Тепло Севера
Поэма создана на основе картин и заметок «Русский Север» художника Вадима Дмитриевича Степанова
Действующие лица:
Ведущий-справочный материал
В. Д. Степанов - выдержки из (его) заметок «Русский Север»
1-й художник- образ В.Д. Степанова-художника-исследователя русского севера
2-й художник- обобщённый образ друга В.Д., тоже художника
Неведомое-образ «непостижимого-неведомого», а также внутреннего голоса художников, возможно, творца.
Ведущий:
Степанов Вадим Дмитриевич (1928 -2013), -член Союза художников России с 1963 года. В 1960-е гг. он совершает несколько творческих поездок-экспедиций на русский Север, в результате которых рождается замечательная серия написанных с натуры северных пейзаж. «Вадим Дмитриевич Степанов больше 50 лет неустанно совершал творческие поездки по России и странам Европы, но лишь один край – русский север, однажды влюбив в себя, навсегда поселился в сердце художника. Сюда со своим многокилограммовым этюдникомм он приезжал десятки раз, побывав на Беломорье, в Кандалакше, Мурманске, Вологодской области. Север стал для него вдохновляющим эмоциональным и творческим началом на всю жизнь.» А. Зражевский-Заслуженный работник культуры, директор Красноармейской картинной галереи.
В. Д. Степанов:
«Мои путешествия на Русский Север начались с желания посмотреть новые места. Я с моими друзьями-художниками Владимиром Гедикяном, Александром Мануйловым и Борисом Кудрявцевым разложили географические карты, и, после недолгих споров, решили ехать в город Кандалакшу, что в Мурманской области».
СЦЕНА 1. -СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА
В. Д. Степанов :
«Летом 1963 года мы с Володей Гедикяном пришли на пароходе из Кеми на Соловецкие острова. Мы писали башни и храмы без куполов, без крестов, мощные старинные крепостные стены монастыря. Внутри… мы видели каменные мешки, в которых при царе сидели заключённые, а при Советской власти гибли политические». Вадим Степанов
Соловецкие острова-1963г.
1.
1 худ.
На Соловецкие из Кеми
в 63- м году мы пришли.
Неведомое
Спасибо Зосиме и Савватию,
обители основателям!
2 худ.
Без крестов крепостные стены...,
в монастыре,
каменные мешки , где сидели
ещё при царе,
(клети, арки, переходы и хоры
разорены фактически),
1 худ.
Потом при власти Советской
политические...
Запытаны здесь, в Карелии,
утоплены в прорубях, расстреляны-
Неведомое
Соловецкие...
2худ.
Фрески тоже разорены-
сбиты со штукатуркой ломом,
1 худ.
Печи, котлы скрыты под лозунгами.
Неведомое
Знакомо?
2худ.
В трапезной кухня для зэков моей страны.
Неведомое
А над пристанью базы
военно- морской...
1 худ
До неё тут подать рукой…
Неведомое
Саксофон ФаУсто ПаппЕтти-
танго «Маленького Цветка» качается...
2худ.
Всё никак не кончается-
Неведомое
Над Соловцами , над лихолетьями
лишь усиливая совестливое отчаяние...
2.
1 худ.
Мы жили одной артелью
в трудах и полезных спорах.
2худ.
Шли лодки, из солнечной меди вылитые,
лишь вздрагивали легко
1 худ.
Эскизы и акварели,
роняя цвета в озёра,
Неведомое
Посланцами Света вырытые-
монахами Соловков.
СЦЕНА 2 – БЕЛОЕ МОРЕ
Кандалакша-1961-1963
3.
1 худ.
По Морю по Белому
блики заката, рассвета блики-
2 худ.
Близко...
Частью общего целого
Неведомое
Низко...
Чайки, поморники, кулики
белосизы, звонкИ..
1 худ.
Край непуганых птиц. стада..,
2худ.
Ряды тюленей, что из воды
выглядывают,
нас разглядывая..
1 худ.
Облаков чуткий дым от костров,
Неведомое
От костров, что ещё не разожжены-
от костров с Вольной Воли
не написанной той страны-
из невыдуманных историй,
что странствуют год за годом
по Белому морю-
из историй с привкусом соли,
с лёгким запахом льда и йода...
