По конкурсу - Весна идет, весне дорогу!
http://stihi.ru/2023/03/31/3662 - Итоги конкурса
Завершился конкурс с очень простым, на мой взгляд, конкурсным заданием: представить стихи о весне - такой, какой ее видит автор! Это не обязательно весенний пейзаж, годились и стихи, где под весной понимается рождение чего-то нового, о времени преобразований и возрождения к новой жизни. А для кого-то весна - это половодье новых чувств, рождение любви. Все стихи, раскрывающие фразу «Весна идет, весне - дорогу!» были мною рассмотрены и приняты. Для успеха в конкурсе требовалось единственное: написание их правильным литературным языком, желательно с умелым использованием подходящих для раскрытия содержания выразительных средств поэтической речи.
Заявок поступило очень много: за 12 дней я приняла 55 стихотворений, в том числе, 5 от членов судейской команды - внеконкурсных. И я завершила прием, не дожидаясь 70 возможных заявок. Почему? Мне показалось, что ничего больше нового и оригинального я уже не увижу - все стихи (подавляющее их большинство) были хороши, все пронизаны ароматами и настроениями весны и все характерные подходы к раскрытию данной темы уже представлены - есть из чего выбрать пятерых лауреатов и что показать вам в статье! Все новое будет только повторением уже имеющегося. Стихи, и правда, в основном оказались хорошими, совсем немного из них, на мой взгляд, не подлежали отбору в шорт лист из-за имеющихся в них ошибок техники или лексики, отбор остальных - дело вкуса каждого отдельного судьи....
Чтобы не удлинять объем статьи, я покажу только те тексты, что (опять же, на мой личный вкус!) имели свое лицо, запоминались, причем, в этот раз (и пусть на меня не обижаются мастера!) я больше внимания уделю тем авторам, чьи стихи не так часто мелькают в наших обзорах.
Но сначала (без комментариев!) - пять внеконкурсных работ нашей судейской команды:
ВЕСНА. МАРИНА ФОМИНА ВНЕ КОНКУРСА
Неспешно тает со снегами,
Зимы серебряная грусть…
Уже и слякоть под ногами -
И пусть!
Ручьи, проталины – начало,
Мир пробудился ото сна.
О, как я по тебе скучала,
Весна!
И окна настежь отворяя,
Тебе приветствие кричу.
Нет ни препятствия, ни края –
Лечу!
Свободней чувства, ярче стили,
Вольнее думать и дышать,
Как будто расправляет крылья
Душа!
ВЕСЕННЕЕ. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО. ВНЕ КОНКУРСА
Беспризорница-метелица
По двору кружится-носится.
То снежком в окно прицелится,
То поземкой в ноги бросится.
Целый день резвится, дразнится
Да куражится, причудница.
Только мне какая разница?
Мне весна повсюду чудится -
То по-новому задышится,
То пичуга расщебечется,
То от ветра заколышется
Веточек узорных гречица,
То покажут солнца рожицу
Тучи, хмурые обходчицы,
То душа вдруг растревожится
И стихи писать захочется.
ПРОБУЖДЕНИЕ.ВЛАДИМИР КУРКОВ. ВНЕ КОНКУРСА
Огненными стрелами, золотом по белому,
вышивает солнышко локоны весны.
Ветер вяжет в кружево облака жемчужные.
Я сижу на брёвнышке и вдыхаю синь.
День нагрел проталины. Ручейки хрустальные
голосами звонкими оживили двор.
Рыжие и пёстрые распушили шёрстки и
щурят глазки щёлками, оседлав забор.
Ангелом-хранителем подошла — невидима,
села светлым зайчиком рядом помолчать,
тронув за предплечие, боль сняла сердечную,
прошептала вкрадчиво:
— Чур не унывать!
Улыбнулся вежливо и фигуру снежную,
вылепил я с мыслями про свою печаль.
Пусть растопит день её, пусть корнями дерево
всю впитает. Чистая распахнётся даль.
Солнце сосны суриком красит. Скоро сумерки.
Звёзды загораются. Осмелел мороз.
На халате порванном, серебром по чёрному,
вышивает зимушке он узор из роз.
Вот ведь наваждение: всюду пробуждение.
До чего обидные шалости весны
для зимы. И с вечера горько плачет женщина:
— Где ж такое видано, чтоб зимой цветы?
