История, мифология и куртуазия в Песне о нибелунга
В «ПЕСНИ О НИБЕЛУНГАХ»
Литературой средних веков называют литературу примерно тысячелетнего отрезка времени эпохи феодализма. Отсчёт начинается с момента падения Римской империи, приблизительно с V по XV век. Термин «литература средних веков» возник в 60-е годы XV века. Отношение к этому периоду развития литературы и истории в целом было неоднозначным. Очень долго он рассматривался как период «тёмных веков», наполненный жестокостью, мракобесием и дикостью. В XVIII–XIX веках началась реабилитация этого периода, отношение кардинально изменилось. Активно развеивались легенды о темноте, даже наоборот – стали идеализировать этот период: рыцарские кодексы, вещие сновидения. Средние века – это не мрачный, а важный самостоятельный этап развития человеческой культуры западноевропейского образца. Литература средних веков не была плоской. Она являла собой своеобразный мостик от античности к новому миру. Античный мир участвует в формировании новой культуры новой эпохи, и удивительно находить его следы, слышать его отголоски в средневековой литературе.
«Песнь о Нибелунгах»
Полны чудес сказания давно минувших дней
Про громкие деяния былых богатырей.
Это первые строки знаменитой героической поэмы, рождённой приблизительно в XIII столетии, волновавшей воображение средневекового немца в течение трёх веков, а потом начисто забытой до XVIII столетия. Извлечённая из архивов и показанная Фридриху II, королю Пруссии, в годы, когда Европа высокомерно третировала Средневековье, она получила пренебрежительную оценку монарха как произведение варварское, недостойное цивилизованных вкусов новых времён и снова была предана забвенью. Но уже в апреле 1829 года И. П. Эккерман записал в своих «Разговорах с Гёте» высказывание поэта: «...“Нибелунги” такая же классика, как и Гомер, тут и там здоровье и ясный разум». Сохранилось более тридцати записей поэмы на пергаменте и бумаге в XIII, XIV, XV веках. Поэма была опубликована впервые печатным способом в 1757 году и стала достоянием широкого круга читателей. В настоящее время она внесена в круг лучших эпических поэм мира и научная литература о ней необозрима.
«Песнь о Нибелунгах» – крупнейший памятник немецкого народного героического эпоса. В основе «Песни о Нибелунгах» лежат древние немецкие сказания, восходящие к событиям периодов варварских нашествий. Исторической основой поэмы является гибель Бургундского царства, разрушенного гуннами в 437 году, то есть конкретные исторические события, но их отделяют от текста восемь веков.
«Песнь о Нибелунгах» возникла в тот период, когда в Германии, как и на всём Западе, расцвела рыцарская, или куртуазная поэзия, которая знаменовала первый широкий прорыв в чисто религиозной культуре католического Средневековья и явилась предвестницей Возрождения. К XII веку рыцарство, осознавшее себя господствующим сословием, создаёт особую светскую культуру – куртуазию. К традиционным требованиям (храбрость, владение оружием, верность сюзерену) добавились новые: рыцарь должен быть вежливым (знать этикет), образованным (уметь писать, читать, в том числе и античных авторов), влюблённым (любить по определённым правилам, его любовь должна быть верной, нетребовательной, скромной, объектом любви должна быть дама его сюзерена) и воспевать даму своего сердца в стихах и песнях.
Следует отметить, что «Песнь о Нибелунгах» – это героический эпос, повествующий о прошлом с чрезвычайно важными и яркими примерами героических и негероических поступков. Древний автор, не оставивший имени, назвал поэму песнью. В ней 39 глав (авентюр) и более 10 тысяч стихов. Вероятно, первоначально она состояла из коротких стихотворных сказов с ассонансной рифмой и пелась под аккомпанемент музыкального инструмента. Шли годы, века, события, описанные в поэме, уходили в прошлое, шпильманы, исполнявшие её, что-то добавляли, что-то исключали, и в результате к концу XII – началу XIII века она оказалась сложена из отдельных песен в огромное эпическое сказание, включившее в себя картину придворных нравов западноевропейских феодалов XII века и смутные реминисценции далёкой древности.
Земли, на которых происходят события, описываемые в поэме, достаточно обширны. Это Саксония и Швабия на правом берегу Рейна. Это Австрия, Бавария, Тюрингия, Дания, остров Исландия – королевство героини Брюнхильды, это Нидерланды – владение короля Зигмунда, отца Зигфрида, и многие другие земли. Германские племена, создававшие первые версии сказания, расселялись широко по Западной Европе, связи между ними всегда сохранялись, а главные герои поэмы Зигфрид, Кримхильда, Гунтер, Брюнхильда и другие перекочевали в исландские саги под теми или иными именами.
