Художник А. Блока
В дни ваших свадеб, торжеств, похорон,
Жду, чтоб спугнул мою скуку смертельную
Лёгкий, доселе не слышанный звон.
4-стопный дактиль. Вот графическая схема: /+- /+- /+- /+-
Полусильная позиция превращает местоимение мою в мОю. Впрочем, Блок допускает эту
шероховатость настолько часто, что для него она, очевидно, не является чем-то
предосудительным. А художника, как известно, следует судить по законам, им самим
признанным. Но какова поза! Всякая мелкота суетится, женится, хоронит себе подобных,
а над этой обывательской трясиной возвышается спокойная, величавая фигура творца. Он
как будто забыл, что сам лет десять назад женился на Елене Менделеевой – и, следовательно,
в чём-то существенном уподобился заурядным людишкам. К себе автор тоже беспощаден:
смертельная скука – не самое здоровое состояние для любой, пусть даже выдающейся
личности. Но надежда есть! Предположительно лирный звон исправит дело.
Можно подумать, что Блок целиком и полностью находится в русле классической русской
традиции, заданной Пушкиным: “Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон,
в заботы суетного света он малодушно погружён...” Творческий акт уносит сочинителя
в эмпиреи, возвышает над суетной, презренной, хладной толпой.
Уж как только в течение XIX века поэты не клеймили эту самую толпу! Сколько
высокомерия проявили! Как долго эксплуатировали стереотип! Блок не таков. Он – сын
своего века с его диссонансами и открытиями, этикой и эстетикой. На это указывает
вторая же строфа, которая уничтожает образ классического песнопевца:
Вот он – возник. И с холодным вниманием
Жду, чтоб понять, закрепить и убить.
И перед зорким моим ожиданием
Тянет он еле заметную нить.
Можно ли “убить” звон и как это сделать, я даже не спрашиваю. Но откуда вообще это
желание? Некая нота, которую уловил слух поэта – предчувствие стиха, его тональность,
может быть, тема. Это особое состояние души, которая готова воспламениться и засиять от
малейшей искры. Искрой чаще всего становится любопытная рифма или строка,
сложившаяся сама собой.
“Понять” значит прислушаться, ясно обозначить для себя тему и конструкцию
стихотворения, определиться с объёмом текста, нащупать основные выразительные средства.
Сразу должна быть определённость с концовкой – активной, сильной, возможно,
парадоксальной.
“Закрепить” значит записать, исполнить, проработать. Подобрать вербальные эквиваленты
для чего-то трудноуловимого, но очень существенного. Вероятно, процесс закрепления
и есть в то же самое время “убийство”. У поэта были весьма сложные, драматические
отношения с музой:
Зла, добра ли? – Ты вся – не отсюда.
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты – и Муза, и чудо.
Для меня ты – мученье и ад.
Я хотел, чтоб мы были врагами,
Так за что ж подарила мне ты
Луг с цветами и твердь со звездами –
Всё проклятье своей красоты?
Можно быть уверенным: зоркое ожидание своего не упустит. Звон коснётся сознания,
подобного горючей смеси, незамедлительно вспыхнет стихотворный пожар.
С моря ли вихрь? Или сирины райские
В листьях поют? Или время стоит?
Или осыпали яблони майские
Снежный свой цвет? Или ангел летит?
Все метафоры – восходящие. Они прямо наводят на мысль о светлом, высоком и
прекрасном. Но и здесь вплетается вполне определённая тревожная нота. Сирины – птицы
с головой и телом обольстительных женщин – хоть и райские, однако, в отличие от
Алконоста, погружающего в сладкие счастливые грёзы, они отравляют сердце печалью.
Алконост – птица радости и смеха, Сирин – слёз и сожалений. Что эта “птица” вообще
делает в раю – не понятно. Зато в стихотворениях Блока ей самое место.
Вот моя клетка – стальная, тяжёлая,
Как золотая, в вечернем огне.
Вот моя птица, когда-то весёлая,
Обруч качает, поёт на окне.
Сирин пленён и посажен в клетку исполненного стихотворения, где каждая строчка – ещё
один прут решётки. Что ни точка – заклёпка.
Крылья подрезаны, песни заучены.
Любите вы под окном постоять?
Песни вам нравятся. Я же, измученный,
Нового жду – и скучаю опять.
Русский поэт закончил тем же, с чего и начал: взглянул на “толпу” – публику, поклонников –
сверху вниз, из окна, явил свой бледный скучающий лик. На этот раз он благосклонен: как-
никак “песни нравятся”, любой автор считался бы с этим обстоятельством.