КОГДА ПРОСНУТСЯ ВЕШНИЕ САДЫ... ГАЛИАСКАРОВА ЕЛЕНА ВНЕ КОНКУРСА
Когда проснутся вешние сады,
Спаси меня от горя и беды.
В проталинах, пробившись через лёд,
Подснежник первый смело расцветёт.
Исчезнет солнце в розовый закат,
В узорчатых укрывшись облаках.
В камине затрещат дрова, огонь
Вдруг вырвется, как вздыбившийся конь,
И на ковре узорном наяву
В дыму угарном, как по волшебству,
Появится девица-егоза,
Смеясь, откроет карие глаза,
И с ней, опять почувствовав любовь,
Запляшет вальс степенный скальный тролль.
Рассеется в душе ночная мгла,
Скажу я им: "Я вас давно ждала",
Возьму нить Ариадны и уйду
Искать тебя, мой давний друг, в саду.
ВЕСНА ИДЁТ, ВЕСНЕ - ДОРОГУ! ИРИНА ГУБАНОВА ВНЕ КОНКУРСА
Пейзаж весенний - марта песня:
Раскисшая дорога блещет,
А в лужах облака трепещут
И льётся свет из поднебесья.
Перебродивший дух земельный
На поле густ, хмельной, горячий,
Ожившие от зимней спячки
Поля плывут в тонах пастельных.
Прозрачен воздух, небо сине,
Весеннее вскипает солнце
И бьётся в облачном оконце,
Струится нежно и призывно.
Дружище март с красой неброской -
И слякотно, и грязь, и топи,
Отчаянно весну торопит,
Как тот напористый подросток,
Что многое пока не знает,
Но не приемлет холод, скуку,
Весеннюю хмельную муку
Зовёт и жадно принимает.
Протальник март не безнадёга,
Он душ озябших луч надежды.
Весна идёт - весне дорогу!
Долой, истлевшие одежды
Унынья, страха, тяжких вздохов,
Обмана жалкое обличие.
Сомнений нет, грядёт эпоха
Преображения, величия.
****************************************
А теперь познакомимся с лучшими творениями (хотя и не со всеми из лучших!) наших участников.
2. ПОДСНЕЖНИК. ЕКАТЕРИНА РЫСКОВА
Льются с крыш хрустальные капели,
А душа – летит, летит в зенит!
Твой подснежник, первый и несмелый,
Нежностью насквозь меня пронзит.
Каждый день – тревожный и счастливый...
В радостно нахлынувшей весне
Тайная божественная сила
Вспыхнула подснежником во мне.
Ах какое счастье, что на свете
Можно жить, любить, вдыхать цветы,
Сердцем обмирать и ждать лишь эти –
Главные слова, что скажешь ты…
Стихи не столько о весне, сколько о любви. "В радостно нахлынувшей весне тайная божественная сила вспыхнула подснежником во мне".
8. МАРТ. ТАТЬЯНА ШАДУЯ
Воскресный день, прозрачностью прорвав
То ощущенье гибельности леса
От вмёрзших стеблей прошлогодних трав
В рисунок льда,
расцвёл.
Ушла завеса
Над елями,
солдаты-камыши,
Недвижные, стоят по стойке смирно.
Там спутанные ветви,
и шуршит
Лист под ногой, легко прощаясь с миром.
Блаженство ласки тёплого луча...
Блеснёт на солнце ледяная россыпь.
Коснётся верба моего плеча
Пушистой почкой.
Видимая поступь
Весны...
Мне очень нравится эта незавершенность, этот обрыв в концовке - как доказательство того, что весна будет продолжаться и снова: "Блеснёт на солнце ледяная россыпь. Коснётся верба моего плеча пушистой почкой"... Замечательные стихи!
14. СИНИЙ МАРТОВСКИЙ ВЕЧЕР... ОРЛОВАИ
Синий мартовский вечер едва ощутимо
пахнет тающим снегом, и неповторимый
тонкий запах морочит и дразнит сознанье
предвкушеньем надежд, смутным воспоминаньем.
Что-то незавершённое скоро свершится,
что-то неуловимое вдруг воплотится.
Слабый запах весны, терпкий привкус желанья...
Снег сойдёт и, увы, станет ровным дыханье.
