И шелест слов, горячих, как смола

На днях опубликована моя статья о поэзии Светланы Костиной. Представляю ее здесь.

"И ШЕЛЕСТ СЛОВ, ГОРЯЧИХ, КАК СМОЛА..."

   Ей было 11 лет, когда подборка ее стихов с восторженной статьей поэта Валерия Куницына появилась в республиканской газете «Звезда Алтая». Тогда я запомнила это имя – Светлана Костина. В той статье Валерий Романович напророчил юной поэтессе успешное литературное будущее – и оказался прав. После школы Светлана окончила филологический факультет Горно-Алтайского государственного университета, стала журналистом и всё это время писала стихи, которые вошли в первую книгу – «Заветное» (2011) и в престижную антологию «Лучшие молодые поэты России».
   Сегодня Светлана Борисовна Костина – уже известный журналист и узнаваемый поэт со своим стилем, в котором чувствуется легкий оттенок ее профессии. Многие стихотворения – это своеобразный мини-рассказ о судьбе человека. Они запоминаются сразу и навсегда, потому что написаны яркими сочными мазками, отражающие душу литературного героя в моменты сильного потрясения, как, например, в стихотворении «Однажды ночью»:

Иван Петрович очень рано встал,
Иван Петрович снова плохо спал,
Ему приснился 43-й год,
Ему приснился Белорусский фронт.
Нет, ему снилась вовсе не война,
А та, о ком не ведала жена,
О ком он помнит семь десятков лет,
Всё думает – живая или нет?
Её глаза – два чёрных уголька,
Тесьма в косе и запах молока...
И россыпь звёзд, и влажная трава,
И шелест слов, горячих, как смола:
«Я так люблю тебя, я так люблю,
Не смей погибнуть в завтрашнем бою!»
И ток от рук, её дыханья шум:
«Вернись живым, и я тебе рожу».
Был страшен бой – кровавый ураган
В нём ранен был, но был спасён Иван.
В санбате он, с повязкой на груди,
Молил сестру: «Найди её, найди!»
Но не нашли, искали – не нашли,
Да где найдёшь, селение – сожгли.
С тех пор и снится... Семь десятков лет
К нему приходит тёмный силуэт,
И память ворошит, и душу рвёт.
«А вдруг жива? А вдруг ещё живёт?»
Иван Петрович очень рано встал.
Жена спала под грудой одеял.
Он в полутьме пробрался на балкон,
Где дождь трещал, как старый патефон.
Неспешно сигарету сунул в рот –
«А вдруг жива? А вдруг ещё живёт?»
О, как хотелось, чтоб она жила,
Чтоб до седин она свой путь прошла,
До правнуков, до свадьбы золотой.
До грани, до усталости земной.
Чтоб помнила,
            чтоб пронесла сквозь сны
Вкус поцелуя с горечью войны.
Горит фонарь, и ноет голова,
Проходит ночь,
               и жизнь почти прошла.
Лишь две звезды блестят издалека –
Два чёрных негасимых уголька.
 
     Конечно, как и у любого поэта, у Светланы Костиной есть стихи и о себе, где тоже очень зримо присутствуют живописные мазки, иногда даже детально указанные, как в стихотворении «Крашу губы»:

Крашу губы, ногти, волосы...
Тени с блеском, тушь черна.
Крашу даже тембр голоса
В слишком яркие тона.
В фиолетовые сумерки
Выхожу гулять. Весна.
Мне – пятнадцать, я – безумная,
Я безумно влюблена.
Он сегодня скажет: «Глупая,
Что ты ходишь по пятам?»
И своей ладонью крупною
Проведёт по волосам.
А потом пойдёт по улице,
Равнодушен и жесток.
Говорят, что он целуется
И дерётся словно бог.

