Католицизм и современная культура 11 staniloaie
Папа с интенцией успокоить опасения назначает в Праге архиепископом университетского доктора Кордака, чеха, порвав с традицией назначать только из знатных.В октябре 1919 все же восстановили отношения с Ватиканом и Микара был озадачен папой представить себя в Праге. Но ещё только он въезжал в страну. Журнал Бенеса «Чешское слово» назвал его «шпионом Рима», пришедший идентифицировать священников реформистов, а Масарик декларировал в протестах против отъятия монастырей : «Вена пала, теперь очередь Рима» или «Программа наша Фавор» или «Не будем обманываться, под клерикализмом понимаем католичество».
Вначале 1920 начался чешский консулат в Ватикане, чей держатель д-р Крофта, 22 Марта представил папе письма доверия, а осенью того же года Микара и принял титул нунция подле чешского правительства.
Реформисты, ведомые К. Фарски , видя, что папа не удовлетворяет пожеланиям решил 8 января 1920 с 140 голосами против 66 создание автономной церкви. В обращении сообщается народу цели новой церкви, которая получила название «Церковь национальная чехо-словацкая». Через неделю 15 июня 1920 папа ответил осуждением её. Среди священиков, кто за неё голосовал осталось 60 человек, но те утвердились в выборе. Эта церковь становилась всё популярнее в народе. Вскоре через год там оказалось 525,333 человек.
Новая Церковь перевела проповеди на чешский и дала себе новую конституцию, признанную государством 15 октября 1921. Она приняла и епископскую систему, но большая сложность возникла из-за епископской хиротонии, потому что хотели , чтобы их епископы восприняли апостольскую преемственность.Это значит вступить в связь с одной из апостольских церквей. Пытались объединиться с англиканами и ветхо- католиками, но безрезультатно. Тогда направились к Православной Сербской Церкви. 20 сентября 1921 Синод Сербской Церкви постановил назначить в Моравию –Силезию с резиденцией в Олцмусе , епископом священника Доктора Матей Паулика, в епархию западную с резиденцией в Праге, доктора Карол Фарски, в восточную , с резиденцией в Кутна-Гора, священника Доктора Паржика. Первый сразу же был подстрижен в православное монашество с именем Горазд и 25 сентября этого же года хиротонисан в епископа Белгородского . Большее же множество, когда увидело во время хиротонии во епископа , что сербы творят православное исповедание, отпали от общения с православными сербами. Остальные двое не появились на хиротонии.
В тот же год Фарский опубликовал Катехизис чехословацкий. Одни его приняли, другие , признавшие себя православными нет. Национальная церковь взбудоражена теперь ориентацией «чешской» и «православной». Этот так называемый «православный кризис» закончился на собрании 29-30 Августа 1924 в Праге. Те, кто назвался православным должен был исповедовать православную веру . Горазд получил резиденцию в Праге и начал организовывать православные общины, подчиняющихся Сербскому патриарху. Но и православная ветвь была взбудоражена новой схизмой. Против Горазда, хиротонисанного Сербами, поднялся архимандрит Саватий , хиротонисанный патриархом Константинопольским. На собрании в августе 1924, национальная Церковь дала новое постановление: " Чехословацкая Церковь, сформировалась из тех христиан, которые хотели исполнить стремления моральные в соответствии с временем и научным познанием Духа Христа, как сказано в святом писании и в старой традиции, но и как в национальном хуситском движении и среди братьев чехов. Вместо хиротонии с радостью приняли и простое воцарение епископов в офисе. Таким было воцарение 5 января 1925 как епископа Праги К.Фарски, который в то же время глава всей церкви, с титулом патриарха для восточной епархии Г. Прошазска, а для Мораво- силезской Ф. Стибор. В 1926 умер Фарски, ему последовал Прошазска. Теперь эта Церковь насчитывает 1 млн прихожан.
Волнения от фазы организации и лихорадочной активации клира поставило под угрозу коллапс католичества в Чехословакии. Более 10 млн из жителей остались в прежней вере. Для осветления ситуации были важны договора с Римом. Правительство было пронизано идеей отделения церкви от государства для того, чтобы удалить большие привеллегии, которыми пользуется западная церковь перед остальными культами.
В феврале 1921 Бенес прибыл в Ватикан, ища заслужить согласие для утверждаемого разделения церквей, для захвата одной части церковного имущества для назначения или предложения епископов от части государства. Не получил всё же ничего из того. Множество конфликтов получили место в связи с назначением епископов в Словакии, правительство претендовало на назначение епископов в связи с тем, что они наследники прав дома Габсбургов. Пока до принятия решения папа постановил только назначать администраторов.
В мае 1924 Бенес вновь в Ватикане.Решение было столь трудно найти, так что диссонанс в Ватикане стоил Бенесу выхода из правительственной коалиции народной чешской партии (католической), а уступки оставление от социал демократов и национал социалистов . Партия народная словацкая с большей частью клерикальной, не составляла части правительства.
Осенью 26 ноября 1924 атмосфера была взбудоажена письмом словацкого епископата, засчёт которого он останавливал верующих голосовать, симпатизировать и подписываться на коммунистическую партию, социалистическую или вообще за ту, что за мирскую школу или за отъём религии из школы. Было увидено в этой манифестации угроза для Республики и её институций.Правительство декларировало, что письмо направлено против партий руководства и таким образом против государства. Министр запрещал её распространение, священникам было запрещено её читать, а те, кто читал арестовывались.
13 января 1925 выпустили и епископы из Богемии и Моравии, общую декларацию , что епископы словацкие исполнили только долг, защищая веру и христианскую мораль от заблуждений национализма и атеизма в которых обозначенные организации социалистические, нигилистические и коммунистические взяли как базу программу их экономическую. Верно, что вдохновитель письма нунций Мармаджи и вся пресса осуждает его за это. Правительство декларирует :» процедура епископов предосудительна , потому что все проекты закона доказывают сильное желание правительства решать религиозные вопросы спокойно».
В то же время правительство подготовило закон по справлениям и закон межконфессиональный. В первом законе предусматривалось подъятие дня до 6 июля , когда был сожжен национальный герой Хусс, до дня национального праздника и удаление из ранга национальных праздников дня 5 июля, посвящённого Непомюку. Нунций протестовал устно и письменно к министру внешних дел,чтобы приготовлять отмечание этого еретического праздника, без согласия папы. Усилия папы по солиридации с чешской оппозицией и чешской народной партией, которые составляли часть правительства, были напрасны
Свидетельство о публикации №123032803405