Гинзбург Ф. В. Педагогика в России

   
              РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В РОССИИ.
 Как воспитание, так и обучение у древних российских славян
 имело общий, к сожалению, для всех народностей изъян:
 дети обстоятельно и чинно
 воспитывались родовой общиной.
 Но мог любой из них обычай знать,
 и хлеб любить, и предков уважать.
 Затем, с появлением парной семьи
 стали детишки и вовсе СВОИ.
 В семьях родные сестренки и братья
 наследуют папы и мамы занятья.
 На рубеже восьмого и девятого веков
 возникла киевская Русь - проклятье для врагов.
 Она язычество отринула,
 христианство византийское восприняла.
 А вместе с ним античную культуру,
 но только творчески, не слепо, сдуру.
 Усовершенствование азбуки (кириллицы ) отныне
 и на все последующие века
 к нашей собственной гордыне
 развитию способствовало языка,
 а вместе с ним литературы
 как важной составляющей культуры.
 И чтобы дети все могли ее познать –
 их стали грамоте прилежно обучать.
 А князь Владимир повелел молодое поколение благочинное
 "даяти нача на учение книжное".
 Князь Ярослав в Новгороде многих на учение подвигнул
 "собра от старост и поповых детей 300 учити книгам".
 И другие князья от них не отставали,
 школы и училища они открывали.
 Коли в архивах покопаться, то там наверняка мы встретим
 "Поучение князя Владимира Мономаха детям"
 Он учил детей, как жить, и как Родину любить,
 чтобы каждый был готов защищать сирот и вдов,
 чтобы богу угождать добрыми делами...
 Все об этом прочитать можем и мы с вами.
 Дальнейшее развитие России в 13-15 веках
 нашествие затормозило, повергнув в разрушение и прах.
 Сжигались села, города, и с ними ценности культурные.
 Такая вот пришла беда в те годы дикие и бурные.
 Но в то же время, вынеся татаро-монгольское бремя,
 Обучали в Новгороде писцов,
 и был любой из них "всегда готов"
 процарапать почти задаром
  письмо на бересте "писалом".
 С тех самых давних пор, как появились,-
 берестяные грамоты по всей Руси распространились.
 Здесь же археологи безымянные
 азбуку нашли нам деревянную.
 В начале же 16 века
 усилиями супер - человека-
 первопечатника Федорова Ивана
 первая азбука печаталась исправно.
 Был издан в этом веке
 для исполнения любым человеком
 очень строгий и непростой
 сборник наставлений - "Домострой".
 В нем давались советы, как детишек учить,
 как " в правде жить и в кривде не жить"
 В 17 веке, как ныне известно нам,
 стали обучать детей по букварям.
 После заголовка в них читалось ниже:
 "аз, буки, веди, глагол, добро, есть, иже..."
 В конце 17 века всем на удивление
 активно развивалось в России просвещение.
 Академия в Москве образовалась,
 Славяно-греко-латинской она называлась.
 Там обучаясь, множество вопросов
 всем задавал Михайло Ломоносов.
 Учился в ней писатель Кантемир
 и многие, которых знает мир.
 Учила знанию приличий светских
 книга "Гражданство обычаев детских".
 Просвещение и дальше продолжало развиваться:
 государственные школы стали открываться.
Преподавали в ней лучшие педагоги,
 хотя их и было пока немного.
 Леонтий Магницкий, математик, педагог,
 любому фору дать бы мог.
 Им написана была книга исключительная -
 " Арифметика, сиречь наука числительная"
 Очень многие по этой книжке занимались,
 в тайнах математики успешно разбирались.
 Настойчив Петр Первый был: 
 он школы многие открыл
 с учетом их специализаций,
от хирургических до «навигацких».
 Когда скончался просвещения друг,
 открыта была Академия наук.
 Об этом Петр всегда мечтал,  но вот при жизни не застал,
 хоть и готовил повсеместно ее открытие, как всем известно.

               


Рецензии