М. Алексий, проповедь на Крестовоздвижение
Христа Апостольская Церковь чтит благоговейно-
Крест, некогда орудием погибели являвшийся и символОм
Отверженности, беззащитности и немощности человека перед злом,
Благодаря честным страданиям и смерти праведной на нем
Вочеловечшагося Сына Божьего, людей ради спасения
И воплотившегося- непререкаемым божественным Знамением
Победы став над смертью и грехом-проклятьем-тлением...
Вселенную всю наполняя живоносным светом и Божественною Силой
Распятого на Древе Крестном- и непобедимой, и непостижимой.
Святой апостол Иоанн, евангелист и Богослов
Один из тех немногих в роде человеческом, достойный ярких слов,
Поскольку опытно познал причастность действию в себе самом
Сиянья живоносного и, выражая [большинству понятным языком]
Пережитое, говорит : Бог есть любовь. Да любите друг друга, чадца!
Иоанн, посланье первое, глава четыре, стих шестнадцать.
А много прежде приобщившийся к тому же опыту пророк и боговидец Моисей
В ответ на свой вопрос к источнику: Кто ты?- услышал- и Вселенной всей
Внимать пришлось- Я Сущий есть. Исход,
Глава три, стих четырнадцать. Из рода в род,
От самого начала человечества , к тому способными людьми,
Чтоб откровенья Бога о Себе Самом воспрИнять, лечь костьми,
Но засвидетельствовать то, что Бог одномоментно есть реальность
И личностного, и природного, и подлинного бытия. Пребезначально
Он есть начало и конец одномоментно Самого Себя, его природа
Ничем не связана, как личность самосущая, как абсолютная свобода
И не определяется, и не зависит он от свойств несозданного Божества,
Но Сам Собою пресущественно в свободе совершенной естества
Единого, нетварного и своего... и сердцевины, сущности своей
Себя Он наполняет- словно небо громом-молнией -
Как знает Сам- лишь осознанием своей инаковости существует Личность
Во встрече с бытием другим, Лицом к Лицу. Здесь ждет эпичность
Переживания. Вступленьем в Отношенья- Знаковостью-
И полнота лишь в восприятьи состоит юдоли-бытия с другой Инаковостью*
Самотождественна всецелой жертвенной самоотдаче первого самоначального Лица
Другим двум самосущим и собезначальным, Бог откровенья есть- Святая Троица,
Внутри Которой жизнь- источник коренной-самоисточный
Отец, «...чтоб сердцем возлетать во области заочны...»
Имеющий собезначально Сына Им всегда рождаемого во Своей инаковости,
Всечасно изводимого Святаго Духа во Своей Божественной неодинаковости.
Во-первых подвиг праведных заметим, угодивших Богу. Во-вторых
Иоанн ДамАскин, выражая опыт, преподобных всех, святых,
Нам пишет: Что бы не имел Сын от Отца- у Духа есть,
Включая бытие Его Само. Всех качеств и не счесть.
Не существуй Отец, иль не имей чего
То не было б ни Сына/Духа. Не имелось и у них того.
Отец- есть, то и Сын, Дух- суть. И по причине
Отца тождественность своя и самоличная, и при свече и при лучине
Начало-оконечный есть источник и Божественного бытиЯ
Всего. Проявит Сын, Дух завершит Троих все действиЯ,
По мысли Богослова, одного из трех Вселенского учителя–
[Василия Великого, Ивана Златоуста,] ГригориЯ , пречудного святителя.
Три-Трое одинаковых- суть Бог один и совершенный
Они единосущны и самостоятельный, отдельный
Шаг, образ действий, иль приём Кого-Либо из Трех Инаковых тут невозможен вовсе
Согласно постулат сей возвещают богословы все.
Божественных Лиц жизнь есть взаимное проникновение
Существованье Одного являет жизнь Других и тление
НИ тень его- не может даже появиться, так что Бога бытие
Как личности, осуществляется как со-бытиЕ,
Как совершенная Любовь, как благо абсолютноЕ
От полноты приИзливает в пребожественной Своей свободе,
Вселенной всей … «при всем честном народе...»
