Шопенгауэр с цитатами и комментариями
Шопенгауэр
"Мысли":
Для своего времени, может, и ничего - хотя скучно - но сейчас, но мне... - совсем банальные истины, захоженные и заезженные за прошедшие века...
"Счастье — это чувство свободы от боли." – бедняга
"Tалантливый человек думает быстрее и правильнее других, гениальный же человек видит другой мир, чем все остальные." - похоже, я – гений
"Врач видит человека во всей его слабости, юрист — всей его подлости, теолог — во всей его глупости." - юрист сам подлюка, теолог сам тупица, врач сам слабак. Хотя они все и подлецы и тупицы и слабаки - и только поэтому им понадобились дипломы и звания... (Вот он, "другой мир"?!)
«Самостоятельность суждений — привилегия немногих: остальными руководят авторитет и пример." - по мне, сам он не блещет самостоятельностью... У меня тоже есть свои авторитеты и я тоже ориентируюсь на опыт, т.е. примеры из жизни. Как можно быть совсем самостоятельным в муравейнике? И что вообще означает это слово... Все мужики сотворены относительно самостоятельными, а женщины - зависимыми... Когда каждый "сам с усам", тогда некому помочь настоящим талантам и гениям, некому их оценить и каждый бьётся в одиночку...
(Хотя с другой стороны он и прав, конечно - только это не его правота, а достаточно широко известная)
"Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты." - умные избегают дураков, дураки - умных, но только неизвестно, кто есть кто. Нельзя быть умным настолько, чтобы что-то доказать дураку! Ведь нет дурака, который бы не трудился ради семьи или общего блага. Многие, являясь фанатами прогресса, даже готовы осчастливить всё человечество...
"Посредственность озабочена тем, как бы убить время, а талант — как бы время использовать." - похоже, посредственности во мне до хера. Правда, не написано, что делают со временем гении... Вообще, это бред: люди в чем-то посредственны, в чём-то талантивы, в чём-то, возможно, и гениальны - но оценить все это никто не в силах... Все мы стараемся использовать время , но всё равно одновременно его убиваем (и эти комментарии тоже тому пример).Отдых - заведомое убийство времени, но и в работе мы ищем лишь забытья.
"Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собой." - характер может сказаться и в любви к раздуванию из мухи слона... Найдет мелочь и выдаст её за истину в последней инстанции, и не простит никогда (при том, что у самого такие бревна в глазу, что в одиночку их никак не поднять...)
"Примириться с человеком и возобновить с ним прерванные отношения — это слабость, в которой придется раскаяться, когда он при первом же случае сделает то же самое, что стало причиной разрыва." - 49 раз велено прощать... - и самому каяться...
"Человек — единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой другой цели." - может, мстит? Срывает зло на непонятливых тупицах... Цель всегда есть и их даже целая куча (бесцельно людей "бесцельными животными" назвал, только для того, чтобы причинить боль?)
"То, что есть в человеке, несомненно важнее того, что есть у человека." - "есть в" важнее, чем "есть у" - это напоминает "Украину на"... "Потенциал всегда больше реализации " - великое открытие, ничего не скажешь...
"Всегда сохраняется возможность, что на справедливый и добрый поступок оказал влияние какой-нибудь эгоистический мотив" - и? (Вполне возможно, что он сам написал это из зависти) Ни в мотивах нам до конца не разобраться, ни даже в том, что именно является добром и справедливостью (для русского - убить украинца и при этом уцелеть самому, а для украинца - наоборот. При этом, полмира считает, что прав русский, а другая половина - украинец...)
"Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг." - интриги, расследования... Похоже, клонит к тому, что ни говорить, ни иметь друзей вообще не стоит...
"Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так — все ночи напролет." - ну вот, назвал людей дикобразами... (хуже ли дикобразы прочих животных?) Не вижу я, что люди сближаются из-за холода, вижу, что семьи заводят и строят дома. Именно в том и холод, что люди ведут себя отчужденно, как дикобразы. А сближаются они для того, чтобы спариться - наркотик спермы сильнее, преодолевает отчужденность...
"Девять десятых нашего счастья основано на здоровье" - бедняга... (На девять десятых используй свое здоровье и будешь по своему счастлив - в труде на природе... А помирая будешь счастлив все те моменты, когда боли отступят...)
"Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством." - какой он недоверчивый... Наверняка по себе судит!
