Записки латентного сценариста

Крису 36 лет, он успешный программист. Одинок, недавно бросила жена, три месяца назад с мутным диагнозом в немецкой клинике умерла мать. Тоскует по обеим, думает, как вернуть жену; не может понять, где она, с кем. Отец звонит из рейса (моряк дальнего плавания), спрашивает «а жена где? всё-таки как умерла мама?» Укоряет в том, что Крис слизняк, добрый ко всем, кроме родных, и пора бы уже стать взрослым. Обещает отцу, что всё выяснит и просто так это не оставит.
Офис. Крис помогает всем, бегает в зале, бухает в снобистском кабаке (вводим вторые роли - это все будущие Злые. Общение с коллегами в офисе, женщины пишут в мессенджеры, сцена флирта с секретаршей, одновременно с похожей девушкой на растяжке в фитнесе, со всеми он мил). Лучший друг Герман (давно не виделись) зовёт погонять на машинках «помнишь, как в детстве» (в памяти Криса сцена драки двух мальчиков, разбитая машинка, слёзы, мама успокаивает. Мама с лицом будущей героини), обещает познакомить со своей новой женщиной.
Спецслужбы (тут пример китайского социального рейтинга) решили полностью поставить под контроль население и управлять им не с помощью телевизора, а управляя чувствами, образами, галлюцинациями. Но искусственный разум «ИР» вышел из-под контроля программистов спецслужб (главный разработчик в погонах выбрасывается из окна, его жена и ребёнок в тот же момент погибают в автокатастрофе).
ИР (Искусственный Разум) решил самостоятельно провести эксперимент по «управлению» Хомо Сапиенс (сама по себе на HH размещается вакансия «Тестировщик реальности»). Для этого ИР нужно прочитать в голове подопытного всё открытое и скрытое, создать виртуальный мир любимых образов, тотальное счастье «зародыша в утробе». Любимых людей, цвета, запахи, вкусы, музыку собрать в кучу и с их помощью направлять.
Нужен искренний рефлексирующий добряк, который не прочь немного поиграть с дьяволом, использовать его и попробовать соскочить. Крис идеально подходит.
Крис обновляет резюме постоянно. С первого кадра в офисе, каждый час.
Нажимает кнопку «обновить», сразу звонок в ЗУМ. ИР (лицо Христа на экране) предлагает ему удаленно поработать тестировщиком реальности. Говорит что-то такое про создание образов на базе воспоминаний для управления запросами покупателей, своего рода идеального продавца (ложь). Крис даёт согласие на подключение к системе тотального слежения за ним (поставьте галочку тут и тут, мелькает текст старинным шрифтом о продаже ДУШИ), надеясь таким образом понять алгоритм, написать аналогичный, вернуть жену и заработать миллиард. Он доволен собой и уверен.
Идёт по торговому центру, всё везде нравится, договор работает (в витрине 90% скидка на любимую машинку из детства, Земфира из репродукторов, мороженое по 10 копеек). Появляется огромное желание купить самый большой телевизор, заходит в магазин, на стене висит плазма размером с экран в кинотеатре. На экране в слоумо летят пули, сталкиваются, ядерный гриб, он оборачивается на приятный женский голос.
Неожиданно. ИР предлагает ему для полного счастья не жену, а другую женщину, не очень красивую, но милую и немного похожую на него и его маму в молодости. Крис встречает героиню (как долго я тебя искал), влюбляется (посреди пустого огромного торгового зала подходит к нему героиня продавец-консультант, показывает чехлы, наушники и, шепотом, просит что-нибудь купить, иначе её уволят). Покупает всё, товар оставляет охраннику, берёт её за руку, на выходе из торгового центра обоим кажутся звуки моря, асфальт качается на волнах, машины на стоянке как катера в бухте.
Вечер. Крис один стоит на балконе, смотрит на их общее селфи (центр города, но шум прибоя, цикады, луна). Ложится спать, потолок – звёздное небо.
Утро. Улыбка. Идёт по длинному коридору своего офиса, в конце которого огромная табличка «отдел кадров». Всем говорит, что увольняется. В кабак зовут - не идёт, на сообщения не отвечает. Пишет заявление на увольнение, все вокруг начинают уговаривать остаться, наседать, позже шипеть и хватать за рукав. Бывшие друзья преображаются, лица такие, словно еда убегает от вампира.
