Послесловие к книге Женский портрет 2023
Дорогой читатель!
Перед Вами новый сборник избранных произведений современной донецкой поэтессы члена Союза писателей и Союза журналистов ДНР, члена Международного союза писателей и мастеров искусств, лауреата литературной премии им. В. Алехина и многочисленных национальных и международных фестивалей Ларисы Витольдовны Саевич.
Перевернув последнюю страницу этой книги, у меня появилось желание высказать некоторые мысли и поделиться чувствами, возникшими благодаря работе души автора.
В древнеиндийских легендах говорится о том, что Боги, живущие на райских планетах, не разговаривают прозой. Их речь настолько поэтична, ритмична и насыщена такими гармоничными рифмами, что они, общаясь между собой, не говорят, а поют. Наши поэты живут на грешной земле, но, видимо, их души устроены таким особо тонким образом, что понимание смысла жизни и ощущение эмоциональной составляющей окружающей природы и мира каждого отдельного человека находится на очень высоком уровне своего развития. По всей видимости, именно этим они и отличаются от среднего, обыкновенного человека, озабоченного прозой жизни и редко смотрящего на звезды.
Стихи – как жемчуг. Я ныряю
За ними в сердца глубину
И в ожерелье их вплетаю
На вдохновения волну.
Совершенно новый, свежий, нереальный, фантастически сказочный образ произведений, выходящих из-под пера поэта и, в то же самое время - откровенное открытие тайны рождения непостижимого чуда, которое люди называют простым словом «стихи». А какая удивительная метафора – «Стихи – как жемчуг». Тяжелая, прохладная, природой созданная субстанция, идеальной формы и ярко белого цвета, который является проявлением высочайшего уровня гармонии объединения всех цветов и оттенков.
Все горе и счастье людское отзываются в сердцах поэтов «звоном колоколов», то малиновым, то набатным.
В моей душе колокола
Трезвонят, где б я ни была:
То нежной музыкой звучат,
То в храм зовут, то бьют в набат…
Раз звон колоколов звучит -
Душа жива, она не спит.
В авторский сборник поэзии Ларисы Саевич «Женский портрет в счастливой рамке» вошли семь поэтических циклов, как 7 цветов радуги, в которой отражаются и переливаются всеми оттенками самые разные сюжеты, эмоции, настроения и ситуации. Все циклы носят неожиданные интригующие названия – «Репетиция счастья», «Лекарство от любви», «Мир без границ», «Филология войны», «Моя любовь смахнет слезу украдкой», «Лепестки календаря» и «Гармония контраста».
Это не только литературный прием, привлекающий читателей в яркий, глубокий, красиВЫ, НЕОРДИНАРНЫЙ И ОЧЕНЬ ИНТЕЛЛИгентный мир творчества автора, но и отражение широкого кругозора, разносторонних знаний, многогранности личности и безграничности фантазии, богатого внутреннего мира и работы души поэтессы.
Все это делает поэзию Ларисы Саевич необычайно интересной и увлекательной для читающего, ведь каждое стихотворение содержит в себе уникальный сюжет, развязку которого зачастую можно найтИ ЛИШЬ В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СТРОКАХ, которые нередко неожиданны и далеко не всегда предсказуемы. Незрячая поэтесса виртуозно владеет словом и умело пользуется палитрой самых разных литературных приемов. При этом ее стихи удивительно легко читаются и понимаются, они как-будто льются из души автора и абсолютно естественным путем перетекают в души читателей.
Не смотря на то, что поэтесса общается с миром, в основном, благодаря слуху и осязанию, практически полностью потеряв зрение после автомобильной катастрофы, у Вас ни в одной строфе не возникнет ощущения того, что поэтесса никогда не видела глазами ни единой строчки своих стихов. Возможно именно по тому, что «Непросто жить, не видя цифр и строчек. Не зная выраженья лиц и глаз». поэтические произведения Л. Саевич наполнены, прежде всего, яркими, сильными эмоциями, образами и мыслями, которые превращают стандартные ситуации и чувства во что-то новое и неизвестное. Ценность хорошего поэтического сборника, как и любой собственно книги, заключается в удивительной возможности поворачивать ход мыслей читателя в другом, совсем неожиданном направлении, открывать давно понятое с такой стороны, о которой никто и никогда не подозревал, расширять, разнообразить знания о жизни, отзываться определенным образом в его собственном опыте, подняв из глубины сердца личные переживания, представления и чувства.
