Воскрешение Лазаря

Когда впервые я очнулся в колыбели,
Смотрел в зенит. И ангелы в нём пели.
Эфир сверкал, елеем нисходя,
И трепетом приветствовал, любя.

Я ликовал своей судьбе навстречу!
Зачем же рано опустился вечер?
Зачем утраты скорбью облегли,
Моё лицо склоняя до земли?

Зачем пришли бесстыдство, вероломство,
Иных проклятий гнусное потомство,
Обвили плоть и в кровь пускали яд -
Неужто я так страшно виноват?

Я не в себе - я сам с собою спорю:
Куда бежать? Невидимое море
Отчаянья смывает все пути -
Мне некуда и незачем идти.

Бесплодными оставлены стремленья,
Борьба и труд, молитва и смиренье.
Без смысла мысль моя, без чести суд.
Смотри - я весь перед Тобою, тут:

Я порождение неистового блуда -
Твоя ко мне заслужена остуда -
И лишь в костях иссушенных печалью
Витает пепел памяти начальной.

И стыд ворвался, обнажив свой меч,
Чтобы моё бессилие пресечь.
О, я себя в пещерах смерти скрою,
Чтоб никого не омрачать собою!..

Рыдала Марфа. Подскочив, Мария
Трясла её:" Ты слышишь ли? Мессия
Вернулся к нам! Вставай, встречай Врача!
Кого ещё нам в горе привечать?"

Но Марфа плакала - она жалела брата.
И видит Бог - она не виновата:
- О, птенчик мой, очей моих зеница!
Куда идти? Осиротели птицы -

Ты с ними пел, и вдруг навек умолк.
Из поднебесья зрит голодный волк -
Так холодно луна сияет взором
И наполняет мне нутро позором

Твоей утраты. Может ты не рад,
Но ты судьба моя навеки, брат!
К чему мне руки - если не обнять,
Подать на стол и разостлать кровать?

К чему мне ноги, если не бежать
Тебе навстречу, к сердцу чтоб прижать?
Я лучше в гроб войду и лягу рядом.
Не отвращусь мощей твоих распадом,
 
А пеленою погребальной обовьюсь.
К чему мне жизнь, когда любви начало
На полутоне оборвавшись, замолчало?
Не жду её и смерти не боюсь.

Как тяжкий бред мои упали дни.
Надежды нет в них, нету утешенья.
И я за честность не прошу прощенья:
Такие мне - не надобны они...

Не листьев сноп, размётанный в пустыне -
Летит полдневной улицей Мария,
Как стрелка компаса дрожащая туда,
Где Вифлеемская опять взошла Звезда:
 
- Одним волнением взволнованы с тобою,
Одним причастием повенчаны с судьбою,
Не знаю почему я так бегу,
На месте устоять я не могу!

Любил Его, и ткань Его одежды
Тепло твоё хранит таким, как прежде,
И я к тебе, живому, прикоснусь,
Когда в подол Его лицом уткнусь.

О, дай надежду мне, верни хоть запах брата!
Я знаю, что во многом виновата!
Но испаряться кровью на снегу,
В лёд превращаясь, больше не могу!

Верни мне веру, веры Исполин,
Начал начало,Святый Божий Сын!
Я за троих прильну к Тебе с любовью,
И скорбь Твоя - моей воскреснет кровью...

Палило солнце, изнывал народ -
Ждал Иисуса - Он присел под грот,
Что через камни входа доносил
Дух смерти и отраву всех могил...

Пой, Лазарь, Лазаря!Ты помнишь мы стояли
Средь кладбища в своём грузовике,
И рация нам вслух передавала
Могильщиков беседы вдалеке?

А после хором начали могилы
Петь а капелла - обомлели мы,
Поскольку нас оставили все силы
И сбросили под лёд среди весны.

И я с тобой, твои целую губы.
Они прекрасны, разве что бледны.
Но воскрешения уже готовы трубы -
И извлекут - в цветение весны.
_________________________________
* Значение имени Лазарь: Лазарь - мужское имя, греческая форма имени еврейского происхождения. На иврите произносят как Эльазар -" Бог помог", или Элиэзер -" Бог мой - помощь".


















 


Рецензии
Дорогая Аглая ,
совсем немного об этом событии строк , сто десять лет назад Райнер Мария Рильке
тоже сочинил стих .На сайте есть и религиозные мужчины , кто иеромонах , кто
протоиерей . Вы более сопереживаючи поведали историю , словно вкрапили туда и свою
боль о недавнем ( вдруг грузовик возникает ,рация...чего в том времени и не представить...)
" за честность не прошу прощенья ...'"
Воскреснем ли мы ?..Вера есть , кажется многим ...
С теплом Геннадий

Геннадий Полежанкин 2   27.03.2023 17:21     Заявить о нарушении
Добрый день, дорогой Геннадий! Спасибо за внимание к этому стихотворению и Ваш комментарий.Вы правы: сюжет библейский, но это не религиозная лирика, поэтому он не закончен и вместо завершения вплетён автобиографический эпизод. Все герои , от лица которых ведётся повествование - это субличности автора, находящиеся в конфликте. Единственная реальная личность в тексте - это Иисус, который поэтому бездействует и ничего не выражает, просто ждёт, когда остальные договорятся друг с другом и придут к согласию. Один из постулатов вероучения гласит, что плоть чеовека противится его духу. А его душа таким образом мечется между разноголосицей их стремлений. Дух всегда транслирует Божью волю, которая есть для нас " благая, угодная и совершенная", но не всегда просто встать на его позицию. Даже Иоанн Креститель, когда был схвачен и брошен в тюрьму по приказу Ирода, послал учеников спросить у Иисуса:" Ты ли Тот, который должен придти, или ожидать нам другого?"- хотя был пророком, сам узнал и крестил Его и видел знамение. Вера ( не в Бога, а во что угодно) - всегда инструмент познания, потому что для того, чтобы разобраться в каком-либо вопросе, нужно верить, что им стоит заниматься и на него можно найти ответ. В этом смысле вера в Бога не отличается от любой другой. Стихотворние Райнера Марии Рильке очень заинтересовало меня. Раньше оно мне не встречалось, спасибо за упоминание!Правда, мне кажется, что Иисус у него слишком человек и недостаточно Бог, потому что ему трудно было это сделать и он опасался совершить ошибку. А ведь Иисус всё время утверждал, что Он и Отец - одно, и кто видел Его, видел и Отца.
С теплом, уважением и наилучшими пожеланиями, Аглая.