4.
1 худ.
Мы в Кандалакше..
У нас все нормально.
2худ.
Что дальше?
1 худ.
Живём как отшельники,
нахально рисуем закаты.
2худ.
Море Бореем раскатано ..
Неведомое
О, сварливая несговорчивость!
1 худ.
Странные формы лишайников,
мхов островных узорчатость ,
подчёркнутость горизонта линии,
2худ.
Вылитой ли, влитой в проливы-
неподвижной для глаза сини,
гонящей гурт прилива.
Неведомое
Но разгулом стихий, перформансом,
буйством, грохотом, мощью, плеском,
глубиной, леденящей мысли,
красотой, изводящей блеском,
перевитыми смыслом высями,
перепетыми высью смыслами-
всем заведует Божий Замысел,
всем заведует Божий Промысел...
В.Д. Степанов:
«В средней полосе России я не встречал такого живописного небо, как на севере. Вечерами перламутровой облака, прозрачный воздух и белые ночи создавали впечатление сказки. Это феерическое зрелище трудно описать, но мы нахально пытались изобразить на холсте и необычный цвет, и свет, исходящий с небес. Север притягивал и манил. Кто хоть раз побывал в этих краях, наверняка согласиться со мной. Русский Север – кладезь эмоциональных впечатлений для художника. И вот я опять еду на север». Вадим Степано
КАРТИНЫ В.Д.СТЕПАНОВА
5.
1 худ.
Разноцветье камней
прибрежных
мы оставим в своих планшетах,
мы оставим в душе, конечно,
ну , а камеру убери,
2худ.
Мастихином и кистью выведем
ламинарий тактильность
нежных ,
и подпишем хорошим людям-
«Кандалакша 63».
6.
1 худ.
Литорали камней ,
акварельные зябь и зыбь,
не забыть, сохранить их нить ,
срисовать их суть…
2 худ.
Отловить, отстоять,
отмолить, пронырнуть в их глубь,
в непокой аметистовых глыб
и костистых рыб... Рискнуть!
7.
Неведомое
Скалы суровые в водорослях и ракушечнике...
Шли бородатые, бурно жестикулируя,
взрослые дядьки, к лодке, почти игрушечной
в море закаты коллекционировать..
В. Д. Степанов:
«Приливы и отливы на море – это особенные явления природы. Возникает чувство – море дышит, как живой организм. Когда идёшь в море во время прилива, какая-то неведомая сила разворачивает лодку, это покатые волна, не видимая глазам, но очень ощутимая физически. Мир моря, его Береговой полосы, островов и растительности на них создает впечатление сказки, фантастики и нереальности окружающего мира, каких-то волшебных явлений, возникающих на небесах. Невольно возникает образ, испытываешь потребность – прыгнуть как можно выше и взлететь… Удастся ли? Редко получаешь удовлетворение от написанного… Наше путешествие продолжалось». Вадим Степанов
8.
1 худ.
Литораль как ожерелье,
полоса прилива,
2 худ.
В пене топит побережье
торопливо…
Неведомое
Литораль звучит не лирой,
а Бореям вторя,
проступает желтой Литерой
и оранжевою Литерой
на страницах моря.
СЦЕНА 3- БАРЕНЦЕВО МОРЕ
В.Д. Степанов:
«Мы хотели открыть север не только для себя, и в 1965-м году группа московских художников, в состав который входил и я, обратилась в Союз художников СССР с просьбой об оказании содействия в поездке в район Баренцева моря Кольского полуострова для сбора материалов к выставке на тему «Наш Север». Поскольку Мурманская область -пограничная зона , то , получив ходатайство Союза художников , мы отправились на Лубянку к полковнику погранвойск. Выслушав нас , полковник , которому понравилась наша идея ,направил нас к пограничникам, за что мы были ему в дальнейшем очень благодарны. Летом того же года мы прибыли в порт Печенега. Это было уже за полярным кругом, и мы попали в ещё более суровый край – заливы, скалы, фиорды, бухты, а где-то под горой – порт, корабли, лодки… Смотрим, рисуем. Вечером садится солнце, освещает скалы и горы красным и розовым светом. И бесконечно длится эта красота, когда солнце, достигнув горизонта, не закатываясь, поднимается вновь, предвещая новый день. Это чудо называется полярный день». Вадим Степанов
Печенега-1965
9.
