Долой ложь о Дубоссарах, часть 2
В представленном репортаже он рассказывает о межотраслевой совместной российско-приднестровской археологической экспедиции в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР), расположенной преимущественно на Левобережье Днестра. Речь о раскопках в пригороде Дубоссар под названием Байраки.
В 2015 г. в работе экспедиции принимал участие автор этой публикации, о чем А. Чепалыга постоянно упоминает в своих многочисленных выступлениях на различных международных научных собраниях.
Без ложной скромности отмечу, мой вклад (я канд. биол. наук)в археологию настолько незначительный, что я был удивлен такому вниманию со стороны ученого с мировым именем. В своих докладах Андрей Леонидович вспоминает о "местном ветеринаре, написавшем книгу "Дубоссары 1989-1992 гг. За кулисами политики". Её можно скачать в интернете. В ней я критически проанализировал две, так называемые, официальные версии возникновения Дубоссар (Tombasar)и значение имени города. Повторяться не буду, тем более, что сегодня речь немного о другом.
Ученый всякий раз вспоминает автора в связи с изготовлением древним человеком одежды или жилищ из шкур животных, вернее - из выделанных шкур, то есть из кож. Мной было высказано мнение о способе удаления волос с помощью золы костров на обнаруженных каменных выкладках. Ничего особенного в этом "открытии" нет, так как это было моей специальностью после окончания Московской ветеринарной академии.
Удивляет факт, археологи так зациклены на камнях, ударах по ним, способах изготовления орудий производства, в том числе на проколках, используемых для проделки отверстий при шитье различных предметов из выделанных шкур, что о самой технологии выделки скромно умалчивают. Как говорится, кто на что учился, или чему учились.
Много написано об ударах по камню, чтобы получить требуемые его части (отщепы) или оставить на самом камне требуемые конфигурации. По ним даже определяют принадлежность инструментов к определенной эпохе, или времени их изготовления. Обычный с виду камень для обывателя - это для специалиста кладезь информации, свидетель мировой истории.
Сегодня это уточняется другими способами (методами), среди которых следует упомянуть биологические, палеомагнитные, радиационные. Так определяют возраст культурных слоёв и найденных инструментов.
Первоначально в раскопах нашли следы деятельности человека 750 тыс. лет назад, а позже - 1,075 млн. лет. Это больше, чем во всемирно известной Колкотовой балке (г. Тирасполь). В научных кругах период 2,5-1,0 млн. лет назад называют олдувайской (олдовайской) культурой, или по-английски - oldovan.
Так подробно об этом можно было бы не писать, если бы не один забавный случай с моим коллегой, депутатом Парламента Молдовы в 1990 г., считающим себя историком. Он запутался в терминах, назвал oldovan молдованом, а олдованскую культуру - молдаванской (молдавской), отметив ее древность. Поэтому 7-метровые УКРы отдыхают. Такой вот дикий молдавский лже-патриотизм (национализм), вытесняющий логику, лишающий разума.
К подобным "открытиям" привели и другие умозаключения в Академии Наук Молдовы в отношении города Дубоссары (Tombasar).
Уже не раз говорилось о Менгли Гирее, который в 1484 г. овладел Каушанами, Балтой и Tombasar, но политиканы Молдовы твердят об основании Дубоссар молдавскими строителями dubase (дубэсарь) в 1792 г.
Что им до того, что в 1774 г. Екатерина II вела переписку с Турцией о принадлежности города Дубоссары, называя его в скобках Tombasar.
В Болгарии в 2010 г. издана книга с турецкими первоисточниками, раскрывающими очи на историческую роли Дубоссар, устройство государственной власти, административное деление Татарии и т. д. После падения Очакова в 1783 г. короткое время Дубоссары были даже столицей Татарии.
Впервые ложь о 1792 г. посеяли картографы Генштаба России, находившегося в Петербурге. Готовя карту о предстоящей военной кампании на Балканах, они описывали с военной точки зрения населенные пункты на берегах Днестра.
Дубоссары были названы турецким городом, а после овладения Дубоссарами в том же Генштабе писали, что наш город основан русскими в 1792 г. В Кишиневе тоже годом основания города назвали 1792 г., но основателем назвали молдавских строителей dubase - лодок, выдалбливаемых из цельного ствола дуба (или другого дерева).
Что до того, что молдавский археолог издал книгу "Дубоссарские курганы, определив их возраст в 2,5 тыс. лет? Выходит, курганы (их около полусотни) с человеческими останками в них есть, а Дубоссар не было, в них люди не жили. Все ждали наступления 1792 г. и молдавских строителей - дубэсарь. Так по-молдавски сегодня называется город.
