Гинзбург Ф. В. Педагогика эпохи возрождения
Педагогика эпохи Возрождения
имеет и сейчас серьезное значение.
Впервые содержание образования
расширяется элементами научного знания -
физики, истории, географии, естествознания.
Задачей деятельности учителя
становится детей разностороннее развитие
Суровая дисциплина, телесные наказания - отвергаются.
Любовный подход к ребенку - провозглашается.
Государственная школа развивается, влияние церкви - ослабляется.
Быть к психологическим особенностям детей внимательным,
сделать обучение привлекательным,
идти с ними по одной дороге
призывали гуманисты-педагоги.
Такое вот на них нашло прозрение.
Ведь гуманизм - целое мировоззрение!
Ему в детей воспитании
огромная роль отводится.
С латинского это название
как «человеческий» переводится.
В противовес аскетизму ушедшего среднего века
Пора настала оптимизма жизнерадостного человека.
Гуманисты уделяли большое внимание
физическому и художественному воспитанию.
Лозунг такой гуманисты стали провозглашать:
"Взять от жизни все, что она может дать!"
Расцвет наук, культуры, просвещения,
(что связано с эпохой Возрождения),
мог состояться только при условии развития ремесел и торговли.
Ускорило все это, без сомнения, буржуазных отношений становление.
В это время (как и полагается), плеяда педагогов появляется.
Они над жизнью много размышляли
и интересы угнетенных представляли.
ТОМАС МОР ( 1478 - 1535 ).
Томас Мор был на выводы скор, но знаменит до этих самых пор!
Мыслитель был он фантастический, создав социализм утопический.
В нем воплотил народные мечты о государстве мудрой красоты.
( Там, где отказывает логика, в права вступает педагогика...)
Сэр Томас мудро полагал, что надо легче жить
и собственность он предлагал всю взять и отменить.
"Утопией" назвал он свой научный труд,
представив то, как дети все счастливыми растут
и описав, как подрастающее поколение
там получает воспитание, обучение.
В мечтах у Мора все продуманно весьма:
основы чтения, арифметики, письма,
геометрия, естествознание, астрономия,
диалектика и музыки гармония.
Предметов предложив разнообразность,
он предлагал: использовать наглядность,
чтобы на практике все знания закреплялись,
на языке родном преподавались.
Физическому, трудовому воспитанию
в "Утопии" он уделил свое внимание.
И он был первым, кто в истории мироздания,
РАЗВИЛ идею трудового воспитания!
Всем обязательно отметить нужно
приоритет ученейшего мужа!
На острове, как Мором предлагается,
по шесть часов трудом все занимаются.
При этом вы, читатели, отметьте,
все - это значит взрослые, не дети.
Детишки - каждый, сколько сил хватает,
в труде свои умения умножает.
В свободное же время отдыхают,
библиотеки и музеи посещают.
С учетом склонностей детей, их не берут измором.
Вся эта мудрость без затей изложена Т.Мором.
ТОМАЗО КАМПАНЕЛЛА ( 1568-1639 ).
Томазо Кампанелла - монах, а мыслил смело!
Он "Город солнца" описал, мечты свои нам излагал:
Детишки все в семье своей 2 годика находятся.
Ну а потом - среди людей, и с ними кто-то водится.
Лет до восьми дают начальное образование,
ну и потом - учебный труд. Акцент - естествознание.
Наглядности огромна роль, она – как знания пароль:
Там на деревьях и кустах пособия пристроили,
чтоб дети на прогулках: "Ах!" и все уже усвоили...
Вот к 18 годам все знания получены,
причем и к трудовым делам ученики приучены.
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592 - 1670)
Как педагог, Коменский Ян был просто гениален,
но, видит Бог, имел "изьян": чуть-чуть был сенсуален.
Мы под сенсуализмом понимаем,
что объективен мир и чувством познаваем.
А секс тут вовсе не при чем! Хотя, себе заметьте,
что без него бы нипочем не нарождались дети...
Кого б тогда наверняка не без большого тщания
мы подвергали все века мучениям воспитания?)
Своих трудов сто сорок с лишним Я.А.Коменский написал.
О них, быть может, вы и слышали, а, может, кто-то изучал...)
Как показала жизни практика, из всех Коменского работ
его "Великая дидактика", пожалуй, первый приз возьмет.
В ней автор глубоко "копает ", и, без особенных затей,
всех обучать он предлагает без исключения детей.
" В школы следует отдавать не только детей богатых или знатных,
- пишет Я.А.Коменский, - но и всех вообще: знатных и не знатных,
богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках,
селах и деревнях."/ Я.А.Коменский. Избранные сочинения. М., 1955, С.216 /.
Он сравнивал их разум с бездной. При этом не подразделял
детишек на мужчин и женщин: всех одаренными считал!
Тогда признание женской одаренности было сродни революционности!
Отбросив всякие условности, призвал в учении к бессословности,
чтоб, независимо от класса, всем детям обучаться в классах.
Принцип природосообразности
обосновал он (снова…) к общей радости.
Не думаем, что был наш Ян такой неслыханный нахал.
Наверняка ученый Ян о Демокрите не слыхал…
Он призывал нас к правилу прекрасному :
от общего стремиться к частному.
Давал пример для усвоения птенца в яичке зарождения
что в целом формируется как будущая курица.
И обучение с воспитанием идет
примерно так, как дерево растет.
Мы все в согласии с природой
должны владеть ее "методой".
Дидакт он был наикрупнейший
и принципом наиважнейшим
средь дидактических считал
наглядность. Ян Коменский знал:
" Нет ничего в уме, чего бы, без сомнения,
не получали бы мы раньше в ощущении".
Принцип наглядности или "золотое правило дидактики " А.А.Коменского:
"...пусть будет для...учащих золотым правилом: все, что только можно
представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания"./Я.А.Коменский.Избранные сочинения, т.1. М.,1939, С.207.
Считал такими же по несомненной важности
он принцип прочности, последовательности и сознательности.
Думалось тогда Коменскому, что было бы желательно
" учить всех всему, учить кратко и основательно".
Классно - урочной системы обучения
он был сторонником, вне всякого сомнения.
И в школоведении, дошкольном воспитании
приоритет его научных знаний.
Ратуя за дисциплину, Коменский всех призывал,
чтоб в воспитании силу никто бы не применял.
Мягкое пожелание, высказанное лично,
выговор, порицание - наедине иль публично...
Лишь "проявление безбожия"
он допускал основанием
того, чтобы было можно
физическим подвергнуть наказаниям.
В те времена, что мы обозревали,
учителей еще не очень уважали.
Коменский считал их "светом в оконце"
и сравнивал даже с "сияющим солнцем".
Он многое сделал для образования
и заслужил педагогов признание.
И, если хотите все знать без изъяна,-
читайте, «зубрите» Коменского Яна!
Свидетельство о публикации №123031908393