1 худ.
Летом с одним моим другом
мы прибыли в Печенегу.
И вот за полярным кругом!
2 худ.
Будет сначала трудно,
а пока любуемся берегом:
1 худ
Скалами, что доверили
Нам красоту Карелии,
Портом , баркасом, ловлею,
2 худ.
Всё написать готовы мы!
1 худ
Волны в залив закатаны,
Бухты в шелка закатные.
порт с кораблями, лодками
смотрим, рисуем…
Неведомое (в зал иронично)
… фоткаем.
СЦЕНА 4-КИЖИ
В.Д. Степанов:
«В следующем 1964-м году на катере, построенном Сашей Мануйловым, мы начали путешествие по Онежскому озеру. Начинался сентябрь. По спокойной воде мы прошли из посёлка Вознесения до города Петрозаводска и дошли до острова Кижи. По пути много писали окрест на островах, в заливах и деревнях. Стояла золотая осень и это была необыкновенная красота. Золото островов на фоне свинцовых вод Онежского озера. Островная растительность – сосны, ели, берёза, рябина, засохшие выветрелые можжевельники создавали неповторимый сказочный пейзаж таинственными скульптурами, созданными самой природой, похожими на скелеты на фоне тёмных елей, жёлтых берёз и красной рябины». Вадим Степанов
п. Вознесение-1964
10.
1 худ.
Вроде бы в Воскресение
шли мы от Вознесения-
2 худ.
-Яркий такой посёлочек,
там, на краю Земли...
Неведомое
Осень тонула в золоте.. .
Впору читать Есенина...
1 худ
Так по заливам солнечным
мы до Кижей дошли.
2 худ.
Осени стыло золото
в темном свинце Онеги,
1 худ.
Плыл можжевельник сизый-
сказочных дум баркас,
Неведомое
Были Вы очень молоды,
а молодым предлоги
разве нужны в дороге,
чтобы писать эскизы
словно в последний раз?
Все вместе
Осени стыло золото...
СЦЕНА 5- КАРЕЛИЯ-КОЛЬСКИЙ П-В
11.
В. Д. Степанов:
«Летом 1967 г. мы были на Белом море в Карелии, в деревне Соностров. Край этот замечательный, далёкий от цивилизации и дорог. Жили мы и работали на подножном корму, хлеб, правда, покупали в деревне, а так, рыба, грибы, ягоды, иногда молоко или самогон – вот и вся наша нехитрая еда . Деревня Соностров небольшая, но очень красиво расположенные на берегу залива, в который впадает речка Соностровка. Жили мы на берегу залива в местности, называемый Дорошенка, писали тут же у рыбацкого домика – с крутых берегов, заросших кривыми берёзками, открывался прекрасный вид на Белое море». Вадим Степанов
Ловозеро, Сейдозеро 1965 Сонозеро-1967-Карелия, Кольский п-в
1 худ.
Ловозеро там же, на полуострове Кольском.
Это Лапландия, не беспокойся!
2 худ.
Ловозеро, Сейдозеро, Сонозеро- да что это за названия?
Неведомое
Сёла такие на краешке мирозданья…
КОЛЬСКИЙ П-В
12.
Хибины-1965 г.
1 худ.
Мы жили в рыбацкой избе,
Неведомое
Вы? Где?! Вот так картина.
1 худ.
В живописнейшем месте!
2 худ.
Писали суровый горный пейзаж
вместе… в Хибинах.
Неведомое
Вот так пассаж!
2 худ.
Рыбаков- саамов и русских ,
1 худ.
Бесконечно снующих собак, рыбы лов,
2 худ.
Кормили полчища гнусов и Комаров,
облеплявших лицо и руки…
Неведомое
О, други! Был каждый из вас здоров…
2 худ.
Но красота природы
Неведомое
И помощь Рода
1 худ. и 2 худ.
…пересиливали все наши муки!