Аглая Культикова   27.03.2023 19:12   Заявить о нарушении
Аглая , я не теоретик религий , больше обращаю внимание на поэтическую составляющую , и интерпретации автора могут быть любые , поэт-фантаст или создатель своего видения
исторических явлений ценен на меньше свидетельств Иоанна или Марфы.
Рильке писал стихи не только на родном языке , но и на русском , знаком с поэтами
Серебряного века . Он не был православным , а в католическом мире сами знаете
какие расхождения в вопросах о Боге и человеке с нашими религиоведами, спорить
будут ещё до ближайшего всемирного потопа ...

Геннадий Полежанкин 2   27.03.2023 21:52   Заявить о нарушении
Согласна, Геннадий! Я прочла стихотворение Рильке в двух переводах. Они обладают сходством в подаче авторской позиции, но не идентичны в ней. Получилось, что я ознакомилась с двумя различными интерпретациями интерпретации библейского сюжета Рильке.:)) Звучит немного пугающе и одурманивающе, но так и есть! Для меня представляет интерес то как раскрывается личность автора в поэзии, вообще человеческая личность. А то, как она воспринимает Божье откровение - вдвойне. На эту тему не может быть избыточной информации, как и единого устоявшегося мнения, потому что одно и то же место писания воспринимается в зависимости от личных обстоятельств по разному. Она неисчерпаема на откровения. Но мне случалось об неё и пораниться. Не потому что там написано что-то плохое, разумеется, а потому что она обнажала дефициты моей жизни, которые по житейской логике не восполнимы. Но её логика основана не на естественном ходе вещей, а на сверхъестественном плане бытия, который сильнее, поскольку сам является источником физического существования.

Аглая Культикова   28.03.2023 06:54   Заявить о нарушении
Над чашей моря жемчужины звёзд...
Геннадий Полежанкин 2

"Волны,Марина, мы море ! Звёзды, Марина, мы небо !
Тысячу раз мы земля, мы весна,Марина, мы песня,
радостный льющийся звон жаворонка в вышине."

Райнер Мария Рильке,"Элегия Марине Цветаевой-Эфрон".
перевод А.Карельского

Всё так же в чаше моря плещут волны,
надкусывая камень берегов,
прочитывая письмена песков,
расталкивая чудищ многотонных.

Сверкают звёзд жемчужины ,галантны,
до раковин морских не донырнув.
Удачливо закидывай блесну-
рожок луны - рыбак с весёлой яхты !

В качелях волн мелькнёт гарпун дельфина...
И плач -над морем- голосом Марины...

2015

Геннадий Полежанкин 2   28.03.2023 21:58   Заявить о нарушении
Очень красивые, искренние и близкие по духу стихи, Геннадий, Ваше и Рильке. Они полны любви и утешения. Есть ощущение,что Марина нуждалась в них. И ещё мне чудится в них некое предложение расширить сознание, увидеть мир с какой-то новой стороны: в Вашем - перенос акцента с её характерной ассоциации себя с волнующейся, непостоянной, чувственной стихии моря к стихии неба( мечты, высшей цели и предназначения), земли( покоя, дисциплины, труда и плодородия), весны (возрождения) песни жаворонка( прославления жизни). Рильке подчёркивает постоянство её мятежного состояния, посвящённого борьбе:
Всё так же в чаше моря плещут волны,
надкусывая камень берегов,
прочитывая письмена песков,
расталкивая чудищ многотонных.

Себя он ассоциирует со звездой, которая галантна, потому что не вскрывает раковин морских, до них не донырнув - не потревожив их. Марина их затворница, как море заключено в чашу своих берегов. Но он обращается к родственной стихии, руководящей приливами:
Удачливо закидывай блесну -
рожок луны - рыбак с весёлой яхты.
И посылает ей существо, ассоциирующееся с интеллектом, человечностью и спасением - дельфина:
В качелях волн мелькнёт гарпун дельфина...

Море отвечает плачем голосом Марины. Это плач смягчённого сердца.

Марина была остро конфликтной личностью - это отмечают все. И по сей день её поэзия вызывает бурю страстей и споров. Я считаю её поэзию великим даром, и прежде всего для неё самой. Когда её упрекают за небрежное отношение к дочерям, в результате которого младшая дочь погибла, я понимаю, что это страшная трагедия, испытываю горечь, ужас, отчаяние и мрак. Но ещё я понимаю, что никто же не знает доподлинно чем была на самом деле для неё поэзия. Возможно, единственным якорем спасения. И если бы она погибла, отказавшись от неё ради заботы о дочерях, то всё равно бы не смогла их спасти. Человеческая плоть слаба, как и сознание человека, привязанное к ней. Нередко люди гибнут от осознания своей беспомощности безо всяких внешних поводов и причин. Марина - как раз такой случай,по видимому.

Аглая Культикова   29.03.2023 13:42   Заявить о нарушении