Католицизм и современная культура 6 staniloaie

-продолжение)
4. В Испании
Ни в одном государстве не были так сильно переплетены Церковь и Государство. Ещё со времён Фердинанда Арагонского , церковь засчёт инквизиции, служила политической централизации и униформации, искоренению мавров и иудеев.  Правда, что в 19 веке и в Испанию проникли некоторые секулярные правительства, а также либеральные до 23 года, которые чередовались с консервативными, иногда принимая размеры враждебные по отношению к Церкви.   Ситуация её юридическая и материальная была блестящей в Испании. Примо де Ривера , который создал в конце забастовки 14 сентября 1923 года милитаристское правительство, возжёг тем больше связи с Церковью. Высокий клир и иезуиты были советниками короля Альфонса 13 и генералов Примо де Ривьера во всех основных политических опытах. Этот альянс между Церковью и властью выпал тяжелым для врагов диктаторского правления. Ссыльный писатель Унанимо подчёркивал в своих письменах, что дух фанатизма и диктатуры не есть испанский, а есть привнесение из Рима. В консистуции, которую утвердили приверженцы Примо де Ревьера было написано: Религия Римо-католическая единственная религия Испанского государства.
Церковь была слита воедино с государством и в стремлении подавить стремление каталанцев к свободе. Правда, что каталонское священство симпатизирует этим тенденциям. Да, даже архиепископ из Таррагоны выпустил в 1928 циркуляр для своего клира, чтобы все проповеди были на каталанском. Но правительство стало плакаться Ватикану , откуда пришло назначение клира, чтобы не использовался в проповедях нигде другой язык, кроме испанского. 
В социальном порядке испанская Церковь старалась организовать работу, как и поселения в католических синдикатах. Среди крестьян были успехи; им удалось занять 3000 синдикатов с несколькими тысячами крестьян в каждом, сгруппированных в 18 Провинций и объединённых в католическую национальную аграрную Конфедерацию. Но среди рабочих не удалось обеспечить для синдикатов более чем 50000, большая часть которых была марксистами. 
Для понимания насилия , которым увлеклись население некоторых городов против монастырей во дни 11-12 мая и 3 июля 1931 вспомним, что количество монастырей и монастырских учреждений значительно выросло. По более новой статистике в 1931 в Испании существовало 4698 монастыря и 65, 318 монастырских учреждения. В провинции Лерида на 387 жителей приходилось по одному монастырю и на каждых 33 жителя по одному монаху или монахине. Приходские церкви наоборот были очень малочисленные, а нижний клир недооплачиваем. Культура клира также была на низком уровне.
Кроме больших богатств, которые монастыри имели налицо, иезуиты также имели большие секретные экономические силы. В их руках был большой банк Уркуихо, с филиалами по всей стране, и господство над множеством экономических предприятий, господство над трамваями Мадрида, господство над северными литейнями страны и т.д. Йезуиты напуганные секуляризацией, стали опасаться и прятать богатства под маской общества действия. Народ и рабочий класс чувствовали остро эту угрозу, но не могли разоблачить. Поэтому их ярость обращалась на монастыри, которые они видели.
С точки зрения школ, ордены и конгрегации развили большую активность. Около 50 процентов школьных учителей учили в школах государства, остальные в частных школах конгрегаций. Некоторые из мер, предпринятых Примо де Ривьера не возымели никакого результата.
Реакция организовалась в «свободной школе», составленной из учителей и профессоров всех разрядов. 
Ни в одной другой стране не было такой богатой католической прессы. В 1925 (абстрагируясь от газет приходских, епархиальных, миссионерских), среди 2101 периодических, 1006 были католическими, среди этих 100 были каждодневными, 230 еженедельными, 145 полумесячными, 225 месячными. Самый лучший католический ежедневник из Мадрида. Дебат, который как говорят, состоял под влиянием иезуитов , не то что не поддерживал диктатуру, но и при смене режима оказался замешен в антиреспубликанские вещи.
14 апреля 1931 Испания в результате основных выборов стала республикой. С этой оказией видно , как много духовная власть опиралась на светскую и, как мало она пеклась о душах человеческих.Епархия стала вдруг одинокой. Никто из архиереев в течении нескольких недель не употреблял прямых слов, для пастырей как выстроить новую жизнь. Были тайные заговоры против нового режима. Кардинал епископ из Толедо , Сегура, примат Испании был замечен замешанным в контрреволюционных попытках вначале Мая.  Уехав, через некоторое время в Рим, и возвращаясь в середине Июня в Испанию, был остановлен на границе и сослан. Первый, кто снова обнаружил речь, будучи епископом Старогоссы Горны и Торны , который в пастырском слове учил на примере Германии, что между католичеством и республикой не существует непримиримой оппозиции.
