Шедевры ГМИИ имени Пушкина Голубые танцовщицы
Повторится,
То совсем в ином
Сюжете...
Голубые
Танцовщицы
Незатейливые
Эти!..
Что сумели, всё ж,
Подняться
До высокого
Чего-то!..
Иль безудержного
Танца!..
Иль безумного
Полёта!..
05.2005.
Картина эта манит,
Как магнит!..
И скрыта в ней энергия...
Которая
Всего лишь
До поры какой-то
Спит...
Но, коль проснётся -
Свой изменит
Вид...
И перемену ту увижу
Скоро я!..
24.03.2023.
Дега очень просил не говорить речей, когда он умрет. А если кому-то уж очень захочется, сказать что-то предельно простое. Например, «он очень любил рисовать». И это чистая правда. Если что-то и волновало Эдгара Дега по-настоящему и всю жизнь, то это поиски точного рисунка для передачи жеста и движения. Он искал странные ракурсы, сдвигал точку зрения, выстраивал своих моделей в жутко неудобные и вывернутые позы – чем сложнее была рисовальная задача, тем с большим азартом Дега за нее брался.
И, конечно, балет задавал рисовальщику Дега ребусы повышенной сложности: сложные позы, гибкие тела, заковыристые театральные перспективы, яркий свет и простор для выбора ракурса, с которого ни один художник еще никогда до этого не писал людей.
«Голубые танцовщицы» рисовались в то время, когда страдавший от отслоения сетчатки и прятавший глаза от солнечного света художник уже видел очень слабо. Пройдет еще 6 лет – и он прекратит писать совсем, будет наощупь лепить из воска, сминать и снова лепить все тех же танцовщиц в выдумано сложных позах и лошадей в движении.
Балерины и ученицы хореографических школ приходили к Эдгару Дега в мастерскую. Делая десятки этюдов, он собирает потом эти зарисовки в продуманную, математически точную и уравновешенную композицию. Любимый художником эффект случайного фотографического кадра на самом деле был результатом огромной предварительной работы и расчета. «Всему, что я делаю, - говорил Дега, - я научился у старых мастеров. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
Он никогда не писал прима-балерин и известных танцовщиц с громкими именами. Лица его балерин мало о чем говорили даже современникам художника – все они танцовщицы кордебалета или совсем еще юные ученицы, которым только предстоит выйти на сцену и которым совершенно не важно получить парадный портрет, водрузить его в гостиной и выслушивать нескончаемые комплименты.
«Голубых танцовщиц» искусствоведы особенно выделяют из всего балетного цикла Эдгара Дега. Не признававший в собственном творчестве ни вдохновения, ни темперамента, Дега явно был несправедлив к себе. Потому что одних «Голубых танцовщиц» достаточно, чтобы говорить о темпераменте и таланте. Эта пастель напоминает обычные зарисовки художников, когда на одном листе изображается схематично и обрывочно одна модель в разных ракурсах. Есть ощущение, что это одна и та же девушка, крутящаяся и волнующаяся перед выходом на сцену. И этот беспокойный круг приготовлений возвращает балету торжественность и праздничность, которую Дега всегда намеренно исключал из своих балетных работ, обращаясь к повседневному и изматывающему труду танцовщиц за кулисами. Эти девушки (или одна) как будто исполняют грациозный ритуальный танец, не менее праздничный и совершенный, чем тот, что минуту спустя они станцуют перед зрителями.
Свидетельство о публикации №123032405178
на бегах
и прелесть бега
в том,
что девы
Эдгара Дега
в прикиде голубом.
Изящны руки,
блеск и шарм
рисунка танца,
где
из них любая хороша
в синхронном
па-де-де.
Узорный вихрь
Вас удивит,
и в лёгком
антраша
удачен голубой
прикид,
и запоёт
душа.
Адольф Зиганиди 02.04.2023 05:58 Заявить о нарушении