Католицизм и современная культура. 7 staniloaie

 -продолжение)
10. В Югославии
В древней Сербии было невозможно говорить о католицизме. Всё же неизвестно по какому мотиву , накануне войны правительство Сербии открыло 23 июня 1914 Конкордат который предусматривал для нескольких тысяч католиков архиепископию в Белграде и епископию в Скопье. Эта диспозиция была исполнена 5 октября 1924 . Близлежащие территории принесли 4 975000 католиков, тогда как православных было 5360000 . Католицизм теперь пытается пустить корни и в древней Сербии, основывая приходы, воздвигая церкви, устраивая помпезные торжественности, в которых иногда принимает участие и нунций из Белграда. Хотя правительство из Белграда долгое время в сделке с Ватиканом по открытию нового Конкордата, что отражается в том, что они снова определяют концы епархий на  границах, которые были ранее зависимы от епископов из Венгрии, всё же трения с католиками на территории государства тянется цепью, правительство пытаясь заключить подобный же контракт с Православной Церковью, но она борется за прежнее влияние и за захват другой. Конфликт был по теме назначения епископа папой , ликвидации школ конфессиональных , потому что  маленькое количество учащихся не посещает государственных, экспроприации церковных имений и имений конгрегаций в связи с Аграрной реформой и т.д. От уложения несправедливого не расстраивается католицизм.Он всё же научен длительно горевать и путать свои интересы с интересами партии или партий государства. Не мало из яда политических битв между партией хорватов и правительством из Белграда приходит из агитации католического клира, из строк населения хорватского и словенского.
Ещё с ноября 1918 хорватские епископы собравшись на совещании просили папу о введении как богослужебного языка старо-словянского в силу всё же в некоторых местах и культа хорватского и славянского. Кажется, что этот вопрос есть один из самых обсуждаемых в переговорах за Конкордат, хотя и епископы католики снизили требования, прося позволения только ограниченного использования народного языка, с чем папа согласен.
Движение конца войны по созданию  национальной хорватской церкви  ставшей затем Церковью древне католической, сегодня признаваемой государством не пробудило большого эха в хуситском движении Чехословакии.   
 
