Жизненные наблюдения - 17

                Жизненные наблюдения - 17

                Творцы-самоубийцы
                и
                Бессмертные творения    

         Если вы наберёте в любом поисковике Интернета фразу:"список
        литераторов-самоубийц", то ахнете, увидев огромный перечень имён.
         Глядя на этот список вы поймёте, как мало литераторов вы знаете.
        Если говорить обо всем известных писателях, покончивших с собой, то,
        если их смерть была вызвана проблемами творческого характера, а не
        какими-либо другими(болезнями , в том числе и душевного характера, - как,
        например, самоубийство Гаршина), полагаю, их можно разделить на три
        группы:
        тех, кто зашли в своём творчестве в тупик и не знали как из него выйти -
        о таких писателях говорят "исписался"(например, Хемингуэй, хотя его
        тяжёлый творческий кризис был вызван и хроническим алкоголизмом, и
        психиатрическими проблемами);
        тех, кто разочаровался в самом творчестве, подпитывавшем жизненные силы,
        а оказалось, что для них это пустое, ненужное, а как жить дальше, им
        было непонятно(полагаю, что таковыми были Гоголь, доведший себя до
        смерти,перестав есть,повесившийся в 27 лет(будучи трезвым)Борис Рыжий);               
        тех, кто подвергался травле либо умолчанию, игнорированию, и не нашёл
        другого выхода из создавшегося положения(Маяковский, Чаттертон, Ника
        Турбина).
         Касается это, конечно, только тех писателей, которых можно отнести к
        неординарным, выдающимся.
         Нередко, к сожалению, гениальность приводит к безумию(тот же Ницше), а
        безумие - к смерти.
         Нам, авторам этого сайта, с точки зрения творчества такое не грозит -
        хоть что-то хорошее для нас в отсутствии гениальности.
         Кроме самоубийства телесного бывает и самоубийство духовное.
         А бывает, что автор живёт долго-предолго, но остаётся известен лишь как
        человек, написавший единственное выдающееся произведение.
         Если говорить о поэтах, что нам ближе, то в творческом наследии многих
        поэтов можно найти только одно(или хотя бы одно) стихотворение, даже
        четверостишие, которое можно назвать золотой крупинкой, у некоторых этих
        крупинок несколько, но выдающиеся поэты оставляют после себя мешочки с
        золотым песком, - у кого-то этот мешочек поменьше, у кого-то побольше.
         Вот как замечательно сказал о мечте любого поэта прекрасный поэт-
        эмигрант Георгий Адамович(1892,Москва - 1972,Ницца):

                Нет, ты не говори: поэзия - мечта,
                Где мысль ленивая игрой перевита,

                И где пленяет нас и дышит лёгкий гений
                Быстротекущих снов и нежных утешений.

                Нет, долго думай ты и долго ты живи,
                Плач, и земную грусть, и отблески любви,

                Дни хмурые, утра, тяжёлое похмелье -
                Всё в сердце береги, как медленное зелье,

                И может, к старости тебе настанет срок
                Пять-шесть произнести как бы случайных строк,
               
                Чтоб их в полубреду потом твердил влюблённый,
                Растерянно шептал на казнь приговорённый,               

                И чтобы музыкой глухой они прошли
                По странам и морям тоскующей земли.

         Лучше, наверное, не скажешь.   
       
         Был такой замечательный переводчик Иван Тхоржевский
        (1878-1951, Париж),блестяще переводивший Верлена, Пруста, Малларме,
        Корбьера, Леопарди и многих других, а главный переводческий труд поэта —
        рубаи Омара Хайяма, переиздающиеся до сих пор в его переводах.
         Но он написал и гениальное стихотворение, которое, если вы не читали
        его, навсегда останется в вашей памяти, а у некоторых вызовет слёзы:
               
                Лёгкой жизни я просил у Бога -
                Посмотри, как мрачно все кругом.
                Бог ответил: подожди немного,
                Ты меня попросишь о другом.
                Вот уже кончается дорога,
                С каждым годом тоньше жизни нить -
                Лёгкой жизни я просил у Бога,
                Лёгкой смерти надо бы просить.

          Ион Лазаревич Деген (4 июня 1925, Могилёв-Подольский, Украинская ССР —
         28 апреля 2017, Гиватаим, Израиль) — русский, советский и израильский
         поэт и писатель, танкист - ас во время Великой Отечественной войны,
         кавалер семи советских и иностранных боевых орденов, пяти боевых ме-
         далей, врач и учёный в области ортопедии и травматологии, доктор
         медицинских наук (1973). Лауреат премии Федерации еврейских общин
         России «Скрипач на крыше 5774» в номинации «Человек-легенда»
         написал, на мой взгляд, лучшее стихотворение о том, что такое война
         - самое страшное, что может быть на Земле:
         
                Мой товарищ, в смертельной агонии
                Не зови понапрасну друзей.
                Дай-ка лучше согрею ладони я
                Над дымящейся кровью твоей.
                Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
                Ты не ранен, ты просто убит.
                Дай на память сниму с тебя валенки.
                Нам ещё наступать предстоит.

