чтобы у нас все было
Достоверно известно только как он выглядел и во что был одет. Очевидцы отмечали его оттопыренные уши, тонкие губы, карие глаза, широкий лоб и редеющие волосы. Описывали, что одет он был довольно консервативно и неброско: черный плащ, черный костюм, тонкий галстук и фетровая шляпа на голове. Когда 24 ноября 1971 года он покупал за 18 долларов 52 цента авиабилет до Сиэтла в аэропорту Портленда, то назвался Дэном Купером.
То время было порой «непуганых авиаторов», проблемы воздушного терроризма еще не существовало, поэтому никому не приходило в голову пропускать пассажиров через рамку металлоискателя, а их вещи через рентгеновскую установку. Благодаря этому Купер быстро и без проволочек прошел контроль и занял свое место «18С» рейса 305 компании Northwest Airlines (NWA), совершающего перелет из Портленда в Сиэтл.
Еще до того как загудели турбины и самолет тронулся с места, Купер попроси проходившую мимо 23-летнюю стюардессу Флоренс Шаффнер принести ему бурбон. В этом тоже не было ничего необычного, многие пассажиры скрашивают себе воздушное путешествие дозой алкоголя. И даже когда пассажир с места «18С» засунул Шаффнер записку в карман, когда она ставила стакан с бурбоном ему на столик, тоже не было ничего экстраординарного. Не раз скучающие пассажиры, старались развлечь себя в полете легким флиртом с очаровашкой Флоренс и совали ей записки. Поэтому она ничем не выразила своих эмоций и не стала доставать послание. И тут пассажир негромко произнес: «Лучше прочтите записку мисс». И какое-то шестое чувство подсказало стюардессе, что именно так ей и следует поступить.
«У меня в портфеле бомба, – было написано в записке печатными буквами. – В случае необходимости я готов ее взорвать. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной. Это ограбление».
Флоренс повиновалась и присела рядом, а пассажир так же тихо и спокойно начал излагать ей свои желания. В принципе их было немного: 200 тысяч баксов двадцати долларовыми купюрами и 4 парашюта, из них два основных и два запасных. Стюардесса передала его пожелания командиру экипажа, а тот попросил ее убедиться, что грабитель не блефует с угрозой взрыва. Поэтому Шаффнер вернулась к пассажиру и попросила показать ей бомбу. Тот не стал спорить и приоткрыл портфель, чтобы стюардесса смогла увидеть находившиеся в нем красные цилиндры, похожие на динамитные шашки и кучу проводов и батарейку.
Пилоты решили не брать на себя ответственность с проверкой работает ли это взрывное устройство, и доложили обо всем на землю в службу полетов. Там тоже решили не рисковать жизнью пассажиров и пообещали выполнить требования грабителя. Когда лайнер совершил посадку в Сиэтле, то Куперу доставили все, что он заказывал: 200 тысяч долларов двадцатками и парашюты. После этого он разрешил покинуть «Боинг» находившимся на борту 36 пассажирам и приглянувшейся ему стюардессе Флоренс. Теперь в самолете кроме него остались только вторая стюардесса Тина Маклоу, капитан Скотт, его помощник и штурман. После дозаправки «Боинга» в таком составе они и взлетели.
Купер оказался не безмозглым налетчиком. Его новые требования выглядели весьма грамотными: направление полета на Мехико, высота не более 3 тысяч метров (он предупредил, что будет ее проверять имеющимся у него ручным альтиметром), скорость 320 км/час и держать закрылки под углом 15 градусов. А еще он приказал экипажу сидеть в кабине и в салон не выглядывать.
Спустя некоторое время на приборном щитке в кабине пилотов замигала лампочка, свидетельствовавшая об открытии заднего трапа. Капитан Скотт по внутренней связи спросил у Купера что случилось, а не получив ответа, осторожно открыл дверь и заглянул в салон. Пассажирские кресла пустовали. Купер явно спрыгнул с парашютом через задний эвакуационный выход. Единственное, что осталось после него это галстук с перламутровым зажимом и восемь окурков сигарет Raleigh.
Любопытно, что Купер вписал свое имя в историю авиации не только тем, что совершил единственное нераскрытое ограбление в воздухе, но и тем, что после его преступления все «Боинги-727» оснастили специальным приспособлением, которое не позволяло открыть в полете запасной люк в хвостовой части самолета. И это устройство получило название «лопатка Купера»!
Главная интрига этой истории заключается в дальнейшей судьбе Дэна Купера после того, как он выпрыгнул из самолета.
Два истребителя, сопровождавшие «Боинг», парашютиста не заметили. А поиски на земле, в которых кроме полиции участвовали более 400 солдат, результатов не принесли. Купер десантировался в труднодоступном районе, покрытом лесами и горами со снежными вершинами. Агенты ФБР проверили и допросили больше тысячи человек. Но ни единственной реальной зацепки это не дало.
Спустя почти 20 лет после этого преступления, в 1991 году отец и сын Гарольд и Брайан Ингрэмы нашли на берегу Колумбия-ривер, к северо-западу от Портленда, пачку старых, выцветших двадцатидолларовых купюр, предположительно принесенных течением сверху. Ингрэмы отдали находку на сумму 5800 долларов полиции, которая вскоре установили, что это те самые двадцатки, которые были выданы Куперу в качестве выкупа за жизни пассажиров и экипажа.
До сих пор наиболее вероятной версией считается, что Купер погиб при приземлении. Перед прыжком он не проверил парашюты, основной взял исправный, а запасной – нерабочий (зашитый). Против него играли плохие погодные условия и сложный рельеф внизу. Посчитали, что он банально утонул в озере или в болоте. Но для красоты истории Купер должен был выжить и счастливо провести остаток жизни с награбленными деньгами.
Среди наиболее вероятных кандидатов на роль уцелевшего Купера стал некий Кеннет Питер Кристиансен, который в армии проходил подготовку десантника и умел обращаться с парашютом и со взрывчаткой. Жил он в штате Вашингтон, в котором Дэн Купер и совершил свой интригующий прыжок с самолета в 1971 году. А в 1972 году неожиданно выяснилось, что у небогатого Кеннета Кристиансена имеются 14 тысяч долларов на покупку дома в Бонни-Лейке, маленьком городке в горах, а через год он прикупил еще участок земли рядом с домом.
Любопытно, что до выхода на пенсию Кристиансен трудился стюардом в авиакомпании Northwest Airlines, той самой, которую ограбил Дэн Купер. Из алкоголя Кеннет больше всего любил бурбон, а сигареты курил марки Raleigh. По легенде, на смертном одре Кеннет прошептал своему брату Лайлу: — Я должен рассказать тебе кое-что из своего прошлого, но не могу этого сделать!
Спустя некоторое время 77-летний Лайл Кристиансен увидел в телевизионной программе «Нераскрытые преступления» сюжет про воздушное ограбление Дэна Купера. Когда по телевизору показали фоторобот преступника, Лайл обомлел, настолько изображение напоминало фото его брата Кеннета. И ему стало понятно, о чем тот хотел рассказать перед смертью.
Молчать Лайл не стал и написал о своем открытии в ФБР. И даже высказал любопытное предположение, почему Дэн Купер потребовал выкуп именно двадцатидолларовыми купюрами. Когда они с Кеном были маленькими, в годы Великой депрессии, отец повел их на ярмарку и там, победив на боксерском ринге, заработал 100 долларов, целое состояние для их семьи. Денежный приз выдали двадцатками, которые Лайл и Кен запомнили на всю жизнь.
Свидетельство о публикации №123032700223