Житие преподобного Зосимы Верховского. Часть 43
Так вот возлюбленный о Господе отец
Недолго утешался о послушницах,
Хоть этот пастырь и жалел своих овец,
взял под покров их, ими руководствовал.
Но Божьим попущением случилось,
Что мать и дочь, Васильевы, войну
Смиреннейшему старцу объявили,
По всем селеньям разнося о нём хулу.
Свое любоначалие Васильевы
пытались долго ото всех скрывать,
Но ненависть и злоба, их завистливость
открылись, чудом, надо понимать.
Мать с дочерью отправили прошение,
В письме, через мирянку, прокурору,
Чтоб сделал он донос преосвященному,
попал пакет нежданно в руки старцу.
Ведь в это время две послушницы отправились
в Тобольск, по поручению Зосимы,
и неожиданно с мирянкой повстречались,
так и узнали, что донос есть от Васильевых.
Они, испуганные нарушением устава,
И убедили, страхом Божьим, девушку –
Отдать им тот пакет, чтобы не стала
Она орудием коварства злого дьявола.
Девица, убоявшись согрешенья,
негодований старца доброго, сестёр,
им отдала пакет без сожаленья,
позднее, старцу был доставлен он.
Был удивлён отец Зосима и скорбел,
прочтя все пункты* лживого доноса,
Он сразу будто лет на десять постарел,
Из его глаз стекали струйкой слёзы.
В письме просила дочь Васильевых за мать,
Что, мол, она достойна стать игуменьей,
А вот отца Зосиму надо гнать,
Чтоб лишнего не помышлял и не придумывал.
Негодовали все послушницы обители:
— Такой игуменьи мы не желаем для себя!
Нам – лучше умереть, но чтоб не видели
Сестру Васильеву главой монастыря.
Решил Зосима примириться с клеветницами,
Он думал, что сгорят те от стыда,
Когда попросит он прощения. Но, львицами,
Они набросились, ругая старика.
А после мать и дочь, их две келейницы,
Немедленно уехали в Тобольск.
Отец Зосима то письмо их, подлинник,
отправил к архипастырю потом.
В пакет добавил и своё письмо Зосима,
Он в нём просил о правосудии владыку,
Ведь опорочили не только его имя,
Но и послушниц, неповинных, их пустыни.
Он сам молился, и молились в кельях сёстры,
С усердием и со слезами на глазах.
Приказ пришёл от архипастыря к ним после,
Чтобы Васильевым Зосима кельи дал.
— Прими их, старец, в монастырь,
и дай им кельи, какие они сами пожелают,
все выгоды тем сёстрам предоставь,
свободу жизни пусть они узнают!
Всё со смиреньем выполнил Зосима,
Хоть и скорбел душою этот старец.
Тогда Васильевы победу одержали,
Презренным стал, для них, святой скиталец.
Старались ласками привлечь к себе сестёр.
А мать Васильева, как вдовушка советника,
Частенько стала посещать Тобольск,
Знакомства завела там эта грешница.
Уж, совершенно отделившись от сестёр,
Васильевы имели свою собственность,
золотошвейные работы выполнять
лишь по заказам они стали, приспособились.
— Мы ждём решенья, — объясняли всем,
— и скоро старца обязательно уволят,
а может быть, на Соловки ещё сошлют!
Здесь лишь игуменья спокойствие устроит.
Так вот тогда отец Зосима написал
свои прошения – владыке и в Синод,
просил – от должности освободить его,
чтоб смог в пустыню возвратиться он.
А если же не соизволят увольнять,
то он просил, чтоб удалили из обители
сестёр Васильевых, обеих, дочь и мать,
как возмущающих сестёр, уничижителей.
Не получая много времени ответа,
В стеснении духа и в печали были все,
В молчании, с рассвета до рассвета,
С молитвою, сердечной, в тишине.
К тому, что изменить никак нельзя,
В обители недолго привыкали,
И вскоре сёстры, все, монастыря,
Уже Васильевых почти не замечали.
Они смотрели на них, словно на чужих,
Ведь две Васильевы, а так же их келейные,
Уже давненько отделились ото всех,
считая себя самыми достойными.
Отец Зосима с тем просил смириться,
Не обижались сёстры, чтоб, и не роптали,
а продолжали обо всех с душой молиться,
ко всем обидящим имея состраданье.
Не оставлял обительских дел старец,
Он о потребностях монастыря заботился,
И стройка там была в самом разгаре,
Уже должна была она вот-вот закончиться.
20.03.2023 г.
Важнейшие пункты доносов на старца*:
1. Неприятно и тяжко всем сестрам и соблазнительно мирским, что старец-мужчина живет в женской обители (то есть в вышеупомянутой келье под горой, устроенной, впрочем, вне внутренней ограды обители).
2. Приличие и желание всех сестер требуют иметь игуменью (причем довольно ясно давали понять своему родственнику, что обе они и по званию, и по вкладу, и по вступлению из первых в обитель имеют право на начальство).
3. Старец в церковнослужение вносит какие-то скитские раскольнические правила и богомоленье (имелось в виду поклонение Страстям Христовым и прочие вышеприведенные правила)
4. Не имея священства, исповедует сестер и прощает грехи (так называли они откровение помыслов сестер перед старцем, как перед духовным руководителем).
5. Весьма дурную производит постройку в монастыре, издерживая безрассудно на нее обительские деньги, из которых много утаивает и у себя (это была сущая клевета).
6. Он, должно быть, раскольник, ибо сам служит молебны (в обители пели нараспев каноны и акафист).
7. К ним не имеет уважения и притесняет их.
Свидетельство о публикации №123032000491