Воскресенье
Обозначение дня недели связано с обычаем каждый седьмой день праздновать воскрешение Христа. Теперь слова «воскресенье» и «воскрешенье» разделились, но несколько веков назад это было одно слово. Название выходного дня оттолкнулось от понятия – «праздник воскресения Господня».
Слово легко членится на морфемы: приставку вос-, корень -крес-, суффикс -ен- и флексию. Все вспомогательные части слова хорошо известны, но что это за корень -крес-, где он встречается ещё? Оказывается, практически нигде.
В этимологических словарях пишут, что «крес» в старину означало «оживление, здоровье». Однако в таком значении в документах слово встречается крайне редко. Шанский приводит пословицу: «не бывать ему на кресу» и толкует её так – «не встать ему больше на ноги». Однако та же фраза в Словаре академии российской толкуется несколько иначе: «не спасти жизни, не быть ему на яву». А само слово «крес» определено как древнее, вышедшее из употребления, означавшее в глубокой древности «жизнь, явленность».
Принимая во внимание значение единственного образования от этого корня («воскресение» – «оживление, явление»), толкование словаря 18-го столетия представляется более точным.
Интересно, что в академическом словаре древнерусского языка слово «крес» в интересующем нас смысле не отмечено. Есть «крес» – «поворот, поворотная точка, предел». Близкое к этому «солнцеворот, солнцестояние». И третье «крес» составители словаря не смогли определить. Встречается в поговорке «голова на кресу, и товар на берегу». Похоже, это именно тот «крес», который мы ищем. Поговорка перекликается с приведённой выше – «не бывать ему на кресу».
Глагол «кресити» в значении «оживить» встречается в самых ранних письменных источниках. Рече же имъ Ольга: люба имъ есть речь ваша, уже мне мужа своего не кресити (945 г.). А Игорева храброго плъку не кресити (Слово о полку Игореве). Таким образом, «крес» — это точно никакое не «здоровье», а «мир яви, мир живых».
В русском языке имелся ещё один претендент на родство с рассматриваемым корнем – глагол «кресать» – «высекать огонь» и образованное от него существительное «кресало» – «огниво». Шанский считал их родственными латинскому creo «создаю, творю, вызываю к жизни». Можно вспомнить пришедшие к нам производные «креатура», «креатив», «креативный», «прокреация», «рекреация» и пр. в основе которых лежит латинский глагол creare – творить, создавать, являть на свет.
Свидетельство о публикации №123040202929
Интересно, получается, что схождение Благодатного огня в канун пасхи берет начало в языческих обрядах?
Дмитрий Муравкин 17.04.2023 17:43 Заявить о нарушении