Католицизм и Современная Культура 2 Staniloaie

-продолжение)
2. Во Франции
В этом смысле начал нунций Черетти, после своего воцарения в Париже, переговоры с Марродом министром внешних дел. После некоторого времени передал папе, точный проект в области существующего закона. Папа показал проект французским епископам , прося их сформулировать возражения. На базе этого материала Конгрегация экстраординарных церковных дел, проводила заседание 18 июля 1922, чтобы обсудить проект. Не высказали папе ни одного предложения, ожидая новых информаций с оглядкой на лимит и условия , в которых епархиальные ассоциации о которых говорилось в проекте могут забирать и обладать благами движимыми и недвижимыми.  На базе этого реферата и на базе информации, которая должна прибыть Папа зарезервировал себе персонально изучение и решение проблемы
Этот проект, автор которого Шапон, Нисский епископ, не видел ассоциации для каждого прихода, но по одной на каждую епархию, устаналивая с усилием рекрутство членов и отношения их с епископом. Такая ассоциация должна засчёт деволюции собственником всех церковных благ и приходских из епархии. Каноническое право не позволяет поглощение юридической персоной прихода, но папа обладает способностью модифицировать каноническое право, придерживаясь обстоятельств. Эти ассоциации практически сделали нереальной проникновение демократии в правительство Церкви. Вместо того, чтобы поставить перед лицом каждого прихода коллектив прихода, обеспечивая её делами локальными религиозными, приводят перед лице епископа консилиум из администрации, собранный из основных церковных глав и из водителей религиозных обществ с задачами взвешивать интересы как можно более неперсонально и анонимно: доходы, имущество движимое и недвижимое всей епархии. Закон от 1905 не предусматривает ассоциаций культа приходских или епархиальных или межепархиальных, даже если в намерении законодателя был приход. Правда, что и в ассоциациях епархиальных сила высшая имеет основное собрание , но как председателя епископа и поскольку любое действие в епархии требует его благословения, собрание носит формальный характер без реального наполнения.   
Неудобство состоит в том, что по закону 1905, ассоциации культа даже епархиальные не могут принимать даров, а только подписи по созданию резервного фонда, которого размер определяет государство. Если бы сформировали ассоциации культа сразу после закона от 1905, то приняли бы большие богатства епархий и приходов , которые перешли под собственность мирских учреждений. Теперь же, даже после образования ассоциаций , Церковь обречена оставаться всегда бедной .
   Этот проект с некоторыми другими модификациями , как тот, что епархиальные ассоциации будут заниматься только бюджетом и администрацией, не возмогая вмешиваться в организацию божественных служб или в администрацию духовную, затем такую как всеобщие собрания не могут взять решения, чтобы епископ сказал про такое, что оно против конституции Церкви, и если всё же они такое примут, епископ уйдёт в отставку, соделав расстворение ассоциации, создавая засчёт силы епископа другую, представленную Ватиканом правительству, попросив мнение юристов нету ли разногласия между данной ассоциацией и законом 1905. Мнение это, данное в апреле 1923 , будучи благоприятным для французского правительства, председательстваемого Поинкаре, было продекларировано с мнением Кабинету , одновременно с проектом представленным Ватиканом , а папа засчёт циркуляра «И самое сильное» адресованное французскому епископату 18 января 1924, констатируя что гарантии испрашиваемые Пием 10 для спасения иерархического характера в Церкви , для ассоциации даны , настоятельно призвал к основанию епархиальной ассоциации .   Они всё же необходимый этап, от которого можно продвигаться более спокойно к созданию полной свободы 
Остаётся чтобы правительство и правительство французское зафиксировали бы модальности исходя из которых ассоциации могли бы принимать церковные блага непредставляющимся государством другим институциям , хотя по закону 1906, эти блага могут передаваться культовым организациям в течении года. (до 9 декабря 1906)
Через какое-то время пришли майские выборы, которые расстроили Национальный Блок и  привели к силе левую партию с кабинетом, предводительствуемым Херриотом. Ещё при возглашении программы он выступал за удаление легатуры из Ватикана и жесткое применение мирских  законов в отношении высылки неавторизованных конгрегаций.  Настойчивость радикал-социалистов была усугблена ещё и тем, что проникала клирикальная иерархия ещё и в политику, проникновение которое шло даже до того, что несмотря на увещевания нового папы соединиться с республиканцами, вся иерархия стояла рядом с «Аксьон франсэз»  и саботировала республику и её действия. Сбор кардиналов и епископов от 6 февраля 1924, например не позволял проголосовать ни за кого из республиканцев, но только за тех , чьи имена были ими перечислены. Таким образом создалась необходимость в нунции, который бы отозвал данный текст обратно, потому что он был оскорбительный. Такой оказался в некоторых регионах в таких как в Тулузе и в Монтабан. Кардинал Андрей из Бордо, большой защитник «Аксьон Франсез», не мог терпеть, чтобы не прокомментировать текст этого послания: «Откажись вы от вашего голоса, все откажутся стереть из нашего кода, эти мирские законы .»
Приближался конец парламентским дискуссиям, но вопросы политики должны были решаться ещё и осенью. Пробуждение некоторых конгрегаций было в Эльзасе и Лорейне, где Херриот по закону 1901 упразднил конгрегации и вынул их дух из школ.