Тематика произведений Ларисы Саевич очень разнообразна – в ней представлены разные жанры, стили и поэтические форматы, но основа её творчества – это философские размышления о жизни и любви, красоте мира, который ей довелось увидеть до потери зрения в путешествиях по многим странам, о войне и мире, о человечности и доброте, надежде и оптимизме.
Такие глубокие и неоднозначные понятия, как смысл жизни, любовь, вера, судьба, в поэтическом творчестве Ларисы Саевич представлены нетипично и своеобразно.
Когда я впервые прочитала стихотворение «ГАРМОНИЯ КОНТРАСТА», я была взволнована и обрадована тем, что на этой планете живет человек, который думает так же, как я, который практически в пяти словах: «Лишь бы серой не была!» сумел выразить главное и необходимое условие, при котором, на мой взгляд, жизнь имеет право называться жизнью. Для меня эти слова прозвучали тогда как пароль, как ключик, мягко открывающий дверь в поразительную страну приятия, уважения, дружбы и человеческого взаимопонимания.
Жизнь в полоску, словно зебра:
То черна, потом - бела.
Солнце… Дождь…Порывы ветра…
ишь бы серой не была!
Поэзия Л.Саевич полна свежих, не пересложенных из уже известных, а своих, впервые рожденных сравнениях и образах: Судьба «Словно клавиши рояля…».
Словно дивное музыкальное произведение, музыкальная дорожка, где каждая мысль, каждое слово, каждый шаг человека имеет свой неповторимый звук, свою ноту. Также необычно представлен и образ Бога – дирижера вселенского оркестра. В поэтических и литературных произведениях он обычно представляется великим, всемогущим, непостижимым…, но сравнение его с композитором судеб человеческих, пожалуй, встречается впервые.
Судьб Великий Композитор!
Светлых клавиш не жалей!
Нот счастливых на пюпитр
Разложи судьбы моей!
Наличие богатых необычных метафор, неожиданных эпитетов и совершенно новых незатертых образов, сбивает с привычных стереотипов представления жизни. Благодаря широкому творческому авторскому взгляду читатель получает возможность увидеть и услышать новые, незнакомые стороны взаимоотношения с миром вообще.
«…бал морских иллюзий…»,
«…сердце в брызги разбивая…»,
«Соленая вода и слезы –
С абсента горечью коктейль»,
«Монетку-преданность бросаю
в осенней верности волну»,
«Осенней птицей улетела
Сквозь в зиму отпертую дверь»,
«Айсберг разочарования…улыбки снежность»,
«сердца стук – аплодисменты души…».
«Держись за облака!»
«А жизнь плывет под нами:
Столетья – берега
С годами – островами …»
«храм так хрупок и прозрачен»
«молитвам тесно в клетке»
«Я распустила волосы и мысли»
«Юбок девятый вал»
«Вместе с платьем снимаю
Радость»
«Я рисую … Чистотою по чистоте»
«Духи французских слов – легки,»
«Регланы слов английских – узки,»
«И рифмы в косы заплетать,
Причесывая пряди строчек…»
Хочется сказать о роли паузы как о полноправном элементе ритма в системе средств выразительности поэтессы. В большинстве стихотворений паузы смещены и приходятся на середину строки или на следующую строфу. Это обусловлено тем, что автор стремится как можно точнее выразить свои чувства и мысли, не жертвуя смыслом, при этом, виртуозно владея техникой стихосложения, не грешить ни в ритме, ни в размере.
Стихи Ларисы Саевич, в большинстве своем, мелодичны, напевны, гармоничны и музыкальны по ритмике, композиции и образности\, что неизменно привлекает к творчеству поэтессы интересных композиторов, музыкантов и исполнителей. Таким образом, уже более 20 стихотворений автора обрели второе дыхание в разноплановых песнях и романсах.
Ярким примером поэтической песенности является стихотворение «МАРТОВСКАЯ КОШКА», на которую также уже написана песня.
Грация, движений легкость,
Страсть пантеры, острый нюх…
Нежный хищник: сила, ловкость,
Мышц упругость, тонкий слух…
Невсеядность и строптивость,
Осторожность, красота,
То уютность, то ленивость,
Преданность и доброта…
В музыке стиха отчетливо ощущается вкрадчивое мурлыканье кошки, и, в тоже время, голос, вне сомнения, уверенной в себе женщины.
Яркий представляемый поэтический образ выписан автором очень неоднозначно.
«Гибкость, мягкость и пушистость –
Руки тянутся ласкать…»
Кто она? Хитрая и грациозная кошка?