           Виктор Астафьев говорил, что это стихотворение ходило
         во-время войны по всем фронтам, но никто не знал автора, а автор воевал
         где-то рядом с читателями.          
          Теперь мы его знаем, и даже удивляемся тому, как можно было написать
         стихотворение такой необыкновенной силы и трагедийности.
          Все знают стихотворение "С любимыми не расставайтесь..."("Баллада о
         прокуренном вагоне"), ставшее знаменитым благодаря кинофильму
         "Ирония судьбы", но мало кто знает автора, - это Александр Кочетков,
         замечательный советский поэт.
          Кто не знает романс "Очи чёрные", но кто знает автора - Евгения
         Гребёнку?
          Все любят романс "Вечерний звон", но почти никому неизвестно, что
         это - замечательный перевод стихотворения великого ирландского поэта
         Томаса Мура, выполненный Иваном Козловым, современником Пушкина.
          А кто, кроме филологов, да и то далеко не всех знает, что Лев Толстой
         писал стихи? А ведь его строчка из "Песни про сражение на реке Черной 4
         августа 1855" известна очень многим, но автора почти никто не знает:         
         "Было гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить..."
         (в оригинале: "Гладко вписано в бумаге, да забыли про овраги,
         а по ним ходить…"). Другие стихи Толстого никому не известны.
          Этот список можно продолжать и продолжать.
          Интересные истории случаются в музыке: гений оперы Джоаккино Россини -
         автор 39-ти опер, в том числе и бессмертного "Севильского цирюльника",
         однажды сказавший: "Дайте мне счет из прачечной, и я положу его
         на музыку", все свои оперы написал до 37-ми лет и бросил их сочинять,
         прожил 76 лет, но не вернулся к прославившему его навечно делу.
          Почему? - полагаю, можно сказать просто - надоело.      
          Артюр Рембо - слава и любовь Франции и всего мира, читающего стихи,
         начал писать в 15 лет, а бросил - в 20, но стал великим поэтом. Он
         прожил 37 лет, но с двадцати лет не написал ни строчки.               
          Интересные вещи происходят в поп и рок музыке,где даже родился термин
         - "One Hit Wonder" - "Удививший одним хитом":
         Rare Bird - "Sympathy", Zager and Evans - "In the Year 2525", Pipkinz -
         "Gimme Dat Ding", Norman Greenbaum -  "Spirit in the Sky", Raiders -
         "Indian Reservation", Terry Jacks - "Seasons in the Sky", Bow wow wow -   
         "I Want Candy", и многие, многие другие группы и солисты, включая,
         наконец, Shocking Blue - "Venus" - любимую песню молодёжи на советских
         танцплощадках.
         Все они выпустили массу дисков, а прогремели благодаря одной песне.      
          То же самое можно сказать и о живописи, симфонической музыке,
         киноискусстве(работах режиссёров или актёров).
          Возьмём, к примеру, отечественное кино и вспомним понятие "исписался"
         - совершенно не нужно было всеми любимому Рязанову снимать последние
         фильмы, Данелии и Гайдаю - тоже. Ничего, кроме досады, они не вызывают.
          Эти люди убили в себе творцов, даже не понимая этого, - они совершили
         творческое самоубийство.
          Двукратные олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов
         говорили: "в спорте главное вовремя уйти."
          Не только в спорте!

                24.03.23
               
            
         

               


         
         


Рецензии
Отличное эссе, Юрий! Увы, вот сейчас у меня некий застой тоже, как мне кажется, не тянет на творчество совсем уже какую неделю, не знаю, что будет дальше, благо есть книги и фильмы ещё , и классическая музыка, конечно же! А. Цветков не писал стихов 17 лет, как и Волгин, который вообще с 70-х не писал их, словно поэзия делает оборот в человеке, и потом всё возвращается на круги своя; всему своё время, как говорится. И да, вот что важно, если не пишется, то и не пиши ничего, иначе только хуже выйдет. Старые режиссёры, который нынче ничего не могут снять, кроме Сокурова, наверное, просто зарабатывают как могут, может, отчасти понимая, что "большое кино" ушло навсегда из нашей страны как и зритель, так для кого стараться - теперь лишь касса важна, а искусство - нет! Впрочем, я тут смотрел лекцию-интервью Е. Жаринова, так вот он рассказывал, что когда пришёл на фильм Тарковского "Солярис" - там тоже люди похихикивали на кадрами, то есть это было всегда, невежество всегда было и есть, просто сейчас оно уже зашкаливает, это-то и печально! Спасибо! С добром.

Денис Созинов   27.03.2023 09:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Денис!Я тоже в молодости не писал ничего несколько ле, потом всё вернулось и больше такого не было, так что это мне знакомо. Когда я был студентом (это конец 70-х), я увидел, что в детском кинотеатре "Смена"(!!!) идёт "Сталкер"(больше нигде его не показывали) - в зале было человек десять и скоро почти все ушли. "Тупой и ещё тупее". А сейчас у нас почти не осталось книжных магазинов - всё позакрывали, а на "Краснодарском Доме книги", который пытались закрыть ещё в 80-х(общественность восстала и его не закрыли), ничего кроме вывески не осталось - там лет пять уже продают всякую дребедень, а не книги - "поднимают культурку". Вот так вот - и где теперь эта общественность? - вырождение!Скоро читать разучатся! С уважением, Юра.

Юрий Иванов 11   27.03.2023 20:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.