Голова
Объект пощёчин и поцелуев. Держательница платка, очков и шапки. Цель головорезов и палачей. Совершительница футбольных голов. Доставительница денег парикмахерам и производителям моющих средств. Ударительница закрытых дверей и жертва солнечных ударов.
Долго мне казалось, что лицо моё чисто славянское. Вот полтавские черты от папы мамы Николая, вот саратовские от мамы мамы Пелагеи, вот ровенские от папы папы Алексея, вот тульские от мамы папы Марии.
А недавно знакомый иконописец заявил, что моя внешность более сирийская, чем русская. Ну что же?
Полюби сирийских святых и сирийский народ больная душа моя!
Головушка моя, сколько уже ношу тебя! Или ты меня носишь? Ещё ты носишь головные уборы. Вернее, я ношу.
А головной убор - выражение внутренней мистической философии. Почему-то много я думаю о том, что у меня на голове красуется. В детстве это была панамка. Потом любимый шерстяной "петушок". Потом кепка с козырьком. А вскоре скуфейка священническая. Обычная русская скуфейка четырехчастная, крестообразная.
Со временем захотелось чего-то необычного, очень духовного на голове. Явилась греческая скуфейка, потом вязанная валаамская, потом грузинские сванка и хевсурка (Про хевсуров есть замечательный фильм "Дети греха"). На Дальнем Востоке подарили древнерусский клобук. В Осетии папаху. Ещё пробовал носить закрученный белый платок, как у преподобного Иоанна Дамаскина, но это уж слишком необычно. По сей день у меня около десятка разных шапочек, с разной символикой, под разное настроение. Болезнь ли это?
А с бородой и волосами сколько тайн!
В детстве я был страшненький и несуразненький. Волосы выглядели хаотично и растрёпано.
Лет в двадцать я стал пытаться растить бороду. На удивлённые вопросы знакомых о моей небритости я придумал оригинальный шуточный ответ - мы, чечены, имеем обычай всей семьёй не брить бороду, пока не отомстим врагам. Под врагами я подразумевал демонов. Начинались вопросы:"Так ты чечен?", "А когда вы отомстите?", "А у тебя вся семья теперь не бреется?, "А может ты уже священник православный?".
Двадцать шесть лет назад я стал православным священником. Иеромонахом. Поменял имя. В традиции, в которой меня воспитали мои духовники не разрешалось стричь волосы и сокращать бороду, хотя в прежние времена церковной истории к длинным волосам священнослужителей было разное отношение. Но мне ближе библейское, назорейское:
"Железо не касалось головы его." Однажды железо в страшной аварии повредило мою голову. Волосы и бороду пришлось сократить по медицинским требованиям. С тех пор прошло тринадцать лет. Больше стараюсь не касаться железом волос, бороды и усов.
Расчёска, вилка, ложка и корона не в счёт.
Про усы особое слово. Епископы, священники, монахи прежних времён усы не подстригали. Это видно на их фотографиях. Но в наше время ссылаются на документ "Учительное известие"(католического происхождения), где якобы говорится о подравнивании усов ради благоговейного Причащения Крови Христовой. Если внимательно вчитаться в упомянутый текст, то мы увидим не слово "подстричь", а слово "управити", то есть упорядочить, расправить, расчесать. Конечно, это не главное. Но отчего-то скорбно видеть духовных лиц с подстриженной бородой и головой. Может я ошибаюсь. Правослвным мирянам носить бороду - подвиг. Немногие решаются. Раньше на Руси бритых обзывали "скоблённое рыло", а теперь небритых считают ваххабитами, фанатиками.
Головушка моя, с семью шрамами, с неаскетичными щеками, с десятипроцентной сединой в бороде(о проценте бесов в ребре умалчиваю). Когда-то скосит тебя смерть. Как там в песне:
" Кудри мои русые,
очи мои светлые
травами, бурьяном,
да полынью зарастут.
Кости мои белые,
сердце моё смелое
вороны да коршуны
по степи разнесут..."
Головушка моя, уноси меня от смерти, которая ищет своротить тебя(меня) физически, но ещё более духовно.
январь 2022 г.
Свидетельство о публикации №123032206094