Когда я учился на учителя
Речь здесь идёт о процессе придуманном людьми, человеческим обществом. А люди могут придумывать как положительное, и отрицательное. Придумывать новшества с полезными изобретениями, и заблуждаться.
Если как явление рассматривать силу тяжести – то она просто есть. Есть для всех, объективно, для знающих и не знающих, для взрослых и маленьких. Для осознающих её и неосознающих. Её не придумали люди. Она вне мира людей, над людьми.
И возьмём к примеру человеческую войну. Это – решение принятое людьми, их обществом, допускающим такое. Это – во власти человека, на его территории, в его компетенции. Процесс порождённый им. Отрицательный, плохой.
Сейчас мы размышляем о процессе образования с точки зрения взрослых людей, учителей. Как могущие разрешить что-то, и могущие запретить. Как сознающие личности, не принимающие уже за данность окружающее, но могущие, пытающиеся его изменить, если это необходимо.
Вспомним себя когда мы пошли в детский сад, в школу (институт можно для ясности пока исключить). Мы не выбирали ни-че-го, мы были детьми. И не думали ни о чём. Просто – школа появилась перед нами, и всё. Появилась эта структура, учителя, уроки, предметы, перемены. Как данность. Хлоп - и появилось, не вызвав какого-либо большого осознанного протеста. Я вижу тут отражение проявления того самого «табула раса» - чистого листа, которым мы все в какой-то момент являемся.
Думаю что школьник не может самостоятельно выбрать предметы которые ему изучать – он просто не знает что вообще есть в магазине. Что такое «сыр», что такое «молоко». Ему надо зайти и увидеть, попробовать. Почувствовать разницу, выбор.
Сразу же здесь хочется сказать о разности различных личностей, человек человеку – рознь. Я лично уже в пять лет читал с интересом книжки, и был помню удивлён что в школе оказывается есть такой предмет как «Чтение», и есть ребята не умеющие читать, учащие азбуку. Понятно что и оценки были хорошие – это уже было пройдено, и по сути не являлось предметом обучения.
А для чего – нужно – обучение? И нужно ли? Хочется попробовать поднять самые простейшие вопросы, самые первые.
Что – происходит с человеком без обучения? Что – с обучением? Тут гораздо глубже всё чем просто «напичкивание знаний».
Писали о неразрывности процесса обучения с процессом воспитания. Для школы – это понятно, для института – спорнее, но ведь даже взрослый человек должен учить сам себя!
Несомненно, что каждый появившийся человек обучается в семье. Потом – самым естественным образом – во дворе, куда выходит гулять. Опять же естественно начинается общение со сверстниками, со старшими, младшими. И – школа.
Школа жа это интересно. Правда интересно. Хотя бы в силу того что юный человек не может осознавать это так как мы сейчас это осознаём. И начинается, назовём так, «исскуственное» влияние. Влияние созданное и более менее продуманное людьми, формулярами, обществом.
Мне кажется что люди не осознают до конца что любые их действия после их совершения вписываются в природу просто как данность. Исскуственное, человеческое, становится частью естественного, природного. Так, и плохой учитель – оставит след в душе личности (вполне может и на всю жизнь), и хороший учитель. Все встреченные люди и события прописываются на внутреннем небосклоне.
Так кто же, кто же должен учить что такое хорошо и что плохо?
Что же такое – это самое развитие личности, о котором мы все говорим, и которое на сегодняшний день (по крайней мере на словах) является приоритетным направлением нашего образования?
Сразу скажу, что очень не хочется никаких готовых схем и опытов. Несмотря на обилие хороших примеров известных людей, педагогов, чужой опыт – навсегда останется чужым. И применение его под копирку тоже обречено на провал. Хочется вывести что-то живое, дышащее, сегодняшнее, интуитивно понятное практически каждому.
Склонности. Природные склонности человека. Ученика. Которые так все хотят правильно подметить и развить. А у него такие различные склонности есть! Прямо противоположные. Так какие же развивать? Так тянуть, или не тянуть? Или само поплывёт? Нужно ли насилие над личностью, или всё сплошь на каждом этапе успех и гармония? И сам ученик выберет себе учителей, и сам ученик – выберет себе предметы, и поставит себе оценки, и подпишет диплом.