"Одним из существенных препятствий для развития рода человеческого следует считать то, что люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто громче всех говорит." - глупо считать, что дело тут в громкости - любой мог бы повысить ее до предела. Люди слушают подобных себе... "Ум" - категория крайне трудно доказуемая. "Почему ты такой бедный, если умный" и так далее...
"Если произошло какое-либо несчастье, которого уже нельзя поправить, то отнюдь не следует допускать мысли о том, что всё могло бы быть иначе, а тем паче о том, как можно было бы его предотвратить: такие думы делают наши страдания невыносимыми, а нас — самоистязателями." - как можно не допускать мысли и чувства, что за бред? Они сами допускают или не допускают... Может быть, нам нужны именно "невыносимые" страдания, чтобы наконец измениться, исправиться. Иначе так и будем запрещать мысли - и всё равно мучиться...
"Страдание — условие деятельности гения. Вы полагаете, что Шекспир и Гете творили бы или Платон философствовал бы, а Кант критиковал бы разум, если бы они нашли удовлетворение и довольство в окружавшем их действительном мире и если бы им было в нем хорошо, и их желания исполнялись? Только после того, как у нас возникает в известной мере разлад с действительным миром и недовольство им, мы обращаемся за удовлетворением к миру мысли." - опять самоочевидности изрекает: "недовольства и страдания к чему-то побуждают"... Страдаем из-за херовых результатов, мыслим, чтобы улучшить результаты - но они опять херовые, поэтому опять страдаем... Все страдают, но шекспирами становятся почему-то единицы - хотя я ни разу и не хотел быть как они и никакими "гениями" их не считаю...
"Для каждого человека ближний — зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку." - так он всех зверей перечислит.... И испоганит... У собак, кстати, не бывает пороков... "В другом мы видим только себя"?! - какой кошмар. И в природе только себя?! И в технике? В каждой его цитате какой-то благонамеренно-убогий скептицизм, банальность и абсурд в одном флаконе (банальность в данном случае: "человек субъективен")
Хотя мне и нравится, например, поговорка "у кого что болит, тот о том и говорит"
"Для того, чтобы добровольно и свободно признавать и ценить чужие достоинства, надо иметь собственное." - или наоборот, надо любить подлизать... Вообще, в подобном ключе можно трещать сколько угодно: чтобы признавать чужую свободу, надо иметь собственную, чтобы признавать чужой км, надо иметь собственный... Или: "чтобы признавать, надо иметь признательность" - чем плохо? Дурак он, этот Шопенгауэр...
"Одиночество есть жребий всех выдающихся умов." - но не только их... И надо ещё определить, кого же он считает одиноким и кого выдающимся... Какая-то высокопарная романтика... Он хотел сказать, что выдаваться удается единицам? Но ведь если бы удавалось многим, то это бы стало нормой! Т.е. налицо тавтология... "Выдаваться - свойство всех одиноких умов". Уедини себя и станешь потихоньку отличаться от обычной массы...
"Мы теряем три четверти себя, чтобы быть похожим на других людей." - тут можно много придумать математики: мы теряем четверть, чтобы быть похожими на три четверти. Или: мы теряем половину, чтобы быть похожими на других, теряющих три четверти - и т.д. и т.п....
"Большинство людей вместо того, чтобы стремиться к добру, жаждет счастья, блеска и долговечности; они подобны тем глупым актёрам, которые желают всегда играть большие, блестящие и благородные роли, не понимая, что важно не то, что и сколько играть, а как играть." - "глупы и не стремятся к добру" - но при этом всё же предлагает играть. Может быть, театр - в любом случае глупость?! И сам играет блестящую роль благородного философа - каким таким "добром" он отличался? И кто же не считает, что блестящие роли дают больший простор для "добра", чем скромные где-то на задворках...
"Всё о чём повествует история, в сущности лишь тяжкий, затянувшийся и запутанный кошмар человечества." - он - ангел, которому постоянно снятся кошмары; тяжёлая ему тут у нас досталась работа, явно нужна доплата за вредность... Кошмарна жизнь на земле? - может быть; прекрасна? - тоже может быть. Кошмарно существование смертей или даже ночей? - очевидно...
"То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей." - вспомнил бы он свой афоризм про собаку, увидел бы самого себя... Глупостей море, но есть и не только они - а, главное, ты-то чем отличаешься?
"Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние." - с книгами у него всего лишь тоска... По нему видно, что реальную жизнь он знает очень плохо. Типичный ригорист, диванный воин и переживатель за судьбы человечества...