Я здесь немного изменила пунктуацию, надеюсь, автор не обидится . Необычные стихи, в них нужно терпеливо вчитаться, чтобы ощутить их особую ритмику и очарование. Они, как и мартовский вечер, и меня "морочат" и "дразнят сознанье предвкушеньем надежд, смутным воспоминаньем..."
16. ЛИЦОМ В ТРАВУ. ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА
Лицом в траву, в сиянье утра –
Весна в минуте тишины,
Как будто нет беды-войны,
И живы все ещё как будто…
И – ни вражды, ни зла, ни страха,
Ни смерти той, что не мину...
Лишь, нарушая тишину,
Звенит заливистая птаха.
Люблю лаконичность изложения, хотя сама этим мастерством не владею... Здесь в двух строфах очень многое сказано про "весну в минуте тишины". Даже не нужно ничего больше комментировать - сильно написано!
18. ПО-ВЕСЕННЕМУ ЛЕГКОМЫСЛЕННО. ОЛЬГА БУРЫГИНА
По-весеннему легкомысленно
На душе. И поёт она!
Песней радостной утро выткано,
Состояние – влюблена!
Небо ясное - синеокое,
Воздух свеж, солнце бьет в глаза,
А в тени еще лежебокою
Снег сугробами – белизна.
Ветерок озорно щекочется
И разносит капельный звон,
И обнять вселенную хочется,
ИздаЁт землЯ слАдкий стон. два подряд ударных
0010010100
00100101
0010100100
00100101
Наполняется ароматами
Воздух. Пахнет клейкой листвой,
И вздыхает река раскатами –
Лед вздымается над водой.
0010000100
10101001
0010010100
00100101
По-весеннему легкомысленно,
Солнце щедро целует в нос,
И ступает весна изысканно,
Ну, а мысли пошли вразброс.
Ритмика выбрана сложная - чередование дактилических рифм с мужскими не удобно для чтения, не везде и удачно подобраны места фонетических ударений слов с местами Иктов, но по звуковой схеме - все в пределах правильности. Зато как же поэтично описано это "состояние влюблена!" Ничего не кажется выдуманным, притянутым в строку ради ее заполнения или придания красоты - все слова отражают эмоции автора, и всем им веришь. Более того - эмоции заразительны, вот уже ты сама видишь, как "ступает весна изысканно, ну, а мысли пошли вразброс"!! Только меня замучило сомнение в последнем слове: почему-то хочется написать "мысли пошли вразнос", то есть, разбежались... Кто у нас знаток - подскажите....
19. ВЕСНА ПРИШЛА. ТАТЬЯНА АСТАФЬЕВА
Зима износила свое белоснежное платье.
Капризный февраль ей порвал на груди жемчуга.
И срочно на север пришлось второпях собираться,
Остатки наряда собрав по лесам и лугам.
А первого марта, под звуки старинного вальса,
Принцесса-весна с восхитительным шлейфом цветов
Пришла на порог и на миг замерла в реверансе,
Покрыла листвою деревья холодных садов.
И сразу запели в лесах зимовавшие птицы,
В долине проснулись, помчались к реке ручейки,
А счастье людей, что под солнцем смогло возродиться,
Легло, как основа, поэту для этой строки.
Стихи эти были достаточно высоко номинированы, поэтому позже включила их в разбор, хотя меня не зацепили. Здесь характерный образец часто встречающегося среди авторов сайта способа "сочинять" пейзажные стихи. Все правильно, чисто, радует красотой описания, но слишком уж ожидаемо, шаблонно: тут и "белоснежное платье", и "принцессы" с "реверансами", и "жемчуга", и "шлейфы цветов", - отчего выглядит надуманным, услышанным у других и повторенным, а не подсмотренным лично. Авторских наблюдений в стихах почти нет, зато много общеизвестного и часто про весну произносимого: "птицы запели", "ручейки проснулись", а счастье - "под солнцем смогло возродиться". Формально здесь придраться абсолютно не к чему, но мне оно показалось искусственно сотворенным и банальным способом разукрашенным.
21. В ПРИРОДЕ ВСЁ МУДРО. АЛЯ ВОРОНКОВА
В природе всё мудро.