Поверьте, на самом деле выбор учителя – это как выбор зубного врача. Все они – улыбаются, и в белых халатах, но у всех у них в руках остренькие штучки.
Эх, ненасильственные методы.
Когда я был маленьким у зубного – меня отец со старшим братом держали. Один за голову, другой руки, а я орал и рвался, а врач туда сверлил. Это скажем называется несознательность. Сейчас – сам хожу. Заставляю себя. И не затягиваю с этим делом.
Привычные вроде бы для всех вещи, все мы так поступаем, но здесь скрывается важная штука для нашего вопроса образования!
Так уж мы устроены, что благое для нас – больно… Так часто связано с этой самой болью. Внутренней. Нежелание учиться, муть, муторно, как больница, как протрезвление после попойки, прояснение. Прояснение сознания, разума.
Из какой кучи импульсов мы состоим. Кто из учителей сказал бы «я знаю себя» тот был бы первым лжецом. Не знают ни маленькие, ни взрослые. Но учим.
Всё – на противоречиях, всё – из веры и сомнений.
И внутри после этого остаётся лишь пустота. Но правильная пустота! Свободность от излишнего нагромождения человеческих знаний, от гордости этими самыми знаниями. Ведь полученное, но застывшее знание – это как застывший бетон на стройке, упавший в неправильное место. Огромный, тяжелющий неподъёмный бесформенный кусок, который чтобы убрать надо изнурительно долбить отбойными молотками, пытаться поднимать краном.
Не так давно на глаза попалось четверостишие:
Иду себе своей дорогой,
И как за флаг держусь за мысль –
Прекрасней нету педагога,
Чем наша собственная жизнь.
Чем же мы тогда здесь собственно занимаемся? Для чего – школы, институты, программы? Разработка вариантов, споры про обучение, про экзамены, министерства, чиновники, уроки по 45 минут и всё прочее?
Смешными в свете этого выглядят эти жалкие попытки «научить». Человек сам берёт себе по жизни что надо, а некоторые ученики (которые надо сказать обладают смелостью и способностью критически осмыслить это самое обучение) вообще не появляются в школе, а если появляются то только не за тем чтобы затолкать себе в бошку то что хотят им затолкать. Да, это протест. Неосознанный. Вроде того как понимаю, но сказать не могу.
Парню в первую очередь неинтересно. А во вторую – начаток сознательной мысли – а зачем мне это? У меня своя жизнь. Свой мир, свои авторитеты, принципы и учителя. Свой подвал, свой двор. И никогда он не примет никакого «учителя» со стороны! Ведь то что попадаются ему в школе – это зубрилки и ходячие формуляры, неинтересные личности. От них веет глубокой скукой. Если сознание 95 процентов класса – подавляющего большинства – ещё и имеет уважение к учителю из-за его статуса, то этот – нет.
Мне хочется подвести к мысли что этот парень – это вовсе не отброс общества! Да, у него противные привычки, несомненно имеются уже и традиционно называемые «вредные» привычки и прочие склонности-наклонности, но в этом его протесте – я вижу правду.
Кусочек того самого критического осмысления образования (у меня кстати мысль «а зачем мне это всё?» проснулась только в институте, в аспирантуре, на экзаменах кандидатского минимума).
Немного о себе.
Школа – это всё было вообще неосознанное. Неосознаное такое образование. Невольное. Только ради того чтобы сдать, только ради того чтобы дома особого скандала не было.
В институте – тоже. Почему пошёл – это родительское желание и острочка от армии (практически все ребята учились из-за этого). Очень хочется взять в кавычки слово «учились».
Первые два курса вообще был лоботрясом. Пили пиво, смеялись, никуда не ходили, а в сессию – мучались с этой сдачей. Где-то на третьем у меня случился определённый жизненный перелом, переосмысление вообще всего. На учёбу это повлияло очень положительно. Стал сидеть на первых партах, всё писать, учить, сдавать вовремя – это кстати оказалось гораздо удобнее привычной сдачи не в срок.
Учился учился и учился. Троек уже не было. Всё зазубривалось в голову – так же как и священное писание тогда (видимо голова позволяла, несчастная). Была приятность – этой самой сдачи в срок, отсутствия конфликтов с преподавателями – хороший студент, в общем я наконец-то вписался что говорится в нашу ту самую систему образования.