  11В Рымынии
Румыния ещё доставала себе подчинённых католиков из новых провинций.Среди них 1300000 греко-католики , католики примерно 1400000 называемых среди Венгров, Швабов и Саксов.
Что касается первых, иерархия и основной статут их продолжились после войны , загромождаясь всё больше по пути ассимиляции с интегральным католичеством, забывая, что единение с Римом относится только к четырём пунктам и что  прибавление греческого «чина», так же как и общность веры их пастырства с остальными румынами накладывает на них такое внимание и веру, как у православных, органов их ведущих и их духовности. Может и все мы виноваты, но в большой степени это управляющие объединённые, выросшие в школе Рима, как в среде энтузиазма, которая политически объединила всех римлян, не смогло реализоваться единение и в православных или по меньшей мере не смогло реализоваться движение прочь от Рима и утверждающее национальный дух , так же как манифестировалось в Чехословакии и в меньшей степени в Югославии.
Ситуация и униатов и католиков стандартизована в Румынском государстве в основном засчёт «Закона культов» за который проглосовал Парламент в марте 1928, и доступна для всех культов в стране , а особенно для Конкордата с папским престолом, подписанного под правительством Авереску 10 мая 1927, Конкордат против Конституции (ст.22), который предполагает, что отношения между различными культами и государством , будут устанавливаться законом.
Знания из важного уложения Конкордата охвачены и законом о культах и если придержимся мнения, что его голосование было до после подписания Конкордата, а за Конкордат проголосовал парламент после голосования за закон о культах понимаем почему эти уложения возникли из Конкордата и имели роль облегчения его прохождения через Парламент. 
Это видно и из того факта, что другие уложения из закона культов касаются исключений, которые  могут пропустить  только католическая церковь, будучи отражённым и в Конкордате. Так статья 7, отражая, что ни один из культов не может зависеть от какого-либо церковного авторитета из заграницы , отражает эту зависимость для культов, которые облагают принципы их догматические и юридически-догматические и устанавливаются и далее в противоречии с Конституцией, что отношения между такими культами и Государством могут быть определены, засчёт специальных уложений.    Другая статья, которая выражает, что ни один из культов не посылает никому помощь на чужбине из имения своего общего, продолжает : «исключения могут делать только с согласия правительства.» Такое исключение наблюдается и из уложения , что служащие культа и являются румынскими гражданами.
Диспозиция всего, сделанная католиками и включенная в Конкордат есть статья 39, которая упразднённая декларирует , что новый юридический кодекс, каноны, права и обязанности патрона, оставляя имения патрона во владения церковных общин соответствующих и в случае только если церковная община упразднится, даёт право прошлому патрону завладевать своим имуществом. Этот объект лёг в основу одного очень интересного документального исследования отца Дж. Чуханди (Патронат церковный венгерский в отношении с правами государства Румынского.(Арад, 1928), а митрополит Арделя остановился надолго в речи произнесенной перед Сенатом в связи с голосованием о законе о культах.   Обе доказали, что засчёт этой статьи церкви, приходские дома и имения из сотен тысяч игрушек, данных государству епископов венгерских, приходов и религиозных орденов были только использованы этими институтами, а право собственности осталось государственным и перешло к государству румынскому , которое теперь столь великодушно отказывается от него. Оба затем удалили с облегчением  парадокс, что Румынское государство забрало в связи с аграрной реформой большую часть имений в обмен на ренту, такую же, как и какая и была дана остальным экспроприированным, рента,из которой Конкордат усматривает формирование вотчины священной для католической церкви, не сделал ничего другого, как отнял свои блага и заплатил узуфруктуарию.   
Закон культов оставляет по крайней мере надежду, что в случае, когда религиозное сообщество, каким является приход разрушится, то прошлый хозяин имеет власть над имуществом по нашему румынскому закону . Закон культов признаёт иначе, как юридическое лицо только одиночные церковные организации (приходы, благочиния, монастыри, капитолии, аббатства, старосты, епископии, митрополии), когда конкордат в статье 9 признаёт и церковь католическую в целом, саму по себе , так в юридическом кодексе (каноны 100 и 1449) по которому только Церковь , в целости как идеальное общество  божественнаго права , имеет от себя персональность юридическую, в то время как все другие церковные организации имеют от неё. Особенность в том, что если объект иерархический, например приход перестанет существовать имущество переходит к объекту верхнему по иерархии, таким образом ко епископии, архиепископии и так далее.     Только если Государство будет держаться крепко чёткой передачи речи Закона культов (ст11) оно  избегнет этой подробности.
Очень видно здесь влияние Конкордата на закон культов, в группе верующих, когда одна группа перетекает в другую веру. В редакции их из 1926 предусмотрено, что эти блага разделются прпорционально, в редакции от 1928, сделанной Ал Лапедату министром культов, вопрос остаётся непрояснённым, предлагая только, что государство предложит части оставшиеся без Церкви и приходской дом, как части с которых взыскивать , как части которые в то же время имеют право на церковную собственность , искать их по справедливости.  Епископат православный выбрал вернуться к принципу ясному и равноправному из первой редакции. Епископату объединённому всё же удалось вынуть отказ из министра по этому делу , оставляя дело совсем незаконодательным . И дело это до такой степени подавляющее, данная народу румынскому генеральная диспозиция выбрать исключение из папских условий и выбрать часть, где это делается формально из румынского закона. То, что тормозит людей это страх, исходящий из недомышления других, которые не знают, где собираться, чтобы отправлять службу. Если бы министр Лапедату поддержал бы хотя бы редакцию от 1928, которая предполагает, что государство сделает Церкви части , которых она не имеет , должна быть облегчена ненормально, работая с другим совпадением с правдой , религиозная унификация румынского государства. 
Конкордат очень выгоден католичеству и в других вопросах. Ордена и конгрегации религиозные, существующие в Румынии остаются существовать и далее оставляя актуальные дома, монастыри и школы , которые будут зависеть от епископа и будут выбирать, какой им нравится язык проповеди. И просят лишь быть румынами, чтобы составить этот орден. Другие ордена и другие их институции смогут войти в страну или основаться с одобрения правительства. Епископы будут иметь полный суверенитет через семинар для формирования клира и государство могущее смешаться только относительно в размере в котором она преподаёт изучение языка и истории.
Назначение епископов делается папой , патронат удалён. Государство имеет возможность делать возражения политического порядка. Папа может коммуницировать легко с епископами, а они с верующими. Номер епархий, которые не могут протянуться через границу будет 5 для собранных (архиепископия из Блаж с епархиями викарными из Орадя, Легой, Герла и одна вновь начатая для Марамуреш, 5 для романо-католиков , архиепископия Бухареста, с викарными епархиями из Альба-Юлии , Тимишоара, Сату-Маре, Йассы и Орадя.) Для католиков армянского культа одна с резиденцией в Герля. Епископия греко-католическая из Герла переместилась в Клуж, а епархия новая начатая после многих расстерянностей, где была штаб-квартира, приняла первого держателя в Феврале 1931,в лице каноника из Блажа Ал. Руса, который взял поселение в Байе-маре. Патриарх Мирон Крештя показал, что перед пятью епископами объединёнными, православными нужно иметь 50, а перед романо-католическими 65.   
Несправедливость к православной Церкви с точки зрения государства в честь объединённой и романо-католической, отражаются иначе в помощи всем неправославным культам от государства. Она акцентуализировалась в годах 29-31, во время первого правительства партии национал-крестьянской , которой нельзя отказать с её арделеанской стороны, политика конфессиональная объединённая, элемент единый будучи поддержанным во всех функциях публичных и православный будучи удалённым.     Более говорящий тот факт, что как раз в 1931, когда правительство закрыло множество из епархиальных советчиков и протопопов православных, то же правительство взяло из бюджета расходы на постройку новой епархии, объединяющей 6 канонов.Правительство Йорга-Агетойану сделало правильно с точки зрения дотаций, предназначенных государством различным культам, прилагая принцип пропорцийности, уложенный в законе культов. Погубило жесткое государство румынское в пользу венгерского католицизма, что отказалось оно от прав на имения, которыми оно имело, засчёт обмана так называемого: «Статуса романо-католического арделеанского». Университетский профессор из Клужа г. Онисифор Гибу написал осенью 1931 удивительную книгу про этот Статус, доказывая что не был никогда знаем венгерским государством как гражданская часть ,а  те блага, которые она употребляла были государства венгерского, а после войны были наследника его государства румынского. Письмо профессора Онисифора Гибу  вызвало живое движение в публичном мнении. Правительство всё же вместо того, чтобы узнавать подбробности основные, которые им диктует этот статус,или же запретить любую активность и войти в нужность имений , которые захватываются несправедливо, осталось в разговоре с папским престолом, отправив представителем себя министра юстиции Валерия Попа, большой объединитель и представитель Агру. Результатом переговоров, сформулированных в аккорде с Ватиканом было ужасное для румынского государства. Благодаря нему предусматривалось возникновение нового косилиума католической епархии латинского языка в Альба-Юлии , который входит в имение благ, которых статус не мог иметь.
Нашёлся другими словами собственник католик имений, которые были румынского государства, который не знал, что это его и с папским престолом, полагал, что они ничьи.  Соглашение, которое возбудило сильное возмущение во всём мнении румынской публики , как раз и в части объединённой, не был о ратифицировано парламентом. Можем ждать хотя бы теперь акт независимости и воодушевления от румынского парламента?