И с этим не спорят
ни зимы, ни вёсны,
лишь мне иногда
не хочется знать, что появятся вскоре
и трещины в чувствах, и трещины льда…
Везде для просушки расстелены лужи.
Все снежные бабы,
сбежавшие прочь,
пошли ненасытному солнцу на ужин,
а я, как всегда,
не успела помочь -
я клей покупала, чтоб трещины клеить,
и соль для борщей,
а не будущих ссор,
но твой силуэт на безлюдной аллее
стоит перед взором
моим до сих пор.
Сотру от растаявшей туши подтёки,
себе наказав запоздало: «…не плачь!»
…Проталины,
тающий снег на припёке,
и первый
по лужам
гуляющий грач.
Душевная драма, может быть даже трагедия, рассказана этими стихами так, что ее как будто пропускаешь через себя, несмотря на то, что нам в явном виде не сказано, почему автору "не хочется знать, что появятся вскоре и трещины в чувствах, и трещины льда" и почему она решает стереть "от растаявшей туши подтёки, себе наказав запоздало: «…не плачь!»". Как же мало внешнего здесь описано, но как много и как пронзительно рассказано внутреннего и важного...
22. АПРЕЛЬ. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО
Веселый погожий ветер свистел и шуршал ветвями,
От снега устав, природа апрельскому рада дню,
Назойливые вороны как ноты на нотном стане,
По очереди и хором подняли вдруг трескотню,
Что мерзли они ужасно, корма давно на исходе,
Теперь грядут перемены - в пути музыкант апрель,
Известнейший исполнитель весенних цветных мелодий,
А соло в оркестре звуков сыграет сама капель.
Я сдвинула занавески, луч солнца скользнул мне в руки,
Коснулся лица игриво, скачок, теперь - на стене.
А там, станцевав лезгинку, исчез, подарив сосульки
На память о зимнем блеске под праздничный гимн весне.
Весна целовала землю - и рвались наверх побеги
От россыпи пустоцветов в сиянии голубом.
Так воздух прохладно-нежен и полон тягучей неги,
Что радостный призрак лета уже замаячил в нем.
Здесь тоже хорошо написано, но совсем другим способом: красивым и убедительным описанием внешнего пейзажа, в котором много интересных строк и наблюдений: "Назойливые вороны как ноты на нотном стане, по очереди и хором подняли вдруг трескотню", "Так воздух прохладно-нежен и полон тягучей неги". Очень много рассказано о том, что вокруг, но зато почти ничего, о том, что в душе автора и ради чего написаны эти строки...
25. ХРАБРЫЙ СОЛОВЕЙ. РОЗА ДАНЧЕНКО
Ещё морозы щиплют за нос.
Вчера куражилась метель.
Зима не кончится, казалось.
А он, бедняга, прилетел!
Я не поверила сначала:
В такую рань? – не может быть!
И всё вокруг повыключала,
Чтоб лучше звуки уловить.
И всё равно, ушам не веря,
Я поспешила на балкон,
Застыла тенью возле двери
И прошептала: «Это он!»…
А где-то там, в ночи холодной,
В переплетении ветвей,
Озябший, мокрый и голодный
Пел бедолага-соловей!
Он ощущал себя поэтом
И что есть мочи голосил
О том, что скоро будет лето
И Бог ему прибавит сил;
Что зреет жизнь уже во чреве
Несмелой молодой весны,
И к злобе снежной королевы
Ликуют вешние послы!
И он – один из них, счастливый
Всем тёмным козням вопреки.
В палитре чувственных мотивов –
Клянусь! – я слышала стихи.
Он страстно звал свою подругу,
И столько было в нём любви,
Что онемела вся округа,
И слёзы радости текли!
С едва приметного амвона
Он славил Землю и Творца.
Он мир будил хрустальным звоном
И плавил иней на сердцах.
Так пой же, пой, смакуя трели,
Для нас и суженой своей!
И пусть тебя как солнце греет
Любовь, мой храбрый соловей!
Стихи с сюжетом - рассказ о том, как ЛГ услышала первого соловья, кто "где-то там, в ночи холодной, в переплетении ветвей, озябший, мокрый и голодный пел".... Мало того, он, бедолага, еще и "ощущал себя поэтом и что есть мочи голосил". Светлые стихи с доброй иронией о вестнике весны, в котором было столько любви, "что онемела вся округа, и слёзы радости текли!"