И вот, на старших курсах, нас стали вывозить на экскурсии на действующие заводы, объекты. Это был космический городок в Жуковском, потом лаборатория обработки снимков из космоса, и ещё одно закрытое НПО где занимались спутниками. И вдруг пришла мысль, осознание – что эта штука летает и функционирует по тем самым формулам! По тем самым которые тупо успешно сдавались в срок. Ряды Фурье, непонятные громадные алгоритмы с интергралами, свёртка – это всё оказывается применяется в жизни! Не то чтобы я сразу всё понял и получил правильный интерес к обучению – просто подумалось так.
Но пока – впереди была аспирантура, и экзамены на её первом, или втором курсе.
И вот, вдалбливая в голову какой-то очередной предмет, для сдачи экзамена, мне неожиданно пришло осознание: что это мне совсем не интересно, и – никогда не понадобится. Мои учениковые силы были на пределе, истощены. И это хорошо! Очень хорошо. Порою многому мешает эта наша нелепая мёртвая хватка.
Рассуждать далее – что же мне интересно, и для чего я предназначен? Что – будет моим? А что – чужим?
Вы простите что я о себе да о себе, но мне хочется в определённый момент перепрыгнуть на «от частного к общему», да и вообще я какие-то вроде закономерности нащупал.
У моего папы призвание – экпериментальная физика. Как ни странно это звучит – странно для тех кому вдалбливали в голову, эту «неинтересную физику». В 20-30 лет, работая в энергетическом институте, потом в НИИ, он горел исследовательской работой. И не было для него это работой. Оставался сверх положенного времени, приносил из дома некоторые нужные материалы (а не наоборот). Не буду углубляться в дальнейшее, важен факт – его ум, силы, сущность нашли в этом себя. Ведь этого же мы хотим для наших уважаемых учеников?
Постоянный поиск себя. Экспериментальным путём. Когда-то – вынужденные жизнью просто заработать денег, когда-то – тратящие эти самые деньги на своё любимое занятие, которое никто не оплачивает. Какие-то гибкие порой компромиссы между тем и тем.
А я бы сказал что это – секрет! То самое наше место. Столько всего приходится перепробовать, передумать. И не факт – что нашёл себя, когда подумаешь что это так. Может открыться новое. И новое, и новое. Может главное – на самом деле этот путь?
Интересно, что будет с человеком если его после рождения просто изолировать – от родителей, от общества, от всего-всего-всего? Негуманный конечно эксперимент, да просто подумать бы. Скорее наверное это будет абсурдом.
Порой радуют, и удивляют дети – своим новым сознанием. Случайно услышанные от них фразы, в транспорте где-либо. Вещи для нас неимовернейше известные и банальные, прямо скучные, для них – антарктида, белое пятно. Прямо даже немного смешно. Они заучивают наизусть от родителей, что этот дяденька с жезлом – может остановить любую машину! Для них это так интересно.
Конечно разум нас завёл в тупик. Опять – противоречие. Где же разум – свет, а где – нет?
Знаете, хотелось по привычке у вас спросить: а какой объём курсовой, диплома? Которую я сейчас пишу? Нужный объём. Сколько страниц? Думаю и у других он возникает. Как бы не попасть впросак, как бы «всё сдать». Как бы быть правильным в той системе преподавательских ценностей, в которую мы попали.
А чувствую знаете какой ответ будет правильным? Что дело совсем не в объёме!
Отходя от нашего примера, это справедливо и для других заданий и вопросов.
Раскрой мысль. Напиши. Обоснуй. Подумай. Выразись. Выскажись.
Эти самые готовые ответы в конце учебника – будут злом. Будут ложью, будут врать нам о самой сути – что человек ничего не узнал и не познал, в нём не прибавилось. Развития – не произошло.
Положительная сторона списывания друг у друга – это развитие товарищества, дружбы между учениками. Шпаргалки на экзаменах – развитие находчивости, смышлённости.
Вот куда переезжает развитие. И во многом это – просто защитная реакция, от свалившегося на голову непонятного материала, который нужно сдать, сдать, сдать. А то – будет плохо. А то – родители не дадут печеньку, а учитель даст – указкой, а указкой – больно.
Знаете, я в школе на литературе чувствовал что пишу неплохие сочинения. Описания природы там. Чувствовал. А учительница наша толстая – вряд ли вообще читала сочинения вверенных ей душ, и точно уж не вдумывалась (наверное так мало денег ей платили).
