Эссе Седрах, Мисах и Авденаго

СЕДРАХ, МИСАХ И АВДЕНАГО.

В библейской книге Даниила есть рассказ о трёх евреях - Седрахе, Мисахе и Авденаго. Сюжет этого повествования нередко становился сюжетом для театральных пьес в Средние века и в Новое время. Давайте познакомимся с каждым из них по отдельности, а затем рассмотрим, что с ними произошло.

АВДЕНАГО.
(возм., «служитель Нево [вавилонского бога]»).

Имя, данное Азарии, одному из юношей, принадлежавших к иудейскому царскому роду или иудейской знати и уведённых в плен Навуходоносором в 617 г. до н. э. (Дан 1:3, 4, 7). По мнению некоторых учёных, вторая часть имени Авденаго — намеренное искажение имени вавилонского бога Нево, сделанное с целью не обидеть Азарию.

Имя Азария означает «Иегова помог», и, по всей видимости, между собой еврейские юноши продолжали называть друг друга по своим первоначальным именам (Дан 2:17).

В Вавилоне Азария наряду с Даниилом, Ананией и Мисаилом прошёл трёхлетнее обучение и блестяще сдал экзамен, который принимал сам Навуходоносор, а до этого в вопросах питания Азария показал, что верен своим религиозным убеждениям (Дан 1:4, 5, 8—20). Позднее по просьбе Даниила царь вверил управление подведомственной областью Вавилон Азарии и двум его товарищам (Дан 2:49).

Спустя какое-то время царь поставил золотой истукан, но Авденаго (Азария) и два его товарища-еврея отказались ему поклониться, когда зазвучала музыка, и халдеи доложили об этом царю (Дан 3:5, 8, 12). Когда разъярённый царь потребовал от них ответа, их твёрдый отказ пойти против совести и выражение веры в истинного Бога привели к тому, что царь велел бросить их в раскалённую печь, но посланный Богом ангел чудесным образом уберег их от огня.

Потрясённый, царь освободил их, и все придворные увидели, что им не было причинено никакого вреда. После этого они вновь обрели благосклонность царя (Дан 3:15—30).

СЕДРАХ.

Вавилонское имя пленного иудея, который получил в Вавилоне высокий государственный пост. Три товарища Даниила, Седрах, Мисах и Авденаго, всегда упоминаются вместе, причём имя Седраха каждый раз стоит первым. Это, вероятно, объясняется тем, что их соответствующие еврейские имена — Анания, Мисаил и Азария — всегда упоминаются в порядке еврейского алфавита. Вавилонские имена они получили уже после того, как их привели в Вавилон.

Там эти юноши, не имевшие физических недостатков, обладавшие приятной внешностью и отличавшиеся умом, прошли 3-летнее обучение. По окончании обучения оказалось, что они «в десять раз лучше» всех вавилонских мудрецов. Своими успехами Седрах, Мисах и Авденаго, конечно же, были обязаны истинному Богу, который благословил их в том числе и за то, что они твёрдо решили не оскверняться вавилонскими кушаньями (Дан 1:3—20).

В Библии сообщается, что позднее царь поручил им управление делами в подведомственной области Вавилон (Дан 2:49). Однажды, отказавшись поклониться огромному истукану, они на какое-то время лишились благосклонности царя. Но когда благодаря Богу они совершенно невредимыми вышли из раскалённой печи, их вернули на прежние посты (Дан, гл. 3).

МИСАХ.

Вавилонское имя, которое главный придворный Навуходоносора дал Мисаилу, товарищу Даниила. Хотя точное значение этого имени неизвестно, возможно, в нём содержится имя шумерского бога Аку.

В 617 г. до н. э. Мисах (Мисаил), вместе с Иехонией и другими иудеями, был уведён из Иерусалима в плен в Вавилон. Там Мисаил, Азария, Анания и Даниил прошли 3-летнее обучение придворной службе, после чего оказалось, что они превзошли даже царских советников (2Цр 24:1, 6, 8, 12—16; Дан 1:1—7, 17—20). Всё это время четверо юношей оставались верными Богу. Чтобы не осквернять себя, они даже отказались от царских кушаний (Дан 1:8—16).

Есть три возможные причины, почему они считали, что могли оскверниться царскими кушаньями: 1) вавилоняне употребляли в пищу мясо животных, которые были нечистыми по Моисееву закону; 2) они не следили за тем, чтобы кровь из животных была спущена должным образом, и даже ели мясо удавленных животных; 3) зачастую язычники сначала приносили животное в жертву своим богам, а потом ели его мясо, рассматривая трапезу как часть поклонения (Дан 1:8; ср. 1Кр 10:18—20, 28).