СЦЕНА 6- ХАРЛОВЫ ОСТРОВА
13.
В.Д.Степанов:
«По нашей просьбе пограничники доставили нас на архипелаг Харловы Острова Баренцева моря. Устроившись, мы начали писать скалы и птичий базар на них». Вадим Степанов
Харловы острова
1 худ.
Архипелаг
Харловы острова…
2 худ.
Доставили нас пограничники..
1 худ.
И вот это царство птичье...
Неведомое
найди сто отличий..
1 худ.
...всё у твоих ног!
Сидишь над пропастью!
Неведомое
Вот Бог, вот порог..
2 худ.
Поморники -хищники,
свалок зачинщики,
чайки и тупики,
кайры и чистики-
Неведомое
дома очистишься..
1 худ.
А вокруг моря грохот,
вопли и хохот
чаек отчаянный.
Неведомое
А ты, неприкаянный
2 худ.
Здесь, на краю земли,
рисуешь мир мечущийся, снующий .,,
Неведомое
как Вездесущий?
1 худ.
С высоты островов мы
из дальней дАли
наблюдали
ныряние в Баренцевом
белух ..
2 худ.
…синхронное...
Ух!
Неведомое
Их номера коронные!
1 худ
Оглушённые шумом
базара птичьего
и волн накатами,
работали от рассвета и до заката мы...
Неведомое
Непередаваемое зрелище!
1 худ.
Торжище!
2 худ.
Птичьи базары
и моря звуки !
Неведомое
Всё было недаром,
творите ж под эту безумную музыку!
СЦЕНА 7-САГА О ГИПЕРБОРЕЕ
14.
Кольский п-в. Саамские Сельды
Неведомое
Саамские Сельды-
Груды камней на Кольском,
Духи камней в них скользких...
1 худ.
Древняя обсерватория
в виде секстанта,
Неведомое
Скандинавии территория
как константа
Русского Севера , Вольности..,
2 худ.
Лопарей, что жили здесь с давности..,
Неведомое
Призраком дальней волости,
Гипербореи...
1 худ.
Возможной мечтою Амундсена...
Неведомое
Так чья же Лапландия ?
Лоплян, ЛиннЕя, а может, Андерсена?
15.
1 худ.
Я тут послушал истории:
шведские саамы
чтили Тора...
Неведомое
У истоков у самых
гиперборейской цивилизации
молились исстари
Царь- Рыбе И- на- ри,
морской русалке Акрува…
2 худ.
Молились богам из ближнего круга?
В общей массе?
Неведомое
Хозяйке оленей,
Травяной деве Рано-нейдца,
1 худ.
Куда же саамам деться?
Отощавшим, голодным животным
посылавшей первый весенний корм ,
Неведомое
Травяной госпоже Рухтнасе,
2 худ
Золочёным веретеном
поворачивающей оленьи миграции .
Неведомое -
Богу солнца Пейве,
1 худ
Чтобы за горизонт
надолго себя не прятал
Неведомое
И богу -ветру Биеггу,
2 худ.
Чтобы поменьше снега
сыпал на неба зонт
гигантской своей лопатой.
Неведомое
Был ещё мир загробный..
1 худ
Об этом бы поподробней.
Неведомое
В нём три яруса:
Сайваймо - Валхалла
2 худ.
Рай павших воинов,
умерших рожениц и шаманов ?
Неведомое
А Ябмемеймо- Дом мертвых,
1 худ.
Куда утаскивал довольный болезней бог-Рута?
Неведомое
Там всё без обмана!
2 худ.
Так в чьих же руках наши судьбы?
Неведомое
Все четко отлажено-
в среднем мире вы, люди ,
а в верхнем , как и положено-
саамские боги, не обессудьте,
так было, так будет.
1 худ.
А в нижнем?
Неведомое
В нижнем ярусе мира троичного
нечисть всякая, как обычно.
2 худ.
Правда ли, вымысел, ходят
слухи:
со зверьём по тундрам бродили
гофиттераки -оленьи духи,
1 худ-
И с серебром внутри карлики чакхли,
Неведомое(иронично)
Трясли серебром, не чахли..
СААМСКИЙ СКАЗ
16.
1 худ.