Учитель музыки, которого двоечники забрасывали снегом с чердака, и который в ярости гнался за ними через железные решётки и ломился в дверь которую держали примотанным к трубам пожарным шлангом. Не помню как он учил этой самой музыке, чему-то учил там.
Хочется написать, что сейчас мы – сознательно рассуждаем об образовании, юный же человек этого – не осознаёт. Мы думаем, перебираем варианты, подвергаем сомнению, думаем что же хорошо и благо, что неправильно. Перед ребёнком же школа, учебное заведение – просто возникает на его пути. Просто возникает и появляется, как роддом после рождения на свет, как родители, как родительская квартира. Как данность, им не выбираемая.
Сам человек ещё не сформировался, это подобие чистого листа. Ну, полу-чистого, уже конечно есть какой-то набор установок, ингредиентов. Колода роздана, и у каждого свой набор карт, своих качеств и так далее.
Но личности – ещё нет. Один другому рознь конечно, но в целом это так.
Я чувствую что настоящий учитель может сыграть огромнейшую роль в жизни юного человека… Где-то здесь скрывается та самая естественная гармония, которую не в силах описать формуляры, методологии и дидактические науки.
Вы представляете, можно вылепить всё что угодно! Правое и левое, умное и глупое. Можно закабалить установками, можно вырастить слуг государства, или шпионов, но можно – воспитать личность. Личность самостоятельную, которой вы когда-то уже будете не нужны. Личность которая будет стоять выше просто чему-либо хорошо обученного и натасканного. Личность которая будет стоять выше закона, потому что у неё внутри – будет закон. Немного отходя в сторону, скажем что закон – это для дураков. Для неличностей. Для тех кто не чувствует.
И где-то здесь воспитание неразрывно связано с образованием.
И очень важно пробудить в человеке желание образовываться. Само слово «образование», «образ» – это мне хочется представить как образ самого себя, к которому ты идёшь, в этом процессе. Чувствуешь свет в конце туннеля, и идёшь.
И – хочется сказать о воспитании личности учителя. Вроде бы – абсурд, мы же говорим об учениках, об этих юных неокрепших личностях. Учитель – он же учитель, он накачан знанием, он идёт передавать его несведущим.
Невероятно много отрицательных примеров. Я не говорю об отдельных каких «учителях-деспотах», а о большинстве. Они несимпатичны как личности. Пишу как ученик, ведь все же мы были в этой роли. Нет, они нормальные, взрослые люди, ничуть не хуже начальства на сегодняшней работе, но несомненно в них чего-то не хватало. Слишком были забиты своим предметом, дидактическими материалами? Были среди них хорошие люди, но никто не был тем самым светочем, положительной магнетической личностью. Поэтому – воспитание по кусочкам подбиралось по подвалам, второгодникам, тусовкам и собственному видению. Неокрепшей юной личности. Не оказали на неё влияния учителя. Знание – да, но личностей – не было. Ну и наверное никто из них не стремился быть такими. Учили программе, ставили оценки, в принципе этого достаточно.
Так вот, развитие личности учителя – возможно только в контакте с учениками! Тоже интересно звучит. Я думаю что это то что казёнными словами пытаются описать разного рода современные гуманистические указания – что нельзя давить на ученика, давать ему проявляться и подобное. Опять же, правила – для дураков, для тех кто их не чувствует. Хорошо, люди начинают строить по правилам, по методичке. Но такое применение правил будет приводить не к тому результату. А как же прочувствовать? Это – личное дело каждого. Опять же, здесь на первый план выступает призвание – быть учителем. Сердечное желание этого. Кто из нас для чего предназначен? Нам тоже необходимо найти себя, своё место. Не скажу что я лично нашёл его, несмотря на свои почти 40 лет.
В институте – уже другая специфика. Там вопрос воспитания уже отходит в сторону, а больше идёт обучения. Нет уже такого контакта с учениками. Хотя личный контакт везде может быть завязан, как у меня с моим руководителем диссертации – вместе ездили и соображали, но это уже индивидуальная работа.
Люди в целом уже сформированы, и – немаловажно – они сами пришли учиться. Высшее образование ведь не является обязательным, как среднее, школа.
Свидетельство о публикации №123032108032