Когда Даниил получил высокий пост при дворе царя, Навуходоносор, по его просьбе, поручил Седраху, Мисаху и Авденаго управлять делами подведомственной области Вавилон (Дан 2:48, 49).

Мисах и его двое товарищей снова попали в поле зрения Навуходоносора, когда на глазах у всех придворных отказались поклониться установленному царём огромному истукану. Желая сохранить верность Богу, они сказали Навуходоносору, что не будут служить вавилонским богам. Независимо от того, избавит их Бог от печи или нет, они останутся преданными ему и не поступятся верой ради спасения своей жизни.

В Евреям 11:34, 35 упоминаются те, кто «выдерживали силу огня» и кто «отказались от освобождения ценой какого-либо выкупа, чтобы достичь лучшего воскресения». Бог вознаградил этих юношей за их веру, послав им на помощь своего ангела. Когда они вышли из печи, даже «запаха огня не исходило от них». Навуходоносор, который в ярости приказал бросить трёх евреев в печь, раскалённую в семь раз сильнее, чем обычно, теперь был побуждён признать, что их Бог — это Бог, который может спасать. Он даже постановил, что любой человек, который скажет что-нибудь плохое против Бога Мисаха, будет изрублен в куски, а его дом будет превращён в общественную уборную (Дан, гл. 3).

ИХ ВЕРА ВЫДЕРЖАЛА СУРОВОЕ ИСПЫТАИЕ.

КОМУ или чему следует быть преданными — Богу или стране, в которой мы живём? Многие ответили бы: «Я с должным уважением отношусь и к тому, и к другому. Я поклоняюсь Богу, как велит мне моя религия, и в то же время я предан своей стране».

Даже сегодня граница между религиозной преданностью и патриотизмом может показаться размытой, а в древнем Вавилоне её практически вообще не было. Гражданские и духовные дела там настолько переплелись, что подчас было невозможно отделить одно от другого. «В древнем Вавилоне,— пишет профессор Чарлз Пфайффер,— царь был и верховным жрецом, и правителем. Он приносил жертвы и определял религиозную жизнь своих подданных».

Возьмём, например, царя Навуходоносора. Само имя царя означает «О Набу, защити наследника!». Набу — это вавилонский бог мудрости и земледелия. Навуходоносор был глубоко религиозным человеком. Он построил и украсил храмы многочисленным вавилонским богам, но особенно предан был Мардуку, помощи которого приписывал свои военные победы. Кроме того, во время разработки планов сражений Навуходоносор, судя по всему, очень полагался на гадание (Иезекииль 21:18—23).

Вавилон был чрезвычайно религиозным городом. Вавилоняне гордились тем, что в их городе было более 50 храмов, в которых поклонялись множеству богов и богинь, в том числе триаде Ану (бог небес), Энлиль (бог земли, воздуха и ураганов) и Эа (бог вод). Син (бог луны), Шамаш (бог солнца) и Иштар (богиня плодородия) составляли другую триаду богов. Важную роль в поклонении вавилонян играли магия, колдовство и астрология.

Пленникам-иудеям было невероятно трудно жить среди людей, которые почитали многих богов. За века до того Моисей предупредил израильтян о том, что если они изберут путь неповиновения Верховному Законодателю, то это приведёт к пагубным последствиям. Моисей сказал: «Отведёт Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и там будешь служить иным богам, деревянным и каменным» (Второзаконие 28:15, 36).

Именно в таком, весьма неприятном, положении и оказались теперь иудеи. Сохранять непорочность перед Богом было трудно, особенно Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии. Этих четырёх юных евреев отобрали специально для того, чтобы они прошли обучение для государственной службы (Даниил 1:3—5). Им даже дали вавилонские имена — Валтасар, Седрах, Мисах и Авденаго,— вероятно, чтобы заставить их приспособиться к новому окружению. Из-за высокого положения этих людей любой отказ от поклонения богам этой страны не остался бы незамеченным и даже был бы воспринят как измена.

ЗОЛОТОЙ ИСТУКАН ТАИТ В СЕБЕ ОПАСНОСТЬ.

Очевидно стремясь укрепить единство своего царства, Навуходоносор поставил на поле Деир золотой истукан. Этот истукан был 60 локтей (27 метров) высотой и 6 локтей (2,7 метра) шириной. По мнению некоторых, этот истукан представлял собой простой столб, или обелиск. Возможно, это была огромная статуя, которая стояла на очень высоком пьедестале и изображала человека, может быть самого Навуходоносора, или бога Набу. Как бы то ни было, этот монумент был символом Вавилонского царства. А раз так, он должен был быть хорошо виден, и людям следовало его почитать (Даниил 3:1).