«таинственно прекрасна,
Гармонична и умна…»
Или полная независимости и достоинства девушка? Решайте сами. Филигранно выписанный с обеих сторон образ, ни единым словом не выпадающий из контекста двух ипостасей, предоставляет читателю увлекательную возможность размышлять и сомневаться на протяжение всего произведения и держит интригу до конца. Такую же многослойность смыслов каждый читающий может найти во многих стихах Л. Саевич, особенно это впечатляет в произведениях, посвященных взаимоотношениям поэтессы с городами мира, где у Лондона, Парижа или Лос-Анджелесаесть не только свое лицо, свой характер, но и абсолютно человеческие черты и чувства.
Читая такие стихотворения, как «ОТОРВАТЬСЯ ОТ ЗЕМЛИ», «МОЙ ХРАМ», «МЫС НАДЕЖДЫ/ВЫБОР КРЫЛАТЫХ» невозможно избавиться от ощущения, что эти строки писала женщина-птица, абсолютно свободно чувствующая себя как на земле, так и в небе.
Стихия ветра, воздуха кажется для нее средой обетованной, материалом, из которого строится ее мир.
«Я бы очень красиво летала,»
«Я б собою, как кистью, писала»
«Я б взмывала, парила, порхала,
В пируэты и в штопор входя.»
Читая вышеперечисленные стихотворе
ния, каким-то удивительным образом попадаешь в
«храм – из воздуха и света,
В нем брызги волн, в нем шум дождя,».
Он «так хрупок и прозрачен,»
«Души полётом обозначен
На суше, в воздухе, в воде…» .
Ты просто сидишь дома, держишь в руках книгу, смотришь на белые страницы, но чувствуешь себя вольно парящей над тихой гладью моря, ослепительно блистающей осколками солнца, широко распахнувшей крылья, влетающей в невесомый золотой дождь солнечной пыльцы и при этом легко и естественно вдыхая ощущение полной и абсолютной свободы.
И когда в конце стихотворения читаешь:
«Крыльев - НЕТ» испытываешь искреннее недоумение и протест. Как это нет? Когда не только душа, но и тело до сих пор еще реально ощущает состояние высоты и свободы полета.
Поэтесса необыкновенно точно и тонко умеет передать свое душевное состояние читателю.
Она называет себя «Гражданкой Планеты», но согласно тем необычайным образам и вдохновенным сравнениям, ее, скорее, можно назвать дочерью Земли или дочерью Природы, поскольку аспект красоты, гармонии, мысли, значимости полного слияния «Всех стихий…» и восприятие их как до конца понятных, родных, близких и практически живых существ, в поэзии автора, на мой взгляд, гораздо сильнее социального.
Нельзя не отметить цикл произведений, которые можно назвать чувственно-сезонными зарисовками.
Эти стихотворения богаты сильной эмоциональной линией сюжета, наличием ярких образов и мыслей. Обычные пейзажные картины часто превращаются во взаимодействие человека с различными элементами природы, содержащие философские размышления.
«Пенным гребнем расчесало,
Волн заботливой рукой
Море в волосы вплетало
Зелень лент – дары прибоя.»
«Ветер бегал подмастерьем,
Путал волосы и мысли,
Украшал своим весельем
Ворох прядей золотистых…»
«Пруд закружил калейдоскоп картин,
Которые рисуют капель кисти,
Скрывая от чужих плющом гардин,
Бесстыдное купанье голых листьев,
Тех, что стремглав нырнули с высоты
Деревьев и кустов, устав от зноя,
Упругой свежестью наполнились цветы,
Дождю подставив яркие ладони.»
Самым интересным и необычным приемом, который является фирменным знаком брэнда «Лариса Саевич» ,который она создала для максимального погружения читателя в атмосферу каждого произведения, мне показалась ее авторская «единая метафора», как бы опоясывающая весь сюжет, а не отдельный образ или строку. Так, во многих стихотворениях автор становится то провизором, готовящим «лекарство от любви» по выписанному судьбой рецепту, то актрисой, режиссером, монтажером и даже билетером в «кинотеатре снов» ночной фабрики грез, то птицей, летчиком и Икаром одновременно, объединенными жаждой полета и способностью «оторваться мечтой от Земли». При этом, в каждом стихотворении поражает необычайно точно подобранный лексический ряд, который ни одним лишним словом не позволяет читателю выпасть из контекста задуманной автором реальности.