Вырывается от них. Буквально вылетает в окно. На улице ждёт героиня. Идут по весеннему городу. День, ночь, солнце, луна летают по небу, меняются местами несколько раз. Иногда герои останавливаются разглядеть улыбающиеся им разные лица (тогда солнце и луна летать перестают, фиксация, медленный обмен приветствиями а-ля аристократы, потом игра солнце-луна возобновляется). Вокруг (пока они гуляют по городу, сидят в кино) какие-то ДОБРЫЕ странные люди, встречи, ситуации, в которых (с которыми) комфортно, их все любят, они всех любят искренне, до самозабвения. Один подержал дверь в метро, встретился бывший школьный товарищ, с которым был не очень, а теперь отлично, мусорщики (весёлые хохотушки на подножках мусоровоза) проехали, вынули из мусора огромный букет, подарили, одноногий ветеран спел любимый романс тд и тп…
Христ общается с Чёртом (вторая половина ИР) посредством стоящих напротив неподключенных мониторов (или с рекламных щитов напротив. Или идёт девчонка, в руке телефон, пишет в Ватсапе. А там вдруг без её участия начинает набираться текст Чёрта Христу и обратно).
Чёрт напоминает Христу, что договор был не очень белый, поэтому надо попробовать управлять не только с помощью Счастья, но и Страхом. Чёрт хохочет, что «половину работы дураку не показывают», пора начинать пробовать управлять страхом и несчастьями. Что теперь очередь за Чёртом.
Несчастье (образ Чёрта в ЗУМе) предлагает другу детства Криса Герману (на заднем плане бывшая жена Криса) работу по превращению жизни Криса в ад, иначе выдаст тому правду о жене и «помощи в лечении мамы Криса». Герман отвечает, что занимается этим давно и ему нужна помощь. Интересы совпадают.
Герман, остальные бывшие приятели, коллеги, подружки (стильные, успешные, красивые обеих полов) начинают преследовать героев (заминировать кинотеатр, куда идут герои, подстроить аварию, открутив колесо, направить на них такси на бешеной скорости), но те их не замечают. Ранее, якобы случайно встреченные милые странные люди мешают Герману совершить задуманное (секретарша открутила переднее колесо, пара подходит, садятся в машину, он смотрит в зеркало, там нешкольный друг его обратно закручивает, мусоровоз сбивает летящее такси, ветеран обезвреживает в кинотеатре бомбу). Странности только веселят. Герман злится, собирает Злых вместе. Гроза. Страшно одним, весело другим (мокрые вороны вперемешку с детским смехом и велосипедными звонками).
Чёрт с Христом диалог в мониторах. (Чёрт трясёт договором Криса и кричит, что Зло уже победило, и надо убрать армию Добрых, нажав кнопку, не ждать битвы. Христ в терновом венце, со лба кровь, просит дать им шанс, кается за обман Криса). Алгоритмы одного разума вышли из-под контроля (лица Христа и Чёрта спорят, ругаются и стреляют друг в друга из монитора в монитор). Экраны тухнут, ошибка 404. Цель – управлять человеком, ушла на второй план.  Главное – кто будет управлять, добро или зло.
В проходном дворе навстречу героям выходят Злые во главе с Германом и (неожиданно для Криса) бывшей женой. Наступают. Сзади возникает толпа Добрых (ветеран, школьный друг, мусорщицы, до 10 человек с каждой стороны, в руках холодное оружие, за спиной Добрых день и море, за спиной Злых ночь и пожар). Главная защитница Криса – в образе Эльфа. Со стороны зла – бывшая жена в образе Орка.
ДИАЛОГ ЗА КАДРОМ. Примерно.
Крис.
Герман, друг, ты ли это? С тобой жена моя? О, боги!
Герман.
Я тебя с детства ненавижу. И машинку я сломал. И бабу твою увёл. Мать твою до клиники не довёз специально. И деньги на лечение украл. А ты до сих пор меня любишь. За это ещё больше ненавижу.
Герман и Крис стоят столбами, толпы летят друг на друга. Все вторые роли дерутся, погибают, героини встречаются в очном бою, Злая испускает дух, Добрая тоже со смертельным ранением, главные начинают сходиться (а-ля Пушкин/Дантес) и одновременно стреляют друг в друга из дуэльных пистолетов. Кадры ядерного гриба на стенах домов. В этот момент ИР (человек с лицом Христа и Чёрта одновременно сидит в кинотеатре один, смотрит выстрел, столкновение пуль, ядерный гриб) принимает решение остановить эксперимент, нажимает на кнопки RESET (рука со стороны Чёрта на черную, со стороны Христа – на белую).
Свет резко гаснет, потихоньку начинает пробиваться сначала звуки, потом солнце через черноту, пелена, отрываются веки, шум волн, кричат чайки.
Финальная сцена. Крис стоит один на бесконечном пустом пляже. Смотрит на горизонт, как в экран огромного телевизора. Подходит девушка. На шее лоток с книгами. Предлагает ему поочередно (Евгений Онегин, Солярис, Трудно быть Богом, Фауст) и просит что-нибудь купить, иначе её уволят.


Рецензии