"Одержимый желаниями и стремлениями человек обречен на страдания..." - он бы нам точно намордники надел, чтобы мы не страдали... И засадил за чтение бесконечных книжек, от которых у всех бы опухла голова и захирело тело... (С одержимостью в очередной раз что-нибудь перекусить прямо на ходу!)
"Вежливость — это молчаливое соглашение игнорировать и не подчёркивать друг в друге моральную и умственную нищету." - вот ведь лицемерные уроды… Мизантроп, срущий всем на головы. Мол, людишки - дегенераты, а если и заведется в них какое-нибудь мелкое достоинство, то и оно лишь для прикрытия. (Хотя и не скажу, что я людишек ставлю выше, просто не ему бы критиковать, его собственные конструкции предельно убогие - не Достоевский, у которого тоже маленькие люди...)
"Каждый принимает конец своего кругозора за конец света." - но Артурчик-то всех выше летает и знает, что это ещё не конец... ( или напротив: зачем летать, если и так ясно, что все уроды...) Т.е. опять мы видим банальность: "люди ограниченны и смотрят на все со своей колокольни" - это всё равно, что сказать "у людей два глаза и они не телескопы"
"Если подозреваешь кого-либо во лжи – притворись, что веришь ему, тогда он лжет грубее и попадается. Если же в его словах проскользнула истина, которую он хотел бы скрыть, – притворись не верящим; он выскажет и остальную часть истины." - ах ты, закоренелый притворщик. От него не уйдешь, мимо него не проскользнешь... Притворщик ради истины! Кажется, нечто подобное встречается в детективных фильмах. Расслабляешься, чтобы и другой расслабился, притворяешься дурачком...
"Богатство подобно солёной воде: чем больше её пьешь, тем сильнее жажда." - блин, вдруг в десятку попал, убил наповал! Ложное богатство как соленая вода... )Нет, это всё же не десятка - ведь слова "ложное" нет у него. Отрицать всякое богатство - значит, жить уныло и безблагодатно...)
"Поистине, каждое дитя — в определенной мере гений, и каждый гений — в определенной мере дитя." - осталось определить меру и наплодить гениев... Ещё бы написал, что школы и прочие учебные заведения меняют журавля на воробья, умерщвляют детей и гениев...
"Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика — когда они переходят меру справедливости." - порицание слишком большого порицания... Но кто же знает меру, как ее определить - всё на глазок и очень субъективно, поэтому не столько лечим, сколько калечим и кормим ядом... Т.е. благонамеренности у него море, как и у всех в 19 веке, но выглядит она смешно и нелепо - и не случайно всё это обанкротилось уже в самом начале 20 века...
"В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле." - в коллективе можно иначе раскрыться и узнать всё про себя...
"Нет, истина — не продажная женщина, кидающаяся на шею тем, кто ее не хочет; напротив, она — столь недоступная красавица, что даже тот, кто жертвует ей всем, еще не может быть уверен в её благосклонности." - то, что истина "недоступная красавица" - это не истина... Истина сложна как пламенный мотор?! Истина как клад Али-бабы?! Истина доступна детям и гениям? - но они же одновременно и дурачки, гениальны только местами - а иначе бы были богами...
"Чем более человек имеет в себе, тем менее для него могут значить другие." - иметь в себе для себя - это эгоизм... Опять он "открывает" банальщину. "Чем человек сильнее (или умнее), тем меньше для него значит чужая сила (или ум)"
"Мир — это госпиталь неизлечимых больных." - не излечимых шопенгауэрами... Понятно, раз кругом войны и; прочий маразм - и кучи госпиталей для больных.... И не пора ли сделать выводы в том смысле, что всё это творится при техническом, научном, образовательном, материальном, культурном и прочем "прогрессе".... Почему мы по-прежнему имеем дело с палкой о двух концах? И один конец с лёгкостью строит небоскребы, а другой так же легко их разрушает - тоже с помощью науки, техники, образования и культуры. Во имя небоскреба одной культуры разрушают небоскреб чужой культуры, приводят огромную гору доводов в пользу этого разрушения...
"Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить обязанности." - по разному бывает, но вообще это ещё милосердный вариант. Наркотик похоти так же дорог, как и все остальные наркотики... И только любовь может легко перекрыть все затраты... (Может ли любовь пересилить похоть?! - умопомрачительный вопрос. Может ли бог в нас победить животное в нас - и должен ли побеждать? В чём-то явно должен, но во всём ли? Не подобны ли животные богам по некоторым своим способностям? Только боги способны выжить в диком лесу! В пустыне... И быть настолько ловким...)