Главный герой первой части поэмы – королевич Зигфрид, родители не чают в нём души. Он смел, и слава о нём гремит везде:
Был так высок он духом и так пригож лицом,
Что не одной красавице пришлось вздыхать о нём.
Первое, что обращает на себя внимание, – оценка высоты духа как самого главного качества в мужчине. Она включала в себя смелость, отвагу, нравственную стойкость. Второе – его молодость и пригожесть. Молодость вызывала восхищение во все времена. Третий момент указывает на то, что в качестве судей мужской красоты выступают женщины – вздыхающие красавицы. Это уже признак иной среды, среды светской. Клерикалы никогда бы не стали ссылаться на мнение женщин.
Во второй части на авансцену выходит супруга Зигфрида – прекрасная Кримхильда, которая рисуется поначалу робкой, застенчивой, простодушной, но затем превращается в хитрую и жестокую мстительницу.
Ещё один пласт в поэме – мифологический. Он проявляется уже через название.
Нибелунги – древний мифический род карликов, которые назывались детьми тумана. Они были владельцами и хранителями несметных сокровищ на земле вдоль реки Рейн. По преданию, бургундская королевская династия, жившая в городе Вормсе, на левом берегу Рейна, присвоила эти сокровища, а вместе с ними и прозвище Нибелунги. Нибелунги – владельцы золотого клада (сокровищ и магического кольца силы) карлика-цверга Андвари, который ранее украл золото у Рейнских дев. Первоначальные обладатели клада Андвари – колдун Хрейдмар, великаны Фасольт и Фафнир, обернувшийся драконом, чтобы стеречь сокровище.
Таким образом, слово «Нибелунги» связано с владельцами золотого клада, проклятого карликом Андвари, известного по другим мифологическим источникам как Альбрих. Интересно, что в германских и скандинавских традициях сокровища Нибелунгов являются материальным воплощением власти, могущества, счастья и удачи их обладателя. Этот проклятый клад включал и магическое золотое кольцо, которое было способно не только умножать богатство, но также несло гибель его обладателю. Ещё одной отсылкой к мифам является история, рассказанная рыцарем Хагеном, о том, что Зигфрид победил дракона. Это наводит на мысль, что Зигфрид не совсем обычный человек: побеждать в мифологии могли либо боги, либо полубоги, но никак не простые смертные. К тому же в его необычных возможностях мы убеждаемся, когда он, помогая покорить Брюнхильду, прибегает к помощи плаща-невидимки. Кроме того, его меч обладает особенной силой, а сам Зигфрид уязвим только в одном месте – на спине слева над лопаткой, куда не попала кровь дракона, так как к тому месту прилип листок. Отсылки к античной мифологии мы встречаем и в древнерусской литературе, например в «Повести о житии Петра и Февронии Муромских». Там упоминается Агриков меч, с помощью которого Пётр одолел змея, прилетавшего к жене брата. И, к слову, по таким разным произведениям интересно наблюдать, как миф уходит в прошлое, а на его место приходят элементы сказки, то есть истории с более изящной фантазией. Хотя сама по себе сказка возникла гораздо позднее эпических произведений Средневековья, но слабые её отблески уже наметились там. Мы можем наблюдать их в «Повести о житии Петра и Февронии», когда Феврония взмахом руки превращает хворост в дерево, когда она чудесным образом исцеляет Петра, когда Пётр в православном храме находит чудо-меч, когда жена брата узнаёт об уязвимости змея и рассказывает об этом мужу. Подвиги Зигфрида также полны чудес. Он убил ужасного дракона, омылся в его крови и обрёл неуязвимость, в то время как Пётр, омывшись кровью змея, покрылся струпьями и заболел.
Однажды Зигфрид совершал прогулку на своём боевом коне один, без свиты. Поднявшись на гору, он увидел Нибелунгов. Они делили сокровища, что были зарыты в скале. Увидев Зигфрида, Нибелунги, которые не могли поделить сокровища, избрали его третейским судьёй:
Там камней драгоценных была такая груда,
Что их на ста подводах не увезли б оттуда.
А золота, пожалуй, и более того.
Таков был клад, и витязю пришлось делить его.
Нибелунги остались недовольны дележом Зигфрида. Завязалась ссора, двенадцать великанов, охранявших братьев-королей, накинулись на витязя, но он, подняв свой добрый меч Бальмунг, убил их всех, а вслед за ними ещё семьсот воинов и самих братьев-королей. За своих сюзеренов вступился карлик Альбрих, но и его одолел юноша, отнял у него плащ-невидимку, велел запрятать сокровища в потайную пещеру и оставил покорённого карлика их охранять. Так мы видим в поэме синтез двух эстетических систем – легенды с исторической основой и сказки-вымысла.