    А еще в автобиографичных стихотворениях присутствует умение посмотреть на драматичную ситуацию так, как учат психологи – отстраненно и с иронией:

Ты долго шарф наматывал на шею,
Ты долго подбирал слова,
Но лишь сказал: «Да, ты была права,
Быть лучше не смогу и не сумею,
Уйду и одиноким постарею», –
Ушёл. Часы показывали – два.
А в восемь вечера я ехала с работы,
Мир двигался в автобусном окне:
Ты шёл с другой – свободный, беззаботный,
Наверное, не помня обо мне.
В автобусе гудело и шумело,
Я плакала, перчатку смяв в комок.
«Вам плохо?» – «Да кому какое дело!» –
«Не надо. Вот, возьмите мой платок».
А в девять я надела новый плащик,
Такси уже подъехало, и вот...
Ты, мой другой, взволнованный, как мальчик,
Стоишь с большим букетом у ворот.

    Когда я писала эту статью, неожиданно поймала себя на мысли, что не хочу цитировать стихотворения Светланы фрагментами: каждая строчка важна, как важны звенья цепи – они связаны воедино. Так разноцветные стекла мозаики или мазки на картине создают единый образ, мелодию и цветовую гамму. Отсылка к живописи не случайна. Цвет реально присутствует во многих произведениях. Стихотворение «Воспоминание», например, где пылают осень и любовь, окрашено в желто-красные оттенки:

Мы были дети. Я в жёлтом платье.
На закате,
Огненном, как волосы мамы.
Она шла рядом, и муж её третий,
Глупый от счастья и птичьего гама,
Смеялся, ещё не начав анекдота.
А мы с тобой обсуждали тучу,
И дворник делал свою работу,
Сметая осень в большую кучу.
И парк качался, хмельной от мира.
Он был спокойный, сырой и старый.
Пылали в скверах костров кораллы,
А ты косился на двери тира.
Я помню, было тепло и пусто,
И липко пальцам от сладкой ваты.
Пылало солнце в маминых бусах,
А ты был самым любимым братом.
 
    Это и есть настоящая поэзия, в которой дворник «сметает осень в большую кучу», в которой старый парк качается «хмельной от мира», а закат такой же огненный, «как волосы мамы».
    Еще одна характерная черта поэзии Светланы Костиной – высокий эмоциональный накал, который невольно вызывает ответный отклик у читателя. Так у читательниц не может не возникнуть сочувствие или даже негодование при чтении стихотворения «Женщину бросили»:

Слышали новости?
Женщину бросили!
Мудрую, тихую –
волосы с проседью.
Ту, что любила,
кормила обедами.
Женщину бросили,
женщину предали.
Ту, что рожала,
прощала, работала…
На молодую сменили
и модную,
на искромётную,
всюду заметную.
Сделайте что-нибудь!
Женщину предали!..

    Визуальными признаками эмоциональности являются восклицательные знаки, которые порой проникают даже в название – «Коронавирус, уходи!»

…Я простыню перевела на маски,
И в сумочке ношу хлоргексидин.
Я выхожу на улицу с опаской...
Привет, весна, у нас тут карантин!

Пришел апрель, не нарушая график,
Наперекор дурацким ОРВИ,
От силы солнца, вирус, сгинешь нафиг,
От силы духа и еще любви.

КОВИД — уйди! Все это - злая сказка!
Урок усвоен, хватит бить под дых.
Теперь верни нам прежний мир без масок,
В котором так легко обнять родных.

    Современная поэзия претендует на оригинальность: в моде словесные выкрутасы и тяжеловесность слога, за которыми порой совершенно теряется самое главное – мысль. Я рада, что эти признаки отсутствуют в творениях Светланы Костиной, однако есть то, что делает поэзию поэзией: мысль, образность, метафористичность и гармония. Словно оправдывая свое светлое имя, она ищет и показывает лучшее, светлое, что есть в человеческой душе – любовь, доброту, сострадание и понимание других. Хочу пожелать ей в этой благородной и высокой миссии больших успехов!


Рецензии