Чего “нового” ждёт поэт? Ни последняя, ни предыдущая строфа не даёт ответа. Значит,
имеется поле для предположений. Может быть, звона? Или нового стихотворения? Или
“новое” следует понимать шире, как событие, случай, действие, вдохновение?
04. 02. 2023
Свидетельство о публикации №123040201275
хотя по поводу "высокомерия к толпе" - тут наверно скорее всегда имелось в виду равнодушие некоего "среднестатистического" обывателя к чему-либо возвышенному, что не от мира сего - в чём "нет практической пользы"...
что нельзя съесть, надеть или как-то использовать для облегчения телесных проблем, либо применять для телесного ублажения...
стихи, картины, музыка - оно же всё несъедобное!... ))
зачем оно - думает обыватель...
у Пушкина, кстати, про это было: http://www.culture.ru/poems/4432/poet-i-tolpa
но - обывателю - последние сто лет навязывалось и навязывается /пока ещё/ образованием и воспитанием - что культура - это нечто, заслуживающее уважения...
поэтому из большинства, считающих её ненужной, всё же немногие находятся, открыто высказывающиеся против искусства вообще, либо какой-то отдельной его части - хотя бы просто из боязни, что над ними будут смеяться, как над необразованными и некультурными... впрочем, сегодня интернет дал нишу открыто высказываться - уже и людям с самыми невежественными воззрениями - кто-то даже считает особым шиком становиться в позу презирающего искусство и радеющего о "чистой пользе" - хотя таких и немного, но они обычно заметны этой свой позицией...
тем не менее, вот этот самый "синдром пользы" проглядывает у многих, кому не повезло в детстве прикоснуться к "миру прекрасного", а во взрослости, уже под давлением окружения, часто кажется и поздним, и проблематичным... тем более, сегодня доступ к той же живой классической музыке, великим картинам в музеях стал уже значительно затруднителен для многих, в силу тех же материальных проблем...
так что, в общем-то, все - и Блок в том числе - всегда понимали все эти проблемы с "толпой"...
разве что был некоторый непродолжительный революционный всплеск в начале прошлого века - когда молодые поэты, и Блок один из первых, бросились на "службу массам" - и те откликались на это, как на веяние чего-то нового, какого-то нового ветра... но как-то оно быстро всё затихло - из-за политической борьбы, затем укрепления государства, затем новых бедствий - и в результате к середине века в поэзии всё уже как-то "усреднилось"... был, правда, и ещё один странный период - в начале 60х, который ещё никто толком не изучил во всех контекстах, а не только в общепринятом - когда поэтов слушали стадионы, когда появилось даже целое направление "поэтов под музыку", бравших гитару и под незамысловатые аккорды певших свои стихи...
ну затем бывали конечно и такие значимые явления, как Бродский...
но всё же, новый всплеск интереса к поэзии произошёл только в начале этого века - что тоже ещё ждёт своих исследователей - почему так... впрочем, похоже он уже и кончается - и к середине века возможно снова не останется ничего кроме "среднего" - возможно во всём этом есть какой-то глобальный закон - связанный, например, со столетними циклами солнца - в начале века всплеск поэзии - к середине затухание... ну и всегда с какими-то исключениями конечно - куда же без них... )
Криспи 03.04.2023 09:30 Заявить о нарушении
Всегда интересно наблюдать за оппозицией "поэт и толпа". По-моему, это одна из центральных тем классической русской поэзии. Пушкинский поэт мне не слишком симпатичен: в каждом его слове сквозит высокомерие, в том числе сословное, хотя об этом не сказано ни слова. Воспарять к облакам тогда мог лишь представитель обеспеченного дворянского сословия. Прочим приходилось думать о "пользе" своего труда.
Благодарю за такой глубокий и обстоятельный отзыв!
Дмитрий Постниковъ 03.04.2023 09:52 Заявить о нарушении
скорее - для него "чернь" - это всё вместе, в первую очередь те, с кем ему приходилось постоянно общаться, в силу навязанной ему необходимости - тот самый "высший свет" - о котором позже уже и Лермонтов высказывался крайне нелицеприятно - это как человеку попасть в обезьянью стаю и жить по её законам...
разве что только в нынешнем российском кино можно увидеть "милое дворянское общество"... когда-то помнится ну просто смешно было смотреть сериал про царские всяческие любовные страдания при Александре первом кажется... настолько у создателей всё это вышло слащаво и неестественно, не соответствуя почти ни в чём, тому, что было в реальности... ну песенки там конечно были милые... ) хуже и противоестественней вышел только сериал про Колчака - там вообще сплошные выдумки режиссёров и сценаристов... снимают всякую чушь... зато - красиво... ))
Криспи 03.04.2023 10:09 Заявить о нарушении
В первой строфе Поэт обращается к "народу хладному и надменному". Это, без сомнения, блестящее светское общество, в котором он сам вращается. Почему же тогда народ "непосвященный"? Уж в чём-чём, а в гуманитарном образовании дворянству 19 в. никак нельзя отказать!