К сожалению, дубоссарские краеведы бездумно переписывают эту кишиневскую академическую чушь, замешанную на националистической политике.
В основу своих утверждений кишиневские академики закладывают искажение значения терминов и смысла написанного. Например, известный специалист в области романской филологии из Московского Государственного Университета пишет, что существовала переправа из лодок через Днестр, около нее - селение. Что возникло раньше (переправа или селение) не уточняется, имя селения не называется. Молдавские историки и лингвисты заполняют эти прорехи нужной информацией.
Выдается за истинное ляповое утверждение германских составителей словаря иностранных слов, в котором дубасом называется маленькое легкое длинное остроносое весельное судно типа байдарки и каноэ, которое изготавливали и использовали на Днестре. На самом деле лодки из цельного ствола дерева на Днестре называлось комейкой, камьей, но не дубасом. Ду-(ди-, дой, доуэ), вообще-то, означает два, двойной. Слово дубас использовали на реках, текущих на север. Там этим словом называли две тупоносые короткие лодки, скрепленные между собой палубой с деревянным ящиком для перевозки 5 тонн зерна. На реках, текущих в Черное море, лодки-однодеревки (моноксилы) до сих пор называют бусями, бусами. буськами, но никак не дубусами, потому что у них бус (средство передвижения) один, а не два. Из-за неустойчивости такие буськи называют душегубками.
На этом заканчиваем рассмотрение, так называемой, первой официальной (речной) версии об имени города Дубоссары, назвав ее несостоятельной, политизированной.
Прежде чем коснуться второй (тоже официальной, татарской) версии имени города, познакомимся с еще одним чл.-корр. РАЕН, бывшим главным тюркологом России Рассадиным Валентином Ивановичем (1939-2017), знатоком не только монгольских, но и тюркских, алтайских языков и их диалектов. Он знаток обычаев, традиций, быта этих народов. Это мировой авторитет в упомянутых вопросах.
Какое отношение может иметь это к городу Дубоссары? Самое прямое.
Автор познакомился с Валентином Ивановичем во время работы в Улан-Баторе, до защиты В. Рассадиным в 1983 г. докторской диссертации по тофаларскому языку, языку одного из малочисленных народов Саян. Между прочим Министр Обороны России С.Шойгу родом из тех краёв, там любит отдыхать Президент России В.Путин.
В. Рассадин , чл.-корр. РАЕН, ведущий монголовед, тюрколог, алтаист.
В Дубоссарах он не был, но с учетом топографии нарисовал автору этих строк схему расположения города до прихода России, обосновал основы хозяйственной деятельности живших там ногайцев. Он знаток обычаев и традиций тюркских и монгольских народов.
Его видение совпало с приложением к карте Петербургского Генштаба 1788 г., в котором город назван турецким, именовался Tombasar, располагался на территории нынешнего микрорайона Дубоссар - Малый Фонтан. О каких-то там строителях dubase (дубэсарь) он не слышал, не знал ничего.
Перед началом рассказа о Дубоссарах коснемся немного истории края.
На правом берегу Днестра скот, прибывший с летних пастбищ, забивали в районе нынешних Старых Дубоссар. Сообщение между Левым и Правым берегами Днестра долгое время было минимальным. Жителей правого берега, оказавшихся на левом берегу реки, считали шпионами, убивали или продавали в рабство. Пастбища зорко охраняли от стравливания, иначе во время зимы скот погиб бы от бескормицы, а с ним и жители.
Для Запада правобережное поселение с именем Дубоссары было хорошо известно, о левобережном знали мало. В петровские времена положение изменилось. Чтобы различать между собой правобережные и левобережные Дубоссары, хорошо известное поселение на Западе стали называть Старыми Дубоссарами, а левобережное - Новыми Дубоссарами. Никакие жители Старых Дубоссар, Новые Дубоссары не основывали. Это утверждение доморощенных "краеведов" и заблудившихся в логике журналистов, пришедших к ложному выводу: раз есть новые, значит, были старые Дубоссары (и наоборот). На самом деле "старые" - это ранее известные, а "новые" - ставшие известными недавно.
В Амстердаме перед именем левобережного города в 1703 г. уже ставили слова New или Novie (новые). Для жителей Левобережья Днестра предварение имени своего города словом "новые" не имело смысла, а поэтому не прижилось.
