даже герои его книг почти всегда появлялись под своими же именами, потому что он не хотел терять Имён, понимая, как важно сохранить Имя, чтобы не быть стёртым с лица Земли. Разве что с тем исключением, когда писатель игриво награждал их нелепыми прозвищами: Бродский у него Хомский в "Истории его слуги", Барышников — Ладыжников в "Это я — Эдичка", хотя мне кажется, что текст много бы выиграл, если бы имена остались те же, потому что приобрёл бы своё однозначное, нутряное значение. Имена-то известные!.. " Я даже боюсь при нём что-то сказать, он завтра возьмёт и напишет".

         На самом деле Лимонов хотел только одного — быть счастливым, а это значит в его понимании, что жизнь прожить не зря, то есть максимально интересно, выжать из неё всё, что только возможно! И он это делал. Он был романтик-максималист. Впрочем, он во всём был такой. Это желание человечески нечеловеческое, именно сверхчеловеческое, и оно пронизывает всю его биографию и библиографию. Ему не надо было придумывать сюжеты, они были в его кармане изначально. Это был он сам и его жизнь среди всех. Но как у всякого Героя широкой судьбы, его представления о счастье варьировались в зависимости от политических взглядов и жизненных обстоятельств. Он верил в Любовь — такую, чтобы тебя понимали, и, конечно, в Революцию, которую пытался зажечь. Он верил в то, чего не бывает, илди бывает, но только в самые крутые моменты истории, где он должен был занимать только первое место и никак иначе. Только из солдата, мечтающего стать генералом, получается хороший солдат!

         Он был не только романтиком, но и идеалистом. Вся его жизнь будто состояла из того, что называют "ошибками юности", и, возможно, поэтому за ним всегда следовала молодежь. Он был и остался молодым "Дедом". Напивался, терял вещи, даже презирал их, тем не менее любил одеваться по моде и с врождённым вкусом аристократа, имеющего длинные изящные пальцы рук, которыми он очень гордился. Да и весь его облик "русского интеллигента во многих поколениях" в пенсне выдавал его внутреннее изящество, плавно переходившее в изящество тщательно подстриженной бородки и сидения нога на ногу перед интервьюерами. Лимонов не чтил подарки судьбы, потому что их у него было "воз и маленькая тележка". Презирал европейскую прагматичность, рассчётливость, буквальность без всякого вымысла. Он не мог удержать любимых женщин "по глупости", потому что  требовал от них слишком многого! От молодых женщин, а так же и с большой разницей в возрасте зрелых женщин, невозможно требовать слишком много, если только они не изначально гениальны, что в сочетании с Лимоновым было быч просто невозможно по той простой причине, что два лидера в одной комнате не уживаются. А Лимонов был безоговорочный и безкомпромиссный лидер во всём. Думаю, это были три Сталина в одном флаконе. Он был очень сентиментален и в чём-то наивен, и до последнего искренне верил, что победит "пластмассовый мир". Быт угнетал его и он разбивал его вдребезги при каждом удобном случае. Он был истинный бессеребренник, каких во власти нет или большая редкость.

         В эфире французского телевидения конца 1980-х, в советском мундире он рассказывал о своей книге "У нас была великая эпоха"! Он понимал эту великость, потому что сам идейно был великим в своём желании счастья не только для себя, но больше чем для себя, для своего народа. Это был классический Вождь молодого "племени Майя", сидящего на плоской мексиканской пирамиде и спускающегося в окружении близких соратников только для того, чтобы собственноручно наказать виновного в предательстве, выстрелив ему в грудь. Это был Жанн-д-Арк в штанах, вечно горящий на кострах, но не сгорающий.

