Патриция Черчленд. Совесть. Происхождение нравстве
Современная философия более тяготеет к науке, науке материалистической – это более чем конкретно подтверждает нейрофилософия Патриции Черчленд, умного и последовательного исследователя, не признающего, однако, важнейшего в человеке.
Она оперирует всем спектром биологических и гуманитарных наук, пытаясь найти обоснование такому, казалось бы, простому утверждению, что «совесть – это суждение индивида о том, что хорошо, а что плохо с нравственной точки зрения, как правило (но не всегда) отражающее нормы группы, к которой индивид себя причисляет». (стр. 13) Уже это традиционное сведение феномена совести к нравственному бытию можно подкорректировать в свете христианского понимания совести как информационного пространства общения человека с Богом (хотя возможно и обратное общение в злой совести). Получается, что у этой теории Черчленд как бы отсутствует хребет, и её доводы об обусловленности «действий по совести» напоминают создания из необожженной глины и даже – из пластилина. В этом недостатке – вся приблизительность и неловкость современной науки, которая «важнейшего так и не усматривает» и «выплёскивает воду с ребёнком».
Как выходит почти всегда, поступки «по совести» лежат в стороне от нравственных стандартов и коллективных норм. А Черчленд уверенно подводит под эту «нравственную интуицию» знания и открытия из нейронауки, которые, признаться, и поражают своей умной вдуманностью в проблему поведения теплокровных и человека.
На что опирается автор в своей нейропсихологии отношения к совести? Вот её определение:
«В совокупности нейронные системы, отвечающие за социальность и заботу о себе, - и за усвоение социальных норм, - создают то, что мы называем совестью. В этом смысле совесть – это структура в мозге, посредством которого наши инстинкты заботы о себе и других в ходе развития, подражания и научения приобретают конкретные поведенческие формы» (стр. 91).
Выражаясь в духовном пространстве знания о человеке, все разговоры можно свести к одной очевидной проблеме – вольного или невольного духовного общения, того «безотчётного», существование которого, вместе с действительной свободой, вытравливается из умов образованных людей вот уже 200 лет. Пусть действительно в нашем мозгу выстроена система, определяющая совесть: на этой фисгармонии может играть дух, правильной ли или неправильной нравственной ориентации, и ответа на вопрос о совести можно ждать лишь от религиозной мистики.
Конечно, изучение участия коры мозга в мотивации - это явный успех нейробиологии, но главного эти поборники материализма, зачастую даже верящие в Бога, всё же не понимают и не принимают.
Да что и говорить: сама сложнейшая и «разумнейшая» структура головного мозга говорит о разумнейшем и просто-сложнейшем «изобретении» Творца и творцов.
Поэтому, называть «совестью» систему связей и активностей нейронов так же глупо, как называть одежду именем её обладателя.
Вот и всё, что я хотел сказать о «достойном» труде Патриции Черчленд. Книгу эту читать я не советую всем читателям и литераторам, ищущим духовного знания о человеке, и предлагаю читать и понимать мои работы «Язык и мышление» и «Внутренний делимитат», оставив как данность открытия и достижения нейробиологии.
А. Михаил. 26 марта 2923 года.
Свидетельство о публикации №123032605977