Слоняющийся слон

По поводу происхождения названия животного «слон» в лингвистических кругах сломано немало копий. Тема эта настолько избита, что, казалось бы, ничего нового тут уже и не скажешь. Но всё-таки мы рискнём, даже понимая, что в нашу сторону неминуемо полетят камни и гнилые помидоры.

Начнём с того, что приведём две наиболее известные версии на тот случай, если кто-то ничего об этом не слышал. Но зайдём немного со стороны. Самое первое объяснение, которое может прийти на ум русскому человеку – сблизить название «слон» с глаголом «слоняться».

В интернете распространена версия, что глагол «слоняться» напрямую связан со слонами. Якобы всё началось в 1744 году, когда в Петербурге был устроен Слоновий двор. Из далёкой Персии (современный Иран) императрице Елизавете Петровне были подарены слоны. Вместе со слонами в город на Неве также попали и персы-погонщики этих экзотических животных, в обязанность которых входил уход за ними.
Ежедневно погонщики водили слонов через город к водопою и назад, что, естественно привлекало зевак, желавших поглазеть на невиданных зверей. В общем, как в басне Крылова: по улице слона водили, как видно, на показ, известно, что слоны в диковинку у нас…

Несостоятельность этой версии совершенно очевидна. Для сомневающихся приведём всего один аргумент: глагол «слоняться» в значении «праздно шататься, шляться без дела» известен задолго до XVIII века. Например, его можно найти в академическом словаре древнерусского языка 11-17 веков.

Заметим, что «слоняться» в смысле «бездельничать», объяснить при помощи слонов пытались еще в XIX веке. Так, С.В. Максимов в книге «Крылатые слова» писал: «Водить слонов – ничего не делать, даром теряя время, один толковник пустился объяснять случаем из времен Екатерины. Слонов, приведенных царице от персидского шаха, «целые дни водили по Петербургу на показ народу, а за ними целые толпы, преимущественно молодежи, побросавшей всякой занятие, ходили разиня от изумления рот». Для Петербурга такое объяснение может быть и понятно, и вполне заслуженное, но дело в том, что исстари поется в одной песне не слон слонится (см. слоняется) – грузно идет, неуклюжий; – валит тяжелой походкой, а в сборнике былин Кирши Данилова, при описании богатырского лука, говорится, что у него «полосы были булатные, а жилы слонысохатные». Отсюда Даль имел полное основание заключить, что не одно лишь животное жарких стран называлось слоном, но что под этим именем разумелось встарь вообще тяжелое или большое животное, которое «слоном слоняется» по лесам, хотя бы подобно тому же сохатому сибирскому лосю наших лесов (а сохатый он за то, что рога у него широкие, вилообразные, т. е. развилистые или с рассохою). На наш взгляд, очень интересное замечание.

В то же время в академическом словаре древнерусского языка 11-17 веков имеется форма «слоняти» со значением «прислонять, приставлять». Именно с этим «слоняти» древние писатели соотносили «слона». Легенда о том, что животное назвали слоном по причине того, что оно спит стоя, прислонившись к дереву, впервые встречается в трактате «Физиолог», который появился у нас примерно в XV веке (это сборник христианских притч и вымышленных историй, содержащий, в том числе, описания и изображения животных). Так, в одном из текстов было написано, что слон ходит по лесу, а чтобы поспать прислоняется к дереву.

Однако лингвистов такое объяснение не удовлетворило, и они выдвинули невероятную гипотезу, которая, однако, до сих по считается одной из самых приемлемых. Так, Шанский писал о происхождении слова «слон»: скорее всего, заимствовано из тюркских языков (ср. турецкое aslan «лев»). В таком случае следует принять исчезновение начального гласного (ср. подобное явление в лачуга, лафа, лошадь) и резкое изменение значения. Сближение со словом «прислониться» (с приставкой при- от слонитися «прислоняться») является народной этимологией.

Л.В. Успенский поясняет: вероятно, слыша от своих тюркских соседей рассказы о могучем южном животном, по имени «аслан», т.е. лев, наши предки сделали из этого имени свое «слон», но, не зная ни слона, ни льва, ошибочно отнесли его не к тому зверю. Если это верно, то, пожалуй, изо всех «слов-ошибок», ставших нам известными, эта – самая грубая.

Но не все языковеды готовы принять эту абсурдную гипотезу. Так, авторитетный лингвист П.Я. Черных в своем этимологическом словаре пишет, что происхождение слова из тюркских языков, где оно чаще имеет вид не aslan, а arslan, весьма сомнительно. Кроме того, по его мнению, отпадение начального а на русской почве не может объяснить ту же форму slon в других славянских языках. Не имея каких-либо приемлемых версий, Черных готов признать соображение, высказанное в Физиологе о том, что слон назван так потому, что спит, прислонившись к твердой опоре.

Не отвергая эту идею окончательно, выдвинем, как и обещали, свою гипотезу. У глагола «слонить» в старину было и ещё одно значение – «заслонять, закрывать». Именно оно, по нашему мнению, могло послужить отправной точкой для названия животного. Дело в том, что наши предки познакомились со слонами не в естественной среде обитания. Приезжая в дальние южные страны, они видели прирученных элефантов, которые использовались на полях сражений в качестве живого щита для пехоты. В древние времена слоны выступали аналогами современных танков, прикрывая своими мощными телами воинов от стрел противника.

Именно в таких ситуациях мы находим слонов в самых ранних текстах. «Предвещаетъ же псаломъ… многие тьмы македонянъ и множьство слоновъ» (Псалтырь, XI век). «Увиде Елезаръ ражьженом слономъ… и многы избивъ округъ слона, и подъ онъ подътекъ, прободе чрево слону, и паде зверь абье нань и сокруши его» (Хроника XIII – XIV вв.). «Слономъ показаша кровь… к поострению ихъ на брань» (1499 г.). Вот здесь, как нам кажется, следует искать мотивировку названия: «слон» – это заслон, заслоняющее животное. В словаре академии российской 1789-1794 гг. глагол «слонить» в значении «заслонять, закрывать» указан как старинный, вышедший из употребления.

Нам осталось только пояснить происхождение глагола «слоняться». Естественно, со слонами он никак не связан, но мотивировка в нем таже же, что и в старинном Физиологе. Дело в том, что глагол слоняться изменил своё значение: его первый смысл – «прислоняться». Представьте праздношатающегося бездельника, который то у одной стенки постоит, с кем-нибудь поболтает, то к другому забору отойдёт и облокотится на него, чтоб поглазеть на идущих мимо людей и так далее. «Слоняться» вначале – «прислоняться то тут, то там, гуляя без цели, подпирать стенки». Потом – просто «шататься». Обратите внимание и на сам глагол «шататься» – от опоры до опоры.

На наш взгляд, именно такое объяснение ставит всё по своим местам, согласуя все источники.


Рецензии