Каждый из семи поэтических циклов даёт возможность читателю лучше и глубже понять и полюбить созданный ею образный мир, найти каждому для себя то, что ему ближе и нужнее его душе.
Наиболее близким моему сердцу стал образ независимого и стойкого в трудных обстоятельствах полевого цветка, который не «дастся в руки дорогих флористов и не украсит пафосный букет.
Зато в его росе рассветно-чистой брильянтами сверкает солнца свет». В каждом лепестке этого необыкновенного цветка отображаются черты характера поэтессы, ее взгляды на жизнь и отношение к людям, выраженное в финальных строках о предназначение «расти, цвести и пахнуть у дороги, чтоб путникам шагалось веселей».
«Я прорастаю тонкими ростками
То в памяти, то в нынешних делах…
Неброскими и скромными цветами
Расшит ковер судьбы в моих стихах.
Я не прошу ухода и полива,
Не рвусь вперед, чтобы вплели в венок,
И все же удивительно красиво
Цветет неяркий полевой цветок».
А еще пронзительным откровением, наиболее сильно тронувшим мою душу, стал поэтический цикл «Филология войны».
Военные строки Ларисы написаны с такой мощной силой эмоционального воздействия, что просто невозможно не поверить их израненной искренности и не прочувствовать ужас и боль пережитого. Люди измучены военными действиями, разрушениями и неизвестностью завтрашнего дня. Неужели, чтобы оценить наивысшую человеческую ценность – жизнь, нужно вновь пройти дорогой войны?
«Мой мирный город миллиона роз
Язык войны не думал изучать,
Не ждал раскатов неприродных гроз,
Не знал в цветах уменья разрушать.»
Построенный на несовместимости названий артиллерийских орудий, несущих смерть и разрушение, с именами цветов – реальные названия смертоносного оружия «Пион», «Акация», «Гвоздика», «Гиацинт», образ стихотворения «Филология войны» наиболее ярко подчеркивает абсурдность и недопустимость военных действий, жертвами которых становятся мирные жители, старики и дети.
Нужно отметить, что стихи, относящиеся к теме войны, написаны очень по- разному. Есть жесткие, прямые, четко представляющие точку зрения и гражданскую позицию поэтессы на происходящие события и смело говорящие об отношении к ним. И есть стихи, наполненные глубокой, тяжелой душевной болью, передающие состояние людей, из-за чьей-то чужой воли вынужденных покинуть свои родные дома, дабы случайно и безвинно не расстаться с собственной жизнью и преступно не подвергнуть здоровье и будущность, рожденных для счастья и радости, детей.
«Слезами истекаю, словно кровью,
Тоскую, сердце рвется, как снаряд
Осколками стихов…»
В стихотворении «Штамп в паспорте, поставленный войной» поэтесса говорит не только о разрывающей сердца людей боли, разделенных с милым домом, с семьей, с родной землей, но и полной уверенности в том, что придет время и люди больше не будут спать в подвалах, что число детских могил больше не будет увеличиваться и что в воронках от разрывов снарядов будут расти цветы. ……………
«И я пройду опять родной дорогой,
Где памятью овеян каждый шаг,
Где каждый камешек узнают мои ноги
И выздоравливать начнет душа. «
А пока…
«Стояла я одна на перекрёстке
Семи дорог, ведущих в никуда,
А в небе черном, ледяном и жестком
Сияла равнодушная звезда…
Застыла я от холода и страха,
Всю степень одиночества познав,
Не личного – Вселенского размаха …
И, правила игры его приняв,
Я распустила волосы и мысли
И исповедалась, колени преклоня,
Как на духу пред миром в поле чистом,
Но сердце человеческое не может жить без надежды, и даже если уже умерла любовь и вера,
…она, как будто ниоткуда
Пришла и робко за руку взяла,
Приподняла с колен, сказала: «Худа
Нет без добра» и с плахи увела.
И мы пошли, обнявшись, словно сестры,
Дорог не разбирая, наугад
С Надеждой вместе…»
С надеждой на лучшее, с верой в то, что любовь спасет мир от горя и ужаса жестокости войн, незрячая поэтесса дарит свет всем, кто так или иначе соприкасается с ее судьбой, согревается в лучах ее неповторимого творчества, в ее особом восприятии мира.
