Гинзбург Ф. В. Педагогика Л. Н. Толстого

 ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ   (1828 - 1910)
"Свободного" сторонник воспитания был граф Лев Николаевич Толстой.
И пусть дворянского он звания - в обычной жизни был всегда простой.
А творческую личность коли стремиться в детях воспитать -
необходимо было в школе учиться многое менять.
Толстой в работе школ Российских не все, признаться, принимал.
Он расписание, план учебный, учебники, программы отрицал.
В своей Яснополянской школе детей крестьянских обучал,
в журнале "Ясная поляна" свои воззрения излагал.
Он ряд учебников оставил для обучения детей
и даже "Азбуку" составил, чтобы учить не без затей.
В своих воззрениях потому
он был неподражаем:
"Марфутку и Тараску выучить хотя бы немножко тому,
что сами знаем".
Оригинальный педагог - новатор,
он интересы выражал крестьянских масс.
Его идеи перешли уже экватор
и популярны в мире и сейчас.
                Л.Н.Толстой.
 Из статьи "Воспитание и образование" (1862)
                Пед. соч., М., Учпедгиз, 1953, С.269.
 Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят  и тебя и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то, сколько  бы ты не заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния.
                Л.Н.Толстой. Из статьи "О воспитании"
                Пед.соч.,М., Учпедгиз, 1953, С.409.
  ...И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая  знания, всякое же знание действует воспитательно.
          ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ТОЛСТОГО МНЕНИЮ.
  1. Свобода воспринимать учение, умеренность в обучении.
  2. Соединение анализа с синтезом - гарантия движения
     от простого к сложному в процессе обучения.
  3. В сотрудничестве учителя и ученика,
     самообучения доля велика.
                ЗАДАЧИ НАУКИ ПО ТОЛСТОМУ
1.Практиков к работе привлечение.
2. Педагогического опыта изучение.
3. Изучение условий интересов совпадения
    учащегося и осуществляющего учение.
                ( От автора.)
Привожу вам не без волнения несколько спорное Толстого заключение:
4. В образовании насилие – воспитание.
    Воспитание и образование различаются по содержанию.
    Воспитание – насильственно и незаконно, и, поэтому тем паче
    педагогической науки не может быть предметом и задачей.
                КОНЦЕПЦИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО
  1. Школы задача - не только знание:
     нравственной, творческой личности воспитание.
  2. Развитие - процесс спонтанный и активный,
     образование - объективный.
     Они, хоть и соприкасаются,
     но во многом отличаются.
  3. Насилием в образовании является воспитание,
     оно несправедливо и незаконно, осуждения достойно.
  4. Естественны, хотя, по сути, по своей отнюдь не новы,
     правительственные, религиозные, семейные воспитания основы.
  5. Нераздельны воспитание и образование.
     "Нельзя воспитывать, не передавая знания,
      всякое же знание действует воспитательно"
      Эти Толстого пожелания усвой обязательно!
                УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ
      Чтение механическое и постепенное,
      грамматика, математика, каллиграфия, писание,
      пение, черчение, рисование,
      русская история, священная история, и с ними тоже
      беседы из естественных наук, закон Божий.
                ПОЖЕЛАНИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО УЧИТЕЛЮ
     Учитель должен знать наверняка и применять обязательно:
     то, чему учат ученика, должно быть занятно и занимательно.
     Нужно, чтоб ученик не ленился, учителей и товарищей не стыдился,
     чтоб за недоученное наказаний не боялся,
     чтобы ум его не утомлялся,
     чтоб, среди учения буден,
     урок был не слишком легок, не слишком труден.
     Если учитель любовь к делу и ученикам соединяет,
     то он совершенный учитель, он правильно обучает.
     Давайте ученику такую работу, чтобы в увлечении,
     каждый урок он чувствовал шагом вперед в учении.
     Ученику учитель должен предоставлять
     свободу обучения воспринимать. При этом меру соблюдать.
      Учеников к сотрудничеству побуждать,
      Самостоятельно, активно изучать.
      Анализ с синтезом соединять,
      и от простого к сложному ребенка развивать
      


Рецензии