Утверждение самопровозглашенных краеведов, будто бы Екатерина II назвала наш город Новыми Дубоссарами, является выдумкой, так как царица родилась в 1729 г., а новыми в Амстердаме наш город называли, как минимум, четверть века до этого.
Как определено расположение города на Малом Фонтане? В приложении к карте, изданной в Петербурге до овладения Дубоссар Россией, указаны длина и ширина города, его протяженность вдоль Днестра, расстояние от реки и болот.
В. Рассадин предположил место нахождения скотобойни в балке. Ориентировочно это около бывшего пивзавода. Ученый предположил наличие там входов в подземелья, называемые сегодня "турецкими подвалами". Они виделись ему неглубокими, направляющимися в центр нынешнего города.
Там ученый мысленно видел высокие глубокие и широкие подвалы, спускающиеся в долину Днестра, где есть вода для заготовки льда.
Такие капитальные подвалы в Дубоссарах действительно есть. К сожалению, местные краеведы и большинство жителей города за "турецкие" подвалы часто выдают сооружения недавней постройки для хранения овощей и фруктов, а не капитальные сооружения в центре города на глубине 20-25 м. в виде разрезанной вдоль трубы радиусом (высотой) 5,5 м., выложенные не камнем-известняком, как показывают в фильмах, а прочным долговечным песчаником, слабо пропускающим воду.
Предположительно, камень-песчаник добывали в Ташлыке, что в переводе на русский язык означает "каменоломня", или место добычи камня. Таш - это камень, -лык - словообразовательный суффикс.
Поскольку в Дубоссарах вечной мерзлоты нет (в отличие от Бурятии или Монголии), Валентин Иванович, находясь в Улан-Баторе, представлял именно такое их устройство и использование для хранения продуктов убоя скота с консервацией их льдом, заготавливаемым зимой. А иначе как сохранить мясо, шкуры от порчи при оттепелях, а также от хищников или набегов врагов?
В случае зимней непогоды или другой опасности люди и скот могли прятаться в невысоких ходах, ведущих в центр нынешнего города и приспособленных сегодня жителями для разных нужд. К сожалению, в фильмах о "турецких подвалах" нередко показывают неглубокие сооружения из совсем новых белых блоков, на которых ясно видны следы современных пильных машин, тогда как песчаный камень добывается другим способом. Порой любители-кинематографы показывают стены "турецких подвалов" с еще невысохшим цементным раствором.
Ученый мысленно располагал город кочевников именно на территории Малого Фонтана по нескольким причинам. Там есть незамерзающий источник питьевой воды для людей, скота и строительства. Балка глубокая, широкая и длинная, расположенная поперек северо-западных преобладающих ветров. В верховьях балки растет кустарник, служащий веточным кормом зимой, а также строительным материалом для сооружения 2-3-стенных навесов с использованием навоза и глины. Балка расположена недалеко от Днестра, что облегчает от окружения врагом и обеспечивает дополнительный надежный водопой.
Подобных необходимых условий местности на территории города больше нет. Ученый сказал, что кочевник именно на территории Малого Фонтана выбрал бы место для зимовья.
На Малый Фонтан был удобный въезд для широкой телеги с установленной на ней большой юрты мурзы, запряженной цугом несколькими парами буйволов. Места хватало для обустройства восьми юрт вокруг юрты мурзы. По берегам глубокой долины располагались другие юрты, обитатели которых охраняли это поселение в зимний период года.
Весной такая орда отправлялась в степь. На месте города оставалось лишь несколько юрт охранников подвалов и пастбищ от стравливания, сохраняя их на зиму.
Ученому-тюркологу, монголоведу представить такой образ жизни не составляло труда, так как он схож у всех кочевников и мало изменился до последнего времени. В годы Великой Отечественной войны советская армия преодолевала территорию Монголии, ориентируясь по карте. Места. обозначенные на карте городами, оказывались лишь несколькими юртами, обнаружить которые было не просто. Сегодня в этом отношении мало что изменилось. Таким городом были также Дубоссары три столетия назад.
Автор познакомился с Валентином Ивановичем во время работы в Монголии в 1980-1983 гг.
Когда речь заходит о кочевой жизни, у современников, особенно у горожан, замечаешь снисходительную улыбку. А напрасно! В тех климатических условиях и уровне развития человечества три столетия назад иначе существовать невозможно. Даже сегодня, помести современного горожанина со снисходительной улыбкой в такие условия, от его былого высокомерного выражения лица не останется и следа.
Свидетельство о публикации №123032702661