27. ЛУЧИК. ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ТЮРИН
Возьми на счастье из ладоней
согретый сердцем нежный лучик,
чтоб на семейном небосклоне
не появлялись грусть и тучи.
Зима отступится неспешно,
оставив холода осколки.
Мы проросли, как тот подснежник
весной, до тёплых дней задолго.
Ты книга таинств бесконечных,
строка за строчкой безупречны.
Дни убегают скоротечно,
но что осталось с нами – вечно.
Года поддавливают сверху,
вдвоём бороться, знаем, проще.
И встреча первая, как веха
в судьбе, где каждый шаг стал общим.
Храним наш лучик – стержень жизни,
пути заветного основа;
слагаем счастье рукописно
и проживаем слово в слово.
Симпатичные стихи, написанные талантливым автором, хотя я долго сомневалась, включать ли мне их в подборку лучших. Два места в тексте напрягли - их можно было бы перед конкурсом и отредактировать: " Весной, ДО ТЁПЛЫХ ДНЕЙ ЗАДОЛГО" - неудачная инверсия порядка слов, которая сделана не в угоду смысла, а целях удобной укладки слов в строку. Так же как и "СТРОКА ЗА СТРОЧКОЙ ". Здесь тоже изменение второго слова сделано только в угоду ритму, а по хорошему надо было бы или "строка за строкой", или "строчка за строчкой".
29. МОЯ ВЕСНА. НИКОЛАЙ МАКСИКОВ
Как долго зимней стужи синева
души моей пространство покрывала:
по снегу лет тащился я устало,
и вот, по мановенью волшебства,
поры желанной очередь настала!
Забыт покой, и в сердце маета,
струится свет небесный бирюзово,
разносит эхо звук святого зова,
и будто бы пришествия Христа
весны приход я ожидаю снова.
Мечты надеждой доброй оживив,
я чувствую в обхвате бездорожий,
какой вокруг занялся день пригожий,
как пахнет воздух токами любви,
и вены раздуваются под кожей.
Не зря в груди неистовый вещун
пророчил исполнение желаний:
пронзил ненастья первый лучик ранний,
и я теперь уже не допущу
с моей весной нелепых расставаний.
Очень люблю пятистрочные строфы - звучат они нестандартно, но без напряжения - мелодично звучат стихи! И русский язык хорош. Вроде бы никаких неожиданных мыслей в стихах, но как легко они читаются и доставляют радость: "Не зря в груди неистовый вещун пророчил исполнение желаний...".
30. РАННЕВЕСЕННЕЕ ПЕССИМИСТИЧЕСКОЕ. ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ 20
"...Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен..." (А.С. Пушкин.)
Я знаю, этот грязный мир
Назначен мне решеньем свыше.
Я из него давно бы вышел,
Как сообщение в эфир,
Как на свободу князь Гвидон,
Как джинн из лампочки наружу —
Скрипач здесь никому не нужен.
Ап чём скрипеть, когда кругом,
Упившись до;пьяна весной,
Деревья распускают руки?
(А на юга;х цветут урюки,
Преображая перегной!)
Когда разляпистый Клик-Кляк*,
Строчит из водомётов с крыши...
Тюремный срок ещё не вышел,
И оцет с желчью не иссяк**.
Мне сразу же понравился эпиграф: я, как и Александр Сергеевич, тоже не любитель весны, поэтому сразу же настроилась на интересное. И не ошиблась. Стихи отлично передают настроение неудовлетворенности миром и потребности его изменить - душа автора больна лицезрением всей накопившейся грязи, которая именно весной становится особенно заметной. "Как на свободу князь Гвидон, как джинн из лампочки наружу — скрипач здесь никому не нужен!". Стихи полны аллюзий на самые разные литературные источники, большинство из которых не требуют сносок и пояснений, кроме разве что "Клик Кляка" - персонажа фильма "Город мастеров", который никто не обязывает смотреть абсолютно всем. Прекрасная и очень уместная аллюзия на евангельский сюжет распятия Христа- "Оцет с желчью не иссяк". Интеллигентные стихи хорошо начитанного человека. Я бы только не стала использовать "Ап чём скрипеть" в авторской речи, когда было бы понятней (и спокойней для подачи на конкурс!) замена на "о чем стенать", хотя... я понимаю - так и точнее, и звучит саркастичнее. Но зато многие из судей из-за этого не решились брать в шорт лист, что, конечно, жаль. Мощные стихи.
