Гинзбург Ф. В. Европейские педагогические теории
Для определения детской умственной одаренности
Альфред Бине тесты разрабатывал с увлеченностью.
На их основе детей сортировали, учебные потоки формировали,
у каждого из них направленность создавали,
а в 11 лет все это повторяли.
И в зависимости от результатов, среди детей отбирали кандидатов
либо в школу грамматическую, либо в среднюю техническую...
В каждой школе свои уроки, цели, программы, методы, сроки.
Разные и по окончании права. Если персона твоя в группе "А",
и к тебе претензий нет, то можешь поступать в университет.
5-7 процентов способных, имеющих к технике тяготение,
учиться направляются в высшие технические учебные заведения.
Остальные, кто не очень уж старается,
в общеобразовательные школы направляются.
А для детей аристократических акул
есть престижнейшие "Паблик скулз",
выпускники которых в Оксфорд и Кембридж поступают,
и, их закончив, себя проявляют
в государственных структурах и политике
как руководители и аналитики.
Логика практицизма - центральная идея прагматизма.
Его в Америке распространение
вызвало лишь знаний ухудшение,
так как ряд предметов отбирался
и по желанию преподавался....
К тому же, независимо от результатов обучения,
в следующий класс переводили всех без исключения.
Ну а тех, кто совсем уже глупы,
отделяли в отдельные группы.
ТЕОРИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Беррес Скиннер в 1954 году
предложил, лентяям на беду,
предоставление материала учебного малых доз,
и, в случае положительного ответа на вопрос,
разрешением, чтоб следующий материал изучали.
Все это теорией линейного программирования назвали.
Предусмотрен был, в случае детской ошибки,
возврат к предыдущему для повторной попытки.
Норман Краудер, изучив обучения систему,
предложил свою разветвленную схему,
предусмотрев для детей "замороченных"
выбор ответов из рядов предложенных.
В случае ошибки для каждого из детей
были предусмотрены три варианта идей:
1. Ошибки разъяснение.
2. Ранее изученного материала повторное изучение.
3. Для детей самой низкой формации
изучение дополнительной информации.
Если обучаемый и этому не рад
и сделает более трех ошибок подряд,
то он при этом ставится на уровень упрощенный,
пока со всем не справится, и будут им довольны.
Таким образом, программа разветвленная -
более индивидуальная и более полная.
В те времена вновь проявилось увлечение
СВОБОДНЫМ ВАРИАНТОМ ОБУЧЕНИЯ.
Йена-план предусматривал решение
замены классно-урочной системы обучения
воспитательной общины влиянием,
свободы и самостоятельности сочетанием.
Классы разновозрастными группами заменялись,
в которых старшие с младшими занимались.
Временные группы занимались при этом
реализацией "метода проектов".
В разработке Винетка-плана К.Уошберн предложил новацию:
одновременную темпа и содержания обучения индивидуализацию,
которая широко применяется
и диагностическим тестированием сопровождается.
Висконсинский проект классно-урочную систему также отменяет,
переход к многопоточной школе предполагает,
где общая численность - 100-150,
и в каждой группе есть примерно 7 ребят.
Группы существуют 2 недели,
и, после того, как все и все успели,
новой группы происходит формирование
и получение нового задания.
Интересен нам, вне всякого сомнения
проект "открытого обучения".
В нем нет на классы школ деления,
учитываются способности и увлечения.
В своей подвижной группировке
каждый может проявить сноровку.
Ведь есть условия учить и к новому не переходить,
покуда старое не выучено крепко,
что делает ненужными отметки,
а применяется лишь "да" и "нет"
Такой вот удивительный проект!
План Трампа предусматривал при этом
изготовление модулей-пакетов
по каждой из тем изучаемых,
активно ТСО сопровождаемых.
Каждый из педагогов стремится
применять материалы, таблицы,
диафильмы, кинофрагменты,
используя современные инструменты.
Учительская братия,
помогая разродиться от незнания бремени,
применяет индивидуальные занятия
70 процентов учебного времени.
Программированное обучение совершенствовалось, и вот
мы наблюдаем перерастание его в ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД.
Использование технологий полного усвоения
позволило индивидуализировать обучение.
Материал на небольшие порции разбивался,
учитель диагностической цели добивался,
то есть результата, который можно измерить
и достижение цели быстро проверить.
Учитель новый материал не объяснял,
а только консультировал.
ТЕОРИИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
ФРЕБЕЛЬ
Теории свободного воспитания
открыла нам своеобразная компания.
Фребель на философию тождества опирался.
При этом он гармонизировать пытался
природу, культуру и человека.
Он говорил: известно все от века
и нам дается в виде истин изначальных,
порою радостных, ну а порой печальных.
Кто Фребеля читал, тот фразу вспомнит:
"Рожденный быть повешенным не утонет".
По Фребелю, воспитание - ряда природных инстинктов образование.
Таких инстинктов далеко не множество:
трудолюбия, знания, религиозный и художественный.
Так устроен мир и мы должны об этом знать,
что посредством занятий и игр инстинкты следует развивать,
они должны культивироваться умело и тонко,
при опоре на деятельность, что дана от природы ребенку.
И тогда стремление к труду, знаниям, красоте, Богу
выведет его на верную дорогу!
Фребель считал, что внутреннее воображение
должно найти свое в ребенке выражение.
Но он, хотя и многое уже познал,
философско-мифологически природу понимал
как культуру нераскрытую,
и психофизиологические особенности ребенка не до конца учитывал.
Игра, развивая фантазию, позволяет проявить единство многообразия.
Прежде чем любую игру начинать,
нужно сначала спланировать -
каким образом в ней развить, уберечь
такие начала как слово, искусство, природу, речь,
геометрический образ, число, Бога.
И пусть по количеству их немного,
но вот по степени важности Фребель считал
их ведущими средь природных ребенка начал.
МАРИЯ МОНТЕССОРИ.
На радость нам, а не на горе, работала Мария Монтессори.
Одной из задач своих благородных
считала развитие чувств природных,
слуха, зрения, обоняния, тактильного осязания.
Для каждого из чувств она находила средство,
чтоб развивать их все до совершенства.
Так, например, для развития слуха
колокольчики и молоточки дети слушали в пол-уха.
Для воспитания тактильного чувства каждый человечек
должен был иметь наборы гладких и наждачных дощечек.
Чтоб термические чувства упражнялись -
детям чашечки с водою раздавались.
Притом воды температура в них отличалась,
ее определить задача задавалась.
Гимнастикой для рук, губ, зубов, языка, дыхания
поупражняться детям давались задания.
Использовались ею упражнения и к тому,
чтоб обучить началам арифметики, чтению и письму.
Отметить нам необходимо: своеобразно подготовка проходила,
когда еще до того, как начать писать,
дети пробуют раскрашивать и штриховать.
Положительным в ее учении было
то, что все с учетом физиологии и психологии происходило.
Однако философскую часть проблемы она недооценила,
что к натуралистической односторонности приводило.
В ее системе все внимание
уделяется внешних чувств воспитанию,
но места нет духовному развитию,
воображению и творческому наитию.
СЕЛЕСТЕН ФРЕНЕ
Селестен Френе пропагандировал утверждение
о необходимости свободы самовыражения.
Метод проб и ошибок он использовать предлагает,
отказ от принципа "Учитель знает, а ученик не знает".
Учебный труд быть должен мотивирован,
отказ от конкуренции продекларирован.
Этот тезис Селестена Френе
и сейчас имеет своих подражателей:
"Не может быть воспитания в духе сотрудничества
без сотрудничества воспитателей"
Свидетельство о публикации №123032000628