Стихи, посвященные теме преодаления – это откровение души человека «Не такого, как все…», не боящегося ни чего и гордо идущего «не по той полосе», а только по своей, не в общем строю, а выбирая направления вопреки всем трудностям, «не смирившись с судьбой», человека, самостоятельно решающего «что должно быть и как?», живущего так, «как сердце велит, и как просит душа:
Не по моде, не в такт, догмы дерзко круша.»,
Невероятно сильные и проникновенные слова стихотворения «Пламя из искры» выражающие основной закон жизни тех, кто хочет называться и чувствовать себя настоящим человеком, вызывают глубокое уважение и преклонение перед людьми с инвалидностью, вынужденными каждое мгновение жить в состоянии преодоления превратности судьбы, к числу которых относится и сама поэтесса.
«Жить без потерь нам нельзя никак,
Главное – не сломаться,
Важно не где ты упал и как –
Нужно, упав, подняться!
Жизнь этой меркой измеряна
Вся – даже самая малость.
Важно не то, что потеряно –
Важно лишь то, что осталось!»
Для счастья любой женщины необходима уверенность в мирном и безопасном будущем ее детей, поэтому меня так тронули военные стихи Ларисы. Мне, как и всем читателям книги Ларисы Саевич «Женский портрет в счастливой рамке», стало понятно включение военной тематики в сборник с таким названием, ведь счастье без мира просто невозможно, а прекрасный женский портрет без материнской заботы о мирных детских снах был бы незавершенным.
«Нагадайте Женщине судьбу
В дружелюбно-радужных тонах
И услышьте вечную мольбу
Женщины о мирных детских снах»
«Раскроются святые небеса
Молитвам самым светлым на планете,
Ведь просят материнские сердца
О том, чтоб были счастливы их дети….»
Хочется еще обратить внимание читателя на несколько стихотворений, которые по своей стилистике можно назвать сказками-балладами о любви. Это «Любовь земная-неземная», «Лекарство от любви» и пр. Наблюдая жизнь современного человека, поэтесса описывает настроения людей нашего времени.
«Перестал в любовь верить человек:
Не до глупостей – двадцать первый век!
Любить – наивно, глупо и смешно,
В циничном мире этот тренд не в моде.
Поэтесса очень точно перечисляет список поступков, человеческих чувств и отношений, которые являют собой
»ингредиенты для гремучей смеси»,
которая убивает любовь:
«Добавь туда обид холодный лед
И кислоту амбициозной спеси.
Там есть уже: боль, равнодушье, лень,
Быт, склоки, малодушие и трусость,
Круговорот предательств и измен,
Расчетливая мелочность и глупость,
Ложь, ревность и разбитые мечты,
Всей пошлости банальной проявленья,
Непринесённые подарки и цветы,
Осколки слов пустых, аборты вдохновенья…»
Мы все чаще слышим со всех сторон, что любовь это болезнь, стало быть, заразиться ею не полезно. На это автор отвечает совершенно не мыслимой фразой, после которой всякие объяснения о необходимости любви в человеческом обществе меркнут:
«Пускай любовь – болезнь, но без неё
Здоровье абсолютно бесполезно:
Иммунитет, прививки – всё враньё,
Живи и умирай с любовью вместе!»
Все эти произведения заканчиваются манифестацией того, что
«Любовь – священна!
Жить без любви не стоит и нельзя».
Хочется обратить внимание читателя еще на одну совершенно удивительную фразу в другом стихотворении:
«Любимой песней вытрешь слёзы…»
Логически несовместимые, казалось бы, слова, но так согревающие каждое женское сердце.
Из каких звездных далей приходят поэтам эти невероятные мысли и образы?
Пронзительные, извлекающие из самых потаенных уголков сердца практически каждой женщины то, о чем она даже самой себе часто не признаётся, «очень холодные Крещенские стихи» являются вершиной любовной лирики автора.
«Пусть в глазах грустит прохлада
Под снежинками ресниц,
От заснеженного взгляда
Смолкнет даже пенье птиц.»
Какое мощное сравнение, какая сила поэтического образа, от которого сжимается сердце, но, в то же самое время, та же самая строфа показывает накал чувства, которому не суждено расцвести алым цветком папоротника, приносящим радость женского счастья.
«В гриме Снежной Королевы
Незаметны грусть и боль,
И не видно из партера,
Как далась мне эта роль…»
А дальше сама собой у читателя возникает МХАТовская пауза, в которой молчаливый крик тысяч и тысяч сердец славянок, умеющих, и посегодня, жертвовать собой и оставаться верными хранительницами чести и достоинства в самом высоком понимании этих слов. Если обратить внимание на образный ряд этого стихотворения, то он совершенно чудесный, кружевной, переливающийся острым, холодным блеском неживой, хрустальной красоты. И еще целая строфа - почти шедевр. Посмотрите, какой необыкновенно волшебный, пластично-динамичный образ. Всего четыре строчки, а как точно философски выписана мысль о неизбежности смены и смирения буйства юности хладнокровной бесстрастностью зрелости.