31. НАД РОССИЕЙ СНЕГОПАД. ВАЛЕНТИНА ВЕСЕЛОВА
Над Россией снегопад,
Над Россией вольница!
Наши души тихо в лад
О России молятся...
Март ступает на парад,
У капели звонница,
У весны - красны наряд
Под снегами клонится.
Воды скоро зашумят
За твоей околицей,
Ярким светом заблестят
Звёзды - Богомолицы.
Птицы бьются об заклад,
В счастье птицам верится,-
Зацветёт весною сад,
Радостью поделится!
Простые стихи по форме, но важные по содержанию и адекватные времени. Весну ждет не только природа, но и страна - это настроение прекрасно описано автором и передается читателю, солидарному с птицами: " Птицы бьются об заклад, в счастье птицам верится - зацветёт весною сад!" Воистину, "наши души тихо в лад о России молятся..."
33. НЕДОЛЮБЛЕННАЯ ЗИМА. НАТАЛЬЯ РАДОЛИНА
Недолюбленная зима
неохотно закрыла дверь.
Удалось ей проникнуть в март,
но не впустит её апрель.
Не позволит зиме плести
монотонные кружева,
Он-то знает, уже пути
пробивает себе трава.
Солнце просится на простор,
чтоб у снега отвоевать
всё пространство равнин и гор
и реки ещё сонной гладь.
И прорвутся его лучи,
завершая господство тьмы,
и тотчас побегут ручьи,
расплетая узор зимы.
И, дремавшая в холода,
оживёт, запоёт земля
И апрелю ответит «да»,
и цветенье начнёт с нуля.
И апрель не отступит – нет,
так случается много лет,
он любимой своей весне
зажигает зелёный свет.
Добротная пейзажная лирика, где использован прием олицетворения зимы, солнца и марта с апрелем, которые сражаются за свое право начать новую жизнь. "И апрель не отступит – нет, так случается много лет, он любимой своей весне зажигает зелёный свет".
36. ГДЕ ЖЕ ТЫ, ВЕСНА? БЕККИ СКВИРРЕЛ
У весны – сто отговорок,
Почему стоит работа:
То споткнулась о пригорок,
То свернула на болото.
Двум кикиморам смешливым
Продала мешок веснушек,
Заплела косички ивам,
Научила петь лягушек.
Снежных баб полдня спасала
От утайки в тайном месте.
Утешать сосульки стала –
Зарыдала с ними вместе.
Из забытого ботинка
В луже сделала запруду.
Разгребла ледышек груду,
Чтоб дышать могла травинка.
Промочила в речке ноги,
С ветерком играя в прятки...
Столько дел – и нет подмоги,
Лишь упрёки да нападки!
Данный автор имеет особый дар писать стихи для детей, которые нравятся и взрослым: просто, выразительно, весело и небанально. Весна здесь не просто олицетворена, но и сама подобна шаловливому ребенку, который то "споткнется о пригорок", то "промочит в речке ноги, с ветерком играя в прятки", то "в луже сделает запруду из забытого ботинка". Очень выразительный весенний рассказ!
40. ВХОД В ВЕСНУ ОТ РОЖДЕНИЯ РОБОК. ЕКАТЕРИНА ЖИЛЬЦОВА
Палисадник весною означен –
пробиваются дружно мускАри...
Но, а март, – все гудят, – накосячил –
снежной кашей откормленный барин
с зимней кралей устроил свиданье –
затяжное. Урча по-кошачьи,
затуманится взор. С боку на бок
перекатываясь, словно мячик,
обрастает сугробом пуховым.
И, подтаяв, не раз, до проплешин,
не полезет в карманы за словом...
и нырнёт снова в лепень – насмешник.
Налипающий, снежистый хлопок
для души, что тотемная птица.
Вход в весну от рождения робок –
в её раннем приходе таится
неизвестность, как в тёмном ущелье.
А вот поздней весною любуюсь -
возрождаюсь в потоке бессмертья
и, разнежившись в солнечных струях,
вслух читаю весне посвященья:
Пастернака, Есенина, Блока
и, свои разрешая сомненья,
ухожу от грозящего рока.
