Эссе Авенир

АВЕНИР.

(«отец — светильник»).

Сын Нира из племени Вениамина. В 1 Самуила 14:50, 51 (НМ 2021) сказано, что Авенир был «дядей Саула», и, по всей видимости, это действительно было так, хотя в еврейском тексте выражение «дядя Саула» может относиться как к Авениру, так и к Ниру, его отцу. Иосиф Флавий говорит об Авенире как о двоюродном брате Саула, а об их отцах, Нире и Кисе, как о родных братьях (Иудейские древности. VI. 6. 6). Однако боговдохновенный исторический источник, 1 Летопись 8:33 и 9:39, довольно-таки однозначно свидетельствует в пользу того, что Кис был сыном Нира и, следовательно, братом Авенира, а значит, Авенир был дядей Саула.

Авенир возглавлял войско Саула, которое иногда приобретало весьма внушительные размеры — свыше 200 000 человек (1См 15:4). По особым случаям Авенир сидел за праздничным столом рядом с царём (1См 20:25). Авенир, несомненно, был сильным и храбрым человеком. Однако, когда Давид, будучи беглецом, скрывался в пустыне Зиф, он упрекнул его за то, что тот не охранял как должно своего господина, «помазанника Бога» (1См 26:14—16).

После того как филистимляне наголову разбили войско Саула, а сам Саул погиб, Авенир, взяв с собой Иевосфея, сына Саула, переправился через Иордан. Он пришёл в пределы Галаада, в Маханаим. Хотя племя Иуды в Хевроне провозгласило царём Давида, Авенир в Маханаиме поставил царём Иевосфея — в противовес Давиду. То, что за царской властью Иевосфея стоял Авенир, совершенно очевидно. Со временем Авенир склонил на сторону Иевосфея все племена, кроме Иуды (2См 2:8—10).

Через какое-то время войска противоборствующих царей встретились, чтобы помериться силами. Это было в пределах Вениамина, у пруда в Гаваоне (приблизительно треть пути из Хеврона в Маханаим). После того как каждая из армий примерно оценила боеспособность противника, Авенир предложил, чтобы друг с другом сразились по 12 молодых воинов с каждой стороны. Их силы оказались равны, и они убили друг друга. Поэтому противостоящие армии сошлись на поле сражения. Потери Авенира в 18 раз превысили потери Иоава, и Авенир отступил к пустыне (2См 2:12—17, 30, 31).

За Авениром погнался быстроногий брат Иоава Асаил. Авенир несколько раз предлагал ему свернуть в сторону, чтобы тот не погиб от его руки. Асаил отказывался, поэтому Авенир нанёс ему сильный удар в живот задним концом копья и пронзил его насквозь (2См 2:18—23). На закате Иоав по просьбе Авенира приказал своему войску прекратить преследование, и обе армии отправились каждая к своей столице.

Воины отличались выносливостью. Это видно из того, что войско Авенира проделало путь в 80 или более км. Оно спустилось по Иорданской долине, перешло реку, поднялось по долине к холмам Галаада, а оттуда направилось к Маханаиму. А воины Иоава, похоронив Асаила в Вифлееме (возможно, на следующий день), шли всю ночь по горам до Хеврона, преодолев путь не менее чем в 22 км (2См 2:29—32).

Авенир поддерживал приходившее в упадок правление Иевосфея и в то же время укреплял своё положение. Возможно, он рассчитывал получить царскую власть, поскольку был братом отца Саула. Когда Иевосфей отчитал его за то, что он имел близость с одной из наложниц Саула (на что имел право только наследник покойного царя), Авенир, разгневавшись, объявил, что переходит на сторону Давида (2См 3:6—11). Он вступил с Давидом в переговоры, особо отметив то, что, по сути, правит всем Израилем, кроме Иуды. Давид потребовал вернуть ему его жену Мелхолу. Авенир выполнил это условие, а затем лично встретился с главами 11 племён, то есть всех племён за исключением Иуды, чтобы склонить их на сторону помазанного Богом царя, Давида (2См 3:12—19).

После этого Давид радушно принял Авенира в столице своего царства, в Хевроне. В тот же день Авенир отправился в путь, чтобы убедить все племена Израиля заключить с Давидом соглашение. Но Иоав, только что вернувшийся из похода, заявил, что Авенир — коварный лазутчик. По собственной инициативе Иоав вернул Авенира с полдороги и заманил в такое место, где мог его убить (2См 3:20—27).
После смерти Авенира Иевосфей уже не мог рассчитывать ни на чью поддержку. Вскоре он был убит заговорщиками. Так правление дома Саула пришло к своему концу (2См 4:1—3, 5—12).

Спустя много лет, когда приближалось время смерти Давида, он вспомнил о гибели Авенира (а также Амессая) и повелел Соломону изгладить вину в пролитии крови, которую Иоав навёл на дом Давида (1Цр 2:1, 5, 6). Вскоре после этого убийца Авенира Иоав был казнен по приказу Соломона (1Цр 2:31—34).

В Библии говорится только об одном сыне Авенира, Иаасииле, который был начальником племени Вениамина во время правления Давида (1Лт 27:21). В 1 Летописи 26:28 отмечается, что Авенир сделал пожертвование в пользу священного шатра из добычи, захваченной в то время, когда он был военачальником.


Рецензии