О божественном вдохновении
известной самобытной русской поэтессы Юнны Мориц "ПАСЕКА ЖИЗНИ":
Ночь прилетает пчёлками звёзд,
Мёдом небесным полна глубина,
Мёдом волны золотится волна,
Мёдом волны отражается мост,
Мёд фонарей в стеклоте пузырей,
Пасека жизни медом полна,
Мёд отражений, свет из окна
В нем отражается!..Это - она.
Пасека жизни, створчатый воск
С творческих створок, скороговорок
С мёдом небесным - сквозь мрак или морок,
С мёдом луны, что задаром, за так
Пасечник Бог раздаёт человекам,
Жизни волокнам, окнам и рекам,
С творческих створок - сквозь морок и мрак.
Стихотворение небольшое,но волшебный и загадочный образ лунной ночи завораживает и имеет глубокое значение. Само название "Пасека жизни" является тропом - красивой и необычной метафорой и сравнением.Смысл и фабула стихотворения доходят через созерцательное описание лунной ночи: мир горний отражается в мире дольнем, в подлунном мире ощущается божественное присутствие Творца, которого поэтесса сравнивает с Пасечником.
Свет небесный - божественный с мириадами мерцающих звезд, по преданиям являющимися душами людей,даёт свет миру земному, где в нашем мире живут люди, в чутких душах которых отражается свет небесный,преображающий и просветляющий их.
На земной пасеке жизни люди - пчёлы трудятся, чтобы вкушать мёд жизни - радость жизни, они живут в сотах-домах с окнами створками, которые тоже отражают свой неяркий свет в ночь. Это в прямом и переносном значении.
Свежий эпитет"медовый" свет употребляется в разных интерпретациях, Луна тоже медовая - золотая, и это золото подарил миру людей их Создатель на благо. Свет отражается на волнах реки,в которой отражается мост с фонарями, в коих отражается лунный свет и отблески окон домов-сот.
В стихотворении подразумевается образ ночи как темной и полной мрака и морока в прямом и переносном значении - страха,порождений зла из тёмных миров, пробуждающих негативные эмоции ужаса, застилающих зрение физическое и духовное.
Но все ночные страхи и чары рассеивает золотой - медовый свет лунной ночи, этим божественным светом пронизано всё стихотворение.
Всепроникающий свет имеет глубокий духовный смысл: преображение душ людей, и не только рассеивание ночной мглы; в переносном значении это и просветление душ в повседневном мороке людей, которые трудятся как пчёлы, порой забывая о своем подобии Богу, о духовной жизни.
Юнне Мориц свойственны в творчестве богатый духовный мир,тонкость чувств и метафоричность, вера в Творца, который дарит людям с поэтическим взглядом на мир вдохновение, помогая их самовыражению.
Трудясь подобно пчёлам, люди, особенно поэты собирают с душистых цветов пыльцу,даря словам аромат и сладость, капли мёда - это добытые трудом светлые слова благодати, а собранная мудрость - пища для ума и укрепления духа; совместная дружная работа ячейки строит соты -дама, где жильцы не одиноки.
От божественного вдохновения - искры божией - творческие люди сами создают произведения и даром раздают свои творения другим, делясь отражённым от высшего Света светом души. Озарения свыше, как светлячки в ночи, указывают путь земной жизни и торят пути в неведомые фантастические миры.
По жанру это небольшое стихотворение можно отнести к оде, так как оно воспевает Создателя и Жизнь, заставляя задуматься о вечности и предназначении человека.
Глубокому смыслу, идее произведения соответствует язык и художественная выразительность: написана ода дактилем, сложным трехстопным размером с ударением на первом слоге, что придает раздумчивый ритм и музыкальность, рефреном звучат ключевые слова - мёд и мрак, использована сложная рифма: смежная в начале - охватная, где рифмуются 1 и 4 строки, 2 с 4, четкая мужская рифма чередуется с женской...
Мне хотелось в анализе необычного эксклюзивного стихотворения о божественном вдохновении показать большую творческую работу поэтессы Юнны Мориц над стихо-творением, чего многим не хватает...
Свидетельство о публикации №123032207036