Палисадник весной напомажен –
зацветают нарциссы, тюльпаны...
...Красотою апрель ошарашен,
без догадки, что сам гениален.
Какое интересное поэтическое наблюдение: "Вход в весну от рождения робок –
в её раннем приходе таится неизвестность, как в тёмном ущелье". Очень живописное описание весеннего палисадника, который из марта в апрель постоянно меняется, приобретая новые черты. Автор не побоялась использовать местное диалектическое слово "лепень" (дождь со снегом). Мне стихи понравились. И языком, и мыслями, и настроением.
42. ВОТ ТАКОЙ ДЕНЁЧЕК.ТАТЬЯНА ПОГРЕБИНСКАЯ
На границе зимней
стужи и весны
мягче и интимней
веточка сосны.
Оплывает лужей
похудевший бок
сонного от стужи
жителя берлог…
Синевы не вдосталь:
спит ещё весна,
вьюгами исхлёстан
ельник добела.
Вот в такой денёчек
ты и родилась,
и родною дочкой
я обзавелась…
Еще раз убеждаюсь, что не всегда лучшие стихи те, где всего много и все очень красиво. Иногда очень лаконичное наблюдение в коротком стихотворении оставляет куда более сильное ощущение весны, чем объемные и пересоленные тропами строки. "Оплывает лужей похудевший бок сонного от стужи жителя берлог" или "спит ещё весна, вьюгами исхлёстан ельник добела" - ну, разве не этом поэзия?
45. СНЕГУРОЧКА. ОЛЬГА КОРОЛЕВА
Сырой рассвет весны короткой.
Пласты оттаявшей земли.
И вёсел взмах над первой лодкой
В недоразбуженной дали.
Мелькают утренние села,
Едва заметные во мгле,
Как будто только из рассола
Зимы, растаявшей в тепле.
На влажной почве всходят травы,
Край низких туч все розовей…
И улыбается Купава:
Ее во сне целует Лель…
Долину озера питает
Прохлада с сумрачной реки.
Садятся утки-гуси стаей
Передохнуть на островки.
Плыви на север изначальный!
Ярило в сизой дымке туч
Не смотрит отчими очами,
Чтоб вслед не рвался яркий луч.
Расскажут майские деревья,
Что ты в неведомой дали –
В исчезнувшей Гиперборее –
Веслом дотронулась земли.
Непростой образный ряд, полный аллюзий на языческих богов и персонажей народных легенд, но написанный неярко - прозрачными акварельными мазками. Начинаются и завершаются стихи упоминанием о лодочном весле, что сделано, как мне хочется думать, не случайно: в краю многочисленных озер, лодка и ее "двигатель" - весло, ассоциируются с передвижением во времени - из зимы в весну, туда, где нас ждет "недоразбуженная даль". Весна - здесь не просто начало сезона, а путь в новое, в перемены. Кстати, в стихах не только весна, но еще и утро - еще один символ нового дня, стоящего на пороге "неведомой дали – исчезнувшей Гипербореи". Интересно описан утренний пейзаж: "Мелькают утренние села, едва заметные во мгле, как будто только из рассола зимы, растаявшей в тепле". Не покидает ощущение, что автор видит или видела эту реальную картинку весеннего утра близ воды - выдуманные красоты в стихах производят другое впечатление - они вычурней, но банальнее... Всё понравилось, кроме "утки-гуси" - может, проще записать их через запятую, чтобы не обидеть оба семейства разных пернатых? ))
47. МАРТ СИНЕГЛАЗЫЙ. ОЛЬГА ГРУБСКАЯ
Весна вступительный экзамен сдаёт экстерном —
Спешит, шальная, уложиться с делами в сроки.
И смотрит ясными глазами март синеокий,
И скачут солнечные зайцы по лужам первым.
К теплу и свету — каждой веткой и каждой почкой
Деревья тянутся, очнувшись от чар «старухи».
В душе, мелодией неслышной чужому уху,
ЗвенИт, капЕлью растревОженный колокОльчик. трудно читается!
Сосульки весело искрятся под самой крышей,
Хрустальным кружевом стекая с волнистой кромки.
Так, в унисон с капелью, сердце запело громко!
Я постою чуть-чуть в сторонке, пусть март услышит...