Жили два брата саама когда-то.
ТУпа, изба с плоской крышей
из брёвен -у брата богатого,
Ну, а у бедного мыши в сарае дырявом
-не ровня он.
Много оленей, огонь в камельке,
Старший смеётся -живёт налегке,
Ну, а у младшего, бедного,
избушка корявая, бледная,
вот и трясётся в худом уголке.
Старший ест мясо,
бросает собакам кости,
Младшему бросьте!
Неведомое
О, госпожа Рухтнаса!
2 худ.
Дыры травой заткнул, чтобы не дуло.
Неведомое (поёживается)
Стыыло и хмууро…
1 худ.
К такому не ходят в гости!
Бедный с пустым животом …
От северной стынет лени-
2 худ.
С холода околеет!
Неведомое
И что же потом?
1 худ. (к неведомому)
Потом… Подложи поленья!
Неведомое кидает в огонь поленья
1 худ.
Рухтнаса взмахнула веретеном…
2 худ.
Госпожа?! Золочёным веретеном?
1 худ.
И, к младшему…
Неведомое (восхищённо)
Что за явленье?!
2 худ.
Стадо пришло оленье!
1 худ, 2 худ. и неведомое (хором)
К бедному брату огромное стадо оленье?!
СКАЗОЧНАЯ ЛИСА
17.
1 худ
Снова сказочная лиса у горизонта охотится,
взмётывая позёмку бесстыжим своим хвостом.
2 худ.
Северного сияния полоса разметалась и вся колотится
за оленьим дальним погостом , как снежный сом.
Неведомое
Снова сумерек волшебство- с декабря по январь ночь Полярная.
снова пятое время года, и имя ему каамос,
спит земли существо, разумное, благодарное,
спят саамы в куваксах, давненько так не смеркалось…
КОЛЬСКИЙ П-В-ДЕРЕВНИ
18.
Соностров-1967
1 худ.
Мы на подножном корму,
Счастливы были наверное,
2 худ.
И непогода не непогода,
Коль на душе легко,
1 худ.
Жили в рыбацком дому,
хлеб покупали в деревне ,
2 худ.
Рыбу, грибы да ягоды ,
И иногда … мо-ло-ко.
1 худ.(синхронно )
И иногда са-мо-гон
2 худ
Здесь же писали с крутых берегов,
Заросших полынью да клевером,
У рыб а р е й, у моря, у мхов,
Любуясь ривьерой северной.
1 худ.
Сосны, берёзок кривые нотки,
Амбары , вешалы -сушки сетей,
Карбасы, рыбацкие лодки,
Хоть те, да совсем не те...
Неведомое
Соностров!
(Бьет в рынду)
1 худ.
Деревня , что в процветании,
В уловах кумжички с сёмгою
Трески и наваги жирной
Была тут , да вся истаяла.
Неведомое
Соностров...
2 худ.
Нет в этом особой тайны,
Что жили здесь жизнью мирной,
Рыбацкой, приморской, долгою,
1 худ.
Да только её не стало
(Бьет в рынду)
Неведомое
Соностров...
2 худ.
Не бегать тут карелятам...
Неведомое
Деревни Соностров не стало
В семидесятом…
СЦЕНА 8-ФЕРАПОНТОВО
19.
В.Д.Степанов:
«Затем был перерыв. В 1972-м году мне снова довелось увидеть знакомые мне пейзажи – художник Николай Гладких пригласил меня на этюды в Вологодскую область. Итак, после перерыва я снова попал на север. Мы с Николаем прибыли в город Кириллов солнечным мартовским днём. Горячо и как-то радостно мы писали монастырь с его соборами, церквами и древними стенами. Стояла удивительно светлое весна. Мы увлеклись и писали ярко, празднично нашу русскую деревню, нашу русскую древнюю архитектуру, постройки, красивые оконца, наличники и древние стены. После Кириллова мы переехали в Ферапонтов. Это древние село, к счастью, расположено вдалеке от дорог и это обстоятельство спасло его достопримечательности от разорения, сохранив их практически в первозданном виде. В один из солнечных мартовских дней мы вошли в Рождественский собор Ферапонтова монастыря. Долго стояли молча, не хотелось говорить, да и слов не было, глядя на фрески Дионисия. В соборе маленькие оконца, но и через них мартовское солнце высветило весь храм – и это было похоже на чудо. Божественная музыка, казалось, звучала отовсюду – со сводов, с люнетоа, с купола. Её создавало буквально все – росписи собора, свежесть красок, их яркий цвет, пластика, линии в композициях…» Вадим Степанов
В.Д.Степанов
Вадим Степанов с. Ферапонтово-1972
КАРТИНА В.Д.СТЕПАНОВА «ДИОНИСИЙ»
Неведомое
Через год Леонардо напишет свою Джоконду,
Через три Микеланджело фрески капеллы Сикстинской,
Только прямо сейчас Дионисий в селе Ферапонтово
Создаёт чудо - чудное Вологодской земли, Кирилловской .