Теперь началось сплочение католиков вокруг генерала Кастельнау, который созывал Национальную Католическую Федерацию, католики боялись выступать по партиям, но держались за решения чисто религиозные в Церкви. 22 октября 1924 финансовая комиссия Кабинета ужала кредит для легатуры из Рима,а 21 октября 1925 началась большая возня в Кабинете, Брианд защищал отношения с папой , исходя из внешней политики, Хериот сражался с ним из-за филогерманства папы. С 314 голосами против 240 Кабинет проглосовал за свертывание легатуры Ватикана. Хотя всё же Консилиум государства, который Херриот отправил за подтверждением конкордата 1901 года для Эльзаса и Лорены, правительство решило оставить в Риме , поверенного в делах, чьи полномочия могли бы увеличиваться от дела к делу. Кардинал архиепископ Парижа Дюбуа и сенатор де Монзие уговаривают папу укрепить нунциатуру в    Париже только в обмен на поверенного в делах Эльзаса и Лорены. Но реакция в Париже становилась всё сильней. Кардиналы и архиепископы выпустили декларацию громоподобную и бескромпромисную , в которой видно вдохновение «Аксьон францез». Декларируя законы мирские  несправедливые и атеистические , манифест просит католиков проявить милитаризм и разглашать о приступных мирских действиях, вплоть до отмены их законов и отказа голосовать за кандидатов, которые на деле являются врагами мирян. На второй день комиссия финансовая  с 17 проглосовавшими против 14 за перемещение папской легатуры из Ватикана. В то же время епископ из Страссбурга Рюх устроил школьную неурядицу, предложив поменять школы из католических на межконфессиональные. Декларация епископов была объектом споров в Кабинете, переросших в скандал. Неприкосновенность закона об отделении была подтверждена 375 голосами против 48, а деларация кардиналов осуждена 380 против 30.  10 Апреля правительство Херриота было поддержано аплодисментами из-за финансовой политики с 291 голосом против 242 , следуя за кабинетом Паинлеве с политикой более дружелюбной и поддержкой папской легатуры в Ватикане. 
 Одновременно с прохождением этой угрозы, французское правительство приняло меры к облегчению условий епархиальных ассоциаций , то есть к разделению . Так статьёй 112 из финансового закона любые блага из коопраций, синдикатов, учреждений могли переходить во владение к ассоциациям культа без налога для государства в течении одного года. 
Засчёт закона от 9 декабря 1905 блага могут переходить от различных организаций к ассоциациям культа , которые будут создаваться без таксы для государства. Но чтобы ассоциации культа, которые может остановить папа, не потеряли благ, которые в случае непреобретения ими статуса ассоциаций, могут подвергнуться конфискации, от государства, Церковь отдаёт их частным обществам. Теперь, когда ассоциации культа могут возникнуть и когда они не будут подвержены дарению для принятия некоторых благ, как и раньше, Государство будет использовать закон , о котором говорилось раньше .   
Засчёт другого закона от начала 1929, ассоциации епархиальные распределялись , созданные по разрешению папы, остаток благ , конфискованный государством у церковных рассчётов, по проистечении крайнего срока установленного в 1905 для формирования культовых организаций и непривлекших ещё каких-либо институтов благотворительности или помощи. Благ этих ликвидированных было 450 миллионов франков, среди которых 425 миллионов , будучи предоставленными государством таким институциям, превратились в 25, которые теперь отдали епархиальным ассоциациям. 
Другая проблема, которая занимала религиозную политику Франции в последние годы, это проблема Конгрегаций. Знаем, что в 1901  проглосовали за проект Валдек-Руссо, в котором прописано, что неавторизованные конгрегации должны просить авторизации у парламента. Авторизованными до сей поры были только 4 конгрегации: Лазаристы, Семинария иностранных миссий, Родители Святого Духа и Сульпичьене. Среди тех, кто попросился быть авторизованным, председатель Комбз сделал реферат для 6 авторизующихся белых: Африканская миссия в Леоне, Трапишти, Чистерчьензи из Лерина, братья Святого Иоана, Господни, Предположительные братья и сёстры святой Марии. Парламент отложил обсуждение их безвременно. В 1904 проглосовали за закон засчёт которого порядки и конгрегации вытащены совсем из обучения и послушничество запрещено в стране. Начало войны положило и начало проверкам мирских законов и Франция снова исполнилась религиозности.  Сегодня таким образом состояние дел другое чем состояние по закону.
Важность ускорить ситуацию и озадаченность из-за уменьшения французского элемента в активности миссионерской и стало быть пропагандистской заставили Баресса в 1922 поднять проект о законе про иностранные дела , чтобы авторизовать несколько конгрегаций. Такими являются: Братья для иностранных школ, Белые отцы, Африканские миссионеры из Лиона, Миссионеры Леванта, Французские миссионеры. Крики тревоги становились всё громче. Отсутствие нужного контингента в конгрегациях, приводило к тому, что французские миссионеры разбредались, и на их место приходили другие национальности. Министр иностранных дел почти везде сопровождал Брианда, чувствуя , что улетает французский дух. Мирские школы, которыми французское правительство думало заменить школы конгрегации не смогли пустить корни. Понятно почему в 1928 правительство попросило от Парламента открытия 9 новых миссий.  Кроме 5 из списка Барреса и еще для 4: Братья маристы, Пичпучьении, Сестры младенца Иисуса де Пиу, Сестры Богоматери и Апостолов. Борьба в парламенте и в прессе стояла невообразимая. Группа социал демократов 11ноября 1928 оставила правление. Только на Пасху 1929 получили упомянутые конгрегации авторизацию. Всё же им запрещено любое действие, которое не имеет в виду политики внешней. Законы мирские относительно школ остались чтимыми .
(Пр. следует)                (Д.Д. Станилоэ)


Рецензии