Заметки по истории российского флота

Немного об истории крейсерских операций российского флота

По результатам Крымской войны позиции российского флота сильно ослабли, однако противники остались прежними – Англия и Франция. Слабым местом любой колониальной империи является её судоходство. Именно на противодействие ему были направлены усилия отечественных кораблестроителей и флотоводцев. Как результат, уже в конце 1850-х годов были заложены или закуплены заграницей паровые фрегаты, корветы и клиперы. Первое их применение для решения внешнеполитических задач не заставило себя долго ждать. В январе 1863 года на территории Царства Польского, Литвы, частично Белоруссии и Правобережной Украины началось национально-освободительное восстание. Английское и французское правительства, чтобы повлиять на Россию и ослабить её, заявили о поддержке восставших поляков. Дело даже дошло до угроз о начале войны.

В качестве превентивной меры было решено направить к берегам Северной Америки военно-морские соединения: в Атлантике – контр-адмирала Лесовского, на Тихом океане – контр-адмирала Попова. Их появление должно было создать угрозу английским и французским морским торговым путям в случае начала войны. Не менее важным было и заблаговременное развёртывание крупных сил флота. В ином случае, им предстояло бы с боями прорываться на оперативный простор из Балтики. Кроме того, в США в этот период шла Гражданская война, в которой Россия поддерживала «северян», а Англия – «южан». Присутствие в своих портах дружественных военно-морских сил соответствовало интересам северных штатов.

Политический эффект экспедиции был значительным – деловые круги Англии всерьёз стали опасаться за незащищённое, но крайне оживлённое судоходство. Угроза войны миновала, а позиция Англии и Франции по польскому вопросу значительно смягчилась. Успех был взят на заметку, и в дальнейшем, вплоть до самой Русско-Японской войны, «крейсерская война» рассматривалась как одна из козырных карт в российской внешней политике.

Продолжилось и строительство крейсерских сил - знаменитые крейсеры «Аврора» и «Варяг» были одними из результатов этого процесса. Кроме того, резервом на случай войны являлись суда «Добровольного флота», которые строились с учётом их быстрого переоборудования в океанские рейдеры. Примером являлся пароход «Смоленск», который, будучи переоборудован во вспомогательный крейсер, успешно проявил себя в паре с также переоборудованным пароходом «Петербург» в июле-сентябре 1904 года в Красном море, перехватив, на двоих, 4 судна с контрабандным грузом для Японии.

На Тихом океане в 1904-05 г.г. действовал Владивостокский отряд крейсеров в составе броненосных крейсеров «Громобой», «Россия» и «Рюрик», а также бронепалубного крейсера «Богатырь». Одним из самых важных достижений соединения было потопление транспорта «Хитачи-мару» с 18-ю 11 дм гаубицами, предназначенными для осады Порт-Артура.

В отличии от Англии, Германия и её союзники по Первой Мировой войне в меньшей степени зависели от морской торговли, что сказалось на действиях нашего флота в этот период. Они сводились к следующему: на Балтике – препятствование перевозки руды из Швеции в Германию, на Чёрном море – пресечение турецкого судоходства (в первую очередь – перевозок угля). В первом случае удачно проявила себя ПЛ «Волк», потопившая за один день 4 мая 1916 года три германских транспорта. На Чёрном море для этих целей, наряду с подводными лодками, активно использовались эсминцы-«новики», а также палубная авиация. Например, 24 января 1916 года в ходе налёта на угольный порт Зонгулдак 14-ти гидросамолётов с гидроавиатранспортов «Император Николай 1» и «Император Александр 1» был потоплен турецкий транспорт "Ирмингард" - первая победа российской палубной авиации.

2016


Немного об истории минно-артиллерийской позиции Балтийского флота

С момента основания Санкт-Петербурга остро стоял вопрос защиты города от нападения со стороны Балтийского моря. Известная Петропавловская крепость была лишь частью такого решения – в состав защитных сооружений входила система фортов. В их числе, в частности, известный ныне по рейвам форт «Константин».

Быстрый прогресс морских вооружений в 19 веке прибавил к системе артиллерийских позиций второй важный элемент – минные заграждения. Первое их применение состоялось в Крымскую войну, когда использовались мины двух изобретателей - Якоби и Нобеля. Первое заграждение из 105 мин Якоби было выставлено в конце апреля 1854 г. между фортами «Александр I» и «Павел I», а первое заграждение из 92 мин Нобеля - в середине того же года южнее форта «Павел I». В литературе упоминается о подрыве на них четырех кораблей, однако из-за малой массы зарядов ни один из них не получил серьёзных повреждений. Однако мины свою задачу выполнили – командующий эскадрой адмирал Ч. Непир докладывал британскому Адмиралтейству о "сильной защите подходов к Кронштадту адскими машинами".

Вторым, хотя и менее результативным, новшеством на вооружении фортов были ракеты системы Константинова. Они составляли существенное вспомогательное звено в артиллерии. В ходе Крымской войны предпринимались в меру успешные попытки стрельбы ими по вражеской эскадре.

Удачное использование якорных мин в 1854-55 г.г привело к закреплению за ними статуса одного из основных видов оружия флота. Вопрос был в том, как быстро их установить при угрозе войны, а также далее обновлять и расширять минные поля при неблагоприятной погоде и противодействии неприятеля. Ответом на это стала постройка по проекту лейтенанта В. А. Степанова первых в Мире минных заградителей специальной постройки – МЗ «Амур» и «Енисей». В ходе Русско-Японской войны, несмотря на противодействия начальства, по инициативе командира МЗ «Амура» капитана 2-го ранга Ф. Н. Иванова под Порт-Артуром было выставлено минное заграждение в опасных условиях, на котором погибли японские ЭБР "Ясима" и "Хацусэ".

28 апреля 1905 года в бухте Преображения ПЛ "Сом" совершила попытку атаки японских миноносцев. Несмотря на неудачу, моральный эффект был таков, что больше в этом районе японцы не появлялись. Это было первое боевое применение ПЛ российским флотом. Опыт применения этой и других ПЛ в ходе Русско-Японской войны (в первую очередь, такое их качество, как скрытность) привёл к постройке по проекту инженера М. П. Налетов в 1909-12 г.г. МЗ «Краб» - первого в Мире подводного минного заградителя. В ходе Первой Мировой войны он совершил ряд удачных походов к Босфору, а на его минах была повреждена и выбыла из строя до конца войны турецкая КЛ "Иса-Рейс".

Не стояли на месте и силы противодействия вражеским минным постановкам – минно-тральные силы. В 1910 году в состав флота вошёл тральщик «Фугас» - первый в Мире тральщик специальной постройки.

В целом, минно-артиллерийская позиция Балтийского флота себя оправдала. До конца 1917 года, т.е. до развала фронта, она успешно сдерживала германский флот. Прорвать её противник смог только в ходе Моонзундского сражения, обойдя береговые укрепления с суши. За время войны повреждения на минах получило множество кораблей противника, а на минах ЭМ «Генерал Кондратенко» погиб немецкий БрКР "Фридрих Карл".

2016


Рецензии