"Tолько тот писатель приносит нам пользу, который понимает вещи яснее и проницательнее, чем мы сами, который ускоряет нашу мысль, а не задерживает её." - логично. Мог бы сразу и перечислить ускорителей... И удалось ли самому ускориться (не похоже)
"Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо — мысль природы." - для глухого это, наверное, так, но и только... Кстати, нередко ошибался с "умными лицами" - по крайней мере, умны они были явно не во всех сферах (если человек выглядит не только умным, но и красивым, и сильным, то это должно насторожить! Таких букетов в одном человеке практически не бывает - даже Иисус не имел ни вида, ни величия. )
"Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума." - но так и не высказался в пользу самой природы... И бывает ли плохой и глупой природа? Может, надо просто поискать и обнаружится свой ум и у "глупого" ребенка... А вот после образований и самые одаренные становятся слишком специфическими и однобокими специалистами, от которых самой жизни (и природе) пользы уже нет , скорее, один вред....
"Люди уподобляются детям в том отношении, что, если им спускать, они становятся непослушными." - карать надо за непослушание...
"Красота — это открытое рекомендательное письмо, заранее завоёвывающее сердце." - в некоторых фирмах красивых баб используют для обмана клиентов; сталкивался с этим не раз и не два. Молодые бабы вообще постоянно именно так атакуют (бабы постарше уже предпочитают дипломы, должности и знание юридическх законов в свою пользу)
"Постучитесь в гробы и спросите у мертвецов, не хотят ли они воскреснуть, и они отрицательно покачают головами." - с мертвецами и мертвечиной он на короткой ноге, сам уже при жизни был мертвецом, поэтому имел право говорить от их имени...
"Нет лучшего утешения в старости, чем сознание того, что удалось всю силу молодости воплотить в творения, которые не стареют." - нет лучшего утешения, чем ещё большая способность творить... - или писать комментарии... Уверен, что он утешался признанностью своей писанины и не более.
"Мир во всех отношениях, безусловно, плох: эстетически он похож на карикатуру, интеллектуально — на сумасшедший дом, в нравственном отношении — на мошеннический притон, а в целом — на тюрьму." - это не мир, а Германия... И на что похожи философы в этом мире?! Не на дебилов ли...
"Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, — сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, — как будто бы освежился купаньем в чистом источнике." - про Евангелия такого ни разу не сказал? А ведь при всем моем сочувствии к сократам, им всем очень далеко до Евангелий по энергии и уровню вопросов и истин... Просто его утешало и укрепляло, что он почти и не хуже, а ведь это признанные "гении" и т.д.
"Наше спасение — в умении сострадать" - по-моему, ещё ни разу в этом не был замечен? Или с дивана всё же сочувствовал жертвам, упоминаемым в газетных новостях...
"Всякий раз, как умирает человек, погибает некий мир, который он носит в своей голове; чем интеллигентней голова, тем этот мир отчётливее, яснее, значительнее, обширнее, тем ужаснее его гибель." - моя голова будет бессмертна в интернете! Чем интеллигентней голова, тем этот мир... интеллигентней! С чего это он отчётливее, яснее и т.д.! (Певец интеллигенции на западе? - но ведь говорят, что это чисто русское (и еврейское) понятие)
"Проповедовать мораль легко, обосновать её трудно." - как можно проповедовать, не обосновывая... Демагогией заниматься легко, а вот быть умным трудно...
"... за то, что один испытал наслаждение, другой должен жить, страдать и умереть." - по-моему, намекает на то, что читать его - наслаждение. И что именно ради этого он и страдал... Многие мои мнения удивительно неустойчивы, но вот Шопенгауэра это ни разу не коснулось - образцово неинтересный, неудачный, вторичный и неумный философ
"Eсли хoчешь пoдчинить себе все, пoдчини себя рaзуму." - как подчинить себя разуму, которого нет... И почему это душа и тело в загоне - это же троица равноправных богов
"Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь." - по-моему, и то и другое - это честность... Зачем на ровном месте разводить псевдоумные игры со словами
"Вежливость — это фиговый лист эгоизма." - вежливость - это сдержанность в смысле резкости и откровенности мнений. Что такое "эгоизм" вообще? Как и все "измы", это мнимое и наукообразное понятие - есть жадность как антипод доброты, например; есть узость мышления; наконец, есть естественная любовь к себе...