Все действия любви Своей во вне Себя, от присноблагобытия
Существование тем самым полагая тварного многообразия
Согласно замыслу Его и воли иносущного творения
Оно не может по себе само существовать. Для продолжения
Существованья своего и достижения
Заложенной Творцом той цели- вечером и утром, ночью, днем-
Нуждается в заботе деятельной Бога-Промыслителя о нем
И попечительная к своему созданию любовь и радостное пение
Есть добровольная Себя отдача Своему творению ,
Не сущностно- в своих энергиях и действиях, подобно дивному сияниЮ
Могущих сообщить приснотворимому существованиЮ
Людей, чрез личность, Богу всемогущему уподоблениЮ.
В добре и мудрости, в причастьи благодатном восприимут тО,
Что Бог в Себе имеет по природе, вЕльми пресловутО.
Любовь, как свойства все Его радостоносна, неизменна
Но если в самопроизволе личность сотворенна
Откажется от послушания в уподобленьи Богу
По доброте и мудрости, тогда она выходит-выберет дорогу
Из действий радости ликующей, взаимной любованЬя друга другом,
И пребывая неизменной в сущности Своей,[кругОм и крУгом,]
По действованью, образу другою станет, в мир нас мчащей
Любовью страждущей и жертвенно служащей
Преображению и возвращению на правый путь
Свободно уклонившихся от истины и правды, в этом суть.
И в проявлении своем в греховном мире, падшем
Любовь к творенью Своему, у Бога- к младшим
Святитель Филарет, митрополит Московский, мысль свою
Оформил так: лишь жертвенною может быть любовиЮ
А именно любовь Отца, что распинает, ради падшего творения
Единородного и Сына Своего. Любовью Сына, ради нашего спасения
Он добровольно распинается. И этим тоже отразив единство
Своей любви с любовью Отчей, признавая первенство Его, старшИнство.
Так по естественному человеческого существа движению любви
Ко своему Создателю, впервые в полноте и ПРОЯВИ-
Вшейся в Его земной, монашеской
Не райской жизни- человеческой
Любовью Бога Духа Всесвятого, торжествующей победно
В нас искренних и любящих Отца с времен Заветных.
Хранящих верность воплотившемуся Богу Слову,
Животворящею Божественною силой Крестною, Христовой.
«Любовь познали в том, что положИл за нас нас Он душеньку Свою
Иоанн, посланье первое, глава три, тут рифмуем стих-строку шестьнадесятую
Так говорит любви апостол-Богослов.
Единодушен с ним и Павел, что добавил три десятка слов...
И возвещает: Бог Свою любовь доказывает тем-
Христос за нас вкусил смерть на Кресте,
Когда Адам всеродный оставался еще грешникОм,
Чтоб ОживотворИть нас, присно умерщвляемых грехом
И даровать нам власть быть Божьими детьми,
Что ни от крови, ни хотения плотИ,
Ни от хотенья мужа, но от Бога родились укажем, братцы, вкратце
На Иоанна, первая глава, стихи двенадцать и тринадцать
Что утвердится и свидетельствуется ими в пОвседневнОй
Благочестивой христианской и земной, цЕрковнОй
Жизни, распятьем добровольным своей собственной плотИ
Во исполнение суровой заповеди, со страстьми, и похотьми,
Кто хочет [на Земле] идти за Мной,
Отвергнись тот себя, возьми крест свой ,
Одежды ветхие отбросив иудейской спире,
Гонись за Подвигоположником в сем бренном мире-
Матфей, глава шестнадцать, стих двадцать четыре.
Чтоб на всерадостной торжествености брачнопраздничного пира
Божественного Агнца быть им средь ликующего сонма, не безлюдносира,
Богопрославленных победоносцев и единым сердцем и едиными усты
Прославить со всем хором ангелов святых
И человеков, громко-звонко, а не тихо-глухо,
Великой Троицы Честное имя- нашего Отца и Сына и Святого Духа.
Свидетельство о публикации №123031907693