01 01 00 01 0 /01 01 0
01 01 00 01 0/ 01 01 0
По сравнению с предыдущими стихами эти воспринимаются мною не как реально увиденное автором и побудившее к стихам, а как искусственно сложенное, грамотно и умело нарисованное умом. Выбрана рискованно длинная строка из двух частей, не связанных друг с другом внутренней рифмой - 4 стопный и 2 стопный ямб: читается сложно, а в последней строке 2 строфы, где всего 4 ударения на 14 слогов - и вовсе произносить некомфортно... Ради чего эти трудности? По содержанию - только пейзаж, ясно и выразительно написанный, но... только пейзаж, не более того...
49. ОТКРЫВАЮ ФОРТОЧКУ - ЖДУ ВЕСНУ. ЕКАТЕРИНА ЧАУСОВА
Открываю форточку –
жду весну!
Это так привычно, милый, чего-то ждать…
Прорасти мне в веру, когда усну –
хочешь – обезличенно…
На кровать
(только, незажившую, не содрать
память, прилепившуюся к бинтам...)
Ты присядь
и робко читай с листа:
я всё та же, милый, –
ни дать, ни взять…
На луны изъеденный циферблат
натяни невидимую вуаль:
вялый свет – на спад, и февраль – на спад…
валом снег и спать – ничего не жаль…
Отрывая корочки у вины,
загляни в мои нецветные сны…
От добра-то – брал,
да искал добра…
до поры прошла
доброты пора…
Таял снег,
устав тишиной лежать…
Ждать весны – во сне –
непременно ждать!
Обратите внимание, насколько данный стиль написания отличается от предыдущего - кажется, что здесь не мысль поэта руководит рукой, а строчка сама по себе рождается, следуя за эмоцией, настроением. Как будто не автор это писал, а его рукой писалось! Стихи не пейзажные, и даже не про весну, а про отношения, в которых душа требует "ждать весны – во сне –непременно ждать!" Можно поспорить, по теме ли конкурса эти стихи или нет, но бесспорно, что стихи талантливы. Они о том, как каждый из нас может и должен сказать себе: "Открываю форточку – жду весну!"
53. ДО ПОДСНЕЖНИКОВ. ГЕННАДИЙ СОЛОДИЛОВ
Солнце вспомнило про сирых –
Меньше спит.
Поутру лучом красивым
Сквозь окно моей квартиры
— Славь Весну! – меня просило, –
Встань, пиит!
Нет поэта зову света
Супротив;
Далеко ещё до лета,
Но в душе найдётся где-то
Гимну солнца три куплета
И мотив.
Пусть лучи ещё не очень
Горячи
Птичий гам стоит до ночи
Там – сороки застрекочут,
Там – вороны что есть мочи,
Там – грачи.
С ледяной клавиатуры
Над окном
Зазвучали увертюры,
Дядя Вася, дворник хмурый
Под кошачьи шуры-муры
Пьёт вино.
Не фортиссимо покуда
Вешний шум,
Но шепнул мне луч про чудо,
Ждать подснежников не буду,
Со стола убрал посуду
И пишу.
001 00 01 0
+01
001 01 01 0
+01 00 01 0
001 01 01 0
+01
Стихи написаны с самоиронией, хорошим (легким и ясным) языком. И шестистрочная строфа АбАААб интересно сконструирована и удобна для прочтения, несмотря на свою разностопность. Читателю всегда приятны стихи, которые удобны для чтения - и этот момент полезно каждому из нас помнить, когда мы начинаем что-то сочинять.
***********************************************************
И хотя здесь не все понравившиеся мне стихи из конкурсного пакета, мне кажется, что вы уже достаточно наполнились очарованиями весны и стихами о ней. Для души - это прекрасно, но для обучения прочтение только хорошего мало чего дает, поэтому в этом разборе я решусь на показ стихов, отдельные недочеты которых мне бы помешали отобрать их в свой личный шорт лист, будь я голосующим членом жюри данного конкурса. Но это будет сделано уже в продолжении статьи.
продолжение - см. http://stihi.ru/2023/04/01/3445.
Свидетельство о публикации №123033106298
С удовольствием прочитала!
Наталия Медведева 04.04.2023 14:38 Заявить о нарушении
Алкора 04.04.2023 17:15 Заявить о нарушении