Там где озера два-БородАевское и ПАское-
Рождества Богородицы храм, белой горлицей богомыслия,
Там сегодня, сейчас древних стен не смолкает акафист-
многослойная роспись изографа Дионисия!
Здесь и прямо сейчас прозвучат азурит, белИла, что…
светоносный елей проливают на нас, потерянных,
1 худ
Как же быстро артель его сыновей творила- то-
Тридцать дней да четыре ещё в землях северных.
2 худ.
Чтоб веков так на пять этих красок
хватило точно нам,
Чтобы ожили стены, чтоб пели святые лики.
1 худ.
Что ещё? Малахит растолчённый, как травы, сочный там,
медь, яичный желток, древнерусского солнца блики…
2 худ.
Вне пространства и времени сводов воздушных нефы-
Неведомое
Здесь и прямо сейчас, приоткрыв для потомков выси-
киновари миров, многослойные тайны неба,
для земного и горнего заповедал
Нам Дионисий…
1 худ.
Десять лет как Колумб обнаружил Америку молодой.
Русь сильна , Русь едина пятнадцатого столетия,
И графьёй по левкасу в белозёрской глуши под Вологдой
прямо здесь и сейчас, окраплённый святой водой,
Духа русского памятник пишется из своего Бессмертия.
20.
В.Д. Степанов:
«Весной следующего 1973 г. мы с Николаем Гладких поехали в Архангельской области, в село Порог, что на реке Онега. Писали, рисовали с вдохновением бурные, многоводные и суровые весной речные пороги. Из села Порог на пароходике мы отправились вверх по течению. По берегам реки мы видели брошенные деревне, забитые досками окна домов и церквей. Иногда встречались целые крестьянский деревеньки. Конечная остановка пароходик – село Турчасово. На горе над рекой Онегой возвышался великолепный деревянные собор». Вадим .Степанов
с. Порог, с.Турчасово (Архангельской обл.)-1973 г
Неведомое
За речкой зажалось таких деревенек,
Где рос можжевельник и лето держалось..
1 худ.
В соку припадая к тяжёлой осоке
Держалось высоких берёз, холодая.
Держалось за плети, цеплялось за крыши,
Глядевшие выше всех башен на свете.
2 худ.
Оно собирало какие-то силы,
Для дочки стирало, копило для сына..
1 худ.
Стирало оттенки в зелёных овражках
По самые стенки в весёлых ромашках.
Неведомое
За речкой древней почти не старело,
С такой вот деревней... случайно сгорело.
СЦЕНА 9- ТЕПЛО СЕВЕРА-ФИНАЛ
В. Д. Степанов:
«Прошло много времени. Север по-прежнему притягивал, звал. Удалось посетить Соловки только спустя четверть века. С группы друзей художников в лето 1998 года мы отправились через г. Кемь по Белому морю на Соловецкие острова. Монастырь вырастал из вод Белого моря как в сказке, обновлённым и отреставрированным. На храмах были восстановлены купола с крестами. Могучая древняя крепость теперь представляет собой прекрасный памятник русской архитектуры. Все время пребывания на островах, и в белые ночи, и в дождливые дни, я писал сторожевые башни и храмы монастыря . По берегам озёр ожерелье из камней, выложенное вручную монахами, создает впечатление Набережных. Одним словом, сказка, которая всегда вдохновляла художников». Вадим Степанов
21.
