Эссе Пророк Амос и его книга

АМОС.

Пророк Бога, написавший книгу Библии, названную его именем. Амос жил в IX в. до н. э. Однако он не родился в семье пророка и не принадлежал к числу «сыновей пророков» (1Цр 20:35; 2Цр 2:3; 4:1; Ам 7:14).

Он был родом из города Фекоя, который находился примерно в 16 км к Югу от Иерусалима (ок. 820 м над уровнем моря). К Востоку, спускаясь к Мёртвому морю, лежавшему приблизительно на 1 200 м ниже Фекои, простиралась безжизненная Иудейская пустыня, где пророк в юности выполнял весьма скромную работу — разводил овец (Ам 1:1). Еврейское слово нокеди;м, переведённое здесь как «разводить овец», встречается в Библии лишь ещё в одном месте (2Цр 3:4). Оно связано с арабским словом наккад, обозначающим особую породу овец, которые не очень привлекательны на вид, зато высоко ценятся за свою шерсть.

В этих малообитаемых местах Амос также выполнял сезонную работу, которая рассматривалась как чёрная: надрезал плоды сикоморов (эти плоды считались пищей бедняков). Надрезание, или протыкание, плодов сикоморового дерева ускоряет их созревание; кроме того, благодаря этому плоды становятся крупнее и слаще (Ам 7:14).

Подобно тому как Бог призвал пастуха Давида на государственную службу, «Господь взял... [Амоса] от стада» и назначил пророком (Ам 7:15).

Амос оставил уединение, которое давали южные пустынные места. Он был послан на Север, где его ждало служение в десятиплемённом царстве со столицей Самарией, которое погрязло в идолопоклонстве.

Своё служение пророком Амос начал за два года до сильного землетрясения, произошедшего во время правления иудейского царя Озии. Тогда в Израиле правил Иеровоам II, сын Иоаса (Ам 1:1). Следовательно, деятельность Амоса приходится на какой-то отрезок 26-летнего периода (между 829 и примерно 804 до н. э.), когда эти цари Иуды и Израиля правили одновременно. Землетрясение, произошедшее через два года после того, как Амос стал пророком, было таким сильным, что Захария упомянул о нём спустя почти 300 лет (Зх 14:5).

Сколько времени Амос служил пророком в северном царстве, точно не известно. Амасия, нечестивый жрец культа телёнка — государственной религии с центром в Вефиле, попытался выдворить пророка из страны на том основании, что он якобы представлял угрозу для её безопасности (Ам 7:10—13).

В Библии не сказано, добился ли Амасия своего. В любом случае, когда пророческая миссия Амоса в Израиле завершилась, он, предположительно, вернулся в Иуду, в землю своего племени. По словам Иеронима и Евсевия, место захоронения пророка в их дни находилось в Фекое. Вероятно также, что после возвращения в Иуду Амос записал пророчество, которое до этого передавал устно. Его часто называют одним из 12 «малых» пророков (его книга стоит 3-й в числе 12-ти), однако весть, которую он возвещал, ни в коем случае нельзя считать маловажной.

АМОС, КНИГА БИБЛИИ.

Пророчества, записанные в этой книге Еврейских Писаний, были обращены в основном к северному царству Израиль. Очевидно, Амос сначала высказывал их устно во время правления израильского царя Иеровоама II и иудейского царя Озии, которые правили одновременно в период с 829 примерно по 804 г. до н. э. (Ам 1:1). Около 804 г. до н. э., вероятно после возвращения в Иуду, Амос записал свои слова.

Каноничность книги, или её право быть частью Библии, никогда не подвергалась сомнению. Иудеи признают её с давних времен, и она встречается в самых ранних христианских каталогах.

Эту книгу цитировал Юстин Мученик (II в. н. э.) в своём труде «Диалог с Трифоном иудеем» (гл. 22). Она полностью согласуется с остальными частями Библии, о чём свидетельствуют многочисленные упоминания Амоса о событиях библейской истории и законах Моисея (Ам 1:11; 2:8—10; 4:11; 5:22, 25; 8:5).

Христиане I века считали книгу Амоса частью вдохновлённого Богом Писания. Например, на исполнение некоторых её пророчеств указывали мученик Стефан (Де 7:42, 43; Ам 5:25—27) и единоутробный брат Иисуса Иаков (Де 15:13—19; Ам 9:11, 12).

О правдивости пророка говорят и исторические факты. Так, история подтверждает, что все народы, которым Амос высказал осуждение, со временем были уничтожены. Хорошо укреплённая Самария была осаждена и в 740 г. до н. э. захвачена ассирийцами, которые, как и предсказывал Амос, увели её жителей «в изгнание за Дамаск» (Ам 5:27; 2Цр 17:5, 6).