Поэтому Навуходоносор организовал церемонию торжественного открытия монумента. Он собрал сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей. Глашатай провозгласил: «Объявляется вам, народы, племена и языки: в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор. А кто не падёт и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскалённую огнём» (Даниил 3:2—6).

Некоторые считают, что Навуходоносор устроил эту церемонию для того, чтобы вынудить иудеев поступиться своими принципами в поклонении истинному Богу. Но вряд ли это действительно было так, потому что на церемонию были приглашены, очевидно, только чиновники. Значит, там должны были присутствовать только те иудеи, которые занимали какие-либо государственные должности. Скорее церемония поклонения истукану была предназначена для того, чтобы сплотить тех, кто обладал в царстве властью. Учёный Джон Уолвурд пишет: «Такой смотр чиновников, с одной стороны, служил лестной демонстрацией могущества царства Навуходоносора, а с другой стороны, имел большое значение в вопросе признания божеств, которым вавилоняне, по их собственному мнению, были обязаны своими победами».

СЛУЖИТЕЛИ ИСТИННОГО БОГА ОТКАЗЫВАЮТСЯ ПОСТУПИТЬСЯ СВОИМИ ПРИНЦИПАМИ.

Хотя те, кто собрался перед истуканом, поставленным Навуходоносором, были преданы различным богам-покровителям, большинство этих людей были готовы без всяких угрызений совести поклониться истукану. «Они привыкли поклоняться идолам, и поклонение одному богу не мешало им преклоняться перед другим»,— объяснил один библеист. Далее он сказал: «Это согласовывалось с преобладавшим мнением идолопоклонников о том, что существует много богов... и что нет ничего плохого в почитании бога другого народа и другой страны».

Но с иудеями всё обстояло иначе. Их Бог повелел им: «Не делай себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в водах, ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Иегова, Бог твой, Бог ревнитель» (Исход 20:4, 5, ПАМ). Поэтому, когда заиграла музыка и все собравшиеся пали ниц перед истуканом, три молодых еврея — Седрах, Мисах и Авденаго — остались стоять (Даниил 3:7).

Отказ трёх чиновников-евреев поклониться истукану разъярил некоторых халдеев. Они сразу же пошли к царю и «донесли на Иудеев». Никакие объяснения их не интересовали. Доносчики хотели, чтобы евреев наказали за неверность и измену, и сказали: «Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат, и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются» (Даниил 3:8—12).

Каким же, вероятно, ударом было для Навуходоносора то, что три еврея не подчинились его повелению! Стало ясно, что ему не удалось сделать из Седраха, Мисаха и Авденаго преданных защитников Вавилонского царства. Разве не учил он их мудрости халдейской? Ведь он даже изменил их имена!

Но если Навуходоносор полагал, что превосходное образование научит их новому поклонению, а новые имена изменят их характеры, то он глубоко заблуждался. Седрах, Мисах и Авденаго остались преданными служителями Иеговы.

Царь Навуходоносор был в ярости. Он тут же потребовал к себе Седраха, Мисаха и Авденаго. Царь спросил: «Седрах, Мисах и Авденаго, правда ли, что вы не молитесь моим богам? И правда ли то, что вы не поклонились золотому идолу, которого я поставил?» Очевидно, произнося эти слова, Навуходоносор сам не верил, что такое возможно. Наверное, у него не укладывалось в голове: как могли три здравомыслящих человека пренебречь таким ясным повелением — повелением, которое предусматривало столь суровое наказание за непослушание? (Даниил 3:13, 14, СоП).

Навуходоносор был готов дать трём евреям ещё один шанс. «Отныне, если вы готовы,— сказал он,— как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскалённую огнём, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?» (Даниил 3:15).

Очевидно, ни в уме, ни в сердце Навуходоносора не осталось и следа от того урока, который он получил, когда увидел сон об истукане (об этом рассказывается во 2-й главе книги Даниила). Может быть, он уже забыл, что сам сказал Даниилу: «Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей» (Даниил 2:47). Теперь Навуходоносор, похоже, бросал вызов истинному Богу, говоря, что даже Он не сможет спасти евреев от ожидавшего их наказания.

Седраху, Мисаху и Авденаго не нужно было пересматривать свою позицию. Они сразу же ответили: «Нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силён спасти нас от печи, раскалённой огнём, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Даниил 3:16—18).