         Книги Лимонова — с его беспрецедентной для писателя, слагающего от первого лица, откровенностью — были оплотом какой-то всеохватной, никогда непрекращающейся Надежды на лучшее. Они заставляли поверить, что темные времена пройдут и наступит солнечный завтрашний день, в котором нас приласкают и поймут. Думаю, его книги надолго останутся прибежищем для таких же отчаянных, а не отчаявшихся  мечтателей, в равной степени как и Приютом для всех обделенных, нищих, но гордых, верящих навсегда и лишённых чувства отчаяния, даже сидя на электрическом стуле! Из проигрышей — Лимонов не без оттенка горькой самоиронии и почти отчаяния, ключевое слово — почти, делал, а лучше сказать, создавал внушительные Победы или, по крайней мере, интерпретировал их как ни на что не похожие Приключения.

         Авантюрист по духу, он из всего делал Литертуру и создавал собственную Судьбу. "Из какого сора растут стихи, НЕ ВЕДАЯ греха"! Или: "что естественно, то не безобразно"! Он относился С УВАЖЕНИЕМ к жизни в любых её проявлениях. Это исключительно редкое качество, требующее понимания настолько высокого, чтобы банальное — облагородить, а скучное — вдохновить на подвиг, что вряд ли приобретается извне. Скорее это нутряное, генетическое, ДНКа качество души. Ещё Жан-Поль Сартр писал, что приключения становятся таковыми лишь в пересказе, постфактум, после того, как... Но это требует большой работы Духа, многих пройденных извилистых и опасных путей-дорог, притом оставаясь целым. Лимонов доказал это. Будь то горькие, непредвиденные случаи на поле боя или "пьяные чудеса" — именно из этих самых Приключений и сложены все его лучшие литературные вещи.

         Ноу-хау — это сведения, которые хранятся в строгой тайне от третьих лиц, которые Лимонов не хранил, а делился щедро со всеми читателями, поклонниками и врагами. Сведения, которые имеют потенциальную коммерческую ценность во Времени и настаиваются как старые вина, способные взвращать в Прошлое вплоть до возобновления реальных переживаний. Эти "сведения" могут обеспечивать конкурентоспособность литературного труда на рынке сегодня, вчера и завтра, если только переданы гениальным Автором. А ещё в Википедии сказано, что Ноу-хау можно покупать и продавать другим лицам или компаниям. Вот уж нет! С литературным материалом это уже невозможно. Не всё продаётся и покупается, к счастью, в этом мире. И не хлебом единым жив человек, что доказал своей жизнью и творчеством Эдуард Лимонов.

         Alter ego в переводе с латинского — "другое я" или "другой я" — это реальная или придуманная альтернативная личность человека либо персонажа, в характере и поступках которого отражается личность автора. Личность автора Эдуарда Лимонова останется во времени, в литературе русской и всемирной. Это наша гордость!

3 апреля 2023 года

*Последний романтик ХХ века. 1
Предисловие к роману "Свежесть Лимона". /не закончено/
http://stihi.ru/2023/03/31/3618

Аlter ego Лимонного вкуса. 2
http://stihi.ru/2023/04/03/2255
________________________________

Или, Или! лама савахфани. Пролог.
http://stihi.ru/2023/03/10/3696

Свежесть Лимона. 1 часть
http://stihi.ru/2023/03/11/3602

Над Ливским заливом. 2 часть
http://stihi.ru/2023/03/11/4827

Дерзновенно, в Реал из Зазеркалья. 3 часть
http://stihi.ru/2023/03/14/3890

Весны победной приближенье. 4 часть
http://stihi.ru/2023/03/21/3561

Он Мартовской Синице обещал! 5 часть
http://stihi.ru/2023/03/31/2589


Рецензии
Много чего нелицеприятного гуляет про Эдуарда Лимонова. Знаю одно, он талантливый человек. И Вы написали про него здорово!!!
Спасибо, дорогая Светлана!!!

Игорь Тычинин   03.04.2023 19:14     Заявить о нарушении
Спасибо, ИГорь.
Живём по принципу: если не я, то кто же?

Светлана Водолей   05.04.2023 10:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.