Гинзбург Ф. В. Иоганн-Фридрих Гербарт

          ИОГАНН - ФРИДРИХ ГЕРБАРТ (1776 - 1841).
Иоганн - Фридрих Гербарт, немецкий ученый,
исследователь был очень увлеченный.
И в психологии и в педагогике
давал примеры он научной строгой логики.
Из этики он выводил нам цели воспитания,
в идеализме находил их всех обоснование.
Все воспитание людей - суть пять этических идей:
1.Идея внутренней свободы. ( Давно ей преданы народы.)
2.Идея благорасположения. ( Людей друг к другу отношение)
3.Идея совершенства (Осталась в нас от детства...)
4.Идея справедливости.  ( Несправедливость вынести...)
5.Идея права. Нужные слова, когда у каждого имеются права!

  Систему педагогической науки он старался довести до конкретики,
  разрабатывая ее на основе философии, психологии и этики.
  По Гербарта понятиям, теория познания
  зависит от первоначальных представлений,
  усиленных опытом общения, воспитания.

  Чтоб психических терминов произошла детализация,
  он ввел понятия - АППЕРЦЕПЦИЯ, АССОЦИАЦИЯ.
  ( Апперцепция, по Гербарта мнению, -
  новых представлений усвоение
  на основе имеющихся в результате обучения.
  Она связана тесно с вниманием и интересом.
  Ассоциация, по Гербарту,
  - углубление в состоянии движения,
  связи нового со старым осознание,
  психологическое ожидание.

  Обучение, по Гербарту, процесс не случайный,
  проходящий через углубление в материал изучаемый (углубление )
  и углубление, обучение любя, в самого себя (осознание).

  В то же время его ошибкой было
  то, что лишь со временем вдруг всплыло:
  Всю психическую деятельность нации
  он на составные части разложил,
  сведя ее к ПРЕДСТАВЛЕНИЙ механическим комбинациям,
  он ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ее простейшим элементом предложил.
  Представлений масса в душе человека теснится,
  в поле его сознания силясь с трудом пробиться.
  Но проникают туда те представления, знания,
  которые родственны имеющимся в поле его сознания.
  Те же, которые ими не подкрепляются, -
  выталкиваются из сознания и забываются.

  Чувства же по своему предназначению
  есть только лишь задержанные представления.
  Если представления друг с другом гармонизируют,
  они друг другу как бы симпатизируют,
  и чувство приятного тогда возникает
  и человек просто "обалдевает"...
  Если же представления дисгармонизируют,
  то они отнюдь друг другу не симпатизируют.
  Вот тогда неприятное чувство рождается
  и человек уж не улыбается...
  Человек усваивает все толково,
  и без всяких ограничений,
  когда предмет или слово
  вызывают в сознании известный круг представлений.
  Воля - есть желание, к которому представление присоединяется
  о том, что поставленная цель достигается.

  У Гербарта в отношении внимания
  был свой подход, и свое понимание:
  ПРИМИТИВНЫМ такое внимание называется,
  которое на какой-то предмет конкретно направляется
  независимо от воли человека проявлений,
  благодаря лишь силе впечатлений.
  Внимания проявлению может быть порука
  яркости цвета появление или громкого звука.
  АППЕРЦЕПТИВНОЕ внимание - будто бы заранее
  как бы высылает представления, нужные для знаний усвоения.
  ПРОИЗВОЛЬНОЕ - зависит от заранее намерения принятого,
  усилия ученика предпринятого.
  Актуализация до объяснения вызывает те лишь представления,
  которые усваивать материал помогают,
  и от ошибок предостерегают.

  Огромное значение в деле образования
  Гербарт придавал умственному воспитанию.
  К этому в дополнение
  он термин ввел - "воспитывающее обучение"
  Есть у Гербарта утверждение, достойное внимания:
  "Нет воспитания без обучения,
  как нет обучения без воспитания"
  Обучение, по Гербарта осведомленности,
  Зависит от интересов разносторонности.
  Гербарт выявил шесть самых типичных,
  самостоятельных видов интересов различных.
                1 ГРУППА
  Интерес 1 группы, ЭМПИРИЧЕСКИЙ,
  возбуждает стремление к наблюдению,
  УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ - настраивает на размышление.
  ЭСТЕТИЧЕСКИЙ, в зависимости от настроений,
  обеспечивает художественную оценку явлений.
                2 ГРУППА
  СИМПАТИЧЕСКИЙ. Он на других членов семьи направляется,
  и поэтому "Симпатическим" называется.
  СОЦИАЛЬНЫЙ - направленный вперед
  на мир реальный, общество, народ.
  РЕЛИГИОЗНЫЙ. Его предназначение -
  с Божественным духовное общение.
  Одна из важнейших черт образования достойного -
  возбуждение интереса многостороннего.