Неведомое
Художники!
Прошли вы по Баренцевому и Белому,
Как настоящие мореплаватели!
И главное в жизни сделали-
Служили высокому делу Вы-
себя пре-о-до-ле-ва-ли-
Писали, запечатлевали-
Русского Севера открыватели!
1 худ.
Писали мы башни сторожевые,
их кресты - кораблей якоря,
2 худ.
ожерелья камней живые,
труд монахов монастыря.
1 худ.
А помнишь, как на Соловецкие из Кеми
В 63 году мы прошли, Кандалакшу,
2 худ.
И бодро дальше и дальше
по Онеге в осенней неге
Неведомое
До края дошли земли?
1 худ.
Тогда до Кижей дошли!
2 худ.
Моря два, полуостров Кольский-
Гиперборея древняя…
Архипелаг …
Неведомое
Так- так…
1 худ.
Архипелаг Харловы острова…
Неведомое ( в зал)
Для тех, кто там был, не просто слова
2 худ.
А потом была Печенега,
1 худ.
Озёра, сёла, деревни,
Поиск еды и ночлега,
Пустые избы и берега.
Неведомое
И куда, и к чему ж вы пришли?
В.Д.Степанов:
«Наши предки жили в этом суровом краю рачительно и бережливо, используя для построек природный материал, сплавляя лес по Онеге, которая и до сих пор сплавная. При сплаве леса по реке иногда образуются заторы из брёвен и тогда сплав прекращается. Мужики – сплавщики, разбирая заторы, ловко перебегают с баграми в руках с бревна на бревно, балансирую на них. Восхищает их сноровка, расчёт движений. Со стороны я любовался их силой, ловкостью, восхищался их мужеством, много изображая их в движении, в работе. Эти этюды послужили основой к картине «Сплавщики», написанный позже дома». Вадим Степанов
КАРТИНЫ В.Д.СТЕПАНОВА
22.
1 худ.
Вы, предки, жили в этих краях
Рачительно, бережливо,
на северных, диких, ледовых морях-
достойно, неторопливо.
2 худ.
Сплавляли бревно и ловчую сеть
на зверя ставили смело,
а избы справляли… В работе потеть
и отдыхать умели.
Неведомое
Умели любить…
1 худ.
Насмешлив, суров
характер помора-мальчишки,
с порывами здешних крутых ветров
знакомым не понаслышке.
2 худ.
Но весел и добр он- таков уж геном
у лопарей и русов!
Неведомое
Вы жили на краешке на земном,
но зря не сказал художник о том,
с каким же вы жили вкусом!
1 худ.
(принюхивается-присматривается)
Со вкусом дымов и солёных брызг,
Со вкусом копчёной рыбы,
морошки промёрзлой, промёрзлой вдрызг-
так жили, как мы могли бы…
2 худ.
Могли бы так жить, только не живём
в единстве с собой, с природой,
Неведомое
В любви, в простоте, свой построив дом
по вечным законам Рода.
1 худ.
Спасибо, мой Север, тебя я писал,
и чувствую всё острее…
2 худ.
Ты белый и чистый как лёд кристалл
1 худ.
С Бореем и чайками между скал…
неведомое
Так странно, но Север греет…
Все вместе хором
Теплом своим Север греет…
Ведущий:
В 80-х Вадим Дмитриевич, владея техникой стеновых росписей, принимал активное участие в восстановлении православных храмов России и ближнего зарубежья. Его фрески украшают храмы Почаевской лавры и Севастополя, села Образцово и Ликино - Дулёво в Подмосковье, Новосибирске и Караганде, в Мордовии. Произведения художника хранятся в музеях и частных коллекциях России, США, Великобритании, Франции, Италии и Греции.
А. Зражевский-заслуженный работник культуры, директор Красноармейской картинной галере
В. Д. Степанов:
«Наверное, у каждого человека есть свое любимое место на земле. У кого-то это городские улицы, знакомые с детства, у кого-то яблоневые сад… В моей памяти навсегда останется север, его дикая, первозданные красота, всегда вдохновлявшие художников, поэтов и писателей».
Свидетельство о публикации №123032405177