17 июня подписали затем все епископы адрес протеста против правительства, исчислив все декреты протестные республиканского правительства против католической Церкви.
Декрет за секуляризацию кладбищ и для отделения Церкви от государства.
Тот , который запрещал правительству официально участвовать в обнародовании религиозных решений.
Тот, который запрещал Армии отправлять комиссии на подобные  обнародывания.
Реадмиссии религиозных орденов.
Уничтожение прав моральной персоны аграрной католической.
Удаление права Церкви быть представляемой прелатом в консилиуме для инструктирования публики.
Отрицание чести военных причащаться в пути.
Удаление обязательного обучения религиозного в начальных и средних школах.
Запрет на ношение крестов и других знаков ребятами , которые отказываются от религиозного образования.
Свобода любого культурного Права государства на заказ религиозных скульптур.
Удаление иммунитета церковных персоналий.
Епископы ещё протестовали по этому адресу против сожжения монастырей, и епископских палат,произошедших 11-12 мая по воле горожан. В эти дни было сожжено и разграблено 6 монастырей из 178 в Мадриде, меньше в Малаге, Севильи, Коруне.
Декреты выше все о будущем католической церкви в Испании. Это болезненно, что романо-католическая Церковь должна пройти столь отвратительным путём по перехождению от внешнего к душе человека. Но что ещё более болезненно, что и такой опыт не может вытянуть её из траншеи традиционального.
 

В Португалии.
Революция 1910, которая разбила династию и внесла республику взяла отношение, враждебное Церкви. В 1911 Церковь была отделена от государства и были расторгнуты отношения с папским престолом.Засчёт закона о разделении Церковь больше не признаётся как такая юридическая персоналия с правом иметь приобретения и иметь божественный культ, но признаются только культовые организации ( чтобы можно было избежать папского вмешательства), зависимые от министра юстиции за исключением клира, зависимого от своего консилиума администрации. К этому должны были прийти церковные блага, которые служили культу: церкви, семинарии, здания  с их садами
Предназначенные для официоза культа. Все остальные имения переходят к государству. Юниформа священнослужителей была запрещена, также любой культовый акт вне церкви. И так было, что из 3923 культовых ассоциаций предусмотренных, образовалось только 243 папа осудил этот закон 11 мая 1911 энцикликой «шотландская» , по которому переходят  к государству и блага обязательные для культа в узком смысле : церкви, культовые объекты и т.д. , давая разрешение на плоды  некоторых из них.
5 Декабря 1917 очутились у штурвала Государства лица более утверждающие Церковь . Закон от 22 февраля 1918 отменяет важные уложения из закона сепарации, теперь клир смог участвовать в делах церковных организаций и содействовали бы тому, чтобы эти организации бы соответствовали восприятию регуляционной религии их. Папа разрешил теперь создание таких организаций, которые приходские, не епархиальные.   Тогда же отменили и понравившееся правительству  папские или епископские акты, резервируя только право репрессировать в соответствии с законом произошедшие злоупотребления или преступления. В июле 1918 нунций из Мадрида Рагонеш, посетил патриарха из Лиссабона, кардинала Мендез Белло , с которым оказия повстречаться и с министром президентом, положила начало возобновления дипломатических отношений с папским престолом, вещь которая должна была реализоваться через некоторое время. Но в 1918 Сидоньо Паис министр-президент был убит антиклирикалами.
После политического хаоса, последовавшего затем, были удары государства и смена правительства. Все же все правители относились к Церкви лучше. 
В 1926 был сделан шаг вперёд, давая новый статут Церкви, которую душит и больше закон разделения от 1911. Из приходских ассоциаций культа, упомянутых в новом статуте могут принимать участие только те лица, которые не были запрещены их церковными начальствами. Блага конфискованные государством есть собственность государства, но они разделяются на три категории: те которые были использованы государством для пользы публики и остаются до сего дня, посвещённые культу собственно говоря (Церкви, церковные облачения, сосуды и т.д.)и неиспользуемые еще публичным сервисом даны будут к употреблению только культовым ассоциациям все остальные продадутся формируясь только в фонде, который принадлежит министру юстиции. Эти ассоциации могут добиваться благ предназначенных культу в узком смысле и сумме с таким же предназначением. Об этом они хотели держать регистры в соответствии с законами бухгалтерии, которые будут подвержены экзаменам управлением администрации компетентной в конце каждого бюджетного года. Церкви и их обстановка будут освобождены от всякого налога.Религиозное обучение разрешено в частных школах.
