Гинзбург Ф. В. Педагогика в России
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В РОССИИ.
Как воспитание, так и обучение у древних российских славян
имело общий, к сожалению, для всех народностей изъян:
дети обстоятельно и чинно
воспитывались родовой общиной.
Но мог любой из них обычай знать,
и хлеб любить, и предков уважать.
Затем, с появлением парной семьи
стали детишки и вовсе СВОИ.
В семьях родные сестренки и братья
наследуют папы и мамы занятья.
На рубеже восьмого и девятого веков
возникла киевская Русь - проклятье для врагов.
Она язычество отринула,
христианство византийское восприняла.
А вместе с ним античную культуру,
но только творчески, не слепо, сдуру.
Усовершенствование азбуки (кириллицы ) отныне
и на все последующие века
к нашей собственной гордыне
развитию способствовало языка,
а вместе с ним литературы
как важной составляющей культуры.
И чтобы дети все могли ее познать –
их стали грамоте прилежно обучать.
А князь Владимир повелел молодое поколение благочинное
"даяти нача на учение книжное".
Князь Ярослав в Новгороде многих на учение подвигнул
"собра от старост и поповых детей 300 учити книгам".
И другие князья от них не отставали,
школы и училища они открывали.
Коли в архивах покопаться, то там наверняка мы встретим
"Поучение князя Владимира Мономаха детям"
Он учил детей, как жить, и как Родину любить,
чтобы каждый был готов защищать сирот и вдов,
чтобы богу угождать добрыми делами...
Все об этом прочитать можем и мы с вами.
Дальнейшее развитие России в 13-15 веках
нашествие затормозило, повергнув в разрушение и прах.
Сжигались села, города, и с ними ценности культурные.
Такая вот пришла беда в те годы дикие и бурные.
Но в то же время, вынеся татаро-монгольское бремя,
Обучали в Новгороде писцов,
и был любой из них "всегда готов"
процарапать почти задаром
письмо на бересте "писалом".
С тех самых давних пор, как появились,-
берестяные грамоты по всей Руси распространились.
Здесь же археологи безымянные
азбуку нашли нам деревянную.
В начале же 16 века
усилиями супер - человека-
первопечатника Федорова Ивана
первая азбука печаталась исправно.
Был издан в этом веке
для исполнения любым человеком
очень строгий и непростой
сборник наставлений - "Домострой".
В нем давались советы, как детишек учить,
как " в правде жить и в кривде не жить"
В 17 веке, как ныне известно нам,
стали обучать детей по букварям.
После заголовка в них читалось ниже:
"аз, буки, веди, глагол, добро, есть, иже..."
В конце 17 века всем на удивление
активно развивалось в России просвещение.
Академия в Москве образовалась,
Славяно-греко-латинской она называлась.
Там обучаясь, множество вопросов
всем задавал Михайло Ломоносов.
Учился в ней писатель Кантемир
и многие, которых знает мир.
Учила знанию приличий светских
книга "Гражданство обычаев детских".
Просвещение и дальше продолжало развиваться:
государственные школы стали открываться.
Преподавали в ней лучшие педагоги,
хотя их и было пока немного.
Леонтий Магницкий, математик, педагог,
любому фору дать бы мог.
Им написана была книга исключительная -
" Арифметика, сиречь наука числительная"
Очень многие по этой книжке занимались,
в тайнах математики успешно разбирались.
Настойчив Петр Первый был:
он школы многие открыл
с учетом их специализаций,
от хирургических до «навигацких».
Когда скончался просвещения друг,
открыта была Академия наук.
Об этом Петр всегда мечтал, но вот при жизни не застал,
хоть и готовил повсеместно ее открытие, как всем известно.
Свидетельство о публикации №123032000474