Существование объединённой епархии Марамуреша, стоит в единстве с большим движением к возвращению в православие , которое манифестировалось в  этих территориях после войны.  Генеральная ассоциация объединённых румын Агру, которая есть ни что иное как Католическая деятельность и которая находится на курсе организации и объединения с Румынией , она не чужда прозелитским целям и межконфессиональным войнам. Это показывает тот факт, что она держит конгрессы с предлогами в северных территориях. 

12. В Венгрии
Социальная революция 1918, пробудило эхо и с одной стороны и клира, которое постановило в Совете клира и 7 ноября 1918 провозгласило  программу, засчёт которой просило и в числе другого выбора епископа клиром и мирянами, удаление обязательной священнической формы, ограничение церковной цензуры, удаление целибата и т.д.Большевизм, который изгнал 21 марта 1919 правительство графа Контелу, провозгласил отделение Церкви от государства , ликвидацию церковных благ, удаление зарплаты, высылку монашеских орденов и другое. Но ещё в августе большевистское правление Белы Куна было изгнано румынскими войсками , его место заняло правительство с чувствами националистическими и христианскими. В июле 1920 обосновалась нунциатура в Будапеште и консулат в Ватикане. Некоторые конфликты между правительством и папским престолом возникали из-за того, что правительство считало себя потомками Габсбургов, а папа назначал епископов без их согласия. Временное согласие подогнало методы обычные в других государствах, смотрящие на этот вопрос.Засчёт соглашения, возможно начнётся временное разделение епархий, данное после трактата Трианона, многие епархии потеряли большие территории в Государствах—преемниках, как архиепоскопия в Стригониу, которая потеряла из 500 приходов, 462 в Чехословакии.
В Венгрии насчитывается 5,096729 католиков 63% из населения, пред кальвинистами 1, 670144, лютеранами- 497,112 и 473, 310 иудей   
Старания оценённые ставят Венгрию на  плато литургического движения, которое называется «литургийный апостолат».Ведущий Фр. Сциниог О.С.Б., который публиковал периодику Лейлклет Конивел . А. Михалифи О.Кист.написал научную литургику в духе этого движения(Будапешт 1923) В рамках движения литургийного воскресло движение монахов и монашек доверенное мирскому апостольскому сообществу. Поодаль от секулярного монашества, существует похожая конгрегация, члены которой активизируются специально на основе инструкции религиозной, в городах и сёлах.   Кроме них существуют и катихеты с дипломами, которые готовятся к 3х годичному обучению , которое проводится в Будапеште с 1917(Вард Мария Коллегия). За 6 семестров вводят девушек в культы, молодёжь в теологию сколько требуется, чтобы сделать из них катихетов для народа.
(продолжение следует)        (Др. Думитру Станилое)
   


Рецензии