Фигура Христа, как основание истинного христианств
* * *
«Фигуру Христа, как я себе ее представляю, умели писать только Делакруа и Рембрандт; после них пришел Милле и написал … доктрину Христа...
Христос – единственный из философов, магов и т.д., кто утверждал, как главную истину, вечность жизни, бесконечность времени, небытие смерти, ясность духа и самопожертвование, как необходимое условие и оправдание существования. Он прожил чистую жизнь и был величайшим из художников, ибо пренебрег и мрамором, и глиной, и краской, а работал над живой плотью.
Иначе говоря, этот невиданный художник, почти непостижимый для такого грубого инструмента, как наш современный нервный и тупой мозг, не создавал ни книг, ни картин, ни статуй: он во всеуслышание объявлял, что создает живых, бессмертных людей. Это чрезвычайно важно, и прежде всего потому, что это – истина.
Этот великий художник не писал книг; христианская литература в целом, бесспорно, привела бы его в негодование, и лишь немногие ее произведения, например, евангелие от Луки и послания апостола Павла, столь простые в их грубо воинственной форме, избегли бы его осуждения. Христос, этот великий художник, гнушался писанием книг об идеях (ощущениях) но не пренебрегал живой речью, особенно притчами (Каков сеятель, такова жатва, какова смоковница, и т.д.)
И кто осмелится нам сказать, что он солгал, когда с презрением предрекая гибель творений Рима, возгласил: «Твердь небесная и земная пройдет, а слово мое пребудет».
Эти бесхитростные слова, которые он, как расточительный вельможа, не соблаговолил даже записать, – одна из высочайших, нет, высочайшая вершина, достигнутая искусством, ставшим в его лице подлинно творческой силой, чистой творческой мощью.
Эти размышления, дружище Бернар, ведут далеко, очень далеко, поднимая нас над самим искусством. Они раскрывают нам искусство делать жизнь, искусство жить вечно».
(Из письма к Эмилю Бернару. Ван Гог «Письма», Изд-во «Искусство», 1966 г., стр.541)
* * *
Что можно добавить к этим словам великого человека, которые воскрешают Христа из тысячелетнего забвения. Тысячелетняя эпоха презрения и глумления над Иисусом рушится под этими словами любви и признания, и воздаяния заслуг ему.
Могу только добавить две цитаты из своего текста «Голос Бога»:
Первая - «Фарисеи, распявшие его, видимо, могли совершить еще одно зло. Они могли исказить те слова, которые он говорил. Они могли приписать ему те слова, которых он не говорил. Обо всем этом немало споров. Но они пропустили одну-единственную фразу Христа, в смысле, что неосмотрительно не вымарали её из истории и которая очень важна для понимания его учения.
Эту фразу я цитирую по работе Гегеля «Жизнь Иисуса»: «Иисус на вопрос женщины из Самарии, где нужно поклоняться всевышнему, на горе Гаризим или в Иерусалиме, отвечает ей: «Верь мне, женщина, – настанет время, и оно уже настало, когда вы не будете более совершать богослужение ни на горе Гаризим, ни в Иерусалиме, когда никто не будет верить в то, что служение богу связано с предписанными действиями или с определенным местом. Настанет время, и оно уже настало, когда люди, истинно почитающие бога, будут поклоняться отцу своему в духе подлинной религии, ибо только такие верующие угодны богу, и истинное благоговение должно быть основано на духе, в котором господствуют лишь разум и его высшее проявление – нравственный закон».
Лучше трудно сказать. И Фарисеи, и Вечные Жиды, пропустили эти слова Иисуса, не поняли всё значение этих слов и не стали вымарывать их из истории, хотя они и провалялись где-то на её задворках свыше полутора тысяч лет, пока Гегель не нашел их, и не внес в свою «Жизнь Иисуса». Где они тоже уже валяются без надобности несколько столетий. Гегелевская «Жизнь Иисуса» – блестящий образец свободной, не ангажированной никем и ничем великолепной гегелевской мысли. Когда я первый раз прочитал её, мне показалось, что этот труд он написал в конце жизни, умудренный всем её развитием. Но нет, он написал его, будучи совсем молодым, видимо, на одном дыхании».
Вторая моя цитата – «Если бы я был верующим христианином, я бы верил только в Христа. В Единого и Единственного Бога Христа. В Единого и Единственного Бога Христа. В Единого и Единственного Бога Христа. Конечно, Фарисеи и Вечные Жиды могли основательно изменить и извратить всё его учение в свою пользу. Но они пропустили одну-единственную фразу Христа, в смысле, что неосмотрительно не вымарали её из истории и которая очень важна для понимания его учения. Повторю её снова частично:
«Настанет время, и оно уже настало, когда люди, истинно почитающие бога, будут поклоняться отцу своему в духе подлинной религии, ибо только такие верующие угодны богу, и истинное благоговение должно быть основано на духе, в котором господствуют лишь разум и его высшее проявление – нравственный закон».
Эта фраза и явилась бы основанием моей веры в Христа, как в Бога. В Единого и Единственного Бога Христа».
Свидетельство о публикации №123033003632