Южное царство Иуда тоже было наказано, подвергшись опустошению в 607 г. до н. э. (Ам 2:5). Но во исполнение слов Бога, сказанных через Амоса, в 537 г. до н. э. потомки уведённых в плен жителей Израиля и Иуды вернулись на родину, чтобы отстроить города (Ам 9:14; Езд 3:1).

Кроме того, историческую точность слов Амоса подтверждает библейская археология. Описывая показную роскошь богачей, Амос упоминал о «домах из слоновой кости» и «ложах из слоновой кости» (Ам 3:15; 6:4). По поводу некоторых находок Дж. Финеган говорит: «Во время раскопок, проводившихся в Самарии, было найдено много предметов из слоновой кости. В основном это пластины и небольшие панели с рельефами, которые раньше, вероятно, украшали мебель и стены» (Finegan J. Light From the Ancient Past. 1959. С. 187, 188).

Дух Бога побуждал Амоса говорить просто, ясно, выразительно и с достоинством, подобающим пророку Бога. Он выбирал простые, сильные, полные смысла слова, которые были понятны самым разным людям и позволяли им постичь суть сказанного. Чтобы оживить свою весть и придать ей силу, пророк использовал различные примеры, в том числе из сельской жизни (Ам 2:13; 4:2; 9:9).

Амос точно описывал исторические события (Ам 1:9, 11, 13; 4:11) и упоминал о знакомых людям делах и обычаях (Ам 2:8; 6:4—6). Вся его книга — это цельное произведение, написанное в едином стиле и с конкретной целью.

Как служитель Бога, Амос возвеличивал слова, имя, праведность и владычество Всемогущего. Он говорил, что «Владыка Господь, Бог воинств» безмерно велик — всё в его власти (Ам 9:2—5). Повелениям Бога повинуются даже солнце, луна, созвездия и природные стихии (Ам 5:8; 8:9). Поэтому Богу совсем не трудно показать своё превосходство над народами (Ам 1:3—5; 2:1—3; 9:7).

В согласии со значением своего имени Амос нёс обременительную весть — в ней звучало осуждение и предрекалось горе языческим народам, а также Иуде и Израилю. В то же время он нёс и утешающую весть о восстановлении, которая давала надежду верным Богу людям.

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ АМОСА.

Пророчества, обращённые главным образом к Израилю, северному десятиплемённому царству, в котором Дан и Вефиль были центрами поклонения теленку
Написана около 804 г. до н. э., когда в Израиле правил Иеровоам II.

Бог непременно будет судить не только окружающие народы, но и Израиль (1:1—2:16)
Сирию, Филистию и Тир он будет судить за жестокое обращение с Израилем.
Эдом (потомков Исава) и Аммон (потомков Лота) — за ненависть и плохое отношение к их братьям израильтянам; Моав — за то, что он пережёг в известь кости царя Эдома.
Иуду — за то, что он отверг закон Бога.
Израиль — за притеснение бедных, за безнравственность и за неуважительное отношение к пророкам и назореям, которых растил Бог; никто не избежит Божьего наказания.

Судебная весть Бога против Израиля (3:1—6:14).
Израиль пользуется особой благосклонностью Бога, поэтому несёт особую ответственность перед ним.

Когда Бог открывает своё намерение своим служителям, они пророчествуют; так, Амос предупреждает, что Бог призовёт к ответу тех, кто участвует в ложном поклонении в Вефиле, и любителей роскоши, которые обманывают других в Самарии.
Несмотря на постигшее Израиль наказание, он не вернулся к Богу; теперь ему говорится: «Будь готов встретить своего Бога».

Даже предупреждая о надвигающемся горе, Бог призывает: «Ищите меня, и будете живы», «Ненавидьте зло и любите добро».

Видения и пророчества показывают, что Израилю скоро придёт конец (7:1—8:14)
Видение о том, как саранча опустошает землю; Амос вступается за народ.
Видение о пожирающем огне; пророк снова вступается.
Бог держит отвес, чтобы проверить Израиль; Израилю больше не будет прощения.
Священник из Вефиля велит Амосу больше не пророчествовать там; Амос предрекает ему бедствие.
Корзина с быстро портящимися летними плодами, означающая, что Израилю скоро придёт конец.
Голод, когда не слышны слова Бога.

Наказание и восстановление (9:1—15).
Спрятаться невозможно; нет ничего вне досягаемости Владыки Господа Бога.
Будет восстановлен шалаш (царский дом) Давида; вернувшиеся пленники всегда будут жить в безопасности.


Рецензии