Гинзбург Ф. В. Педагогика Л. Н. Толстого
"Свободного" сторонник воспитания был граф Лев Николаевич Толстой.
И пусть дворянского он звания - в обычной жизни был всегда простой.
А творческую личность коли стремиться в детях воспитать -
необходимо было в школе учиться многое менять.
Толстой в работе школ Российских не все, признаться, принимал.
Он расписание, план учебный, учебники, программы отрицал.
В своей Яснополянской школе детей крестьянских обучал,
в журнале "Ясная поляна" свои воззрения излагал.
Он ряд учебников оставил для обучения детей
и даже "Азбуку" составил, чтобы учить не без затей.
В своих воззрениях потому
он был неподражаем:
"Марфутку и Тараску выучить хотя бы немножко тому,
что сами знаем".
Оригинальный педагог - новатор,
он интересы выражал крестьянских масс.
Его идеи перешли уже экватор
и популярны в мире и сейчас.
Л.Н.Толстой.
Из статьи "Воспитание и образование" (1862)
Пед. соч., М., Учпедгиз, 1953, С.269.
Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты не заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния.
Л.Н.Толстой. Из статьи "О воспитании"
Пед.соч.,М., Учпедгиз, 1953, С.409.
...И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ТОЛСТОГО МНЕНИЮ.
1. Свобода воспринимать учение, умеренность в обучении.
2. Соединение анализа с синтезом - гарантия движения
от простого к сложному в процессе обучения.
3. В сотрудничестве учителя и ученика,
самообучения доля велика.
ЗАДАЧИ НАУКИ ПО ТОЛСТОМУ
1.Практиков к работе привлечение.
2. Педагогического опыта изучение.
3. Изучение условий интересов совпадения
учащегося и осуществляющего учение.
( От автора.)
Привожу вам не без волнения несколько спорное Толстого заключение:
4. В образовании насилие – воспитание.
Воспитание и образование различаются по содержанию.
Воспитание – насильственно и незаконно, и, поэтому тем паче
педагогической науки не может быть предметом и задачей.
КОНЦЕПЦИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО
1. Школы задача - не только знание:
нравственной, творческой личности воспитание.
2. Развитие - процесс спонтанный и активный,
образование - объективный.
Они, хоть и соприкасаются,
но во многом отличаются.
3. Насилием в образовании является воспитание,
оно несправедливо и незаконно, осуждения достойно.
4. Естественны, хотя, по сути, по своей отнюдь не новы,
правительственные, религиозные, семейные воспитания основы.
5. Нераздельны воспитание и образование.
"Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно"
Эти Толстого пожелания усвой обязательно!
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ
Чтение механическое и постепенное,
грамматика, математика, каллиграфия, писание,
пение, черчение, рисование,
русская история, священная история, и с ними тоже
беседы из естественных наук, закон Божий.
ПОЖЕЛАНИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО УЧИТЕЛЮ
Учитель должен знать наверняка и применять обязательно:
то, чему учат ученика, должно быть занятно и занимательно.
Нужно, чтоб ученик не ленился, учителей и товарищей не стыдился,
чтоб за недоученное наказаний не боялся,
чтобы ум его не утомлялся,
чтоб, среди учения буден,
урок был не слишком легок, не слишком труден.
Если учитель любовь к делу и ученикам соединяет,
то он совершенный учитель, он правильно обучает.
Давайте ученику такую работу, чтобы в увлечении,
каждый урок он чувствовал шагом вперед в учении.
Ученику учитель должен предоставлять
свободу обучения воспринимать. При этом меру соблюдать.
Учеников к сотрудничеству побуждать,
Самостоятельно, активно изучать.
Анализ с синтезом соединять,
и от простого к сложному ребенка развивать
Свидетельство о публикации №123032204563