"Наиболее сильный импульс философскому размышлению и метафизическому постижению вселенной придает нам сознание предстоящей смерти и видение страданий и несчастий жизни. Если бы наша жизнь не имела конца и не была исполнена страданий, то, быть может, никому бы и в голову не пришло спросить, по какой причине существует мир и почему он именно таков, каков он есть…" - Шопенгауэр согласился думать лишь под угрозой смерти... Это же полнейшая банальность, ведь нам мозг дан для решения проблем, а смерть, страдания и неудачи - главные проблемы...
"Судьба тасует карты, а мы играем" - и он игрок, а не честный страдалец. И о "судьбе" часто говорят люди с беспомощным умом, плывущие по течению, влипающие в неприятности и катавасии...
"сколько принуждения, тягости и даже опасности влечет за собою каждое знакомство." - признаться, я был таким же слабаком! Книжные черви живых людей опасаются и у них с ними слишком много расхождений...
"С точки зрения молодости жизнь есть бесконечное будущее, с точки зрения старости — очень короткое прошлое." - нет, прошлое тоже бесконечно, просто коротко его навещаем. Видимо, его собственная жизнь была настолько пустой, что нечего в ней вспоминать...
"Не подлежит сомнению, что упрёк оскорбителен лишь постольку, поскольку он справедлив: малейший попавший в цель намек оскорбляет гораздо сильнее, чем самое тяжкое обвинение, раз оно не имеет оснований." - по сути, доказывает, что все оскорбления справедливы! Оскорбляй вволю - оскорбляемый либо ничего не почувствует, либо будет оскорблен справедливо... Необоснованные оскорбления возмущают и оскорбляют своим хамством и наглостью. Если же ты оскорбляешься правдой, то дело плохо, конечно...
"Не удивление, а недоумение и печаль суть начало философии" - удивительное открытие... Прямо поэт, а не философ. Опечалился и призадумался, ага... - а то бы так и жил дураком
"Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя." - говорит про себя... Очевидно, что без самокритики никуда - наше воображение обязательно наплодит миражей
"Всякий замкнут в своём сознании, как в своей коже, и только в нем живет непосредственно." - ну, у многих ветер в голове... Или чужие книги и ютубы (или Шопенгауэр) И есть же глаза и уши - наше сознание заведомо открытая система, куда стекается вся информация...
"Tолько тот, кто сам одарен, пожелает себе общества даровитого" - помощники нужны, а не конкуренты... И даровиты абсолютно все, только по разному и у многих их истинные дары не развиты, задавлены...
"Tалант похож на стрелка, попадающего в цель, недостижимую для других, а гений — на стрелка, попадающего в цель, попросту невидимую для других." - получается, что гении - это невидимки, а таланты - это те, кто вызывает зависть...
"Самоубийца именно потому и перестает жить, что не может перестать хотеть." - уверен, что самоубийцы ему с того света отрицательно качают головами... Самоубийство - это итог полнейшего раздрая и расстройства в жизни, итог ужасных неудач и закоренелого отчаяния... На самом деле, каждый самоубийца мог бы стать гением (о котором шла речь выше), если бы нашел в себе мужество бороться и ум с душой, чтобы стать христианином; ведь где крестность и трудность, там и достижения. Я знаю это и поэтому терплю, когда на меня нападает жуткая тоска...
"Как тяжесть собственного тела носишь, не замечая его веса и чувствуя каждую постороннюю тяжесть, так не замечаешь и собственных пороков и недостатков, а видишь только чужие" - свое говно не пахнет (может, ему надо было сборники пословиц и поговорок почитать, чтобы уразуметь, что он постоянно изрекает дремучие банальности? Причем, в длинном и неметком (т. е. неталантливом) виде)
"Перед картиной каждый должен стоять так же, как перед королем, выжидая, скажет ли она ему что-нибудь и что именно скажет, и как с королем, так и с картиной он не смеет заговаривать первым, иначе он услышит только самого себя." - говорить умеют не только короли... И не только истины а последней инстанции... Забавное благоговение перед картинами - стоит навытяжку, выпучив глаза и не смея ни говорить, ни мыслить. Дикарь дикарём... В принципе, при известной наивности воображение легко может разыграться от любых картинок - даже из букваря или раскрасок... (И умно размышлять можно над любой глупостью)
"Обнаружить свой гнев и ненависть на лице и в словах бесполезно, опасно, неблагоразумно, смешно, пошло. Проявлять гнев или ненависть можно не иначе, как на деле" - не угрожай, сразу нападай...
И так далее... Устал, надоел, придется бросить на съедение моли это старое пальто...
Свидетельство о публикации №123032502567