Вторая строфа: "И толковала чернь тупая... Какая польза нам от ней?" Необъяснимый перескок от высшего света к "черни тупой". Здесь речь идёт, по-видимому, о мещанском сословии, купечеству, горожанах, обывателях в широком смысле. Подлый, грубый, презренный народ - в понимании Поэта. Их он презирает. Их помыслы сводятся исключительно к пользе и печным горшкам.
Третья строфа: "Молчи, бессмысленный народ, подёнщик, раб нужды, забот..." Снова перескок - теперь к низшим и самым многочисленным социальным классам, подёнщикам, фактически рабам. Какое высокомерие, какое презрение! А чьим трудом произведён завтрак, обед и ужин песнопевца, чьим трудом он одет и обут?
Дальше - больше. "Душе противны вы, как гробы". Это уже он сразу всех припечатал - и надменных, и тупых, и рабов нужды заодно. Не удивлюсь, что идею "Мёртвых душ" Гоголь вынул именно из этой строчки. ))
Дмитрий Постниковъ 03.04.2023 10:38 Заявить о нарушении
он очень хлёстко описал высший свет - думаю и его дальнейшее назначение послом в "горячую точку" было далеко не случайным... как и не особая "обида" царя за жестокую и бессмысленную резню, устроенную русскому посольству - особенно после получения знаменитого алмаза... возможно даже и сама резня была как-то инспирирована - никто не занимался этими исследованиями... однако - после уничтожения двух великих поэтов Николая первого вполне можно заподозрить и в тайном удалении со сцены и Грибоедова, не успевшего стать настолько же великим, но сделавшим пару первых шагов - наряду с поэзией он кстати блеснул и в музыке - прекрасный вальс Грибоедова исполняется до сих пор...
так вот, если взять срез общества показанный в "Горе от ума", да прибавить к нему совершенно замечательные картины из "Мёртвых душ", вспомнить того же Дубровского, героев "Метели", окружение Печорина, да и много всего из того времени - вполне можно представить себе "среднестатистического дворянина" того времени - и понять, что никакой особой глубины в изучении чего-либо у большинства из них и не было - так, верхушки, чтобы блеснуть в свете...
и все легенды и мифы о дворянстве - как о чём-то высоком и благородном - всего лишь легенды и мифы... ) как и всегда - везде бывали разные люди - но в среднем - вполне себе обыденные и заурядные... в том же Евгении Онегине хорошо описана например мать Татьяны - обычная домохозяйка, что-то где-то почитавшая, но не более... такой же вероятно стала в дальнейшем и Татьяна... или взять ту же Наташу Ростову - у Толстого всё это вообще описывается заземлённо и грубо, без какого-либо флёра, свойственного романтизму начала века...
поэтому, Пушкин имел в виду всех - те же дворяне тоже были рабами нужды и забот - разве что на другом уровне - кому жемчуг мелкий, а у кого щи пустые... )
и весь этот вопрос больше - о противостоянии "слышащих музыку сфер" - и простых обыкновенных, ничем особо не примечательных людей - которые, пока живут спокойно, безобидны, но когда становятся воинствующими "во имя пользы" - могут с становиться толпой, бессмысленной и жестокой в своём единении... и всё противостояние пушкинского героя этого стиха - как бы между: личностью - и обществом, живущим обычной животной жизнью - есть и размножаться, ну и развлекаться - хлеба и зрелищ... )
так что ни о каких особых сословиях он в этом стихе и не рассуждал, в общем-то...
Криспи 03.04.2023 11:28 Заявить о нарушении
а о ком?... про это обычно молчат...
но вполне понятно - что он имел в виду то общество, в котором приходилось вращаться - и ему, и его герою...
Криспи 03.04.2023 11:33 Заявить о нарушении
Дмитрий Постниковъ 03.04.2023 11:42 Заявить о нарушении
у кого-то это всегда вызывало потребность удалиться от мира - куда-нибудь в пустошь и жить там в уединении... но для подобного всегда требуются большие духовные силы - какими все эти герои не могли обладать - в силу своего воспитания и привычки - привычка свыше нам дана - замена счастию она... )
Криспи 03.04.2023 12:04 Заявить о нарушении