Постановление это, хотя и с согласия Ватикана, не есть Конкордат, но есть односторонний акт. Он был принят под консилиумом национальным епископов , протекавшем в ноябре 1926, под председательством кардинала Мендеса Белло патриарха Лиссабона , названного специально делегатом папы.   
15 апреля 1928 правительство с Ватиканом завершило соглашение с Индией, где была Португальская схизма: это конкордат с 1886 и взолнованный разрывом отношений с 1911. На базе Конкордата 1886 королевский патронаж действовал над архиепископией из Гоа, которая с того момента имела и титул патриархиии епископства Дамауна, Кошина, св. Фомы из Маилпура.  Непрямой патронаж король выбирал из трёх представленных архиепископом Гоа и его епископами, зарезервированных Португалией и через епархии Бомбея, Мангалора, Квилона и Мадура.  . В 1928 вышло новое уложение. Патронаж сводится теперь к тому, что президент Португалии теперь может официально представлять кандидата , избранного уже папой , если нету политических препятствий. Это для архиепископии из Гоа от которой содержатся теперь и Дамаун и о-в Диу с епископствами Кошин, святой Фома де Малапур и Макао, провинция Португальская в Китае. Также для архиепископии из Бомбэй, с котороми чередуются здесь португальские с английскими держателями, с епископами Мангалор, Квилон и Трихнополи всё английские территории. 
 6. В Польше
Ещё с середины 1918 можно было со всей серъёзностью думать о восстановлении Польши. Поэтому папа нашел удобным послать человека, который бы узнал о территориях, освобожденных из под русских. Так был послан Акиле Ратти, будущий Пий 11, тогда префект библиотеки Ватикана, знаток истории и славянских языков.Миссия должна была быть чисто религиозной.Когда затем Польша вышла из под немецкой администрации и постановилась как независимое государство, папа был первым, кто её поздравил. До марта 1919 множество епархий было реконструировано в Польше, Литве и Латвии и заняты держателями. 2 Августа 1919 А. Ратти стал нунцием папы по делам Варшавы, а профессор Ковальский был отправлен консулом от курии Польши, где начал переговоры о закрытии Конкордата. Важные события всё же прервали эти переговоры. Один из них был наступающим большевиком и один контрнаступающим поляком от лета 1920.
Во вторых было приготовление и запуск плебисцита из высшей Силезии , которая отравляла отношения Польши с папским престолом. Значимо, что папа облекал в кардинальский пурпур в Декабре 1919 , на том же заседании консисториальном и главу Бреслау, епископа Бертрама , духовного главу высшей Силезии, и двух польских архиепископов Дальбора из Гнесен-Позен и Каховского из Варшавы. Избранная комиссия , которая должна была заведовать плебесчитом , запретила епископу Бертраму захватить эту территорию. Он продолжил общаться с верующими в письмах. Католики поляки просили папу облегчить свободу выборов. Для информации , но и для предотвращения пропаганды жестокой, которую предпринимали и польские клирики и германские, папа только в июне 1920 поставил  нунция Варшавы в прицерковных пределах. Поведение его вызвало неудовольствие поляков. Плач направленный вначале к нему против германцев, вскоре перешёл в плач на него в Рим. Одно из этих прошений подписанное двумя кардиналами и пятью польскими епископами. И просили его взять из юрисдикции Бертрам против высшей Силезии, чтобы больше народ не восставал против поляков письменно. Газеты осуждали нунция в германофильстве. 30 ноября 1920 парламент решил дать нунцию паспорт. Он должен был покинуть в Декабре Польшу, а Ковальский был репартирован из Рима. Место церковного комиссара в Силезии было воспринято нунцием из Вены, Огно-Серра. Переговоры которые последовали 20 Марта 1921, разделили власть между Польшой и Германией. 
Так же происходили вещи и в Пруссии восточной и западной , где нунций несмотря на стремления поляков разлучить владения с епископом Эрмланда, работал с ним заодно. В мае 1921 Лаури, нунций из Перу стал последователем А. Ратти в Варшаве. Переговоры насчёт Конкордата были переложены. Наиболее оспариваемым стал пункт по поводу применению аграрной реформы и к церковным землям. Папа просил, чтобы  реформа не коснулась церковных благ, но чтобы были отобраны и имения, секуляризованные прежними хозяевами, оставшиеся теперь Польше.
(продолжение следует)                (Д. Станилое).   


Рецензии