  Метафизиком он был по мировоззрению,
  и плыл покорно по метафизическому течению.
  Мир,- как сумел он понять,
  состоит из реалов - сущностей множества,
  которые человек не в силах познать
  из-за своего ничтожества.
  Если представления об изменяемости мира
  иллюзорны и неполноценны,
  то сущность бытия устойчива и неизменна.
  В то же время верный вывод сделал он, вне всякого сомнения,
  о воспитывающем характере обучения  подрастающего поколения.

      ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ АДОЛЬФ ДИСТЕРВЕГ (1790 - 1866 ). Германия. Свой 19 век
Адольф прославил Дистервег.
Он написал для всех людей
"Руководство к образованию немецких учителей".
Он психологию считал основой воспитания
и правил 33 создал потомкам в назидание.
К умозрительному от наглядного он советовал шагать
и учить детей понятному, и притом не муштровать.
Дистервег был строг к учителю и давал такой совет:
другом быть, а не мучителем, знать отлично свой предмет,
творчески и увлекательно все занятия проводить,
и в развитии поступательном "кайф" особый находить.

                А.Дистервег.
 Из "Руководства к образованию немецких учителей"
   (Избр. пед. соч., М., Учпедгиз, 1956, С.136 - 175.)
1. ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К УЧЕНИКУ, К СУБЪЕКТУ.
         (Печатаются в извлечениях - Авт.)
  1. Обучай природосообразно!
  2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития
     подрастающего поколения.
  3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!
  4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно!
  5. Обучай наглядно!
  6. Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному!
  7. Веди обучение не научным, а элементарным  способом!
  8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, а именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей!
  9. Никогда не учи тому, чего ученик не в состоянии усвоить!
 10. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!
 11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать для данного случая, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального
  образования!
 12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой!
 13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников!
ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, ОБЪЕКТА.
 14. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем  развития и ( вышеуказанными) законами развития ученика!
 15. Задерживайся главным образом на изучении основ!
 16. При образовании производных положений возвращайся почаще к первоначальным  основным понятиям и выводи первые из последних!
 17. Распредели каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части!
 18. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы  возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере!
 19. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее!
 20. Связывай родственные по содержанию предметы!
 21. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот!
 22. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета!
 23. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне!
 24. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета!
 25. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки!
ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВНЕШНИМИ УСЛОВИЯМИ, ВРЕМЕНЕМ, МЕСТОМ, ПОЛОЖЕНИЕМ И Т.Д.
 26. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно!
 27. Считайся с (предполагаемым) будущим положением твоего воспитанника!
 28. Обучай культуросообразно!
                ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ УЧИТЕЛЯ.
 29. Старайся сделать обучения увлекательным (интересным)!
 30. Обучай энергично!
 31. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи !
 32. Никогда не останавливайся!
 33. Находи удовольствие в развитии или движении как собственном, так и своих учеников!

                А.Дистервег.

  Каков отличительный признак учителя, возбуждающего духовные силы учащихся и укрепляющего их характер ? (1833)
                Избр. пед. соч. М., С.325 - 326.
  ...Учителей можно разделить на две категории: на содействующих возбуждению духовных сил учащихся и лишенных этой способности, или на сильных и слабых.
  Я имел возможность наблюдать многих учителей в жизни и школе и потому часто задавался вопросом : в чем собственно заключается возбуждающая, оживляющая и укрепляющая сила хороших учителей и каким существенным качеством они при этом должны обладать ?
  ...Истинное обучение действует подобно укрепляющему нервы напитку. Оно  обусловливается силой учения или дидактической силой учителя. Я считаю поэтому эту дидактическую силу отличительным признаком учителя, который  возбуждает духовные силы и укрепляет характер своих учеников. Все зависит от наличия этой силы и степени, в какой она выражена.  В чем же заключается эта сила и чем она обусловлена? Ее необходимыми   предпосылками являются : наличие у учителя развитых познавательных способностей, совершенного знания учебного материала как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода его преподавания.
     Кто не заложил этого основания, кто не имеет твердых знаний, не в полной  мере владеет учебным материалом, не приобрел полного, ясного и отчетливого представления о методе его преподавания и не обладает такими педагогическими данными, как, например, хороший дар слова, - тому не хватает необходимой предпосылки для дидактической силы, ее основания. Но это основание еще не  является самой дидактической силой. Последняя заключается главным образом  в твердости воли самого учителя.                А.Дистервег.
             Из статьи "Дисциплина в школе" (1834)
                Избр. пед.соч.,М.,Учпедгиз,1956, С.212.
...Значительная часть ученых не умеет дисциплинировать своих учащихся потому, что они не знают, как преподавать. Если бы они научились методу преподавания - этой, по их мнению, "ерунде", то они знали бы и как дисциплинировать своих учащихся...


Рецензии