В ПЕЧЬ, РАСКАЛЁННУЮ ОГНЁМ!

Вне себя от ярости, Навуходоносор повелел слугам разогреть печь в семь раз сильнее, чем обычно. Затем он приказал «самым сильным мужам из войска своего» связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их «в печь, раскалённую огнём». Слуги исполнили приказы царя и бросили трёх евреев в огонь связанными и в одежде,— возможно, чтобы они сгорели ещё быстрее. Но слуги Навуходоносора сами погибли от пламени (Даниил 3:19—22).

Дальше произошло нечто удивительное. Хотя Седрах, Мисах и Авденаго были брошены в раскалённую печь, они не горели. Представьте себе изумление Навуходоносора! Их, крепко связав, бросили в полыхающий огонь, а они всё ещё живы. Мало того, они свободно ходят среди огня! Но Навуходоносор заметил и ещё кое-что. «Не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными?» — спросил он придворных. «Истинно так, царь!» — ответили они. «Вот,— воскликнул Навуходоносор,— я вижу четырёх мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвёртого подобен сыну Божию» (Даниил 3:23—25).

Навуходоносор подошёл к устью раскалённой печи. «Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! — позвал он,— выйдите и подойдите!» Три еврея вышли из огня. Это чудо видели все: сатрапы, наместники, военачальники и советники царя,— и все они были потрясены. Казалось, будто эти три молодых человека вовсе и не были в печи! От них не пахло дымом, и даже их волосы не были опалены (Даниил 3:26, 27).

Теперь царь Навуходоносор был вынужден признать, что Иегова — Всевышний Бог. «Благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго,— объявил царь,— Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего!» Затем царь сурово предостерёг: «От меня даётся повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесёт хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращён в развалины, ибо нет иного Бога, который мог бы так спасать». Три еврея вновь обрели благосклонность царя и были возвышены «в стране Вавилонской» (Даниил 3:28—30).

ВЕРА И СУРОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ В НАШИ ДНИ.

В наши дни искренние христиане сталкиваются с обстоятельствами, подобными тем, в которых оказались Седрах, Мисах и Авденаго. Конечно, они не являются пленниками в буквальном смысле этого слова. Но Иисус сказал, что его последователи будут «не от мира» (Иоанна 17:14). Они «иноземцы» в том смысле, что не перенимают небиблейские обычаи и взгляды окружающих их людей и не участвуют в тех их делах, которые нарушают принципы Библии. Как писал апостол Павел, христиане не должны «сообразовываться с веком сим» (Римлянам 12:2).

Три еврея не стали сообразовываться с вавилонской системой. Их не поколебало даже основательное изучение халдейской мудрости. Об изменении их позиции в отношении поклонения не могло быть и речи. Они оставались преданными истинному Богу. Сегодня христианам нужно быть такими же непоколебимыми. Они не должны стыдиться того, что отличаются от людей в этом мире. Ведь «мир проходит, и похоть его» (1 Иоанна 2:17). Поэтому было бы глупо и бессмысленно подстраиваться под эту умирающую систему.

Христианам необходимо остерегаться любых форм идолопоклонства, даже тех, которые едва различимыe (1 Иоанна 5:21). Седрах, Мисах и Авденаго послушно и уважительно стояли перед золотым истуканом, но они понимали, что поклониться истукану — это больше, чем проявить уважение. Это акт поклонения, и участие в нем вызвало бы гнев Бога (Второзаконие 5:8—10). Джон Уолвурд пишет: «По сути, это было равносильно отданию чести флагу, хотя из-за тесной связи между религиозной преданностью и лояльностью к власти это действие могло иметь и религиозный оттенок».

В наши дни искренние христиане занимают такую же твёрдую позицию в отношении идолопоклонства.

Библейское сообщение о Седрахе, Мисахе и Авденаго служит превосходным наглядным примером для всех, кто решительно настроен оставаться беззаветно преданным Богу. Очевидно, именно этих трёх евреев имел в виду апостол Павел, когда говорил о многих верных Богу людях, в том числе о тех, кто «угашали силу огня» (Евреям 11:33, 34). Бог вознаградит всех, кто подражает им в вере. Три еврея были спасены из раскалённой печи, но мы можем быть уверены и в том, что Бог воскресит и благословит вечной жизнью всех преданных ему служителей, которые отдали свою жизнь, оставшись непорочными до конца. В любом случае, Господь «хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их» (Псалом 96:10).


Рецензии