«Платиною благородной
Станет золото волос,
Ветер заплетёт холодный
Их свободу в строгость кос.»
Общий эмоциональный фон поэзии Ларисы Саевич, несмотря на некоторую грусть философской линии и звенящую остротуь любовной лирики, все же оптимистичен.
Обратите внимание на парадоксальный, почти нереальный, завораживающий образ человека, стоящего на самой кромке скалы над морем в стихотворении «МЫС НАДЕЖДЫ - ВЫБОР КРЫЛАТЫХ». Обычно всегда состояние «на краю» ассоциируется с разочарованием, с утратой жизненных сил, надежды на лучшее, с концом, какого бы то ни было бытия. Но поэтесса, описывая душевные метания, поиска смысла существования, образ стоящего у черты представляет не как пришедшего к концу своего пути и желающего захлопнуть книгу жизни, а совсем наоборот - как находящегося в самом центре и начале мироздания, где
«Всех стихий роковое свиданье
… назначено навсегда.»
Следуя одной из главных заповедей «Не унывай!» она уверено говорит о том, что любой конец в то же самое время является и началом чего-то нового, что жизнь непрерывна и бесконечна. У нее
«За спиной вырастают крылья
В миг баланса на кромке земли.
Обостряются чувства и мысли,
Обнаженных эмоций нерв
В бесконечном поиске смысла
Пишет током пульсаций шедевр
Уникальности мирозданья…»,
неотъемлемой частью которого, бесспорно, является и человек, умеющий силой мысли своей оказаться в любой точке Вселенной, от самых удаленных звезд до синих глубин морей и океанов, могущий одним только полетом мечты и любовью превратить весь мир в райский сад. Нужно только понять
«… природу данности крыльев»,
и тогда не
«В бездну моря, сложивши крылья,»,
а
«взлететь еще выше, чем прежде,
«За предел по любой шкале».
В сердце паники, ужаса, страха
Нет ни капли – один восторг!
Нет препятствий для крыльев размаха:
Север, запад, юг и восток
Мне распахнуты. Выбор сложен
И прекрасен, он - только мой!
Ветер в спину толкает, и все же
Я поспорю еще с судьбой,
Ведь недаром Бог дал мне крылья,
Среди многих других избрав,
И мечта еще станет былью,
В волнах солнца улыбку поймав...»
Практически все произведения поэтессы если не заканчиваются, то содержат в себе мысль о том, что «Нельзя всю жизнь валяться на диване», «Беречь себя, как «человек в футляре», «Закрывшись плотно от ветров и вьюги». Иначе человеку никогда «Любовь не встретить, счастья не узнать».
Автор прямо обращается к читателю с призывом,
«Поверь в себя!
Стремись вперед!
Не дай судьбе сломить себя!»
«Возьми с собой лишь зонтик оптимизма и не стесняйся розовых очков»,
ведь
«Мы в этот мир пришли не зря.
Пусть много в нем проблем, забот…
Любите жизнь! И верю я –
Всем оптимистам повезет!»
И это не просто вера, это жизненный принцип, на котором твердо и непоколебимо стоит автор, она не просто верит – она точно знает, что после «проблем, смятенья, слез» обязательно «будут радость и удача, После зимы опять придет весна» так же, как «За ночью будет новый день», а портрет настоящей женщины будет заслуженно помещен в счастливую рамку еёсложной, но удивительно прекрасной в своем своеобразии судьбы.
В завершении позволю себе добавить всего один
Знаменательный факт: в 2022 именно стихи Ларисы Саевич были избраны представлять поэзию Донецкой Народной Республики в Антологии современной мировой поэзии «Земля – наш общий дом»Всемирного Поэтического Движения среди лучших авторов из 26 стран всех континентов нашей планеты, что ещё раз подтверждаетуровень высшей пробы творчества, представленного в этой книге.
Светлана Каленчукова,
член Республиканского общественного объединения «Белорусский литературный союз «Полоцкая ветвь»,
председатель Речицкого отделения,
лауреат международной литературной премии имени В. С. Алехина
В послесловии использованы материалы и анализ ряда произведений, подготовленные Любовью Мамаевой, ДНР.
Свидетельство о публикации №123032008555