В «Песни о Нибелунгах» мы найдём ещё много признаков мифологического, архаичного восприятия реальности. Это такие детали, как переправа огромного войска в одной лодке, схватка тысяч воинов в пиршественном зале Этцеля, успешное отражение двумя героями огромного количества гуннов. Интересно ещё и то, что в произведении как бы противопоставляются два мира: реальный и сказочный. Первый мир – Бургундия с её куртуазно-рыцарственным бытом. Этот мир изображён в высшей степени конкретно и наглядно, автор видит его во всех деталях и красках. Поведение людей в этом мире реально и правдоподобно при всей его поэтизации. Другой мир – это родина Зигфрида и родина Брюнхильды. Здесь возможны всяческие чудеса, такие как поединок с драконом и с богатыршей, добывание клада и плаща-невидимки, покорение чудесных Нибелунгов. Герои этого мира обладают особыми качествами, непобедимостью, неуязвимостью, сверхчеловеческой силою и непоколебимым бесстрашием. Естественно, что в атмосфере бургундского двора выходцы из мира легенды Зигфрид и Брюнхильда не могут органически прижиться и, несмотря на заключённые ими браки с вормсцами, остаются в нём чужаками. Зигфрид погибает, Брюнхильда исчезает из поля зрения эпопеи после того, как сыграла свою роль в разжигании рокового конфликта. Образ Брюнхильды и все события, с нею связанные, напоминают нам богатырскую сказку. Этот образ невольно вызывает воспоминания о многих сказаниях древних народов о женщинах-воительницах, обычно живущих обособленно от мужчин и ненавидящих их. Древние греки создали миф об амазонках. Они жили где-то у берегов Меотиды (Азовского моря) или в Малой Азии. Иногда они временно сходились с мужчинами, чтобы иметь потомство, родившихся девочек оставляли себе, а мальчиков убивали. Греческие герои Беллерофонт, Геракл, Ахилл сражались с ними. В «Песни о Нибелунгах» воинов не восхищают боевые, богатырские качества женщин. Даже мрачный Хаген, который стал впоследствии верным слугой Брюнхильде, поначалу обескуражен её поведением: «Вы в дьяволицу сущую, король мой, влюблены, – а потом добавляет, обращаясь к спутникам короля: – Король влюбился зря: В мужья ей нужно дьявола, а не богатыря». Женщина, по представлениям тех времён, не должна быть сильной. Слабость, скромность, застенчивость – вот самые главные, украшающие её качества. Так полагали средневековые рыцари, служившие дамам своего сердца. Идеалом служит образ Кримхильды в первой части поэмы.
Патриотический пафос совершенно чужд немецкому героическому эпосу. Во-первых, Германия, очень удобно расположенная – в центре Европы, не боролась с захватчиками. В германском эпосе фабулой становится очень давнее событие. Немецкий героический эпос обращается к произведениям, где господствует стихия родового сознания. История бургундов – это история королей и их гибели. История предстает в судьбе личности. Немецкий героический эпос возникает тогда, когда на территории Франции уже возникли рыцарские романы. Поэтому Германия знала и героический эпос, и рыцарскую куртуазную литературу, что влияет на стилистику: содержание очень древнее, а герои живут в рыцарских традициях.
«Песнь о Нибелунгах» не единственное произведение немецкого героического эпоса: поэма «Кудруна», или «Гудруна»; цикл поэм, посвящённых Дитриху Бернскому. Открыт немецкий эпос очень поздно. «Песнь о Нибелунгах» – в 1757 году в Швейцарии. «Кудруна» – в XIX веке. «Песнь о Нибелунгах» создавалась позднее других героических эпосов. В немецком героическом эпосе появляется углублённый психологизм образов, причём осознанный.
Удивителен рассказ средневекового автора, его умение рисовать человеческие характеры, тонкое проникновение в психологию людей. Менялись времена, менялись нравственные представления поколений, но никогда не было большего преступления в глазах общества, чем предательство. Оно всегда воспринималось как что-то чудовищное, как предельная мера несправедливости. Предательское убийство Зигфрида ещё больше возвышает его в глазах читателя. Гибель идеального героя Средневековья!
А в целом можно сказать, что в трагическом исходе поэмы звучит призыв к объединению, ведь только в единстве возможны преодоление трудностей и победа над врагами.
Список литературы
1. Адмони В. Г. «Песнь о Нибелунгах» – её истоки и её художественная структура. URL: https://norroen.info/src/other/nibelungen/admoni.html (дата обращения: 28.08.2022).
2. Артамонов С. А. Литература Средних веков. М. : Просвещение, 1992.
3. Зарубежная литература Средних веков : хрестоматия. М. : Просвещение, 1975.
4. Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. М. : ACADEM, 2003.
5. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960.
Свидетельство о публикации №123033006571